kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

И.С.Тургенев. «Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. Герасим и барыня. Герасим и Татьяна.

Нажмите, чтобы узнать подробности

И.С.Тургенев. «Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. Герасим и барыня. Герасим и Татьяна.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«И.С.Тургенев. «Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. Герасим и барыня. Герасим и Татьяна.»

И.С.Тургенев. «Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. Герасим и барыня. Герасим и Татьяна.

Цели: кратко познакомить учеников с детскими годами И.С.Тургенева, с началом его литературной деятельности; познакомить с историей создания рассказа «Муму»; познакомить с понятиями «сравнение, гипербола»; показать роль портретной характеристики героя

Оборудование: портрет И.С.Тургенева; фотографии или иллюстрации с видами старой Москвы; фотоальбом о Спасском-Лутовинове; репродукция картины Я.П.Полонского «Усадебный дом И.С.Тургенева» (1881); слайды мультимедийной презентации.

Формируемые УУД

Обучающие: научить школьников навыками исследовательской деятельности и оперативной работе с текстом;

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; прогнозирование своей деятельности

Развивающие: развитие читательских интересов учащихся; умения работать с текстом, анализировать, обобщать; развитие интереса учащихся к творчеству писателя и его личности; на основании аналитического мышления создавать проекты, презентации, буклеты, газеты

Коммуникативные: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе

информации; умение слушать и вступать в диалог; углубление навыков работы в группах

Я не мог дышать одним воздухом,  

оставаться рядом с тем, что я

возненавидел…  Враг этот был –

крепостное право.

И.С.Тургенев

Ход урока

1. Стадия вызова.

Сравните эпиграф нашего урока с эпиграфом из учебника. О каком явлении российской действительности прошлого говорят оба эпиграфа?

Заочное путешествие в Спасское-Лутовиново (учащийся рассказывает биографию И. С.Тургенева, используя слайды мультимедийной презентации).

Время написания рассказа «Муму» – 1852 год. Какова историческая основа данного произведения? Чем характеризуется это время в России? Об этом нам расскажет…((Короткий рассказ о крепостном праве заранее подготовленного ученика)

2. Стадия осмысления.                                                                                                           Аналитическое чтение начала рассказа

– Нарисуйте словесный портрет барыни.                                                                                                                 – В каких словах мы чувствуем отношение писателя к барыне?
– Чем среди крестьян выделялся Герасим?
– Как относился Герасим к своим обязанностям?
– Как относились к нему окружающие люди?
– Как относится барыня к Герасиму?

Портрет Герасима. Сравнение, гипербола
         На уроке нам предстоит дать целостную характеристику главному герою – Герасиму. Чтобы этого достичь, надо “увидеть” его лицо, фигуру, походку, представить себе его особенности, “услышать” мнения о нем других героев, самого автора, проникнуть в его внутренний мир. Важно найти то главное, что поможет раскрыть его характер, объяснить мотивы его поступков и суметь передать все это словами.

Далее работа с текстом. В соответствии с планом учитель предлагает перейти к составлению общей характеристики Герасима. Составление кластера

- А теперь мы с вами попробуем составить портретную характеристику Герасима. В литературном произведении портрет имеет определенные задачи: Он вызывает зрительное представление о герое, то есть рисует героя словами так, что нам кажется, будто мы видим его на самом деле. “Одна из сложнейших задач портрета – выявить через внешность человека психологическое содержание личности, внутреннюю жизнь человеческой души”. Портрет всегда воспринимается вместе с поведением героев, их поступками, мыслями, окружающей обстановкой, развитием действия.

В описании портрета человека входят такие компоненты: Возраст. Фигура. Рост. Осанка. Походка. Лицо. Глаза. Волосы. Руки. Одежда.                                                                                  Учащимся предлагается запомнить эту таблицу. Вы не всегда сможете найти “портретные” слова. Кроме того необходимо отметить психологическое состояние.

Далее учитель обращает внимание учащихся на рисунки, изображающие героя.

- Посмотрите на рисунки, постарайтесь определить, какой из них удачнее? И не просто лучше нарисован, а правильнее раскрывает замысел автора и соответствует портретной характеристике? (Это задание развивает фантазию, воображение детей, помогает пониманию произведения, подводит к серьезному разговору о внутренних качествах героя).

- Составление психологической характеристики героя. Запишите последовательность характеристики:

  1. Способности героя;

  2. Темперамент:

  • а) активность;

  • б) Эмоциональность;

  1. Чувства

  2. Мотивация поступка (причина, повод к какому –либо действию)

  3. Воля.

Учитель предлагает перейти к составлению психологической характеристики. Работа носит вопросно – ответный характер. Одновременно в тетрадях проводятся записи.

- Какими способностями обладает Герасим.                                                                                                          - Что можно сказать о психологическом состоянии Герасима, когда он попал в город?                          - Как меняется Герасим, полюбив Татьяну.                                                                                                            - Как переживал Герасим замужество Татьяны?                                                                                                      - Душевные переживания Герасима, его привязанность к Муму и его действия, когда его лишают к этой привязанности.                                                                                                                                                        

Работа со сравнениями.

– При описании Герасима Тургенев использует много сравнений – изображение одного явления с помощью сопоставления с другим. Найдите в тексте эти сравнения и объясните их употребление.

  1. «Он вырос, как дерево растет на плодородной почве».
    Хватит ли у него сил пустить корни в новой почве?

  2. «Скучал и недоумевал, как молодой здоровый бык, которого только что взяли с нивы, поставили на вагон железной дороги и мчат, а куда – Бог весть».

  3. «Пойманный зверь».
    – А что должен чувствовать пойманный зверь? (Страх, ужас от неизвестности, близость смерти).
    – Итак, каким мы видим Герасима? (Трудолюбивый, ответственный, страдающий, чувствующий себя неуютно).
    – В чем же источник его страданий? (В том, что он крепостной, что его судьбой распоряжаются другие).
    – Есть еще одно сравнение, которое уводит от размышлений о тяжкой доле крепостного.

  4. «Степенный гусак».
    – Почему сравнивается именно с гусаком? Нет ли пояснений в тексте? (Гусь, как известно, птица важная и рассудительная. Герасим чувствовал к ним уважение).

      Гипербола — сильное преувеличение.

      — Найдите примеры гипербол в тексте.
      Описывая силу Герасима, Тургенев употребляет гиперболы. Про кровать писатель говорит: «сто пудов можно было положить на нее — не погнулась бы». Когда Герасим косил, то мог «молодой березовый лесок смахивать с корней долой». Двух воров он стукнул друг об дружку лбами так, «что хоть в полицию их потом не води».
      — Какие черты Герасима производят на вас наибольшее впечатление?
      Детям нравится сила Герасима, они отмечают его любовь к труду, к прочности и основательности, привычку к аккуратности.

Вывод: Сильный, ловкий, умелый, находчивый, трудолюбивый, богатырь, выполняющий свой долг – крепостную повинность, нрав строгий и серьезный, страдающий, недоумевающий, уважающий себя и других, человек с чувством собственного достоинства.

Светлым пятном в жизни Герасима была Татьяна.                                                                                              – Расскажите историю Татьяны. Как Герасим проявлял свою любовь к ней?                                        –Случайно ли барыня начала разговор о Капитоне?                                                                                        –А что думает об этом Гаврила,  который знает о том, что Капитон человек непутевый и о том, что Татьяну любит Герасим? (чтение по ролям диалога между барыней и Гаврилой)

–Почему, поразмыслив, Гаврила приходит к выводу, что решение барыни на этот раз будет не так уж легко исполнить

Чтение по ролям диалога Гаврилы и Капитона.

–Как в этом диалоге проявляется характер Капитона? Почему становится вдвойне обидно за Герасима и Татьяну?

–Почему Герасим смирился с решением барыни?

– Итак, любовь Герасима к Татьяне была растоптана так же спокойно и равнодушно, как некогда его привязанность к простому крестьянскому труду. Кто виноват в бедах Герасима?

–Вспомните сцену последнего прощания Герасима с Татьяной. Что в ней читается «между строк»?                                                                                                                                              –Почему Герасим не стал бороться за Татьяну?

Вывод: Чувствуется нравственное превосходство Герасима над окружающими его людьми. Это человек сильный и нежный, великодушный и способный сохранить чувство человеческого достоинства, а потому не идущий на конфликт, потому что он понимал, что зависит от барыни, что он ничего не решает.

3. Стадия рефлексии

«Сегодня я понял…», «Мне особенно понравилась мысль…», «Я хотел бы отметить работу…»

4. Домашнее задание                                                                                                                           Прочитать о Герасиме и Муму




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Гавриленко Валентина Петровна

Дата: 24.12.2021

Номер свидетельства: 595990


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства