kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Я сердцем никогда не лгу.". Жизнь и творчество С.Есенина

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок не только о жизни и творчестве С.Есенина, но и затрагивается анализ произведений. Разработка поможет при продготовке к уроку по творчеству С.Есенина

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Я сердцем никогда не лгу.". Жизнь и творчество С.Есенина»

Урок 1

Тема урока: «Я сердцем никогда не лгу…»

Жизнь и творчество Сергея Александровича Есенина

Тип урока: формирование новых знаний

Форма проведения: урок - встреча

Цели урока.

Обучающая: подвести учащихся к выводу, что С.А.Есенин – поэт, в

творчестве которого отразилось личное, национальное и

общечеловеческое для каждого русского человека, «сознание

русского народа «страшных лет России». Сама поэзия

Есенина стала символом России, «синонимом и её падения и

её стремле­ния возродиться» (Г. Иванов), проследить путь

становления С.А.Есенина как поэта и человека, показать

своеобразие художественного мира поэта.

Развивающая: развитие логического и образного мышления учащихся,

умения мыслить исторически и системно, умения видеть

художественные явления в их развитии, народные истоки

творчества поэта, формирование поэтического чутья

Воспитывающая: воспитание любви к великому поэту, в творчестве

которого отразилась душа русского народа, «версты все

потрясенной земли, все земные святыни и узы»

(Н.Рубцов)

Оборудование: портрет, выставка и книг и иллюстраций к

творчеству писателя, компьютерная презентация

«Я сердцем никогда не лгу…»

Методическая цель: личностно – ориентированная ситуация на уроке

Ход урока: знакомство с целями урока и эпиграфом:

Много дум я в тишине продумал,

Много песен про себя сложил,

И на этой на земле угрюмой

Счастлив тем, что я дышал и жил.

Счастлив тем, что целовал я женщин,

Мял цветы, валялся на траве

И зверье, как братьев наших меньших,

Никогда не бил по голове.

С.А.Есенин

Конечно, стихи Есенина... можно... взвесить и

разобрать. Но это вообще скучное занятие, особенно

скучное, когда в ваших руках книжка Есенина.

Химический состав весеннего воздуха можно тоже

исследовать и определить, но... насколько

естественней просто вдохнуть его полной грудью...

Г. В. Иванов. «Петербургские зимы».



План изучения нового материала.

  1. Вступительное слово учителя: « Поэзия Есенина – поэзия,

вместе с которой «любят, негодуют и плачут…» (Н.Рубцов)

2. Сообщение учащегося: «Мой край, задумчивый и нежный» -

детство и годы учебы поэта »

3.Приезд в Москву. «В жизни должно быть искание и

стремление…»

  1. Сообщение учащегося: «Начало литературного творчества:

встреча с А.Блоком, первый поэтический сборник «Радуница»

5. «О красном вечере задумалась дорога…» – анализ

стихотворения

6. «О Русь, взмахни крылами…» - Есенин и революция

7. «В 1919 году я с рядом товарищей опублико­вал манифест

имажинизма…» - Есенин среди имажинистов.

8. 1919—1921 годы — время разочарования в революции

9. « Отговорила роща золотая…» - последний период жизни

поэта. Анализ стихотворения

10. Заключение: «Живут не только его стихи, а всё «есенинское»

(Г.Иванов)

Проблемные вопросы:

  • Что значит для Есенина быть поэтом?

  • Как поэт отразил время, и как время отразилось в его творчестве?

  • Как вы понимаете слова поэта «В жизни должно быть искание и стремление?..»

1. Вступительное слово учителя: « Поэзия Есенина – поэзия, с которой «любят, негодуют и плачут…» (Н.Рубцов)

Разговор о поэзии Есенина мне бы хотелось начать со строчек, которые я однажды сочинила, размышляя о его поэзии, не вступая с ним в соревнование:

Он пришел из рязанских раздолий.

Ясноглазый, веселый, хмельной,

Воспевал он крестьянскую волю,

Всем нам близкий, до боли родной…

Это звонкое имя – Есенин,

В нем сладость ночей и полынь,

И печаль в нем глухая, осенняя,

И степей вековая теплынь.


Воспевал он ручей весенний

И березки «девичий стан»,

Все, что дорого было Есенину,

Бесконечно дорого нам…

Вам еще только предстоит встреча с этим удивительным, мощным талантом, в творчестве которого отразилась душа русского народа, «версты все потрясенной земли, все земные святыни и узы» (Н.Рубцов). Это, по выражению Рубцова, «муза не прошлого дня, с ней люблю, негодую и плачу…»

Каким он был? Что любил?

Что считал самым важным в жизни?

Что значило для него быть поэтом?

На эти и другие вопросы мы сегодня попытаемся ответить

Многие современники Есенина оставили о нем свои воспоминания, искренние и не очень… «Мое знакомство с С. Есениным, - вспоминает Ю. Либединский, - произошло в Москве в 1922 г. Меня познакомила с ним Леля Сивицкая. Есенин был в черном, хорошо сшитом пальто, белесые кудри его мягко вились, выбиваясь из-под котелка, за­лихватски заломленного, его округлое и мягкое лицо привлекало шаловли­вым и добрым выражением. Неужели этот простодушно-веселый молодой человек мог написать такое стихотворение «Не жалею, не зову, не пла­чу...», прочитанное мной в начале 1922 года? Есенин мне понравился. У него было много друзей-приятелей, его очень любили. В обращении он был прост и весел... при людях, которых он не знал или знал мало, подчас даже молчалив и застенчив. В нем была та притягательность, которую мы определяем словом «обаяние», с него не хотелось сводить глаз. Сохра­нившиеся портреты в общем передают прелесть его лица — его улыбку, то шаловливо-добродушную, то задумчивую, то озорную. Но ни один из его портретов не передает того выражения душевной усталости, какой-то понурости, которое порой, словно тень, выступало на его лице. Только сейчас понимаю я, что выражение это было следствием того творческого напряжения, которое не покидало его всю жизнь».

Либединский Ю. Избранное.— М., 1972.—т. 2.—С. 190—191

Вот как описывает свои встречи с Есениным в петербургских салонах 1915 г. поэт Георгий Иванов: «Шелест шёлка, запах духов, смешанная русско-парижская болтовня... Рослые лакеи в камзолах и белых чулках разносят чай, шерри-бренди, сладости. И среди всего этого звонкий голос Есенина, как предостережение из другого мира, как ледяной ветерок в душистой оранжерее…»

Именно в этих салонах Есенина рассматривали в лорнет (З.Гиппиус), словно диковинную вещь из других миров

Вам предстоит определить, какой Есенин вам ближе.

2. Сообщение учащегося: «Мой край, задумчивый и нежный» -

детство и годы учебы поэта »

«Родился в 1895 году, 21 сентября, в Рязанской губернии, Рязанского уезда, Кузьминской волости, в селе Константинове.

С двух лет был отдан на воспитание доволь­но зажиточному деду по матери, у которого было трое взрослых неженатых сыновей, с которы­ми протекло почти все мое детство, - пишет Есенин в коротенькой автобиографии «О себе».

А родился Есенин в семье крестьянина Александра Никитича Есенина. Мать поэта, Татьяна Федоровна Титова, единственная дочь в семье достаточно зажиточного человека, владельца нескольких барж, была любимицей отца, а на селе слыла лучшей певуньей. Но семейная ее «песня» складывалась нелегко. Муж - на заработках, нелады со свекровью, в доме которой пришлось жить. Смерть первого сына, уход со вторым, четырехлетним, сыном Сергеем в дом к родителям. Дед с бабушкой взяли внука на воспитание, а дочь отослали в Рязань на заработки

«Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном и ходил всегда в царапинах. За озорство меня ругала только одна бабка, а дедушка иногда сам подзадоривал на кулачную и часто говорил бабке: «Ты у меня, дура, его не трожь, он так будет крепче!» Ба­бушка любила меня из всей мочи, и нежности ее не было границ», - продолжает свое жизнеописание поэт

Окончил Константиновское земское че­тырехгодичное училище (1904—1909) и Спас-Клепиковскую школу (1909—1912).

Родители Есенина, лишенные возможности учиться, мечтали увидеть сына учителем и в 1909 году отдали его в церковно-учительскую школу в Спас-Клепиках, из которой Сергей поначалу «убежал домой за 100 с лишним верст пешком» — «страшно скучал по бабке» (автобиография). Беглеца вер­нули. Школу он окончил в 1912 году, но учителем все же не стал. Отец повез его в Москву и устроил «по образу и подобию свое­му» в торговую контору на улице с дере­венским названием Щипок (когда-то здесь была застава и с возов щипали сено). Эта работа пришлась не по нраву Сергею - он уже тянулся в литературу. Уволился, из-за чего повздорил с отцом, вернулся в Кон­стантиново и лишь через год опять попал в Москву, на этот раз устроившись помощ­ником корректора в типографии Сытина и полтора года слушал лекции в Народном университете Шанявского (1913—1914). Он много чи­тал и, обладая редкой памятью, хорошо знал фольк­лор и мифологию многих народов мира, русскую и за­рубежную литературу.

3. Приезд в Москву: «В жизни должно быть искание и стремление…»

(Продолжение лекции учителя)

Есенин становится членом Суриковского литературно-музыкального кружка, объединявшего начинающих писателей и поэтов из рабочих и крестьян. Многие из них были настроены революционно. Какое-то время Есенин участвует вместе с ними в рабочих массовках, распространяет листовки. Но игра в сознательного рабочего увлекает его ненадолго.

Ему неуютно и тягостно в Москве, и духовный подъём нередко сменяет­ся «скучными песнями и грустными звуками». Он не удовлетворён ни работой в типографии, ни общением с суриковцами. «В жизни должно быть искание и стремление», - замечает он в письме к своему другу Грише Панфилову Анна Изряднова, первая жена поэта вспоминала, каков он был в то время: «Настроение у него... упадочное – он поэт, никто не хочет этого понять, редакции не принимают в печать, отец журит...».

И всё же московская жизнь не прошла для Есенина даром. Именно здесь, в стенах народного университета Шанявского, он получает основы гуманитарного образования. Здесь начинающий поэт слушает лекции о западноевропейской литературе, о русских писателях...

Когда читаешь первые еще ученические стихи Есенина, которые он отправляет своим друзьям в письмах, то поражаешься тому огромному духовному росту, который произошел с Есениным. Из простого деревенского паренька, у которого не было «аристократического» золотого детства, он превращается в тонкого дерзкого лирика, перу которого подвластны описания любых человеческих переживаний

4. Сообщение учащегося: «Начало литературного творчества: встреча с А.Блоком, первый поэтический сборник «Радуница»

Молодой поэт чувствует свои силы и нуждается в автори­тетной поддержке. На свой страх и риск он едет в Петербург и прямо на Невском спрашивает у прохожих адрес своего по­этического кумира - Александра Блока.

Александр Александрович!

Я хотел бы поговорить с Вами. Дело для меня очень важное. Вы меня не знаете, а может быть, где и встречали по журналам мою фамилию. Хотел бы зайти часа в 4. С почтением С. Есенин.

Такую записку оставил Есенин А. А. Блоку, как только приехал в Пе­тербург 15 марта 1915 г. Известно, что Блок отнёсся к молодому поэту вполне благосклонно. На обороте записки сохранилась пометка: «Стихи свежие, чистые, голосистые...». «С него и началась моя лите­ратурная дорога», — с благодарностью будет потом вспоминать Есенин. Блоковские советы строже относиться к творческому труду, не спешить с публикациями («За каждый шаг свой рано или поздно придется дать ответ...») Есенин запомнит навсегда, а Блок для него так и останется «главным и старшим, наиболее дорогим и высоким, что только есть на свете»

«Первый, кого я увидел, был Блок, второй — Городецкий. Когда я смотрел на Блока, с меня капал пот, потому что в первый раз видел живого поэта. Городецкий меня свел с Клюевым, о котором я раньше не слыхал ни слова. С Клюевым у нас завязалась при всей нашей внутренней распре большая дружба», - замечает поэт в автобиографии.

С рекомендательными письмами Блока Есенин едет к поэту Сергею Городецкому и литератору Михаилу Мурашову. Те принимают в юноше самое горячее участие. Городецкий вспоминал впоследствии: «Стихи он принес завязанными в деревенский платок. С первых же строк мне было ясно, какая радость пришла в русскую поэзию».

...Буквально в несколько недель дотоле никому не известный молодой человек завоевал шумную славу в самых изысканных и влиятельных петербургских литературных кругах. Очень скоро о нём заговорили как о чуде. Его наперебой приглашали в различные салоны, а стихи печатали лучшие журналы того времени.


Первый поэтический сборник - «Радуница»

«Стихи я начал писать рано, лет девяти, но сознательное творчество отношу к 16—17 годам. Некоторые стихи этих лет помещены в «Радунице», писал

С.Есенин в своей автобиографии «О себе».

«Радуница» - первый поэтический сборник С.А.Есенина, опубликованный в 1916 году. (Радуница – религиозный праздник – день поминовения усопших)

Стихи молодого поэта многих поразили новизной, трогательностью, настоящим поэтическим чувством, бесхитростные и чистые, уже при первом чтении они захлёстывают душу своим певучим слогом:

Там, где капустные грядки

Красной волной поливает восход,

Кленёночек маленький матке

Зеленое вымя сосёт...

«Там, где капустные грядки...», 1910 г.


Ты поила коня из горстей в поводу,

Отражаясь, деревья ломались в пруду.

……………………………………….

В пряже солнечных дней время

выткало нить...

Мимо окон тебя понесли хоронить.

И под плач панихид,

под кадильный канон,

Всё мне чудился

тихий раскованный звон.

«Подражание песне», 1910 г.

«Волшебная странность» стихов Есенина тех лет труднообъяснима.

Месяц — «кудрявый ягненочек» — «гуляет в голубой траве», рога месяца, отражающегося в затихшем озере, «бодаются» с осокой. Если взглянуть на воду с «далёкой тропы», то покажется, что вода «качает берега». Не туман поднимается над степью, а степь «кадит дымом». Полынь не пахнет, «веет запахом», сад не цветет, а «полышет», как «пенный пожар»...

Есенин был убеждён: там, в глубокой старине, — источник живого поэтического образа.

( По материалам Энциклопедии для детей Русская литература Том 9,

Часть 2. ХХ век. М., Аванта+, 2004)

5. «О красном вечере задумалась дорога…» – анализ стихотворения

(См. анализ в учебнике Агеносова В.В. и др. Русская литература: ХХ века.

Учебник для общеобр. учреждений в 2ч. М., Дрофа, 2002, стр 275 – 278)

О красном вечере задумалась дорога,

Кусты рябин туманней глубины.

Изба-старуха челюстью порога

Жует пахучий мякиш тишины.

Осенний холод ласково и кротко

Крадется мглой к овсяному двору;

Сквозь синь стекла желтоволосый отрок

Лучит глаза на галочью игру.

Обняв трубу, сверкает по повети

Зола зеленая из розовой печи.

Кого-то нет, и тонкогубый ветер

О ком-то шепчет, сгинувшем в ночи.

Кому-то пятками уже не мять по рощам

Щербленый лист и золото травы.

Тягучий вздох, ныряя звоном тощим,

Целует клюв нахохленной совы.

Все гуще хмарь, в хлеву покой и дрема,

Дорога белая узорит скользкий ров...

И нежно охает ячменная солома,

Свисая с губ кивающих коров.

1916

Анализ стихотворений «О красном вечере задумалась дорога...» (1916)

  • Прочитайте стихотворение и выпишите слова, относящиеся к деревенской тематике.

  • Складывается ли из этих словесных образов целостная поэтическая картина?

  • Найдите олицетворения в есенинском тексте.

  • Ка­кую роль они играют в стихотворении и в поэтическом мире Есенина?

  • Назовите знакомые вам произведения Есенина, в которых встречается образ печи (очага, лежанки, ог­ня). Какое место занимает этот образ в художествен­ном мире поэта?

Вывод: в этом стихотворении нарисована картина тихого деревенского вечера с его дремотным покоем, шороха­ми, шелестами, приглушенными звуками на кресть­янском дворе (с «избой», «хлевом», «поветью» — на­весом).

Предметным центром этой картины и одновре­менно композиционным центром является «розовая печь» — образ, часто встречающийся в поэзии Есени­на. Используя различные художественные средства, поэт создает яркий сквозной (или, как он сам назы­вал, «корабельный») образ домашнего очага: «Хорошо и тепло, // Как зимой у печки» (1910); «Мирно грезит родимый очаг» (1916—1922); «Наша печь как-то дико и странно // Завывала в дождливую ночь» (1923); «Вот и опять у лежанки я греюсь» (1925).

Действительно, печь — важнейший центр кресть­янского жилища, его избяное солнце. А изба, принимая различные обличья («хижины», «белой хаты», «смолкшего колокола», живого суще­ства, иконы и т. д.), в поэзии Есенина становится ярчайшим поэтическим образом символом мироз­дания. В этом стихотворении — «Изба-ста­руха челюстью порога // Жует пахучий мякиш ти­шины».

Очеловеченным образом — «изба-старуха» — Есе­нин оживляет нарисованную им картину. Далее по­являются образы живых существ — «желтоволосого отрока», безымянных персонажей («кто-то»), ко­ров, галок, совы. С помощью своего излюбленного приема — персонификации — Есенин очеловечивает все предметы: дорога задумалась, холод крадется, зо­ла обнимает трубу, ветер — тонкогубый шепчет, солома охает и т. д.

Поэт создает поэтическую картину деревенского мира, «малой родины»,

тех звуков и запахов, которые навсегда войдут в кровь и плоть поэта и который впоследствии назовут есенинской Русью…

6. «О Русь, взмахни крылами…» - Есенин и революция

(Продолжение лекции учителя)

Февральскую революцию 1917 г. Есенин встретил восторженно. Ему чудилось, что из пламени, охватившего страну, вот-вот «Фениксом, жаром-птицею возлетит мужицкая Русь. Неведомая, чудесная доля мчалась навстречу и несла, как казалось, не гибель и разруху, а надежду на новое, преображённое бытие:

О Русь, взмахни крылами,

Поставь иную крепь!

С иными временами

Встаёт иная степь.


Довольно гнить и ноять,

И славить взлётом гнусь —

Уж смыла, стёрла дёготь

Воспрянувшая Русь.


Уж повела крылами

Её немая крепь!

С иными временами

Встаёт иная степь.

«О Русь, взмахни крылами...», 1917 г.

В эту пору в Есенине ощущалась большая перемена. Он казался мужественнее, выпрямленнее, взволнован­но-серьёзнее, чем в первые годы пе­тербургской жизни. Никто больше не рассматривал его в лорнет, как некогда в столичных литературных салонах

7. «В 1919 году я с рядом товарищей опублико­вал манифест

имажинизма…» - Есенин среди имажинистов.

В 20 - е годы поэт входит в литературную группу имажинистов (от фр. и англ. image — образ). Основные принципы этого течения были провозглашены в коллективной «Декларации» (1919г.) «Декларация» имажинизма гласила: «Нам смешно, когда говорят о содержании искусства...Тема, содержание -эта слепая кишка искусства - не должны выпирать... из произведений... Искусство, построенное на содержании, искусство, опирающееся на интуицию... должно было погибнуть от истерики». В группу имажинистов входили поэты С. Есенин. Р. Ивнев. А. Мариенгоф, В. Шершеневич, художники Б. Эрдман, Г. Якулов и др.

Имажинизм привлекал Есенина вниманием к образной стороне поэзии. Однако лозунги имажинистов о «независимости» искусства от «быта», утверждение, что оно должно быть безнационально, вовсе не близки Есенину. Неудивительно, что вскоре обозначилось расхождение поэта с товарищами. «В 1919 году я с рядом товарищей опублико­вал манифест имажинизма. Имажинизм был фор­мальной школой, которую мы хотели утвердить. Но эта школа не имела под собой почвы и умер­ла сама собой, оставив правду за органическим образом», - делает вывод Есенин в своей автобиографии. А в 1921 г. в статье «Быт и искусст­во» Есенин напишет: «Собратьям моим кажется, что искусство существует только как искусство. Вне всяких влияний жизни и её уклада... У собратьев моих нет чувства родины во всём широком смысле этого слова, поэтому у них так и несогласовано всё...».

У Есенина же «чувство родины» было развито чрезвычайно.

8. 1919—1921 годы — время разочарования в революции, неприятия Есениным братоубийственной Граж­данской войны и того социализма, который строили большевики: «Веслами отрубленных рук // Вы гребетесь в страну грядущего» («Кобыльи корабли»). Близкий знакомый Есенина поэт А. Соболь рассказывал В. Ходасевичу, что «так «крыть» большевиков, как это публично делал Есенин, не могло и в голову прийти никому в Советской России; всякий, сказавший десятую долю того, что говорил Есенин, давно был бы расстрелян».

В 1922—1923 годах со своей женой американской танцовщицей Айседорой Дункан Есенин совершил длительное путешествие в Европу и США. Несмотря на перепады настроения и ощущение бездомности, Есенин после возвращения из Европы и Америки очень напряжённо и увлечённо работает, много ездит по стране. Так, в 1924—1925 гг. он посещает Грузию и Азербайджан, где, по его же словам, ему «работается и пишется... дьявольски хорошо». Лирика Есенина становится одновременно и трагичнее, и сложнее. Одну за другой он пишет «маленькие поэмы» с красноречивыми названиями, говорящими сами за себя, - «Возвращение на родину», «Русь советская», «Русь бесприютная», «Русь уходящая», «Письмо к женщине», где пророчески правдивым словом защищает и «уходящую», и «советскую» Русь, понимая, что у России нет пути назад и её ожидает тернистый, нелегкий путь. Он создает замечательный лирический цикл «Персидские мотивы», а также лиро – эпическую поэму «Анна Снегина", где пытается осмыслить все происходящее. Однако между «скромным мальчиком с кудрявыми волосами», пришедшим из рязанских раздолий, влюбленным в молодую помещицу, и автором поэмы пролегла непроходимая пропасть. Возвращение к истокам уже невозможно. Как и многие «дети страшных лет России», Есенин и тоскует по разгромленной вере и с ужасом видит, что сам стал другим. Душа его, кажется, больна от несбывшихся надежд, разочарований и отчаяния

Друг мой, друг мой,

Я очень и очень болен.

Сам не знаю, откуда взялась эта боль...

То ли ветер свистит

Над пустым и безлюдным полем,

То ль, как рощу в сентябрь,

Осыпает мозги алкоголь...

скажет он в своей последней, предсмертной поэме «Чёрный человек» (1925 г)

9. «Отговорила роща золотая…» - последний период жизни поэта.

Анализ стихотворения

Чуть ли не каждое стихотворение, написанное поэтом в эти годы, явно или подспудно свидетельствует о том, что развязка его судьбы близка. В том числе и маленький шедевр «Отговорила роща золотая...» (1924).

Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком,

И журавли, печально пролетая

Уж не жалеют больше ни о ком.

Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник

Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.

О всех ушедших грезит конопляник

С широким месяцем над голубым прудом.

Стою один среди равнины голой,

А журавлей относит ветер в даль,

Я полон дум о юности веселой,

Но ничего в прошедшем мне не жаль.

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,

Не жаль души сиреневую цветь.

В саду горит костер рябины красной,

Но никого не может он согреть.


Не обгорят рябиновые кисти,

От желтизны не пропадет трава,

Как дерево роняет тихо листья,

Так я роняю грустные слова.

И если время, ветром разметая,

Сгребет их все в один ненужный ком.

Скажите так... что роща золотая

Отговорила милым языком.

«Отговорила роща золотая…» 1924

Анализ стихотворения:

  • Как вы понимаете слова «отговорила роща золотая…»?

Что для поэта есть «золотая роща»?

  • С чем сравнивает творчество поэт?

  • Какими художественными средствами выражены темы жизни и смерти?

  • Какова, по - вашему, главная мысль стихотворения? В каких

строках она выражена?

  • Есть ли в стихотворении автобиографические черты? (Подберите соответствующие цитаты из стихотворения).

  • Какой мотив в этом стихотворении вам кажется главным, доминирующим?

Вывод: В стихотворении «Отговорила роща золотая...» (1924) пронзительно звучат характерные для всего творчества Есенина мотивы странничества, кратковременности пребывания человека на земле.

Осень — пора тишины и ярких красок, поэтому в стихотворении главенствуют цветовые образы, а звуковых практически нет. Но есть один, удивительно емкий: «И журавли, печально проле­тая...» «Печально пролетая» - это и о птицах, улетающих, прощающихся с родной стихией, и о последних днях поэта, который всепрощающее принимает эту участь, расставаясь со всем юным, веселым, с «сиреневой цветью» природы и души. Возникает атмосфера, свойственная подлинной по­эзии.

Большую роль в стихотворении играет цвет. «Золотая» — это и символически возвышенное определение прекрасного, и цвет осени.

Что для поэта есть «золотая роща»? Это и сам поэт, но одновременно это и его поэзия. Поэзия как прекрасный сад, где листья – слова, образы – яблоки, стряхиваемые с души, когда нальются соком:

Как дерево роняет тихо листья,

Так я роняю грустные слова

(Вспомним стихотворение 1918 года «Хорошо под осеннюю свежесть / Душу – яблоню ветром стряхнуть…)

Желтизна травы, тихое падение листьев доносит мотив печального успокоения некогда сильных порывов: не «за­кружилась листва золотая», а «дерево роняет тихо листья» — отдельные, одинокие листья.

Тема странничества, тема бесприютности, подчерк­нута холодным цветовым эпитетом: «над голубым прудом» и особо ощути­ма в строфе, «стою один среди осенней равнины голой…»

Соотнесе­ние весны человека («души сиреневая цветь») и догорающего ко­стра жизни выражено через зримый предметный образ:

В саду горит костер рябины красной,

Но никого не может он согреть...

В последних строках стихотворения звучит щемящая тоска, предчувствие трагического исхода:

И если время, ветром разметая,

Сгребет их все в один ненужный ком.

Скажите так... что роща золотая

Отговорила милым языком.

10.Заключение:

«Живут не только его стихи, а всё «есенинское» (Г.Иванов)

И развязка наступила - 24 декабря 1925 г. Есенин приехал из Москвы в Ленинград, как он говорил, на постоянное место жительства. 27 декабря, утром, в гостинице сочинил стихотворение и, не найдя в номере чернил, разрезал в нескольких местах руку, обмакнул в собственную кровь перо и написал:

До свиданья, друг мой, до свиданья, -

Милый мой, ты у меня в груди:

Предназначенное расставанье

Обещает встречу впереди.


До свиданья, друг мой, без руки, без слова,

Не грусти и не печаль бровей.

В этой жизни умирать не ново,

Но и жить, конечно, не новей.

«До свиданья, друг мой, до свиданья,...»

А в ночь с 27 на 28 декабря, как писал поэт и критик В. Ходасевич, «он обернул вокруг своей шеи... верёвку от чемодана, вывезенного из Европы, выбил из-под ног табуретку и повис лицом к синей ночи, смотря на Исаакиевскую площадь».

За свою короткую творческую жизнь (1915—1925) Есенин выпустил около тридцати книг, подготовил к изданию собрание стихотворений в трех томах. Земная жизнь Сергея Есенина оборвалась в ночь на 28 декабря 1925 года, началось его поэтическое бессмертие.

«Всю свою короткую, романтическую, бесшабашную жизнь Есенин возбуждал в окружающих бурные, противоречивые страсти и сам раздирался страстями, столь же бурными и противоречи­выми. Ими жил и от них погиб. Может быть, оттого, что эти стра­сти не нашли себе полного выхода ни в его стихах, ни в обор­ванной судорогой самоубийства жизни — с посмертной судьбой Есенина произошла волшебная странность... всё связанное с ним, как будто выключенное из общего закона умирания, умиротво­рения, забвения, продолжает жить. Живут не только его стихи, а всё «есенинское», Есенин «вообще», если можно так выразить­ся. Всё, что его окружало, волновало, мучило, радовало, всё, что с ним как-нибудь соприкасалось, до сих пор продолжает дышать трепетной жизнью сегодняшнего дня...

(Из воспоминаний поэта Г. В. Иванова «Петербургские зимы».)


Просмотр компьютерной презентации:

«Я сердцем никогда не лгу..»

▪ Какие мысли из презентации вам

показались наиболее интересными?

▪ Согласны ли вы с позицией авторов этих работ?

▪ Подтвердите или опровергните их точку зрения

цитатами из стихов или высказываний критиков?

Итоги урока.


Д/З: Подготовить антологию ( подборку стих.) по теме родины в

творчестве С.А.Есенина. Стихотворение по выбору наизусть


Подготовить сообщения :

1. «Трогает меня... грусть за уходящее, милое, родное…»

Поэма «Сорокоуст»

2. «Тема родины и тема времени в поэме «Анна Снегина»




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Я сердцем никогда не лгу.". Жизнь и творчество С.Есенина

Автор: Беллаш Елена Владимировна

Дата: 27.10.2020

Номер свидетельства: 561495


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства