kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

И.С.Тургенев.Повесть"Первая любовь"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы. Внеклассное чтение по повести И.С.Тургенева "Первая любовь". Работа над нравственными  проблемами, рассматриваемыми в повести; 

Работа над созданием характеристики героя, выборочным пересказом .текста, выявлением черт характера героя, развёрнутым обосновыванием суждения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«И.С.Тургенев.Повесть"Первая любовь"»

План-конспект урока внеклассного чтения в 9 классе.

Тема: Иван Сергеевич Тургенев «Первая любовь». Нравственные проблемы повести.

Кол-во часов-1.

Содержание образования.

Слово о писателе и повести. «Первая любовь» как одно из самых личных созданий писателя . Актуальность и решение нравственных проблем в повести.

Виды учебной деятельности.

Рецептивная : чтение и восприятие фрагментов текста;

репродуктивная : осмысление содержание произведения по вопросам и заданиям;

продуктивная ,творческая : выразительное чтение эпизодов повести;

поисковая : самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, комментирование художественного текста;

исследовательская : анализ текста повести по вопросам и заданиям.

Планируемый результат освоения материала.

Знать: текст повести ,историю её создания.

Понимать : проблемы, рассматриваемые в повести, как происходит эволюция чувства любви главного героя.

Уметь : создавать характеристику героя , выборочно пересказывать .текст, выявлять черты характера героя , развёрнуто обосновывать суждения

Внутрипредметные и межпредметные связи:

ИЗО:репродукции литографий К. А. Клементьевой « Первая любовь».Зинаида в саду. Зинаида и Владимир. Зинаида и отец Владимира на прогулке. Свидание Зинаиды с отцом Владимира.

Литература : сопоставление с лирическим произведением (стихотворением).

Виды контроля : ответить на вопросы :Какие проблемы , вопросы поднимает автор ,изображая любовь в жизни главных героев .Почему актуальны проблемы ,поднимаемые автором повести? Чему учит нас поведение главных героев? Уметь сопоставлять произведения разных родов, объединённых общей темой.

Домашнее задание : рассказать о Зинаиде по плану.

Цель урока : обучение анализу произведения , умению рассуждать, давать развёрнутый ответ на вопрос учителя , ориентироваться в тексте.



ХОД УРОКА:

Это единственная вещь , которая мне самому до сих пор доставляет удовольствие , потому что это сама жизнь. « Первая любовь»- это пережито.

И.С.Тургенев

…жертвовать собою сладко для иных.

« Первая любовь»

…Только ею ,только любовью держится и движется жизнь.

И.С.Тургенев

1.Вступительное слово учителя.

Объяснение темы урока, целей урока.

-Сегодня мы будем размышлять над решением в повести « Первая любовь» главной нравственной проблемы-любви; а именно: любовь в понимании писателя, сила любви- в чём она? Образ первой любви- каков он? Взаимоотношения в любви. Отношения людей друг к другу – какими они должны быть? И ещё подумаем над тем ,как решена в повести другая нравственная проблема –умение сострадать ,прощать.

2.Слово учителя.

(Обратить внимание учащихся на эпиграфы , написанные на доске.)

-Сначала обратимся к истории создания повести. В очень трудное для Тургенева время (это была полоса временного разрыва с Полиной Виардо) появилась повесть « Первая любовь»(1860).Ею писатель особенно дорожил. « Первая любовь»-одно из самых личных созданий Тургенева ,связанных как с драматической его родителей ,так и с действительными воспоминаниями о своей первой юношеской любви. « Я не придумывал этой повести; она дана мне целиком самой жизнью», -г оворил писатель своему давнему другу, графине Ламберт. « В «Первой любви», - рассказывал Тургенев, - я изобразил своего отца. Меня многие за это осуждали. Отец мой был красавец. Он был очень хорош- настоящей русской красотой. Из всех моих женских типов я более всего доволен Зинаидой. В ней мне удалось представить действительное живое лицо».

На вопрос , кто же послужил прототипом молодого героя повести, Тургенев ответил: « Этот мальчик – ваш покорный слуга».

-Как? И вы так влюблены были?

-Был.

- И с ножом бегали?

-И с ножом бегал.

3. Беседа с классом.

- Обратимся к определению, написанному на доске.

Нравственность – внутренние, духовные и душевные качества , которыми руководствуется человек , правила поведения , определяемые этими качествами.

Толковый словарь русского языка под ред. С. И. Ожегова.

-Что мы называем нравственными ценностями?

(Любовь,дружба,согласие, примирение с окружающими).

-Верно. Это наши общечеловеческие нравственные ценности.

Назовите нравственные качества характера.

(Доброта,отзывчивость,верность,смелость,искренность,сострадание).

-Посмотрите, пожалуйста, на названные вами нравственные качества характера человека( они записаны учителем на доске по ходу их называния).Можете назвать героев повести,которые обладали этими качествами?

(Да. Это Владимир,Зинаида, Пётр Васильевич.)

4. Проверка домашнего задания.

-Назовите ,пожалуйста , эпизоды , в которых герои проявляют эти качества.

-Это повесть о первой любви. Как передаёт Тургенев состояние влюблённости у героя?

- « Все чудеса первой любви совершались» над его юным героем.

Какие чувства пережил герой?

( Мгновенные переходы от безысходного горя , нестерпимой обиды к окрыляющей радости, опьяняющей надежде.) Примеры из текста.

Вывод (формулирует учитель) : Итак , первая любовь показана как исключительное событие человеческой жизни,единственное и неповторимое по яркости переживаний , по настроению души. Праздничный образ первой любви складывается из неотразимого обаяния женской красоты,желания подвига , романтического воодушевления (юный Владимир цитирует Пушкина, Лермонтова , Шиллера),наконец , удивительных пейзажей , отвечающих чувствам героя.

5. Работа с текстом. Анализ произведения и комментирование ключевых эпизодов повести.

-Каким сделала любовь Владимира?

Работаем с гл.12, 17.

( Отчаянно смелым,(гл.12-случай прыжком со стены оранжереи). Дерзким,решительным( гл.17-случай с ножиком и караулом в саду.

-Первую любовь Владимира можно назвать испытанием любовью? Как вы понимаете смысл выражения?

- Выдержал ли Владимир испытание любовью? И в чём это выразилось?

( Выдержал с достоинством. Крах его любви не вызвал в нём враждебности к окружающим , отчуждённости от отца, не озлобил его.

- Как вы думаете : почему?

(Да потому , что любовь- это надежда , это будущее , это лучшее , что случается с человеком. А лучшее не может вызвать всплеск негативных сторон характера. В любви человек проявляет свои лучшие качества.

-Вернёмся к эпиграфу. Теперь вам понятен его смысл. Как вы понимаете смысл этих слов?

( Лушин о Зинаиде Владимиру.)

- А любовь Зины к Петру Васильевичу вы осуждаете? Почему? Ведь он женат, да и Зина, любя Петра Васильевича, говорит Владимиру,что любит его? Почему же не осуждаете?

-Может , она просто ветреная кокетка? Шалит с любовью?

( Сердцу не прикажешь. Мы любим сердцем , а не разумом , поэтому любовь-чувство сложное, подчас с точки зрения морали трудно объяснить поведение , поступки влюблённого.)

- и в подтверждение сказанного нами я хочу прочесть вам стихотворение Киримизе Жанэ « Что такое любовь?»

-Что такое любовь? Любовь – это радость! – один говорил.

-Нет,жертва! – ответил другой.

- Любовь- это сила, что выше всех сил!

- Нет , слабость, - ответил другой.

-Любовь-это счастье! Любовь – это свет ! – один вдохновенно кричал.

- Счастливой любви не бывало и нет !- угрюмо другой отвечал.

Поняв , что в тупик их завёл разговор,

Они подошли к старику :

- Отец , ты поможешь решить этот спор , ты много видал на веку !

Но тот отвечал им : « Вам трудно , друзья , понять , где тут правда , где ложь. Любовь объяснить , к сожаленью , нельзя : полюбишь- тогда и поймёшь».

-Почему старик не поддержал ни одного из спорщиков?

( Любовь- это, действительно, и сила , и слабость , и счастье , и жертва.)

-Вернёмся к повести. Чью любовь можно назвать жертвенной?

(Зинаиды: она пожертвовала своей будущностью , хотя была возможность выйти замуж за Беловзорова. Петра Васильевича – он сохранил семью , хотя любил княжну.

- И снова работа с текстом. Особенно драматична и правдива сцена у окна , то страшное мгновение , когда отец Владимира бьёт хлыстом по обнажённой руке Зинаиды , и она целует заалевший рубец. Найдите и зачитайте. (гл.21.)

(Обращается внимание уч-ся на репродукции литографии,изображающих этот эпизод повести.)

-Какие чувства вызвала у Владимира эта сцена? Почему он так думал?

(Работа с текстом. Комментированное чтение эпизода.)

ВЫВОД УЧИТЕЛЯ и переход ко второй проблеме.

-Вот мы и подошли к осознанию того, насколько велико это чувство , насколько оно противоречиво и сложно. Одной из главных нравственных ценностей мы в начале урока назвали согласие , примирение с окружающими. Как решается эта проблема в повести? Давайте поразмышляем.

(Выступления учащихся.)

-Повесть эта пленила Гюстава Флобера, искреннего почитателя творчества Тургенева. Он писал Ивану Сергеевичу : «Ваша «Первая любовь» тем более мне понятна, что в ней рассказывается история одного из самых близких мне друзей. Но выше всего в этом произведении следующие две строчки: « Я не испытывал никакого злобного чувства к отцу. Напротив, он , так сказать, ещё больше вырос в моих глазах». Это , по-моему, пугает своей глубиной…для меня лично- вот самое возвышенное, что может быть.»

-Почему Флобер подчеркнул важность именно этих двух строчек? Как вы считаете?

(Потому, что важно для человека понимать и прощать людей , а близких , родных- тем более. Это очень важно для человека – жить с окружающими в согласии , взаимопонимании. Владимир понял , что и отцу нелегко : он испытал безысходное , обречённое чувство , тем более сложнее , что чувство было взаимным. Потому понял ,что и сам испытал его , у него любовь – безысходная.

6.Заключительный этап урока.

-Формулировка вывода : проблемы , поднимаемые автором в повести, актуальны и сегодня , и будут актуальны всегда: любовь , испытание ею ; как ведёт себя влюблённый человек , его взаимоотношения с окружающими , умение понять чувства другого , сострадать , терпимо относиться к другим , не держать зла на людей ; уметь достойно пережить безответное чувство и сохранить в памяти лишь самые светлые воспоминания. Это важно для любого человека. Этому надо учиться , и этому нас учит повесть Ивана Сергеевича Тургенева «Первая любовь».

-Комментирование оценок.

-Домашнее задание: подготовить рассказ о Зинаиде.



Данный урок внеклассного чтения проводится после изучения пьесы А.Н.Островского «Бедность не порок», на котором ребята уже пытались рассуждать о любви, силе этого великого чувства , влиянии его на человека.

Поэтому выбор для внеклассного чтения повести И. С. Тургенева «Первая любовь» считаю целесообразным.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
И.С.Тургенев.Повесть"Первая любовь"

Автор: Давыденко Марина Анатольевна

Дата: 19.06.2019

Номер свидетельства: 515499


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства