«Я встретил Вас…»
(Любовная лирика Ф.И.Тютчева)
Цели: показать красоту человеческих отношений, способствовать нравственному развитию учащихся через размышления о любви на примере стихотворений Ф.И.Тютчева.
Образовательные: познакомить с личной жизнью Тютчева и её отображением в поэзии; проследить, как изменялось мировоззрение поэта; раскрыть учащимся сложность человеческих чувств; показать духовный рост поэта, пришедшего от идеи полноты счастья в любви к идее вины и искупления; формировать художественный вкус обучающихся, учить их отстаивать свою точку зрения.
Развивающие: развивать творческое воображение, ассоциативное мышление, навыки исследовательской работы и выразительного чтения, активизировать познавательную деятельность.
Воспитательные: актуализировать чувственный опыт; обогащать духовный мир учащихся, побудить быть внимательнее к своим переживаниям, бережнее к чувствам других.
Приёмы: слово учителя, сообщения учащихся, выразительное чтение наизусть, эвристическая беседа, работа с иллюстрацией, составление ассоциативного ряда, подготовка восприятия, актуализация чувственного опыта учащихся, рефлексия.
Тип урока: комбинированный
Технология: технология духовной культуры и эмоционального стимулирования.
Оборудование: презентация, музыкальные фрагменты, иллюстрации учащихся, тексты со стихами поэта.
Эпиграф:
Любовь – над бурей поднятый маяк,
Не меркнущий во мраке и тумане.
Любовь – звезда, которою моряк
Определяет место в океане.
Уильям Шекспир
Организационный момент.
Звучит классическая музыка. Подготовка восприятия.
Сегодня мы поговорим о том, без чего наша жизнь кажется пустой, бессмысленной… Это любовь. Человек не может прожить без любви. Это прекрасное чувство заставляет нас грустить и радоваться, смеяться и плакать, помогает нам в трудные минуты, даёт силу, дарит надежду. Любовью пронизана вся жизнь. Настоящая любовь не подвластна ни времени, ни тяжёлым испытаниям, ни смерти, она всегда остаётся в сердце.
- Так что же такое любовь?
Великий английский драматург, поэт Уильям Шекспир сказал (чтение эпиграфа).
- А какие ассоциации рождает это слово в вашей душе?
Составление ассоциативного ряда.
Чудо, счастье, страсть, радость, блаженство, восторг, нежность, уважение
- Интересно, совпадут ли ваши ассоциации с представлениями поэта, ведь Тютчев обращался к этой теме на протяжении всей жизни? Посмотрим, менялось ли мироощущение поэта.
Итак, наш урок посвящён исповеди Тютчева о любви и исследованию этого чувства в его поэзии.
Индивидуальная исследовательская работа учащегося «Любовь в ранних стихах Тютчева». Примерное сообщение по результатам исследования.
Лирика любви у молодого Тютчева «радостна, в ней всё поёт, переливается, светит. Даже в ритмах, звуках, их сочетании – восторг, благодать. У молодого Тютчева любовь – праздник, свет, благоухание. Она – то прибежище, где можно обрести покой. Никогда не упоминается в стихах конкретная женщина, везде просто «она» - светлый, весёлый, лёгкий образ. Чистоту чувства подчёркивает множество поэтических деталей, таких как яблоневый цвет, заря, арфа, аромат роз – в каждом стихотворении что-то своё. Стихи искренни, так как полны ожидания «праздника жизни».
Но для меня сей взор благодеянье;
Как жизни ключ, в душевной глубине
Твой взор живёт и будет жить во мне:
Он нужен ей, как небо и дыханье.
Таких строк у раннего Тютчева много, ничем не запятнанные душевные переживания так свойственны всем молодым людям.
-Удалось ли поэту сохранить эти чувства?
4. Содержательно-организационный этап.
Слово учителя.
Тютчев не был однолюбом. Один из его сыновей писал, что «отец мог искренне любить, глубоко любить… не только одну женщину за другой, но и одновременно», и это всем казалось свидетельством огромного таланта в любви, щедрости сердца, несшего в себе благодарную память о тех, кто подарил ему счастье любить. Кто же были они, эти Прекрасные Дамы, породившие лирику необыкновенной силы и глубины.
Сообщение учащегося об Амалии Лёрхенфельд.
Вскоре после приезда в Мюнхен в 1823 году на одном из приёмов он знакомится с юной 16-летней Амалией Лёрхенфельд. Графиня происходила из знатного немецкого рода, была даже двоюродной сестрой русской императрицы Александры Фёдоровны, жены Николая 1. Молодые люди много часов проводили вместе, гуляли в окрестностях города. Их восхищали и поездки по старинным предместьям, и дальние путешествия к прекрасному голубому Дунаю. Тютчев был настолько очарован своей юной избранницей, что стал серьёзно подумывать о женитьбе. Набравшись смелости, Фёдор Иванович просил руки Амалии, но её родители, искавшие выигрышную партию, отказали. В 1825 году Амалия вышла замуж за барона Крюденера. А Тютчев в 1836 году написал стихотворение «Я помню время золотое…».
Подготовленное чтение наизусть.
- Какие временные пласты противопоставляются в тексте?
Древнее (вечное): «руины замка», «мшистый гранит», «обломки груды вековой»
юность: «младая фея», «ногой младенческой касаясь».
- Почему древности противопоставлена вечная юность?
Потому что в памяти поэта героиня навсегда останется молодой, красивой, свежей.
Пространственная организация стихотворения – взгляд снизу вверх.
- Что же мы видим?
Внизу уже вечер («в тени шумел Дунай»), а на холме, там, где героиня, - вечная весна («И с диких яблонь цвет за цветом\ На плечи юные свевал»).
Показательно, что первый глагол – глагол настоящего времени «я помню», «время золотое», хотя и минуло, но оно всё ещё живо, потому что длится в пространстве памяти.
Счастье быстротечно, но любовь остаётся с человеком навсегда.
Второе стихотворение – «К.Б.» - переставленное «Баронессе Крюденер» - это подтвердило. Оно написано летом 1870 года в Карлсбаде, где лечился Тютчев и куда прибыла Амалия с мужем. «Дни сочтены, утрат не перечесть…» и вдруг – «я встретил вас»: свидание с юностью, «временем золотым». Прогулки с немолодой, но всё ещё сохранившей привлекательность графиней вдохновили поэта на одно из самых прекрасных стихотворений. Возвратившись в гостиницу, он на одном дыхании написал свои бессмертные стихи, посвящённые любви и дружбе, пронесённые через всю жизнь.
Послушайте романс «Я встретил вас» в исполнении Козловского.
Обратите внимание на иллюстрацию, возможно, она поможет вам проанализировать стихотворение (индивидуальное домашнее задание: иллюстрация к стихотворению).
- О каком золотом времени идёт речь?
О молодости, молодость – самое ценное в жизни человека, время великих надежд и будущих свершений.
- Какие чувства вызывает у поэта встреча с любимой?
Радость воспоминаний, восторг, упоение, восхищение, возвращение нежных чувств, «И сердцу стало так тепло…»
- Как соотносится мир души лирического героя и мир природы?
Чувство любви сравнивается с весною.
Оказалось, что звуки музыки любви никогда не умолкали в душе, поэтому-то и «жизнь заговорила вновь».
Н.В.Гоголь советовал, отправляясь в путь по дороге жизни, забирать с собой все лучшие мечты юности… Мы часто не умеем благодарно хранить то светлое, что выпадает нам на жизненном пути. Каким же запасом душевной чистоты надо обладать, чтобы женщине, встреченной когда-то «на заре туманной юности», сказать, спустя почти полвека:
И то же в вас очарованье,
И та ж в душе моей любовь!
А последняя их встреча произошла перед смертью Тютчева. В 1873 году Амалия пришла навестить парализованного, умирающего Фёдора Ивановича. Лицо его сразу просветлело, в глазах показались слёзы. Он долго молча на неё смотрел, не произнося от волнения ни слова. А на следующий день он продиктовал письмо дочери Дарье: «Вчера я испытал минуту жгучего волнения вследствие моего свидания с графиней Адлерберг, моей доброй Амалией Крюденер, которая пожелала в последний раз повидать меня на этом свете… В её лице прошлое лучших моих лет явилось дать мне прощальный поцелуй».
Сообщение учащегося об Элеоноре Петерсон.
Но это всё произошло потом, а в 1826 году Тютчев, вернувшись из отпуска в Мюнхен, женится на Эмили-Элеоноре Петерсон. У неё были пышные светлые волосы и не очень гибкий стан, но она слыла красавицей. Графиня была несколькими годами старше Фёдора Ивановича и от первого брака имела четырёх сыновей. В этом браке родились три дочери: Анна, Дарья, Екатерина. Тютчев был глубоко предан и привязан к ней, хотя за 12 лет совместной жизни у него бывали и другие увлечения. В одном из писем родителям Тютчев пишет: «Эта слабая женщина обладает силой духа, соизмеримой разве только с нежностью, заключённой в её сердце. Я хочу, чтобы вы, любящие меня, узнали, что никогда ни один человек не любил другого так, как она меня, не было ни одного дня в её жизни, когда ради моего благополучия она не согласилась бы, не колеблясь ни мгновенья, умереть за меня». В мае 1838 г. Элеонора с детьми выехала на пароходе «Николай 1» из Петербурга в Любек. Произошло кораблекрушение, вызванное ночным пожаром. Она держала себя геройски. После этого, проболев три месяца, она умерла в Турине 27 августа 1838 года. Тютчев поседел за ночь, проведённую у гроба жены. К горю его примешивалось, должно быть, и раскаяние. 6 октября он писал Жуковскому: «Есть ужасная горечь в существовании человеческом. Пережить всё, чем жили в продолжение 12 лет… что обыкновеннее моей судьбы и что ужаснее? Всё пережить и всё-таки жить…»
Даже через 10 лет после смерти жены память о ней была всё ещё жива. Тогда были написаны стихи «Ещё томлюсь тоской желаний…».
Выразительное чтение наизусть.
Сообщение учащегося об Эрнестине Дёрнберг.
Страстная любовь к первой жене у него непостижимым образом уживалась с увлечением другой женщиной – Эрнестиной Дёрнберг. Их знакомство, состоявшееся в Мюнхене в 1833 году во время карнавала, незаметно переросло в большое сердечное чувство. 29 июля 1839 года Тютчев венчался с Эрнестиной Дёрнберг в Швейцарии, в церкви при русской миссии. После этого молодая семья поселилась в Мюнхене.
В Эрнестине он нашёл, помимо красоты, ума, блестящей образованности, глубокую духовную близость. Оставшаяся в младенчестве без матери, она росла цельной натурой с сильными чувствами и умом. Главной силой её замкнутого мира было постоянное стремление к идеальному. Она много читала – её интересовали поэзия, история, философия. Портреты Эрнестины помогают понять её внутренний мир. Особую выразительность её красоте придавали прекрасные чёрные глаза.
Давайте обратимся к стихотворению «Люблю глаза твои, мой друг…» и посмотрим, чем покорили поэта глаза Эрнестины.
Выразительное чтение наизусть.
- Какое слово в этом стихотворении ключевое?
Игра
- Какова его смысловая нагрузка?
Пламенно-чудесная игра глаз отражает многообразные переживания, оттенки чувств, ведь глаза – зеркало души
- Какие синонимичные конструкции, связанные с символикой огневой стихии, присутствуют в тексте?
«Молния небесная», «огонь желаний», «пламенная игра»
- Как вы считаете, помогают ли эти образы представить внутренний мир героини?
С их помощью мы наблюдаем эмоциональное богатство внутреннего мира героини, она может быть дерзкой, напоминающей небесную молнию, темпераментной, а может нерешительной, смущённой, волнующейся.
- Какие антонимы употребляет поэт в стихотворении?
«Их приподымешь вдруг» - «глаза, потупленные ниц», «сквозь опущенных ресниц»
- Какова роль антитезы?
Взору любящей женщины, вбирающему в себя целый мир, противопоставлен невидящий взгляд в минуту поцелуя, когда для двоих не существует ничего и никого, кроме них самих.
Работа с иллюстрациями (предварительно было дано индивидуальное домашнее задание: нарисовать иллюстрацию к стихотворению).
- Посмотрите, пожалуйста, на доску, какая из трёх иллюстраций наиболее точно передаёт настроение и глубокий смысл этого стихотворения?
- Что вас поражает в этой иллюстрации?
Обучающиеся делятся своими впечатлениями.
Эрнестине суждено было пройти по жизни рядом с поэтом до конца его дней и в полном смысле стать ангелом-хранителем и тютчевская любовь-благодарность излилась в стихах «Не знаю я, коснётся ль благодать…»
Выразительное чтение наизусть подготовленного ученика.
- О каком импульсе души свидетельствует стихотворение?
О желании, искании благодати
- Когда, в какой момент пробуждается эта потребность?
Когда душа осознаёт себя пребывающей в «обмороке духовном».
Благодать, в соответствии с христианским вероучением, даётся независимо от достоинств и заслуг человека, она предстаёт как чистый дар Божий. В Новом Завете благодать – дар спасения, свидетельство, проявление милующей любви к грешному человеку.
Понятие «болезненно-греховной души» - сугубо тютчевское. В стихотворении его «болезненно-греховная душа» пребывает в «обмороке духовном», ожидает прикосновения благодати, не зная, суждено ли ей получить этот дар.
Стихотворение было вложено поэтом в альбом-гербарий, принадлежавший жене, и она обнаружила его лишь в 1875 году, после смерти Тютчева.
Испытывал ли Тютчев раскаяние? Мы не можем ответить на этот вопрос. Однако в феврале 1873 года, во время предсмертной болезни, Фёдор Иванович продиктовал обращенные к Эрнестине строки:
Всё отнял у меня казнящий Бог,
Здоровье, силу воли, воздух, сон,
Одну тебя при мне оставил он,
Чтоб я ему ещё молиться мог.
Эрнестина Фёдоровна пережила его на два десятилетия, разобрала тютчевские рукописи, собрала его стихи, среди которых было немало неизданных,- всё это достаточно разборчиво переписала собственной рукой и осознанно увенчала свою жизнь подготовкой и изданием собрания сочинений Любимого.
Рефлексивно-оценочный этап.
Живёт бессмертная поэзия Тютчева, живёт и торжествует любовь, полная весны, тепла, надежды и вдохновения.
- Какой же мы увидели её в стихах Тютчева?
Это благодать, страсть, игра, молния, огонь, в котором сгораешь без остатка.
Читая стихи Тютчева, мы ощущаем удивительное по силе и глубине чувство поэта, мы слышим звуки тютчевского сердца.
Рефлексия: сочинение-строка «Когда мы слышим звуки тютчевского сердца…»
Чтение нескольких работ.
Комментирование оценок.
Домашнее задание: чтение стихов денисьевского цикла, анализ одного стихотворения, инд. сообщение «Тютчев и Денисьева».