поисковая : самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, комментирование художественного текста;
исследовательская : анализ текста повести по вопросам и заданиям.
Планируемый результат освоения материала.
Знать: текст повести ,историю её создания.
Понимать : проблемы, рассматриваемые в повести, как происходит эволюция чувства любви главного героя.
Уметь : создавать характеристику героя , выборочно пересказывать .текст, выявлять черты характера героя , развёрнуто обосновывать суждения
Внутрипредметные и межпредметные связи:
ИЗО:репродукции литографий К. А. Клементьевой « Первая любовь».Зинаида в саду. Зинаида и Владимир. Зинаида и отец Владимира на прогулке. Свидание Зинаиды с отцом Владимира.
Литература : сопоставление с лирическим произведением (стихотворением).
Виды контроля : ответить на вопросы :Какие проблемы , вопросы поднимает автор ,изображая любовь в жизни главных героев .Почему актуальны проблемы ,поднимаемые автором повести? Чему учит нас поведение главных героев? Уметь сопоставлять произведения разных родов, объединённых общей темой.
Домашнее задание : рассказать о Зинаиде по плану.
Цель урока : обучение анализу произведения , умению рассуждать, давать развёрнутый ответ на вопрос учителя , ориентироваться в тексте.
ХОД УРОКА:
Это единственная вещь , которая мне самому до сих пор доставляет удовольствие , потому что это сама жизнь. « Первая любовь»- это пережито.
И.С.Тургенев
…жертвовать собою сладко для иных.
« Первая любовь»
…Только ею ,только любовью держится и движется жизнь.
И.С.Тургенев
1.Вступительное слово учителя.
Объяснение темы урока, целей урока.
-Сегодня мы будем размышлять над решением в повести « Первая любовь» главной нравственной проблемы-любви; а именно: любовь в понимании писателя, сила любви- в чём она? Образ первой любви- каков он? Взаимоотношения в любви. Отношения людей друг к другу – какими они должны быть? И ещё подумаем над тем ,как решена в повести другая нравственная проблема –умение сострадать ,прощать.
2.Слово учителя.
(Обратить внимание учащихся на эпиграфы , написанные на доске.)
-Сначала обратимся к истории создания повести. В очень трудное для Тургенева время (это была полоса временного разрыва с Полиной Виардо) появилась повесть « Первая любовь»(1860).Ею писатель особенно дорожил. « Первая любовь»-одно из самых личных созданий Тургенева ,связанных как с драматической его родителей ,так и с действительными воспоминаниями о своей первой юношеской любви. « Я не придумывал этой повести; она дана мне целиком самой жизнью», -г оворил писатель своему давнему другу, графине Ламберт. « В «Первой любви», - рассказывал Тургенев, - я изобразил своего отца. Меня многие за это осуждали. Отец мой был красавец. Он был очень хорош- настоящей русской красотой. Из всех моих женских типов я более всего доволен Зинаидой. В ней мне удалось представить действительное живое лицо».
На вопрос , кто же послужил прототипом молодого героя повести, Тургенев ответил: « Этот мальчик – ваш покорный слуга».
-Как? И вы так влюблены были?
-Был.
- И с ножом бегали?
-И с ножом бегал.
3. Беседа с классом.
- Обратимся к определению, написанному на доске.
Нравственность – внутренние, духовные и душевные качества , которыми руководствуется человек , правила поведения , определяемые этими качествами.
Толковый словарь русского языка под ред. С. И. Ожегова.
-Что мы называем нравственными ценностями?
(Любовь,дружба,согласие, примирение с окружающими).
-Верно. Это наши общечеловеческие нравственные ценности.
-Посмотрите, пожалуйста, на названные вами нравственные качества характера человека( они записаны учителем на доске по ходу их называния).Можете назвать героев повести,которые обладали этими качествами?
(Да. Это Владимир,Зинаида, Пётр Васильевич.)
4. Проверка домашнего задания.
-Назовите ,пожалуйста , эпизоды , в которых герои проявляют эти качества.
-Это повесть о первой любви. Как передаёт Тургенев состояние влюблённости у героя?
- « Все чудеса первой любви совершались» над его юным героем.
Какие чувства пережил герой?
( Мгновенные переходы от безысходного горя , нестерпимой обиды к окрыляющей радости, опьяняющей надежде.) Примеры из текста.
Вывод (формулирует учитель) : Итак , первая любовь показана как исключительное событие человеческой жизни,единственное и неповторимое по яркости переживаний , по настроению души. Праздничный образ первой любви складывается из неотразимого обаяния женской красоты,желания подвига , романтического воодушевления (юный Владимир цитирует Пушкина, Лермонтова , Шиллера),наконец , удивительных пейзажей , отвечающих чувствам героя.
5. Работа с текстом. Анализ произведения и комментирование ключевых эпизодов повести.
-Каким сделала любовь Владимира?
Работаем с гл.12, 17.
( Отчаянно смелым,(гл.12-случай прыжком со стены оранжереи). Дерзким,решительным( гл.17-случай с ножиком и караулом в саду.
-Первую любовь Владимира можно назвать испытанием любовью? Как вы понимаете смысл выражения?
- Выдержал ли Владимир испытание любовью? И в чём это выразилось?
( Выдержал с достоинством. Крах его любви не вызвал в нём враждебности к окружающим , отчуждённости от отца, не озлобил его.
- Как вы думаете : почему?
(Да потому , что любовь- это надежда , это будущее , это лучшее , что случается с человеком. А лучшее не может вызвать всплеск негативных сторон характера. В любви человек проявляет свои лучшие качества.
-Вернёмся к эпиграфу. Теперь вам понятен его смысл. Как вы понимаете смысл этих слов?
( Лушин о Зинаиде Владимиру.)
- А любовь Зины к Петру Васильевичу вы осуждаете? Почему? Ведь он женат, да и Зина, любя Петра Васильевича, говорит Владимиру,что любит его? Почему же не осуждаете?
-Может , она просто ветреная кокетка? Шалит с любовью?
( Сердцу не прикажешь. Мы любим сердцем , а не разумом , поэтому любовь-чувство сложное, подчас с точки зрения морали трудно объяснить поведение , поступки влюблённого.)
- и в подтверждение сказанного нами я хочу прочесть вам стихотворение Киримизе Жанэ « Что такое любовь?»
-Что такое любовь? Любовь – это радость! – один говорил.
-Нет,жертва! – ответил другой.
- Любовь- это сила, что выше всех сил!
- Нет , слабость, - ответил другой.
-Любовь-это счастье! Любовь – это свет ! – один вдохновенно кричал.
- Счастливой любви не бывало и нет !- угрюмо другой отвечал.
Поняв , что в тупик их завёл разговор,
Они подошли к старику :
- Отец , ты поможешь решить этот спор , ты много видал на веку !
Но тот отвечал им : « Вам трудно , друзья , понять , где тут правда , где ложь. Любовь объяснить , к сожаленью , нельзя : полюбишь- тогда и поймёшь».
-Почему старик не поддержал ни одного из спорщиков?
( Любовь- это, действительно, и сила , и слабость , и счастье , и жертва.)
-Вернёмся к повести. Чью любовь можно назвать жертвенной?
(Зинаиды: она пожертвовала своей будущностью , хотя была возможность выйти замуж за Беловзорова. Петра Васильевича – он сохранил семью , хотя любил княжну.
- И снова работа с текстом. Особенно драматична и правдива сцена у окна , то страшное мгновение , когда отец Владимира бьёт хлыстом по обнажённой руке Зинаиды , и она целует заалевший рубец. Найдите и зачитайте. (гл.21.)
(Обращается внимание уч-ся на репродукции литографии,изображающих этот эпизод повести.)
-Какие чувства вызвала у Владимира эта сцена? Почему он так думал?
(Работа с текстом. Комментированное чтение эпизода.)
ВЫВОД УЧИТЕЛЯ и переход ко второй проблеме.
-Вот мы и подошли к осознанию того, насколько велико это чувство , насколько оно противоречиво и сложно. Одной из главных нравственных ценностей мы в начале урока назвали согласие , примирение с окружающими. Как решается эта проблема в повести? Давайте поразмышляем.
(Выступления учащихся.)
-Повесть эта пленила Гюстава Флобера, искреннего почитателя творчества Тургенева. Он писал Ивану Сергеевичу : «Ваша «Первая любовь» тем более мне понятна, что в ней рассказывается история одного из самых близких мне друзей. Но выше всего в этом произведении следующие две строчки: « Я не испытывал никакого злобного чувства к отцу. Напротив, он , так сказать, ещё больше вырос в моих глазах». Это , по-моему, пугает своей глубиной…для меня лично- вот самое возвышенное, что может быть.»
-Почему Флобер подчеркнул важность именно этих двух строчек? Как вы считаете?
(Потому, что важно для человека понимать и прощать людей , а близких , родных- тем более. Это очень важно для человека – жить с окружающими в согласии , взаимопонимании. Владимир понял , что и отцу нелегко : он испытал безысходное , обречённое чувство , тем более сложнее , что чувство было взаимным. Потому понял ,что и сам испытал его , у него любовь – безысходная.
6.Заключительный этап урока.
-Формулировка вывода : проблемы , поднимаемые автором в повести, актуальны и сегодня , и будут актуальны всегда: любовь , испытание ею ; как ведёт себя влюблённый человек , его взаимоотношения с окружающими , умение понять чувства другого , сострадать , терпимо относиться к другим , не держать зла на людей ; уметь достойно пережить безответное чувство и сохранить в памяти лишь самые светлые воспоминания. Это важно для любого человека. Этому надо учиться , и этому нас учит повесть Ивана Сергеевича Тургенева «Первая любовь».
-Комментирование оценок.
-Домашнее задание: подготовить рассказ о Зинаиде.
Данный урок внеклассного чтения проводится после изучения пьесы А.Н.Островского «Бедность не порок», на котором ребята уже пытались рассуждать о любви, силе этого великого чувства , влиянии его на человека.
Поэтому выбор для внеклассного чтения повести И. С. Тургенева «Первая любовь» считаю целесообразным.