kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Идейное содержание рассказа А. П. Чехова «Попрыгунья» (1892 г.)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Идейное содержание рассказа А. П. Чехова «Попрыгунья» (1892 г.)

 

            Цели: - выяснить идейное содержание рассказа;

- развить знания учащихся о произведениях малого жанра;

- содействовать воспитанию активной жизненной позиции.

            Оборудование: ИАД, портрет писателя,  эпиграф: «… Сколько дивных минут прожил я над Вашими книгами, сколько раз плакал над ними и злился, как волк в капкане, и грустно смеялся подолгу» (М. Горький); картины русских художников, иллюстрации к рассказам     А. П. Чехова.

            План и ход урока.

1.Оргмомент. (Ещё на перемене учащиеся записали с доски тему, эпиграф, получили карточки с вопросами о жизни и творчестве А. П. Чехова.)

2.Проверка домашнего задания. (Проверка ответов по карточкам, дополнения, пояснения; дискуссия.)

3.Сообщение учителем цели урока.

4.Беседа по содержанию рассказа А. П. Чехова «Попрыгунья». (Краткие выводы учащиеся записывают в тетрадях.)

- Поделитесь, пожалуйста, вашими впечатлениями от рассказа.

- Почему он так называется?

- Где завязка рассказа? (Свадьба.)

- Главные герои?

- Как проводит своё время Ольга Ивановна?

- Почему некоторые люди окружают себя великими людьми?

- А была ли любовь? (Эпизод на даче, на пароходе.)

- Любил ли Рябовский Ольгу Ивановну? Зачитайте эпизод, где он признаётся ей в любви. Что тут настораживает?

- Ольга Ивановна так сильно любила искусство? Почему?

- Что значит «дилетант»?

- Есть ли в рассказе настоящие знаменитые люди? (Её муж, О. С. Дымов, друзья мужа.) Почему?

- Почему он ночами занимался переводами?

- По какой причине умер Дымов? Как вы это поняли? Какие впечатления произвела на вас эта смерть?

- Какого литературного героя вам напомнил Дымов и его смерть? (И. С. Тургенев «Отцы и дети», Базаров.)

5.Выступление учащегося, который индивидуально готовил сообщение – исследование «Базаров и Дымов».

- Выразительно прочитайте отрывок со слов «Ольга Дмитриевна вспомнила всю жизнь…»

- Почему же так получилось? (Есть люди, которые любят искусство, но есть люди, которые любят себя в искусстве. Ольга Ивановна ветреная, слабая; её втянул водоворот призрачного существования в мире грошовых интересов и чувств. Подлинные чувства она променяла на мишуру.)

6.Слово учителя об истории создания рассказа. (Об отношениях И. Левитана, Лики Мизиновой, Чехова, о Кувшинниковой.)

7.Вывод: Ольга Ивановна играла в любовь к искусству, и Дымов стал жертвой этой игры. Смерть доктора Дымова – моральная гибель Ольги Ивановны. Вот таково идейное содержание рассказа А. П. Чехова «Попрыгунья».

- Что вы записали в тетради? Прочитайте, пожалуйста.

- Какую оценку поставили бы вы себе за участие на уроке?

Оценки.

8.Домашнее задание.

a.Прочитать «Дом с мезонином» А. П. Чехова;

b.Письменно ответить, что значит «любить себя в искусстве»?;

c.Индивидуальное задание: сопоставить рассказ с стихотворением             М. Ю. Лермонтова «Сон»; нарисовать иллюстрации к рассказу (по желанию учащихся.)

Спасибо!

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Идейное содержание рассказа А. П. Чехова «Попрыгунья» (1892 г.) »

Идейное содержание рассказа А. П. Чехова «Попрыгунья» (1892 г.)


Цели: - выяснить идейное содержание рассказа;

- развить знания учащихся о произведениях малого жанра;

- содействовать воспитанию активной жизненной позиции.

Оборудование: ИАД, портрет писателя, эпиграф: «… Сколько дивных минут прожил я над Вашими книгами, сколько раз плакал над ними и злился, как волк в капкане, и грустно смеялся подолгу» (М. Горький); картины русских художников, иллюстрации к рассказам А. П. Чехова.

План и ход урока.

  1. Оргмомент. (Ещё на перемене учащиеся записали с доски тему, эпиграф, получили карточки с вопросами о жизни и творчестве А. П. Чехова.)

  2. Проверка домашнего задания. (Проверка ответов по карточкам, дополнения, пояснения; дискуссия.)

  3. Сообщение учителем цели урока.

  4. Беседа по содержанию рассказа А. П. Чехова «Попрыгунья». (Краткие выводы учащиеся записывают в тетрадях.)

- Поделитесь, пожалуйста, вашими впечатлениями от рассказа.

- Почему он так называется?

- Где завязка рассказа? (Свадьба.)

- Главные герои?

- Как проводит своё время Ольга Ивановна?

- Почему некоторые люди окружают себя великими людьми?

- А была ли любовь? (Эпизод на даче, на пароходе.)

- Любил ли Рябовский Ольгу Ивановну? Зачитайте эпизод, где он признаётся ей в любви. Что тут настораживает?

- Ольга Ивановна так сильно любила искусство? Почему?

- Что значит «дилетант»?

- Есть ли в рассказе настоящие знаменитые люди? (Её муж, О. С. Дымов, друзья мужа.) Почему?

- Почему он ночами занимался переводами?

- По какой причине умер Дымов? Как вы это поняли? Какие впечатления произвела на вас эта смерть?

- Какого литературного героя вам напомнил Дымов и его смерть? (И. С. Тургенев «Отцы и дети», Базаров.)

  1. Выступление учащегося, который индивидуально готовил сообщение – исследование «Базаров и Дымов».

- Выразительно прочитайте отрывок со слов «Ольга Дмитриевна вспомнила всю жизнь…»

- Почему же так получилось? (Есть люди, которые любят искусство, но есть люди, которые любят себя в искусстве. Ольга Ивановна ветреная, слабая; её втянул водоворот призрачного существования в мире грошовых интересов и чувств. Подлинные чувства она променяла на мишуру.)

  1. Слово учителя об истории создания рассказа. (Об отношениях И. Левитана, Лики Мизиновой, Чехова, о Кувшинниковой.)

  2. Вывод: Ольга Ивановна играла в любовь к искусству, и Дымов стал жертвой этой игры. Смерть доктора Дымова – моральная гибель Ольги Ивановны. Вот таково идейное содержание рассказа А. П. Чехова «Попрыгунья».

- Что вы записали в тетради? Прочитайте, пожалуйста.

- Какую оценку поставили бы вы себе за участие на уроке?

Оценки.

  1. Домашнее задание.

    1. Прочитать «Дом с мезонином» А. П. Чехова;

    2. Письменно ответить, что значит «любить себя в искусстве»?;

    3. Индивидуальное задание: сопоставить рассказ с стихотворением М. Ю. Лермонтова «Сон»; нарисовать иллюстрации к рассказу (по желанию учащихся.)

Спасибо!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Идейное содержание рассказа А. П. Чехова «Попрыгунья» (1892 г.)

Автор: Казакова Альфия Фатиховна

Дата: 29.08.2014

Номер свидетельства: 113163

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Тема: идейный смысл рассказа А. П. Чехова «Дом с мезонином» (1896 г). "
    ["seo_title"] => string(68) "tiema-idieinyi-smysl-rasskaza-a-p-chiekhova-dom-s-miezoninom-1896-gh"
    ["file_id"] => string(6) "113164"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1409337914"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства