Просмотр содержимого документа
«"Я любовь узнаю по боли". (урок по лирике М.Цветаевой)»
Тема урока:«Я любовь узнаю по боли…»
Своеобразие темы любви в лирике М.И.Цветаевой
Тип урока: формирование новых знаний
Форма проведения: урок - исследование
Обучающая: используя вопросы и задания для исследовательской
деятельностиподвести учащихся к выводу, что любовная
лирика М.И.Цветаевой - это не только исповедь влюбленной
женщины, женщины XX века - века противоречий и
диссонансов, взлетов и падений – это смятение, схватка, в
которой страсть борется с гордостью, измена с верностью
Развивающая: развитие логического и образного мышления учащихся,
умения мыслить исторически и системно, умения видеть
художественные явления в их развитии, формирование
поэтического чутья, культуры чтения.
Воспитывающая: воспитание уважения к женщине – матери, сестре,
возлюбленной, развитие литературного вкуса и
поэтического чутья.
Оборудование: выставка книг М.И.Цветаевой, портреты и
фотовыставка, выставки творческих работ учащихся,
иллюстрации к произведениям М.И.Цветаевой, альбомы-
подборки любимых произведений, компьютерная
презентация "Если душа родилась крылатой…» Методическая цель: личностно – ориентированная ситуация на уроке
Ход урока: знакомство с целями урока и эпиграфом:
Ятаган? Огонь?
Поскромнее, — куда как громко!
Боль, знакомая, как глазам — ладонь,
Как губам —
Имя собственного ребенка.
М.И.Цветаева. «Любовь»
План
1. Вступительное слово учителя: «Лики любви в поэзии Цветаевой»
2. Анализ стихотворения «Я бы хотела жить с Вами...»
3. Сообщение учащегося: «О тайном сходстве душ» - Цветаева
и Сергей Эфрон
4. Любовь - трепет, нежность, любовь - преклонение в
стихотворении «Откуда такая нежность?»
Любовь - «боль, знакомая, как глазам - ладонь» в
стихотворении «Любовь»
Стихотворение «Мне нравится, что Вы больны не
мной…» как лирический шедевр М.Цветаевой
Заключение: «неподдельная искренность и настоящая
женственность настроений» (К.Бальмонт) творчестве М.Цветаевой
Проблемные вопросы:
Что есть любовь по Цветаевой?
Как вы понимаете строки Цветаевой:
Между любовью и любовью распят
Мой миг, мой час, мой день, мой год, мой век
Какое определение любви М.И.Цветаевой вам кажется самым выразительным и близким вам по духу?
1. Вступительное слово учителя: «Лики любви в поэзии Цветаевой»
Говорить о теме любви в творчестве Цветаевой и легко, и трудно… Трудно потому, что её поэзию растащили на цитаты, растиражировали, на ней лежит уже некий хрестоматийный глянец… Легко потому, что от этого она не потеряла всей своей глубины, выразительности и лиризма. Благодаря Цветаевой русская поэзия получила новое направление в самораскрытии женской души с ее трагическими противоречиями. Это история любви XX века — века противоречий и диссонансов, взлетов и падений.
2. Анализ стихотворения «Я бы хотела жить с Вами...»
...Я бы хотела жить с Вами
В маленьком городе,
Где вечные сумерки
И вечные колокола.
И в маленькой деревенской гостинице —
Тонкий звон
Старинных часов — как капельки времени.
И иногда, по вечерам, из какой-нибудь мансарды
Флейта,
И сам флейтист в окне.
И большие тюльпаны на окнах.
И может быть, Вы бы даже меня не любили...
10 декабря 1916
Анализ стихотворения:
▪ Какой вам представляется главная героиня этого
стихотворения? (Приведите цитаты)
▪ Какие художественные средства использует поэт?
▪ Какова, по – вашему, главная мысль стихотворения?
В каких строчках она выражена?
▪ Что есть любовь по Цветаевой в этом стихотворении?
Вывод: Легкими, словно с картины художника – импрессиониста, мазками
создает Цветаева образ лирической героини: «Я бы хотела жить с Вами
в маленьком городе», «в маленькой деревенской гостинице», где «тонкий звон старинных часов — как капельки времени». Она романтична и возвышенна, а любовь для неё чувство беспечальное и светлое
3. Сообщение учащегося: «О тайном сходстве душ» - Марина Цветаева и
Сергей Эфрон»
Лето 1911 г. Цветаева провела в Коктебеле, в доме Волошина. Среди многочисленных гостей поэта был и Сергей Яковлевич Эфрон, очень молодой (на год моложе Цветаевой) юноша, больной туберкулёзом и недавно потерявший мать. Вскоре он станет мужем Цветаевой. Её избранник казался ей воплощением всего высокого, романтического, героического. Ему выпала редкая для мужчины роль — быть не только супругом, но и музой своей жены. Долгие годы многие стихи Цветаевой либо прямо обращены Сергею Эфрону, либо так или иначе связаны с ним
Да, я, пожалуй, странный человек.
Другим — на диво!
Быть, несмотря на наш двадцатый
век
Такой счастливой!
Не слушая о тайном сходстве душ,
Ни всех тому подобных басен,
Всем говорить, что у меня есть муж,
Что он прекрасен!..
Какими словами можно определить это чувство, сопровождавшее Цветаеву всю жизнь? Может быть вот этими, написанными ещё в 1916 г. строками:
Нам волей роковых стечений
Друг друга суждено узнать?
Эта любовь принесла Цветаевой и боль, и горечь, и радость. Чего было больше — не нам судить. Но всю жизнь поэтесса ощущала непостижимую связанность, взаимозависимость, нерасторжимость их судеб. Именно об этом написала она в пророческом стихотворении 1921 г.:
Не для тысячи судеб —
Для единой родимся.
Ближе, чем с ладонью хлеб —
Так с тобою сходимся.
…Так вдвоем и канем в ночь:
Одноколыбельники.
4. Любовь - трепет, нежность, любовь - преклонение в стихотворении
«Откуда такая нежность?»
В 1916 г. в Москву приезжает Осип Мандельштам. Начинается краткий роман двух поэтов, принесший целую россыпь лирических шедевров:
Откуда такая нежность?
Не первые — эти кудри
Разглаживаю, и губы
Знавала темней твоих.
Всходили и гасли звёзды, —
Откуда такая нежность?
Всходили и гасли очи
У самых моих очей.
Ещё не такие гимны
Я слушала ночью тёмной,
Венчаемая - о нежность! -
На самой груди певца.
Откуда такая нежность,
И что с нею делать, отрок
Лукавый, певец захожий,
С ресницами — нет длинней?
1916
Лирическая героиня видит в возлюбленном не мужа, но отрока, она не осмеливается посягнуть на него, потому что боится его присвоить, сделать не равным. Но, притянутая его очарованием, она чувствует тревогу неизбежного расставания. «Чьи пальцы бережные трогали твои ресницы, красота? Когда и как и где и много ли целованы твои уста — не спрашиваю. Дух мой алчущий переборол сию мечту. В тебе божественного мальчика - десятилетнего — я чту». Так начинается роман. А потом: «Здесь у каждого мысль двоякая, здесь, ездок, торопи коня. Мы пройдем, кошельком не звякая и браслетами не звеня. Уж с домами дома расходятся, а на площади шум и пляс. Здесь у маленькой Богородицы вся Кордова в любви клялась. У фонтана присядем молча мы, здесь, на каменное крыльцо, где впервые глазами волчьими ты нацелился мне в лицо...» И все же - попытка избежать: «Ты озорство прикончи, да засвети свечу, чтобы с тобою нонче не было, как хочу». Но здесь разлука неизбежна, она заложена в самой сути подобного романа.
Все кончается всегда одинаково: «Так, руки заложив в карманы, стою. Синеет звездный путь. Опять любить кого-нибудь? Ты уезжаешь утром рано...» «Хочу у зеркала, где муть и сон туманящий, я выпытать, куда Вам путь, и где пристанище. Я вижу мачты корабля. И Вы на палубе. Вы в дыме поезда. Поля, поля в вечерней жалобе. Вечерние поля в росе, над ними вороны. Благословляю Вас на все четыре стороны».
Любовь - «боль, знакомая, как глазам - ладонь» в стихотворении
«Любовь»
Стихотворение «Любовь» - одно из самых ярких и выразительных стихотворений о любви в творчестве М. Цветаевой. Со свойственной ей
экспрессивностью автор определяетлюбовь, этот «сладчайший недуг», как тайную болезнь, неотвязную и скрываемую, изнуряющую и не приносящую утоления, любовь - «боль, знакомая, как глазам - ладонь»:
Ятаган? Огонь?
Поскромнее, - куда как громко!
Боль, знакомая, как глазам - ладонь,
Как губам -
Имя собственного ребенка.
6. Стихотворение «Мне нравится, что Вы больны не мной…»
как лирический шедевр М.Цветаевой
Стихотворение «Мне нравится, что Вы больны не мной…» можно
назвать программным в творчестве М. Цветаевой по теме любви
Это, без преувеличения, шедевр любовной лирики М.И.Цветаевой.
Здесь в полной мере определился её талант, её поэтическая зрелость,
лирическая дерзость, «лица не общее выраженье»:
Мне нравится, что Вы больны не мной,
Мне нравится, что я больна не Вами,
Что никогда тяжелый шар земной
Не уплывет под нашими ногами.
Мне нравится, что можно быть смешной -
Распущенной - и не играть словами,
И не краснеть удушливой волной,
Слегка соприкоснувшись рукавами.
Мне нравится еще, что Вы при мне
Спокойно обнимаете другую,
Не прочите мне в адовом огне
Гореть за то, что я не Вас целую.
Чье имя нежное мое, мой нежный, не
Упоминаете ни днем ни ночью — всуе...
Что никогда в церковной тишине
Не пропоют над нами: аллилуйя!
Спасибо Вам и сердцем и рукой
За то, что Вы меня — не зная сами! -
Так любите: за мой ночной покой,
За редкость встреч закатными часами,
За наши не-гулянья под луной,
За солнце не у нас над головами, -
За то, что Вы больны – увы! – не мной,
За то, что я больна – увы! – не Вами
1915
Анализ стихотворения:
▪ Какой вам представляется главная героиня этого
стихотворения? (Приведите цитаты)
▪ Какие художественные средства использует поэт?
▪ Какова, по – вашему, главная мысль стихотворения?
В каких строчках она выражена?
▪ Что есть любовь по Цветаевой в этом стихотворении?
Вывод: Это стихотворение о несостоявшейся любви, о встречах
невстречах, о «не-гуляньях под луной», о том, «что никогда в церковной тишине не пропоют над нами: аллилуйя». Любовь – это то, что наполняет жизнь смыслом, делает её значительной, чувства – обостренными, а сердце зорким. Любовь - это смятение, схватка, в которой страсть борется с гордостью, измена с верностью, а все это вместе это и есть жизнь.
7. Заключение: «неподдельная искренность и настоящая женственность настроений» (К.Бальмонт) творчества М.Цветаевой
Константин Бальмонт еще в 1921 году написал о М.И.Цветаевой:
«Её своеобразный стих, полная внутренняя свобода, лирическая сила, неподдельная искренность и настоящая женственность настроений – качества, никогда ей не изменяющие». Все это в полной мере относится к любовной лирике М.И.Цветаевой. Если воспользоваться определением Маяковского, то цветаевская любовь в каком-то смысле — «громада — любовь». Поэтесса признается:
Между любовью и любовью распят
Мой миг, мой час, мой день, мой год, мой век.
Лики любви в ее поэзии бесчисленны. Это любовь - поединок, сражение, любовь - трепет, нежность, любовь - преклонение, любовь материнская.
«Вы сделали надо мною чудо, я в первый раз ощутила единство неба и земли…Милый друг, Вы вернули меня к жизни, в которой я столько раз пыталась и всё-таки ни часу не сумела жить… Люблю Ваши глаза... Люблю Ваши руки, тонкие и чуть холодные... Внезапность Вашего волнения, непредугаданность Вашей усмешки... Я сказала Вам есть - Душа, Вы сказали мне: есть Жизнь»», - из письма Цветаевой к своему возлюбленному
Так она умела любить… Так она завещала любить нам.
А это для тех, кто любил, любит и будет любить - лирическое завещание Цветаевой, её поэтическое признание. (Звучит песня «Монолог» на стихи М.И. Цветаевой в исполнении А.Пугачёвой.)