kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

И.А.Бунин "В деревне"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели

1.Выявление особенностей поэтического взгляда на мир героя рассказа; художественной идеи рассказа.

2.Формирование навыков выразительного чтения и чтения по ролям, лексической работы, самостоятельной исследовательской работы с текстом, работы с иллюстрациями.

3.Формирование нравственно-эстетических представлений учащихся в ходе выявления особенностей мировосприятия героя.

Оборудование: репродукции картин И.Шишкина, Н.Крылова, К.Юона, посвященных зиме. 
 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«И.А.Бунин "В деревне"»

Урок литературы 5 класс 

Тема урока: И.А. БУНИН «В ДЕРЕВНЕ» 

Цели

1.Выявление особенностей поэтического взгляда на мир героя рассказа; художественной идеи рассказа.

2.Формирование навыков выразительного чтения и чтения по ролям, лексической работы, самостоятельной исследовательской работы с текстом, работы с иллюстрациями.

3.Формирование нравственно-эстетических представлений учащихся в ходе выявления особенностей мировосприятия героя.

Оборудование: репродукции картин И.Шишкина, Н.Крылова, К.Юона, посвященных зиме. 
ХОД УРОКА 

1. Анализ рассказа И.А. Бунина «В деревне». 

Слово учителя

Произведения И.А. Бунина 1890-1900 гг. посвящены пережива­ниям писателя, рожденным воспоминаниями детства или совсем не дав­ними впечатлениями, вызванными посещением русской деревни. Внутренне все рассказы объединены авторским стремлением прони­кнуть в трагическое несоответствие между прекрасной природой и человеческим бытием, мечтой о счастье и нарушением «заповеди радости, для которой мы должны жить на земле».

Оживляя картины детства, Бунин пытается найти ценности бытия, порой трудно уловимые, нестойкие или даже «непохожие на действительность».

В большинстве рассказов И.А. Бунина, написанных в этот период, ге­рои стремятся в той или иной форме ответить на вечные вопросы жизни. Рассказы этих лет позволяют углубиться в «многослойное» бытие лично­сти, исполненное искренними чувствами. Такие произведения сближают­ся с бунинской поэзией и обогащают ее.

• Какое настроение преобладает в рассказе?

Рассказ наполнен предвкушением счастья, ожиданием перемен, кото­рые совершаются в жизни человека вместе с наступлением весны.

• Какой изображена зима в рассказе И. Бунина?

• Обращение к выставке репродукций картин: Н. Крылов «Русская зима», К. Юон «Мартовское солнце».

• Что объединяет картины русских художников и рассказ И. Бунину 

Лексическая работа

• Объясните значение слов: вогул, иноходь, коренник, пристяжные.

• О каких событиях вспоминает герой рассказа? 

Проверка домашнего задания. Цитатные планы.

• Выразительное чтение рассказа от начала до слов «Да, это настоящая зима!». Какая картина возникла в вашем воображении в процессе чтения этого абзаца?

• Назовите слова, передающие настроение героя. Подберите синонимы к прилагательному суровый.

• Выразительное чтение рассказа от слов «Я с нетерпением ждал ток» до слов «...да на стены домов».

• Изменилось ли настроение героя во втором абзаце? Какие чувства испытывает герой, наблюдая приготовления к празднику?

• Какие детали позволяют понять, почему увидеть весну в городе невозможно? • Выразительное чтение фрагмента от слов «И вот наконец наступал данный, радостный день» до слов «Даже весело то, что в вагоне так го народу, так тесно и шумно».

• Выпишите из прочитанного отрывка слова, передающие настроений героя. О каких его качествах свидетельствует это описание чувств? 

Исследовательская работа с текстом

• 1 вариант. Выпишите из текста сочетания слов, передающие приметы зимы. Какие литературные средства помогают автору описать картины зимы?

Приметы зимы.

Яркие эпитеты молодой (снег), мертвое (молчание); метафора сугроб, набитый вчерашней метелью; олицетворение задумчиво позванивает колокольчик делают картину яркой, максимально достоверной.

• 2 вариант. Выпишите из текста сочетания слов, передающие краски зимы. Какие цвета преобладают в описании зимнего пейзажа? Как умение замечать разнообразные оттенки цветов характеризует героя?

Краски зимы.

В описании преобладают синие, красные, лиловые, перламутров тона.

Мальчик смотрит на мир глазами художника, замечающего полутон оттенки.


Слово учителя

Корней Чуковский точно отметил очень важную особенность поэтическо­го взгляда на мир И.А. Бунина: «Его степной, деревенский глаз так хваток, остер и зорок, что мы все перед ним — как слепцы. Знали ли мы до него, что белые лошади под луною зеленые, а глаза у них фиолетовые, а дым — сире­невый, а чернозем — синий, а жнивья — лимонные? Там, где мы видим толь­ко синюю или красную краску, он видит десятки полутонов и оттенков».

• Выразительное чтение по ролям диалога от слов «Мне было грустно покидать родной дом...» до слов «И хорошо можно жить в деревне!».

• В чем смысл советов отца?

• Отец с грустью замечает: «Бедности в деревне много». Какой кажется жизнь крестьян герою? Как это характеризует мальчика?

• Выразительное чтение от слов «Правда, правда!» до слов «Радостно взвизгивает и заливается смехом».



Лексическая работа Наглядеться — вполне насладиться созерцанием, рассматриванием чего-либо.

2. Итоги урока.

• Почему в морозный январский день мальчик чувствует весну?

Герой счастлив. Это ощущение ему дает общение с природой. Мальчи­ка не покидает чувство глубокого довольства и покоя, весеннее радостное настроение наполняет душу. Он забывает о реальности, очарованный сол­нечными днями, светлыми грезами о близкой весне.

• Эти впечатления — лишь предчувствие весны. Какой представляет на­стоящую весну мальчик?

«Этот же ветер скоро станет теплее, а когда наступит март,— шумно и весело пойдет он по березовым лесам в блеске весеннего солнца, пробуж­дая природу от зимнего сна. А потом загремят по оврагам полые воды, на­летят с далекого юга птицы, зазеленеют поля...

Хорошо в полях!»

Весна для героя — сказочное существо, приносящее миру радость и об­новление.



3. Домашнее задание. 

Сочинение-размышление «Хороша ли зима в деревне?»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
И.А.Бунин "В деревне"

Автор: Мухамадиярова Альфира Фанзиловна

Дата: 16.02.2016

Номер свидетельства: 294369


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства