kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Я-голос ваш (по творчеству А.Ахматовой)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по творчеству А.Ахматовой является дополнением к изучению творчества поэта.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Я-голос ваш (по творчеству А.Ахматовой)»


УРОК 39

Тема урока: «Я - голос ваш...» Анна Ахматова - голос своей эпохи.

Тип урока: формирование новых знаний

Форма проведения: урок - встреча

Цели урока.

Обучающая: подвести учащихся к выводу, что всей своей жизненной и

творческой судьбой А.Ахматова выстрадала право называться

голосом всего русского народа, голосом его совести, его веры,

его правды.

Развивающая: развитие логического и образного мышления учащихся,

умения мыслить исторически и системно, умения видеть

художественные явления в их развитии, формирование

поэтического чутья, культуры чтения.

Воспитывающая: воспитание уважения к историческому прошлому нашей

страны, гордости за самобытность, духовность

русскую поэзию, развитие литературного вкуса и

поэтического чутья.

Оборудование: выставка книг А.Ахматовой, портреты и фотовыставка,

компьютерная презентация «Я – голос ваш…»

Методическая цель: личностно – ориентированная ситуация на уроке,

организация работы по группам.

Ход урока: знакомство с целями урока и эпиграфом:

Одни глядятся в ласковые взоры,

Другие пьют до солнечных лучей,

А я всю ночь веду переговоры

С неукротимой совестью своей.

А.Ахматова

План

1. Вступительное слово учителя: «Анна Ахматова – голос эпохи»

2. Сообщение учащегося «Образ А.Ахматовой в искусстве»

3. Биография А.Ахматовой

4. Сообщение учащегося: «Автобиографии А. Ахматовой

«Коротко о

00000000000000000000000000000000000000000000000000000000000себе. 1ч ».

5. 20-ые и 30 – е годы в творчестве А.Ахматовой

6. Ташкентский период в жизни А.А.Ахматовой

7. «И упало каменное слово» - Ахматова и Жданов.

8. Заключение: «Какая гордая, горькая, победительная поэзия!

Какая вы­сокая душа!»


Общие опережающие задания:

▪ Прочитать автобиографию А.Ахматовой «Коротко о себе».

▪ Прочитать статью А.И.Павловского «Поэзия Анны Ахматовой».

Художественно-философский мир поэта в книге: Русская

лите­ратура XX века. Справочные материалы.

▪ Подготовить стихи А.Ахматовой (по выбору) наизусть






Вопросы для исследования по группам:


1 группа уч-ся


  1. Какие события А.Ахматова выделяет в своей автобиографии?

  2. С чем она связывает главные вехи своей жизни?

  3. Что досталось А.Ахматовой в наследство от бабушки-татарки?

Стихотворения: «Молитва», «Мне голос был» (наизусть)

2 группа уч-ся

  1. Чьим современником была А.Ахматова

  2. Можно ли назвать стихотворение «Молитва» пророческим? Почему?

  3. Свидетелем каких исторических событий была А.Ахматова? Как они отразились в ее творчестве?



«Клятва»,

«Мужество»

(наизусть)

3 группа уч-ся

7. Какие художники рисовали

А.Ахматову? Что привлекало их в

поэте?

8. В чем видит Ахматова предназначенье


«Многим» «Реквием» 1-Зч. (наизусть)

поэта?

  1. Что роднит Ахматову с поэтами

античности?



Проблемный вопрос:


  • Что позволило поэту назвать себя голосом своей эпохи?


1. Вступительное слово учителя «Анна Ахматова – голос эпохи»

Пути познания мира, родины и самого себя - как выразителя времени -бесконечны и многообразны, и каждый художник находит здесь свои дороги, свои заповедные тропы. Эпиграфом к нашему уроку мы взяли слова о неукро­тимости совести поэта. Совесть... по-русски тираническая, строго взыскую­щая, тревожная, мучительно бессонная - именно «неукротимая» - стала глав­ным попутчиком в творчестве А.Ахматовой. Когда-то она написала:

Я - голос ваш, жар вашего дыханья,

Я - отраженье вашего лица,

Напрасных крыл напрасны трепетанья, Ведь все равно я с вами до конца.

  • Какой же была Анна Андреевна, какой ее запомнили современники?

Обратимся к ее биографии, ведь, по словам А.И.Герцена: «Жизнь

сочини­теля есть драгоценный комментарий к его сочинениям».

Из воспоминаний Ариадны Тырковой - Вильямс, современницы

Ахма­товой: «Тонкая, высокая, стройная, с гордым поворотом

маленькой головки, за­кутанная в цветастую шаль, Ахматова походила

на гитану (цыганку-испанку). Нос с горбинкой, темные волосы, на лбу подстрижены короткой челкой, на за­тылке подхвачены высоким испанским гребнем. Небольшой, тонкий не часто улыбавшийся рот. Темные суровые глаза. Ее нельзя было не заметить. Мимо нее нельзя было пройти, не залюбовавшись ею...».

М.И.Цветаева: «От ангела и от орла в ней было что-то...».

2. Сообщение учащегося: «Образ А.Ахматовой в искусстве»

Анну Ахматову рисовали многие знаменитые художники – Амадео Модилъяни (1911), Натан Альтман (1914), Юрий Анненков (1921),

художник Осъмеркин (1939) и др.

Но более всего Анна Андреевна любила карандашный рисунок художника Амадео Модильяни. В те годы Модильяни не был широко известен, и

рисунок был выполнен при личных встречах в Италии. Анне Ахматовой рисунок так нравился и был дорог, что именно его она выбрала для

обложки книги.

Следующий портрет-художника Юрия Анненкова, где Ахматова изо­бражена со знаменитым испанским гребнем в волосах. В портрете

художник четко подчеркнул: мудрую простоту, всю глубину и сложность

ее натуры, тревожное предчувствие трагических событий.

Портрет, который считается самым лучшим, это портрет работы художника Натана Альтмана. Анна Андреевна изображена в платье интенсивно-синего цвета с ярко-желтой шалью на плечах. В портрете

под­черкивается: спокойная сила, стоическое противостояние судьбе, изыскан­ность, величавость, одухотворенность.

У нас есть портрет Анны Андреевны, художника Осьмеркина,

который несколько отошел от традиций в изображении А.Ахматовой,

он усилил «зем­ные» черты Анны Андреевны — человека сложной судьбы, мудрой простоты, сдержанной боли. Ахматова изображена в белом

платье, на фоне шереметь­евских лип. Она сидит у окна своего Фонтанного дома, где так часто приходи­ла муза-богиня поэзии, которую Анна Андреевна ласково называла - «милой гостьей с дудочкой в руке».

  • Как ты думаешь, почему художники так часто рисовали

Ахматову? Что их привлекало в поэте?

Уч-ся: Мне кажется, прежде всего потому, что она была интересна им

как личность, женщина-поэт, их привлекала ее высокая одухотворенность, изысканность, величавость.

Учитель: По воспоминаниям современников Анна Андреевна была

красива во всякую пору своей жизни. Увидя ее в 1964 году в Италии,

во время вручения премии «Этна-Таормина», высокую, статную, величественную, настоящую царицу, богиню поэзии, иностранный

журналист воскликнул: «Теперь я понимаю, почему Россией долгие годы могли править женщины». Многие называли ее профиль «патрицианским», «аристократичным».

А недавно обнаружили изобретение древнеримской императрицы, чей портрет один к одному повторяет портрет Анны Андреевны Ахматовой. Что ж, еще одно подтверждение ее аристократизма, изысканности и величавости.

3. Работа над биографией:

1. В какой период началось творчество А. Ахматовой?

2. Чьим современником она была?

3. Что досталось ей в наследство от бабки-татарки?

Вывод: творчество Ахматовой началось в период величайшего расцвета рус­ской культуры - серебряного века. Ее современниками были Блок и Брюсов, Есенин и Маяковский, Андрей Белый и Вячеслав Иванов, Н.Гумилев и Осип Мандельштам. Целое созвездье имен в русской по­эзии. Ахматова своим творчеством доказала право называться нацио­нальным поэтом. Ахматова - псевдоним, доставшийся в наследство от бабки - татарки.

4. Сообщение учащегося: «Автобиография А. Ахматовой «Коротко о

себе 1ч.».

  • В твоем докладе подчеркнуто, что самые важные события в своей

жизни она связывает с творчеством, как ты думаешь, по­чему?

Творчество, поэзия стали смыслом жизни А.Ахматовой. Мэтры российской по­эзии осторожно и ревностно относились к появлению нового имени на русском Парнасе: Блок долгое время не замечает, не слышит; Гумилев: «Моя жена и по канве хорошо вышивает»; Вячеслав Иванов на «башне» которого по средам собирались поэты, художники, актеры, после чтения Ахматовой стихотворения «Песня последней встречи» произнес «Поздравляю Вас, Анна Андреевна и приветствую! Господа! Перед нами явление в русской поэзии». Это потом будет сборник стихов «Вечер», который поклонники растащат прямо у выхода издания, все его 300 экземпляров и стихи о родине и скорбная песнь «Реквием».

Еще в 1915 году она напишет стихотворение «Молитва».

Учащийся читает наизусть:

Дай мне горькие годы недуга,

Задыханья, бессонницу, жар.

Отыми и ребенка, и друга,

И таинственный песенный дар –

Так молюсь за твоей литургией

После стольких томительных дней,

Чтобы туча над темной Россией

Стала облаком в славе лучей.

  • Что такое молитва?

/Выстраданное обращение к Богу, разговор наедине с Богом, близко другим народным жанрам - плачу, причитанию, песне/

  • Что является самым важным для поэта в стихотворении «Мо­литва»?

(Свобода и слава России:«Чтобы туча над темной Россией стала облаком

в славе лучей»).

  • Чем же ради родины готов пожертвовать поэт?

/Ради свободы и славы России поэт готов пожертвовать «и ребен­ком», и «другом», и своим творчеством - «таинственным песен­ным даром»/.

  • О чем же это стихотворение? Можно ли его назвать пророче­ским?

Вывод: Стихотворение «Молитва» выражает высшую степень са­моотречения, оно беспримерно по силе любви к Родине. Поражает непомерность жертв. Оно оказалось пророческим. Впоследствии Ахматова написала: «Я гибель накликала милым...», «Эти могилы предсказаны словом моим...».

5. Слово учителя: 20 – 30 - е годы в творчестве Ахматовой.

20-ые годы были очень трудными: нищенский быт, скудный паек, выхлопотанный через Горького, печататься было трудно, но именно тогда прозвучат строки программного гражданского звучания:

Не с теми я, кто бросил землю

На растерзание врагам.

Их грубой мести я не внемлю,

Им песен я своих не дам...

В 30-е годы в поэме «Реквием» (1935-1940), когда личное материнское горе Ахматовой соприкоснулось с бедою тысяч матерей, появилась знаменитая поэтическая формула:

Я была тогда с моим народом,

Там, где мой народ, с несчастью был.

Ольга Берггольц: «Я помню ее около старинных кованых ворот на фоне чугунной ограды Фонтанного дома, бывшего Шереметьевского дворца. С ли­цом замкнутым в суровости и гневности, с противогазом через плечо, она несла дежурство как рядовой боец противопожарной обороны. Она шила мешки для песка, которыми обкладывали траншеи и убежища в саду того Фонтанного До­ма, под кленом, воспетым ею в «Поэме героя». Тогда же она напишет стихотворение «Клятва»:

И та, что сегодня прощается с милым

Пусть боль свою в силу она переплавит

Мы детям клянемся, клянемся могилам,

Что нас покориться никто не заставит!

В 1942 году под ее пером родились строки такой силы, что их одних хва­тило бы, чтобы имя поэта стало бессмертным:

Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне
^

Час мужества пробил на наших часах

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова, -

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово!

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

Навеки!

В трудный для Родины час она, мать солдата, нашла самые точные слова и выразила подлинное чувство патриотизма.

6. Ташкентский период в жизни А.А.Ахматовой

С 1941 по 1944 гг. А.А.Ахматова была в Ташкенте, в эвакуации.

В автобиографии она писала: «До мая 1944 года жила в Ташкенте, жадно ловила мысли о Ленинграде, о фронте. Как и другие поэты, часто выступала в госпиталях, читала стихи раненным бойцам. В Ташкенте я впервые узнала, что такое палящий день, древесная тень и звук воды. А еще я узнала, что такое че­ловеческая доброта...»

7. «И упало каменное слово» - Ахматова и Жданов

А когда вернулась в Ленинград, то ее встретил не город, «а страшный призрак, притворяющимся моим городом...». И был 1946 год и разгромная

речь Жданова и десятилетия одиночества пожизненно:

Одна на скамье подсудимых

Я скоро полвека сижу...

Но она никогда не жаловалась. Не жаловалась, когда рассыпали ее книгу, набранную 10-тысячным тиражом, когда, когда ей, поэту с мировым именем, пришлось заниматься переводами.

И упало каменное слово

На мою еще живую грудь.

Ничего, ведь я была готова

Справлюсь с этим как-нибудь.

У меня сегодня много дела:

Надо память до конца убить,

Надо, чтоб душа окаменела

Надо снова научиться жить... -

  • Какой мы себе представляем лирическую героиню по этому отрывку?

Вывод: Нельзя представить, чтобы героиня, произнесшая эти слова, пошла против со­вести, предала родину, честь друзей, поэзию. Это человек высокого граждан­ского мужества

Ахматова никогда не кричала о своей любви к народу, но и не участвова­ла в преступлениях власть имущих. Она не клеймила позором свою страну, а просто, скорбно, и мудро разделила ее судьбу. В 1964 году в Великобритании ее избрали доктором филологии Оксфорд­ского университета, а в Италии присудили премию. Еще в 1917 году она написала стихотворение о предназначении поэта:

Мне голос был. Он звал утешно.

Он говорил: «Иди сюда,

Оставь свой край, глухой и грешный,

Оставь Россию навсегда.

Я кровь от рук твоих отмою,

Из сердца выну черный стыд,

Я новым именем покрою

Боль поражений и обид».

Но равнодушно и спокойно

Руками я замкнула слух,

Что этой речью недостойной

Не осквернился скорбный дух.

  • Как вы понимаете выражение «скорбный дух»?

(Поэт хочет разделить участь родины, ее страдания, пронести их достойно)

  • Найдите в тексте цитаты, подтверждающие сквозь какие

страдания согласен пройти поэт?

(Сквозь «боль поражений и обид», «черный стыд», сквозь все «утешные» соблазны)

  • Что же значит по Ахматовой быть поэтом?

  • Может ли поэт жить вне родины?

Вывод: Анна Ахматова высоко понимала поэтическое назначение вообще и свое в частности, как судьбу, предопределение, служение. Быть поэтом - это значит быть рядом с Родиной в скорбные минуты, чувствовать кровную связь с родной землей. Стать голосом своей эпохи, верой, правдой, совестью народа.

Из автобиографии Ахматовой:

«...Я не переставала писать стихи. Для меня в них - связь моя с време­нем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми рит­мами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастли­ва, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных».

В 1921 году произошли трагические события в жизни А.А.Ахматовой. На похоронах А.Блока, она узнает об аресте мужа, теперь уже бывшего, Н.Гумилева. Его арестовали как участника контрреволюционного заговора (которого не было). Она бросилась хлопотать, добилась решения об отмене расстрела, но оно опоздало на два дня:

Не бывать тебе в живых,

Со снегу не встать.

Двадцать восемь штыковых,

Огнестрельных пять.

Горькую обновушку

Другу шила я,

Любит, любит кровушку

Русская земля.

Август 1921г.

Ее сына (которому было всего 9 лет во время ареста отца), как сына врага народа будут арестовывать трижды: 1935, 1938, 1949гг.

Анна Ахматова проведет 17 месяцев в тюремных очередях, сына приго­ворят к расстрелу, потом этот приговор заменят ссылкой. Он станет знамени­тым ученым-востоковедом.

Свой последний приют она нашла в Комарово, под соснами в 1966 году. Там всегда у ее могилы люди. Ее провожал весь Ленинград. Поэтическое чутье и прозорливость помогли Иванову в тоненькой, смуглой Ане Горенко, увидеть будущего общенационального поэта Анну Ахматову.

  1. Заключение: «Какая гордая, горькая, победительная поэзия!

Какая вы­сокая душа!»

Вот такая она Анна Андреевна Ахматова, человек высочайшей духовной культуры, большого гражданского мужества, несгибаемой воли. Поэт с боль­шой буквы, в чьем творчестве объединились античная простота и «струнная напряженность» современности.

На доске записано несколько отзывов о жизни и творчестве

А. Ахматовой


  • Какой из них более точно отражает тему нашего урока?

Поэзия Ахматовой - это прежде всего подлинность, невыдуманность чувств, поэзия, отмеченная необычайной сосредото­ченностью и взыскательностью нравственного начала...

А.Т.Твардовский

Образ этой необыкновенной женщины, человека высокой ду­ховной и интеллектуальной культуры сумевшей через неверо­ятные испытания пронести царственное достоинство и вер­ность себе, живет в сознании многих.

Наум Коржавин «Анна Ахматова и серебряный век»

Какая гордая, горькая, победительная поэзия! Какая высокая
душа!

А.А.Ахматова о поэтессе Габриэле Мистраль


Вывод: Почему именно к этой теме мы обратились сегодня? Начало XXI века так схоже по своим проблемам с началом XX века. И перед нами сто­ят вопросы: кто мы? Куда идем? Каковы наши нравственные ориентиры? Жизнь А.Ахматовой - это тот самый ориентир чести, достоинства, высоко­го гражданского мужества, несгибаемой воли, чистой, целомудренной любви к родине. «Какая гордая, горькая, победительная поэзия! Какая вы­сокая душа!»


Итоги урока

Д/З:

1. Письменно ответить на вопрос: «Что значит для Ахматовой быть поэтом?

2. Подобрать антологию (тематическую подборку) стихотворений Ахматовой

о родине. Стихотворение по выбору наизусть.

3. Работа с тестами 1 - 8


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Я-голос ваш (по творчеству А.Ахматовой)

Автор: Беллаш Елена Владимировна

Дата: 04.05.2023

Номер свидетельства: 630836


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства