Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Организационный момент | |
-Здравствуйте, ребята! Очень рада вас видеть! Надеюсь, что сегодня урок наш станет для вас не просто интересным, но и полезным. Сегодня мы говорим о творчестве А.П. Чехова и его рассказе «Хамелеон», с содержанием которого вы познакомились дома. | Учащиеся готовы к проведению урока |
Опрос учащихся по изученному материалу | |
Прежде чем перейти к анализу содержания рассказа А.П. Чехова «Хамелеон», давайте вспомним то, с чем мы познакомились на предыдущих занятиях. Сейчас один из вас поработает у доски с фактами жизни Чехова и этапами его творчества по материалам статьи А.И. Ревякина. Один ученик подготовит устный ответ на вопрос: Каковы особенности юмористических рассказов Чехова? (по материалам статьи А.И. Ревякина). Остальные ребята вспомнят рассказ Чехова «Лошадиная фамилия» и подумают над вопросом: В чем особенность юмора Чехова? Молодцы! Все справились со своими заданиями. В любом юмористическом рассказе Чехова мы постоянно слышим авторский голос, хотя он явно не выражен. Именно добрый авторский оценочный смех, с элементом трагического является главной особенностью юмористических рассказов Чехова. Перед нами развертывается маленькая сценка во всем трагизме своей мелочности, невежества. Такого рода юмористические ситуации часто «учат» людей. Они как бы видят себя в кривом зеркале смешной ситуации. Недаром Н.В.Гоголь писал: «О, смех – великое дело. Ничего более не боится человек так, как смеха. Боясь смеха, человек удержится от того, от чего бы не удержала его никакая сила». | Один ученик пишет на доске цепочку дат жизни и творчества А.П. Чехова ( по материалам статьи А.И. Ревякина в учебнике). Другой ученик в это время устно характеризует особенности юмористических рассказов Чехова (по материалам статьи А.И. Ревякина в учебнике: Литература 7 кл.: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. Ч 1/ Авт.-сост. В.Я. Коровина М., 2001. С 252-254). Ученики класса приводят примеры ,иллюстрирующие особенности юмористических рассказов Чехова, из рассказа «Лошадиная фамилия» и других произведений Чехова. |
Постановка учебной задачи урока | |
Сегодня на уроке мы обращаемся к идее ещё одного рассказа Чехова под названием «Хамелеон», рассматриваем такое понятие как «хамелеонство», выявляем причины и проявления хамелеонства героями рассказа, проанализируем композицию и определим, какова роль художественных средств в создании комического эффекта, а также рассматриваем разницу между юмором и сатирой. Вот такие не простые, но полезные задачи у нас сегодня! | Открывают текст рассказа и готовятся к анализу. |
Ознакомление с новым учебным материалом | |
Рассматриваемые вопросы: 1.Реакция в России в 1880-е годы (после убийства Александра II ) 2. Процветание чинопочитания, рабской угодливости. 3. «Я всю жизнь по капле выдавливал из себя раба» (А.П. Чехов» 4. «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли» (А.П. Чехов) Тема чинопочитания также активно развивалась в творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина. Давайте вспомним текст его сказки «Как один мужик двух генералов прокормил» и подумаем над вопросами: 1.Как ведут себя герои сказки? 2. Каково их мировоззрение? 3. Меняют ли они своё поведение на протяжении произведения? 4 Можно ли сопоставить их поведение с поведением героя рассказа Чехова «Хамелеон» Герои безусловно меняют своё поведение. Генералы на необитаемом острове очень нуждаются в помощи, но при появлении мужика они занимают позицию «хозяина положения».Очумелов Чехова меняет поведение в зависимости от известий о принадлежности собаки. В обоих текстах идёт речь о мелочности характера и поведения человека. Запишем в тетрадь слова М.Горького о Чехове: «Никто не понимал так ясно и тонко, как Антон Чехов, трагизм мелочей жизни, никто до него не умел так беспощадно правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину их жизни» | Учащиеся слушают лекцию учителя Учащиеся устно отвечают на заданные вопросы и делают сравнительный анализ героев Записывают эпиграф в тетрадь |
Работа с литературным источником | |
Ребята, обратимся к сильной позиции нашего рассказа – заглавию. Каково значение слова «хамелеон»? Выскажете свои предположения, отвлекаясь от текста. Посмотрите, какое определение даёт словарь Ожегова этому слову: Хамелеон – это вид ящериц, способных менять свою окраску в зависимости от погодных условий. Есть ли сходство этого определения с содержанием нашего рассказа? В чем оно? | Ответы детей Ответы детей (Очумелов меняет своё поведение в зависимости от ситуации) |
Прослушивание конкретных эпизодов и анализ текста | |
Сейчас мы прослушаем фрагментарно текст рассказа. 1.Что представляет собой экспозиция рассказа? 2.В чем проявилось новаторство и мастерство Чехова в экспозиции? | Ответы учащихся (экспозиция представляет собой краткую зарисовку ситуации; новаторство Чехова: краткость, лаконичность, использование художественных деталей) |
Работа с литературным источником | |
3. Что такое художественная деталь? Посмотрите в словаре учебника определение детали (хрестоматия) | Ответы учащихся Работают со словарём учебника |
Анализ текста | |
4.Найдите в экспозиции детали? 5. Какова роль художественных деталей в создании образов героев? Использование деталей в рассказе помогает добиться этой самой четкости, краткости, лаконичности, другими словами, подчеркнуть особый стиль написания Чехова. 6.Какие художественные приемы использовал Чехов в описании места действия? Найдите примеры в тексте и сделайте выводы. 7.Какой город можно представить по этому описанию? 8. Что происходит в завязке? Как меняется характер действия? | Высказывают свои мнения (детали: новая шинель Очумелова, узелок, решето с конфискованным крыжовником; детали помогают выстроить образ героев, а также оформить сюжет) Использует прием умолчания: «Кругом тишина…», «На площади ни души…», а также сравнения: «Открытые двери лавок и кабаков глядят на свет божий уныло, как голодные пасти; около них нет даже нищих» Ответы учеников: сонное застывшее царство, нищета, бедность, скупость жителей, отсутствие связей между людьми, разобщенность) От сонного, неподвижного – к динамичному, активному состоянию. |
Рассматривание иллюстраций (презентация) | |
9. Какие детали на картинах помогают передать отношение автора к героям? 10. Что это за отношение? | Отношение ироничное, детали: окровавленный палец Хрюкина, выражение лица Очумелова. |
Составление таблицы | |
Составьте таблицу «Шесть этапов превращений Очумелова». Выпишите в нее из рассказа : Отношение Очумелова к собаке. Отношение Очумелова к Хрюкину. Изменения в речи и поведении Очумелова. | Составляют таблицу |
Анализ текста | |
11. Как изменяется голос и тон высказываний Очумелова в этих этапах? 12. Почему Очумелов требует то снять, то надеть шинель? Символом чего она является? Сформулируйте своё определение «хамелеона». 13.Почему слова «хамелеон» нет в рассказе? Хамелеонство – изменение мнений человека в зависимости от ситуации приобрело всеохватывающий характер. Очумелов – наиболее яркое выражение его сути. Но все участники сценки на базаре лицемерят, приспосабливаются к обстоятельствам из-за своего чинопочитания. | От повелительного, если собака бродячая до трусливого, если собака генеральская Шинель- символ чина. Эти действия показывают отношение к представителям других чинов. Ответы учащихся и их запись в тетрадь: хамелеон – человек, изменяющий своё мнение в зависимости от изменения обстоятельств, условий общественной жизни. Потому что герои не осмысливают своё поведение |
Закрепление изученного материала | |
Давайте подведём итоги сегодняшнего урока и ответим себе на вопрос: Чем страшно и опасно раболепие, лицемерие, хамелеонство и отчего оно зависит? | Хамелеонство опасно отсутствием собственной позиции, угодничеством по отношению к вышестоящим и унижением нижестоящих, расхождением взглядов. Слов и поведения. Зависит хамелеонство от изменений условий окружающей среды. |
Рефлексия | |
Как вы сами оцениваете вашу работу на уроке? Какую задачу ставили? Удалось ли решить поставленную задачу? С какими новыми понятиями вы познакомились сегодня? Над чем нам ещё нужно поработать? Что особенно понравилось и запомнилось на уроке? | Дети дают оценку Познакомиться с идеей рассказа Чехова «Хамелеон» Удалось Художественная деталь Ответы детей Ответы детей |
Домашнее задание | |
Подготовиться инсценировать эпизоды рассказа А.П. Чехова «Хамелеон» ( по группам). Спасибо всем за работу на уроке! | |