Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Организационный момент | |
-Здравствуйте, ребята! Очень рада вас видеть! Надеюсь, что сегодня урок наш станет для вас не просто интересным, но и полезным. Сегодня мы говорим о творчестве А.П. Чехова и его рассказе «Хамелеон», с содержанием которого вы познакомились дома. | Учащиеся готовы к проведению урока |
Опрос учащихся по изученному материалу | |
Прежде чем перейти к анализу содержания рассказа А.П. Чехова «Хамелеон», давайте вспомним то, с чем мы познакомились на предыдущих занятиях. Сейчас один из вас поработает у доски с фактами жизни Чехова и этапами его творчества по материалам статьи А.И. Ревякина. Один ученик подготовит устный ответ на вопрос: Каковы особенности юмористических рассказов Чехова? (по материалам статьи А.И. Ревякина). Остальные ребята вспомнят рассказ Чехова «Лошадиная фамилия» и подумают над вопросом: В чем особенность юмора Чехова? Молодцы! Все справились со своими заданиями. В любом юмористическом рассказе Чехова мы постоянно слышим авторский голос, хотя он явно не выражен. Именно добрый авторский оценочный смех, с элементом трагического является главной особенностью юмористических рассказов Чехова. Перед нами развертывается маленькая сценка во всем трагизме своей мелочности, невежества. Такого рода юмористические ситуации часто «учат» людей. Они как бы видят себя в кривом зеркале смешной ситуации. Недаром Н.В.Гоголь писал: «О, смех – великое дело. Ничего более не боится человек так, как смеха. Боясь смеха, человек удержится от того, от чего бы не удержала его никакая сила». | Один ученик пишет на доске цепочку дат жизни и творчества А.П. Чехова ( по материалам статьи А.И. Ревякина в учебнике). Другой ученик в это время устно характеризует особенности юмористических рассказов Чехова (по материалам статьи А.И. Ревякина в учебнике: Литература 7 кл.: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. Ч 1/ Авт.-сост. В.Я. Коровина М., 2001. С 252-254). Ученики класса приводят примеры ,иллюстрирующие особенности юмористических рассказов Чехова, из рассказа «Лошадиная фамилия» и других произведений Чехова. |
Постановка учебной задачи урока | |
Сегодня на уроке мы обращаемся к идее ещё одного рассказа Чехова под названием «Хамелеон», рассматриваем такое понятие как «хамелеонство», выявляем причины и проявления хамелеонства героями рассказа, проанализируем композицию и определим, какова роль художественных средств в создании комического эффекта, а также рассматриваем разницу между юмором и сатирой. Вот такие не простые, но полезные задачи у нас сегодня! | Открывают текст рассказа и готовятся к анализу. |
Ознакомление с новым учебным материалом | |
Рассматриваемые вопросы: 1.Реакция в России в 1880-е годы (после убийства Александра II ) 2. Процветание чинопочитания, рабской угодливости. 3. «Я всю жизнь по капле выдавливал из себя раба» (А.П. Чехов» 4. «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли» (А.П. Чехов) Тема чинопочитания также активно развивалась в творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина. Давайте вспомним текст его сказки «Как один мужик двух генералов прокормил» и подумаем над вопросами: 1.Как ведут себя герои сказки? 2. Каково их мировоззрение? 3. Меняют ли они своё поведение на протяжении произведения? 4 Можно ли сопоставить их поведение с поведением героя рассказа Чехова «Хамелеон» Герои безусловно меняют своё поведение. Генералы на необитаемом острове очень нуждаются в помощи, но при появлении мужика они занимают позицию «хозяина положения».Очумелов Чехова меняет поведение в зависимости от известий о принадлежности собаки. В обоих текстах идёт речь о мелочности характера и поведения человека. Запишем в тетрадь слова М.Горького о Чехове: «Никто не понимал так ясно и тонко, как Антон Чехов, трагизм мелочей жизни, никто до него не умел так беспощадно правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину их жизни» | Учащиеся слушают лекцию учителя Учащиеся устно отвечают на заданные вопросы и делают сравнительный анализ героев Записывают эпиграф в тетрадь |
Работа с литературным источником | |
Ребята, обратимся к сильной позиции нашего рассказа – заглавию. Каково значение слова «хамелеон»? Выскажете свои предположения, отвлекаясь от текста. Посмотрите, какое определение даёт словарь Ожегова этому слову: Хамелеон – это вид ящериц, способных менять свою окраску в зависимости от погодных условий. Есть ли сходство этого определения с содержанием нашего рассказа? В чем оно? | Ответы детей Ответы детей (Очумелов меняет своё поведение в зависимости от ситуации) |
Прослушивание конкретных эпизодов и анализ текста | |
Сейчас мы прослушаем фрагментарно текст рассказа. 1.Что представляет собой экспозиция рассказа? 2.В чем проявилось новаторство и мастерство Чехова в экспозиции? | Ответы учащихся (экспозиция представляет собой краткую зарисовку ситуации; новаторство Чехова: краткость, лаконичность, использование художественных деталей) |
Работа с литературным источником | |
3. Что такое художественная деталь? Посмотрите в словаре учебника определение детали (хрестоматия) | Ответы учащихся Работают со словарём учебника |
Анализ текста | |
4.Найдите в экспозиции детали? 5. Какова роль художественных деталей в создании образов героев? Использование деталей в рассказе помогает добиться этой самой четкости, краткости, лаконичности, другими словами, подчеркнуть особый стиль написания Чехова. 6.Какие художественные приемы использовал Чехов в описании места действия? Найдите примеры в тексте и сделайте выводы. 7.Какой город можно представить по этому описанию? 8. Что происходит в завязке? Как меняется характер действия? | Высказывают свои мнения (детали: новая шинель Очумелова, узелок, решето с конфискованным крыжовником; детали помогают выстроить образ героев, а также оформить сюжет) Использует прием умолчания: «Кругом тишина…», «На площади ни души…», а также сравнения: «Открытые двери лавок и кабаков глядят на свет божий уныло, как голодные пасти; около них нет даже нищих» Ответы учеников: сонное застывшее царство, нищета, бедность, скупость жителей, отсутствие связей между людьми, разобщенность) От сонного, неподвижного – к динамичному, активному состоянию. |
Рассматривание иллюстраций (презентация) | |
9. Какие детали на картинах помогают передать отношение автора к героям? 10. Что это за отношение? | Отношение ироничное, детали: окровавленный палец Хрюкина, выражение лица Очумелова. |
Составление таблицы | |
Составьте таблицу «Шесть этапов превращений Очумелова». Выпишите в нее из рассказа : Отношение Очумелова к собаке. Отношение Очумелова к Хрюкину. Изменения в речи и поведении Очумелова. | Составляют таблицу |
Анализ текста | |
11. Как изменяется голос и тон высказываний Очумелова в этих этапах? 12. Почему Очумелов требует то снять, то надеть шинель? Символом чего она является? Сформулируйте своё определение «хамелеона». 13.Почему слова «хамелеон» нет в рассказе? Хамелеонство – изменение мнений человека в зависимости от ситуации приобрело всеохватывающий характер. Очумелов – наиболее яркое выражение его сути. Но все участники сценки на базаре лицемерят, приспосабливаются к обстоятельствам из-за своего чинопочитания. | От повелительного, если собака бродячая до трусливого, если собака генеральская Шинель- символ чина. Эти действия показывают отношение к представителям других чинов. Ответы учащихся и их запись в тетрадь: хамелеон – человек, изменяющий своё мнение в зависимости от изменения обстоятельств, условий общественной жизни. Потому что герои не осмысливают своё поведение |
Закрепление изученного материала | |
Давайте подведём итоги сегодняшнего урока и ответим себе на вопрос: Чем страшно и опасно раболепие, лицемерие, хамелеонство и отчего оно зависит? | Хамелеонство опасно отсутствием собственной позиции, угодничеством по отношению к вышестоящим и унижением нижестоящих, расхождением взглядов. Слов и поведения. Зависит хамелеонство от изменений условий окружающей среды. |
Рефлексия | |
Как вы сами оцениваете вашу работу на уроке? Какую задачу ставили? Удалось ли решить поставленную задачу? С какими новыми понятиями вы познакомились сегодня? Над чем нам ещё нужно поработать? Что особенно понравилось и запомнилось на уроке? | Дети дают оценку Познакомиться с идеей рассказа Чехова «Хамелеон» Удалось Художественная деталь Ответы детей Ответы детей |
Домашнее задание | |
Подготовиться инсценировать эпизоды рассказа А.П. Чехова «Хамелеон» ( по группам). Спасибо всем за работу на уроке! | |
| Этапы урока | Содержание этапа |
1 | Организационный момент, включающий: Цель, которая должна быть достигнута учащимися: возникновение у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность. Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока: 1. подготовить учащихся к работе; 2. организовать внимание учащихся, внутреннюю готовность и положительный настрой на урок. | Метод: беседа Критерий достижения цели: Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в ритм урока. |
2 | Опрос учащихся по заданному на дом материалу, включающий: Цель, которая должна быть достигнута учащимися: учащиеся должны повторить основные этапы творчества А.П. Чехова и сформулировать особенности юмористических рассказов Чехова на примере ранее изученных текстов. Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока: - установить уровень знаний; - закрепить и углубить знания актуальные для поведения урока; - развивать способность концентрировать внимание; - развивать коммуникативные умения - обеспечить мотивацию и принятие учащимися цели, учебно-познавательной деятельности. | Методы: словесный Формы работы: фронтальная Форма контроля: самопроверка, взаимопроверка. Критерии достижения целей: учащийся должен называть главные особенности юмора А.П. Чехова и этапы его творчества Методы стимулирования: словесная оценка выполненной работы, краткий анализ процесса выполнения работы, словесная оценка всего класса. Выставление бальной отметки всему классу. |
3 | Постановка целей и задач урока: Постановка конкретной учебной цели перед учащимися: - определить идею рассказа «Хамелеон» - проанализировать образ главного героя -обозначить способы создания образа главного героя Цели и задачи, которые ставит перед собой учитель: - познакомить с лексическим значением слова «хамелеон» -обозначить определенный «хамелеоновский тип личности» в литературе, привести примеры других произведений. | Методы: словесный, Формы работы: фронтальная |
4 | Изучение нового учебного материала: Постановка конкретной учебной цели перед учащимися: - определить идею рассказа «Хамелеон» - проанализировать образ главного героя -обозначить способы создания образа главного героя Цели и задачи, которые ставит перед собой учитель: - познакомить с лексическим значением слова «хамелеон» -обозначить определенный «хамелеоновский тип личности» в литературе, привести примеры других произведений. -Познакомить учащихся с иллюстрациями Кардовского, Бескаравайского, Кукрыниксов к рассказу Чехова «Хамелеон» | Методы обучения: словесный, метод работа с учебником, использование ИКТ, частично-поисковый Формы работы: фронтальная. Критерии определения уровня внимания и интереса учащихся к материалу: активные действия учащихся при работе над новыми понятиями, активность учащихся при обсуждении вопросов; активность и проявление индивидуальности в ответах на вопросы. Методы стимулирования: словесная оценка выполненной работы, словесная оценка работы всего класса, а не отдельных учеников; похвала и поддержка ребят. |
5 | Закрепление учебного материала: постановка учебной цели перед учащимися: -дать определение понятию «хамелеонство» - установить опасность хамелеонства и его суть - хамелеоны – отдельные типы личности Цели и задачи, которые ставит перед собой учитель: - развивать навыки анализа текста - развивать умение аргументировано отвечать на вопросы развиватьцелеустремленность, настойчивость, самостоятельность; - закрепить полученные на уроке знания. | Методы обучения: словесный, репродуктивный, Формы работы: фронтальная, самостоятельная работа Критерии позволяющие определить степень усвоения учащимися нового учебного материала: Использование терминов Понимание слова «хамелеон» как отдельного типа личности Понимание основной мысли текста 4. Способы выражения этой идеи. |
6 | Рефлексия определение целей для учащихся: - осмыслить содержание урока; - подвести итог урока (чему научились? Удалось ли достичь поставленную в начале урока цель?) Определение целей, которые хочет достичь учитель: - Мобилизовать учащихся на рефлексию своего поведения в осмыслении своих действий и самооценке. | Методы: беседа Формы работы: фронтальная Критерии: открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. Умение правильно оценить своё состояние; понимать, что нужно регулировать , чтобы лучше усвоить полученные знания |
7 | Задание на дом: постановка целей самостоятельной работы для учащихся - разобраться ,что нужно сделать дома, записать домашнее задание; определение целей, которые хочет достичь учитель, задавая задание на дом - наметить перспективу последующей самостоятельной работы дома с целью закрепления материала | Метод: объяснительный Критерии: Полное представление того, что надо сделать дома к следующему уроку |