Япония – страна восходящего солнца. Биография и творчество Рюноскэ Акутагава
Япония – страна восходящего солнца. Биография и творчество Рюноскэ Акутагава
Тема урока: Япония – страна восходящего солнца. Биография и творчество Рюноскэ Акутагава Уровень образования школьников: 9 класс якутской школы. Учебный предмет: зарубежная литература Тип урока: Урок-Введение Вид урока: Урок-Беседа Цели: 1) Сформировать представление о литературе Востока, о Японии. Показать формирование личности Рюноскэ Акутагава, охарактеризовав основные периоды его творчества. Подчеркнуть современность его произведений. Вызвать интерес к японской культуре. 2) Развитие монологической речи учащихся, умения составлять тезисы, обобщать делать выводы, аргументировать свою точку зрения. 3) Воспитание уважения к творчеству великих деятелей культуры, понимания главных нравственных ценностей. Оборудование: Доска, презентация, рабочая тетрадь, словарь. Методы и приемы: Рассказ учителя, выразительное чтение, аналитическая беседа, индивидуальные опережающие задания, словарная работа. Словарная Работа: самурай, хокку, суши, Кимоно, сакура, аниме, новелл.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Япония – страна восходящего солнца. Биография и творчество Рюноскэ Акутагава »
Тема урока №1: Япония – страна восходящего солнца. Биография и творчество Рюноскэ Акутагава
Уровень образования школьников: 9 класс якутской школы.
Учебный предмет: зарубежная литература
Тип урока: Урок-Введение
Вид урока: Урок-Беседа
Цели:
1) Сформировать представление о литературе Востока, о Японии. Показать формирование личности Рюноскэ Акутагава, охарактеризовав основные периоды его творчества. Подчеркнуть современность его произведений. Вызвать интерес к японской культуре.
2) Развитие монологической речи учащихся, умения составлять тезисы, обобщать делать выводы, аргументировать свою точку зрения.
3) Воспитание уважения к творчеству великих деятелей культуры, понимания главных нравственных ценностей.
2.Запись темы урока, знакомство с эпиграфом(3мин):
Непостижимое слово человек
И как постичь столь странное явленье?
Пожалуй, сам он знает меньше всех
Своих земных путей предназначенье.
Джордж Байрон
3. Постановка целей урока(3мин):
Зарубежная литература включена в школьную программу по русской литературе, но среди множества имен имени классика японской литературы Рюноскэ Акутагава нет, но исследования последних лет в сфере читательских интересов старшеклассников показали достаточно высокий уровень желания больше узнать о культуре востока, в том числе японской культуре. Это может быть связано с близостью нахождения нашего региона с Дальним Востоком, к тому же в СВФУ большой конкурс на восточное отделение факультета иностранных языков, к тому же ни для кого не секрет, что в среде современной молодежи стало модным массовое увлечение анимэ, дорамами (японскими сериалами), произведениями Харуки Мураками, Мураками Рю, Миямото Тэру. Поэтому сегодня на уроке мы познакомимся с классиком японской литературы, новеллистом – Рюноскэ Акутагава, попытаемся проследить его творческий путь, узнаем о месте русской литературы в японской культуре.
II. Ознакомление с Японской культурой
- Ребята, а что мы знаем о Японии? Какой город является столицей Японии? (Токио)
- А какая она - страна Япония? (8 подготовленных учеников по очереди читают стихи учителя Мершеевой Т.В., а термины произносят все хором).
- Ребята, теперь дадим определение всем этим словам и запишем в словари. (Определения и изображения в виде слайдов)
Самурай - Само же слово «самурай» происходит от глагола «saberu», в дословном переводе означающего «служить, поддерживать»; то есть самурай — служилый человек. Самураи — не просто воины-рыцари, они были и телохранителями своего даймё, и в то же время его слугами в повседневной жизни. Самая почётная должность — смотритель меча своего господина, но были и такие должности, как «смотритель зонтика» или «подаватель воды утром, после сна».
Хокку - жанр японской поэтической миниатюры. Хокку состоит из трех стихов фиксированного слогового состав: 5 - 7 - 5. Всего семнадцать слогов. В русской поэзии, ввиду сравнительной многосложности русских слов, жанр хокку почти не использовал.
Суши - блюдо традиционной японской кухни, приготовленное из риса и различных морепродуктов, а также других ингредиентов. С начала 1980-х суши получили широкую популярность в мире.
Кимоно - традиционная одежда в Японии. С середины XIX века считается японским «национальным костюмом».
Сакура – вид декоративных деревьев семейства Розовые. Сакурой также называют соцветия этих деревьев.
Аниме - японская анимация. В отличие от мультфильмов других стран, предназначенных в основном для просмотра детьми, большая часть выпускаемого аниме рассчитана на подростковую и взрослую аудитории, и во многом за счёт этого имеет высокую популярность в мире.
Новелла - повествовательный прозаический жанр, для которого характерны краткость, острый сюжет, нейтральный стиль изложения, отсутствие психологизма, неожиданная развязка. Иногда употребляется как синоним рассказа или называется его разновидностью.
Сообщение ученика о Японии (показ слайдов презентации о Японии) (7 мин) Культура Японии сначала может ошеломить ничего не знающего об этой стране иностранца. Другие отношения, другие нравы, другая культура, другая жизнь.
Если японцы знакомятся друг с другом по службе или через знакомого, то первым делом они выясняют друг о друге практически всё – социальный статус, положение по службе, увлечения и т.п. Это не праздное любопытство и не проявление вежливости, это необходимость. Знать, стоите ли вы с собеседником на одной ступени в обществе или на разных (если на разных, то на каких – кто «выше», а кто – «ниже»), японцу необходимо для правильного поведения и разговора.
Также до сих пор в отношениях между мужчинами и женщинами проскальзывают отголоски былого неравенства и униженного положения женщин. Да, они полностью распоряжались доходами дома (и распоряжаются сейчас), но по сути именно домом их жизнь и ограничивалась. Там, где господа-самураи бесчинствовали и веселились с друзьями, скача на лошадях, посещая театры или разъезжая с соколами на охоте, женщинам был путь заказан. Уделом женщины был дом и дети. Ещё чайная церемония и икебана. Всё больше женщин хочет быть материально независимыми и устраивается на работу, где как раз и возникают проблемы – очень часто за одну и ту же работу мужчинам платят куда больше, чем женщинам.
Что же касается взаимоотношений полов, то очень часто современные японцы, будучи крайне загруженными на работе, прибегают к браку по договорённости – «о-миаи». Т.е. фактически, людей сводит сваха, которая собирает информацию о семьях потенциальных жениха и невесты и если при первом «смотре» молодых людей всё устраивает, то они начинают «встречаться».
В давние времена женская красота была неотделима от красоты душевной – дамы должны были уметь музицировать и слагать стихи по случаю и без оного. К тому же древним японкам не было нужды показывать себя кому бы то ни было, кроме своего отца и мужа, так что внешняя красота не считалась чем-то обязательным.
III. Жизненный и творческий путь Рюноскэ Акутагава (15 мин)
- А теперь внимательно слушаем сообщение о жизни Акутагава, записываем в тетради основные положения, потому что в конце урока будут предложены вопросы по теме (в виде слайдов).
Рюноскэ Акутагава родился в Токио утром 1 марта 1892 года, или, по старинному времяисчислению, в час Дракона дня Дракона месяца Дракона, и потому его нарекли Рюноскэ, ибо «смысловой» иероглиф этого имени «рю» означает «дракон».
После окончания токийской муниципальной средней школы в числе лучших учеников в 1910 поступает в первый колледж на литературное отделение — изучать английскую литературу.
В 1913 приступает к учебе на английском отделении филологического факультета Токийского императорского университета. Он и его друзья по университету — будущие писатели Кумэ Масао, Кикути Хироси, Ямамото Юдзи и др. — были в курсе основных течений западной литературы, вели полемику по поводу того, какие направления больше отвечают запросам сегодняшнего дня.
Первые рассказы Акутагавы «Ворота Расёмон» (1915) и «Нос» (1916) заставили говорить о появлении нового талантливого автора. «Нос» — японский вариант гоголевского «Носа» (Акутагава был неплохо знаком с русской литературой) — о злоключениях средневекового монаха с очень длинным носом. Повествование, ловко сплетающее воедино низкий быт и возвышенные духовные стремления, представляет попытку «поиграть» с русским сюжетом на японской почве. Нос героя не исчезает — он из слишком длинного становится обычным, что, как ни странно, не уменьшает страданий хозяина, — теперь он переживает из-за «утраты индивидуальности».
Уже в первых рассказах можно проследить черты, характерные для всего творчества в целом — отстраненно-ироническая позиция рассказчика, иногда смягченная юмором, обыгрывание известных сюжетов зарубежной и древней японской литературы. Своим учителем в писательстве Акутагава считал мэтра японской литературы Нацумэ Сосэки (1867–1916), с которым познакомился, учась в университете. Акутагава еще был прекрасным знатоком европейской, в том числе и русской. Его учителями обычно называют Бодлера, Франса, Мериме, Ибсена, Стриндберга. Он цитировал Пушкина, Толстого, Достоевского, Тургенева, Гоголя, Чехова.
Он работал преподавателем английского языка в Морском механическом училище города Камакура. Затем переехав в Токио в 1919, стал сотрудником газеты «Осака майнити симбун». Недолго поработав в редакции, всецело отдался писательской деятельности, быстро выдвинулся в литературном мире и остался в первых рядах писателей своего поколения до конца своей недолгой жизни.
Действие многих произведений Акутагава происходит в далеком прошлом. Новеллы Акутагава написаны лаконичным языком, двумя-тремя словами он может дать сочный и яркий образ.
IV. Итог урока (8 мин)
Викторина
Вы внимательно слушали, а теперь проверим, что же вы запомнили из сегодняшнего урока?
Вопросы викторины по биографии и творчеству Акутагава:
- В каком городе родился Р.Акутагава? (Токио)
- Что в переводе на русский язык означает имя Рюноскэ?
( Дракон)
- Кого называют учителями Акутагава? А из русских писателей?
- Как называются первые рассказы Акутагава, которые сделали его известным? («Ворота Расемон», Нос»)
- Произведение «Нос» Акутагава аналог произведения какого русского писателя? (Н.В. Гоголь «Нос»)
- К какому времени относятся действия произведений Акутагава? (Действие многих новелл Акутагавы происходит в далеком прошлом)
- В каких жанрах писал Акутагава свои произведения? (рассказы, новеллы)
Домашнее задание
Прочитать новеллу Рюноскэ Акутагава «Бататовая каша» и перечитать повесть Гоголя «Шинель»