1.Выявление особенностей поэтического взгляда на мир героя рассказа; художественной идеи рассказа.
2.Формирование навыков выразительного чтения и чтения по ролям, лексической работы, самостоятельной исследовательской работы с текстом, работы с иллюстрациями.
3.Формирование нравственно-эстетических представлений учащихся в ходе выявления особенностей мировосприятия героя.
Оборудование: репродукции картин И.Шишкина, Н.Крылова, К.Юона, посвященных зиме.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«И.А.Бунин "В деревне"»
Урок литературы 5 класс
Тема урока: И.А. БУНИН «В ДЕРЕВНЕ»
Цели
1.Выявление особенностей поэтического взгляда на мир героя рассказа; художественной идеи рассказа.
2.Формирование навыков выразительного чтения и чтения по ролям, лексической работы, самостоятельной исследовательской работы с текстом, работы с иллюстрациями.
3.Формирование нравственно-эстетических представлений учащихся в ходе выявления особенностей мировосприятия героя.
Оборудование: репродукции картин И.Шишкина, Н.Крылова, К.Юона, посвященных зиме. ХОД УРОКА
1. Анализ рассказа И.А. Бунина «В деревне».
Слово учителя
Произведения И.А. Бунина 1890-1900 гг. посвящены переживаниям писателя, рожденным воспоминаниями детства или совсем не давними впечатлениями, вызванными посещением русской деревни. Внутренне все рассказы объединены авторским стремлением проникнуть в трагическое несоответствие между прекрасной природой и человеческим бытием, мечтой о счастье и нарушением «заповеди радости, для которой мы должны жить на земле».
Оживляя картины детства, Бунин пытается найти ценности бытия, порой трудно уловимые, нестойкие или даже «непохожие на действительность».
В большинстве рассказов И.А. Бунина, написанных в этот период, герои стремятся в той или иной форме ответить на вечные вопросы жизни. Рассказы этих лет позволяют углубиться в «многослойное» бытие личности, исполненное искренними чувствами. Такие произведения сближаются с бунинской поэзией и обогащают ее.
• Какое настроение преобладает в рассказе?
Рассказ наполнен предвкушением счастья, ожиданием перемен, которые совершаются в жизни человека вместе с наступлением весны.
• Какой изображена зима в рассказе И. Бунина?
• Обращение к выставке репродукций картин: Н. Крылов «Русская зима», К. Юон «Мартовское солнце».
• Что объединяет картины русских художников и рассказ И. Бунину
Лексическая работа
• Объясните значение слов: вогул, иноходь, коренник, пристяжные.
• О каких событиях вспоминает герой рассказа?
Проверка домашнего задания. Цитатные планы.
• Выразительное чтение рассказа от начала до слов «Да, это настоящая зима!». Какая картина возникла в вашем воображении в процессе чтения этого абзаца?
• Выразительное чтение рассказа от слов «Я с нетерпением ждал ток» до слов «...да на стены домов».
• Изменилось ли настроение героя во втором абзаце? Какие чувства испытывает герой, наблюдая приготовления к празднику?
• Какие детали позволяют понять, почему увидеть весну в городе невозможно? • Выразительное чтение фрагмента от слов «И вот наконец наступал данный, радостный день» до слов «Даже весело то, что в вагоне так го народу, так тесно и шумно».
• Выпишите из прочитанного отрывка слова, передающие настроений героя. О каких его качествах свидетельствует это описание чувств?
Исследовательская работа с текстом
• 1 вариант.Выпишите из текста сочетания слов, передающие приметы зимы. Какие литературные средства помогают автору описать картины зимы?
• 2 вариант.Выпишите из текста сочетания слов, передающие краски зимы. Какие цвета преобладают в описании зимнего пейзажа? Как умение замечать разнообразные оттенки цветов характеризует героя?
Краски зимы.
В описании преобладают синие, красные, лиловые, перламутров тона.
Мальчик смотрит на мир глазами художника, замечающего полутон оттенки.
Слово учителя
Корней Чуковский точно отметил очень важную особенность поэтического взгляда на мир И.А. Бунина: «Его степной, деревенский глаз так хваток, остер и зорок, что мы все перед ним — как слепцы. Знали ли мы до него, что белые лошади под луною зеленые, а глаза у них фиолетовые, а дым — сиреневый, а чернозем — синий, а жнивья — лимонные? Там, где мы видим только синюю или красную краску, он видит десятки полутонов и оттенков».
• Выразительное чтение по ролям диалога от слов «Мне было грустно покидать родной дом...» до слов «И хорошо можно жить в деревне!».
• В чем смысл советов отца?
• Отец с грустью замечает: «Бедности в деревне много». Какой кажется жизнь крестьян герою? Как это характеризует мальчика?
• Выразительное чтение от слов «Правда, правда!» до слов «Радостно взвизгивает и заливается смехом».
Лексическая работа Наглядеться —вполне насладиться созерцанием, рассматриванием чего-либо.
2. Итоги урока.
• Почему в морозный январский день мальчик чувствует весну?
Герой счастлив. Это ощущение ему дает общение с природой. Мальчика не покидает чувство глубокого довольства и покоя, весеннее радостное настроение наполняет душу. Он забывает о реальности, очарованный солнечными днями, светлыми грезами о близкой весне.
• Эти впечатления — лишь предчувствие весны. Какой представляет настоящую весну мальчик?
«Этот же ветер скоро станет теплее, а когда наступит март,— шумно и весело пойдет он по березовым лесам в блеске весеннего солнца, пробуждая природу от зимнего сна. А потом загремят по оврагам полые воды, налетят с далекого юга птицы, зазеленеют поля...
Хорошо в полях!»
Весна для героя — сказочное существо, приносящее миру радость и обновление.