Идейное содержание рассказа А. П. Чехова «Попрыгунья» (1892 г.)
Идейное содержание рассказа А. П. Чехова «Попрыгунья» (1892 г.)
Идейное содержание рассказа А. П. Чехова «Попрыгунья» (1892 г.)
Цели: - выяснить идейное содержание рассказа;
- развить знания учащихся о произведениях малого жанра;
- содействовать воспитанию активной жизненной позиции.
Оборудование: ИАД, портрет писателя, эпиграф: «… Сколько дивных минут прожил я над Вашими книгами, сколько раз плакал над ними и злился, как волк в капкане, и грустно смеялся подолгу» (М. Горький); картины русских художников, иллюстрации к рассказам А. П. Чехова.
План и ход урока.
1.Оргмомент. (Ещё на перемене учащиеся записали с доски тему, эпиграф, получили карточки с вопросами о жизни и творчестве А. П. Чехова.)
2.Проверка домашнего задания. (Проверка ответов по карточкам, дополнения, пояснения; дискуссия.)
3.Сообщение учителем цели урока.
4.Беседа по содержанию рассказа А. П. Чехова «Попрыгунья». (Краткие выводы учащиеся записывают в тетрадях.)
- Поделитесь, пожалуйста, вашими впечатлениями от рассказа.
- Почему он так называется?
- Где завязка рассказа? (Свадьба.)
- Главные герои?
- Как проводит своё время Ольга Ивановна?
- Почему некоторые люди окружают себя великими людьми?
- А была ли любовь? (Эпизод на даче, на пароходе.)
- Любил ли Рябовский Ольгу Ивановну? Зачитайте эпизод, где он признаётся ей в любви. Что тут настораживает?
- Ольга Ивановна так сильно любила искусство? Почему?
- Что значит «дилетант»?
- Есть ли в рассказе настоящие знаменитые люди? (Её муж, О. С. Дымов, друзья мужа.) Почему?
- Почему он ночами занимался переводами?
- По какой причине умер Дымов? Как вы это поняли? Какие впечатления произвела на вас эта смерть?
- Какого литературного героя вам напомнил Дымов и его смерть? (И. С. Тургенев «Отцы и дети», Базаров.)
5.Выступление учащегося, который индивидуально готовил сообщение – исследование «Базаров и Дымов».
- Выразительно прочитайте отрывок со слов «Ольга Дмитриевна вспомнила всю жизнь…»
- Почему же так получилось? (Есть люди, которые любят искусство, но есть люди, которые любят себя в искусстве. Ольга Ивановна ветреная, слабая; её втянул водоворот призрачного существования в мире грошовых интересов и чувств. Подлинные чувства она променяла на мишуру.)
6.Слово учителяоб истории создания рассказа. (Об отношениях И. Левитана, Лики Мизиновой, Чехова, о Кувшинниковой.)
7.Вывод: Ольга Ивановна играла в любовь к искусству, и Дымов стал жертвой этой игры. Смерть доктора Дымова – моральная гибель Ольги Ивановны. Вот таково идейное содержание рассказа А. П. Чехова «Попрыгунья».
- Что вы записали в тетради? Прочитайте, пожалуйста.
- Какую оценку поставили бы вы себе за участие на уроке?
Оценки.
8.Домашнее задание.
a.Прочитать «Дом с мезонином» А. П. Чехова;
b.Письменно ответить, что значит «любить себя в искусстве»?;
c.Индивидуальное задание: сопоставить рассказ с стихотворением М. Ю. Лермонтова «Сон»; нарисовать иллюстрации к рассказу (по желанию учащихся.)
Спасибо!
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Идейное содержание рассказа А. П. Чехова «Попрыгунья» (1892 г.) »
Идейное содержание рассказа А. П. Чехова «Попрыгунья» (1892 г.)
Цели: - выяснить идейное содержание рассказа;
- развить знания учащихся о произведениях малого жанра;
- содействовать воспитанию активной жизненной позиции.
Оборудование: ИАД, портрет писателя, эпиграф: «… Сколько дивных минут прожил я над Вашими книгами, сколько раз плакал над ними и злился, как волк в капкане, и грустно смеялся подолгу» (М. Горький); картины русских художников, иллюстрации к рассказам А. П. Чехова.
План и ход урока.
Оргмомент. (Ещё на перемене учащиеся записали с доски тему, эпиграф, получили карточки с вопросами о жизни и творчестве А. П. Чехова.)
Проверка домашнего задания. (Проверка ответов по карточкам, дополнения, пояснения; дискуссия.)
Сообщение учителем цели урока.
Беседа по содержанию рассказа А. П. Чехова «Попрыгунья». (Краткие выводы учащиеся записывают в тетрадях.)
- Поделитесь, пожалуйста, вашими впечатлениями от рассказа.
- Почему он так называется?
- Где завязка рассказа? (Свадьба.)
- Главные герои?
- Как проводит своё время Ольга Ивановна?
- Почему некоторые люди окружают себя великими людьми?
- А была ли любовь? (Эпизод на даче, на пароходе.)
- Любил ли Рябовский Ольгу Ивановну? Зачитайте эпизод, где он признаётся ей в любви. Что тут настораживает?
- Ольга Ивановна так сильно любила искусство? Почему?
- Что значит «дилетант»?
- Есть ли в рассказе настоящие знаменитые люди? (Её муж, О. С. Дымов, друзья мужа.) Почему?
- Почему он ночами занимался переводами?
- По какой причине умер Дымов? Как вы это поняли? Какие впечатления произвела на вас эта смерть?
- Какого литературного героя вам напомнил Дымов и его смерть? (И. С. Тургенев «Отцы и дети», Базаров.)
Выступление учащегося, который индивидуально готовил сообщение – исследование «Базаров и Дымов».
- Выразительно прочитайте отрывок со слов «Ольга Дмитриевна вспомнила всю жизнь…»
- Почему же так получилось? (Есть люди, которые любят искусство, но есть люди, которые любят себя в искусстве. Ольга Ивановна ветреная, слабая; её втянул водоворот призрачного существования в мире грошовых интересов и чувств. Подлинные чувства она променяла на мишуру.)
Слово учителяоб истории создания рассказа. (Об отношениях И. Левитана, Лики Мизиновой, Чехова, о Кувшинниковой.)
Вывод: Ольга Ивановна играла в любовь к искусству, и Дымов стал жертвой этой игры. Смерть доктора Дымова – моральная гибель Ольги Ивановны. Вот таково идейное содержание рассказа А. П. Чехова «Попрыгунья».
- Что вы записали в тетради? Прочитайте, пожалуйста.
- Какую оценку поставили бы вы себе за участие на уроке?
Оценки.
Домашнее задание.
Прочитать «Дом с мезонином» А. П. Чехова;
Письменно ответить, что значит «любить себя в искусстве»?;
Индивидуальное задание: сопоставить рассказ с стихотворением М. Ю. Лермонтова «Сон»; нарисовать иллюстрации к рассказу (по желанию учащихся.)