kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Идейное содержание рассказа А. П. Чехова «Попрыгунья» (1892 г.)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Идейное содержание рассказа А. П. Чехова «Попрыгунья» (1892 г.)

 

            Цели: - выяснить идейное содержание рассказа;

- развить знания учащихся о произведениях малого жанра;

- содействовать воспитанию активной жизненной позиции.

            Оборудование: ИАД, портрет писателя,  эпиграф: «… Сколько дивных минут прожил я над Вашими книгами, сколько раз плакал над ними и злился, как волк в капкане, и грустно смеялся подолгу» (М. Горький); картины русских художников, иллюстрации к рассказам     А. П. Чехова.

            План и ход урока.

1.Оргмомент. (Ещё на перемене учащиеся записали с доски тему, эпиграф, получили карточки с вопросами о жизни и творчестве А. П. Чехова.)

2.Проверка домашнего задания. (Проверка ответов по карточкам, дополнения, пояснения; дискуссия.)

3.Сообщение учителем цели урока.

4.Беседа по содержанию рассказа А. П. Чехова «Попрыгунья». (Краткие выводы учащиеся записывают в тетрадях.)

- Поделитесь, пожалуйста, вашими впечатлениями от рассказа.

- Почему он так называется?

- Где завязка рассказа? (Свадьба.)

- Главные герои?

- Как проводит своё время Ольга Ивановна?

- Почему некоторые люди окружают себя великими людьми?

- А была ли любовь? (Эпизод на даче, на пароходе.)

- Любил ли Рябовский Ольгу Ивановну? Зачитайте эпизод, где он признаётся ей в любви. Что тут настораживает?

- Ольга Ивановна так сильно любила искусство? Почему?

- Что значит «дилетант»?

- Есть ли в рассказе настоящие знаменитые люди? (Её муж, О. С. Дымов, друзья мужа.) Почему?

- Почему он ночами занимался переводами?

- По какой причине умер Дымов? Как вы это поняли? Какие впечатления произвела на вас эта смерть?

- Какого литературного героя вам напомнил Дымов и его смерть? (И. С. Тургенев «Отцы и дети», Базаров.)

5.Выступление учащегося, который индивидуально готовил сообщение – исследование «Базаров и Дымов».

- Выразительно прочитайте отрывок со слов «Ольга Дмитриевна вспомнила всю жизнь…»

- Почему же так получилось? (Есть люди, которые любят искусство, но есть люди, которые любят себя в искусстве. Ольга Ивановна ветреная, слабая; её втянул водоворот призрачного существования в мире грошовых интересов и чувств. Подлинные чувства она променяла на мишуру.)

6.Слово учителя об истории создания рассказа. (Об отношениях И. Левитана, Лики Мизиновой, Чехова, о Кувшинниковой.)

7.Вывод: Ольга Ивановна играла в любовь к искусству, и Дымов стал жертвой этой игры. Смерть доктора Дымова – моральная гибель Ольги Ивановны. Вот таково идейное содержание рассказа А. П. Чехова «Попрыгунья».

- Что вы записали в тетради? Прочитайте, пожалуйста.

- Какую оценку поставили бы вы себе за участие на уроке?

Оценки.

8.Домашнее задание.

a.Прочитать «Дом с мезонином» А. П. Чехова;

b.Письменно ответить, что значит «любить себя в искусстве»?;

c.Индивидуальное задание: сопоставить рассказ с стихотворением             М. Ю. Лермонтова «Сон»; нарисовать иллюстрации к рассказу (по желанию учащихся.)

Спасибо!

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Идейное содержание рассказа А. П. Чехова «Попрыгунья» (1892 г.) »

Идейное содержание рассказа А. П. Чехова «Попрыгунья» (1892 г.)


Цели: - выяснить идейное содержание рассказа;

- развить знания учащихся о произведениях малого жанра;

- содействовать воспитанию активной жизненной позиции.

Оборудование: ИАД, портрет писателя, эпиграф: «… Сколько дивных минут прожил я над Вашими книгами, сколько раз плакал над ними и злился, как волк в капкане, и грустно смеялся подолгу» (М. Горький); картины русских художников, иллюстрации к рассказам А. П. Чехова.

План и ход урока.

  1. Оргмомент. (Ещё на перемене учащиеся записали с доски тему, эпиграф, получили карточки с вопросами о жизни и творчестве А. П. Чехова.)

  2. Проверка домашнего задания. (Проверка ответов по карточкам, дополнения, пояснения; дискуссия.)

  3. Сообщение учителем цели урока.

  4. Беседа по содержанию рассказа А. П. Чехова «Попрыгунья». (Краткие выводы учащиеся записывают в тетрадях.)

- Поделитесь, пожалуйста, вашими впечатлениями от рассказа.

- Почему он так называется?

- Где завязка рассказа? (Свадьба.)

- Главные герои?

- Как проводит своё время Ольга Ивановна?

- Почему некоторые люди окружают себя великими людьми?

- А была ли любовь? (Эпизод на даче, на пароходе.)

- Любил ли Рябовский Ольгу Ивановну? Зачитайте эпизод, где он признаётся ей в любви. Что тут настораживает?

- Ольга Ивановна так сильно любила искусство? Почему?

- Что значит «дилетант»?

- Есть ли в рассказе настоящие знаменитые люди? (Её муж, О. С. Дымов, друзья мужа.) Почему?

- Почему он ночами занимался переводами?

- По какой причине умер Дымов? Как вы это поняли? Какие впечатления произвела на вас эта смерть?

- Какого литературного героя вам напомнил Дымов и его смерть? (И. С. Тургенев «Отцы и дети», Базаров.)

  1. Выступление учащегося, который индивидуально готовил сообщение – исследование «Базаров и Дымов».

- Выразительно прочитайте отрывок со слов «Ольга Дмитриевна вспомнила всю жизнь…»

- Почему же так получилось? (Есть люди, которые любят искусство, но есть люди, которые любят себя в искусстве. Ольга Ивановна ветреная, слабая; её втянул водоворот призрачного существования в мире грошовых интересов и чувств. Подлинные чувства она променяла на мишуру.)

  1. Слово учителя об истории создания рассказа. (Об отношениях И. Левитана, Лики Мизиновой, Чехова, о Кувшинниковой.)

  2. Вывод: Ольга Ивановна играла в любовь к искусству, и Дымов стал жертвой этой игры. Смерть доктора Дымова – моральная гибель Ольги Ивановны. Вот таково идейное содержание рассказа А. П. Чехова «Попрыгунья».

- Что вы записали в тетради? Прочитайте, пожалуйста.

- Какую оценку поставили бы вы себе за участие на уроке?

Оценки.

  1. Домашнее задание.

    1. Прочитать «Дом с мезонином» А. П. Чехова;

    2. Письменно ответить, что значит «любить себя в искусстве»?;

    3. Индивидуальное задание: сопоставить рассказ с стихотворением М. Ю. Лермонтова «Сон»; нарисовать иллюстрации к рассказу (по желанию учащихся.)

Спасибо!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Идейное содержание рассказа А. П. Чехова «Попрыгунья» (1892 г.)

Автор: Казакова Альфия Фатиховна

Дата: 29.08.2014

Номер свидетельства: 113163

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Тема: идейный смысл рассказа А. П. Чехова «Дом с мезонином» (1896 г). "
    ["seo_title"] => string(68) "tiema-idieinyi-smysl-rasskaza-a-p-chiekhova-dom-s-miezoninom-1896-gh"
    ["file_id"] => string(6) "113164"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1409337914"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства