Просмотр содержимого документа
«И.С.Тургенев. «Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. Герасим и барыня. Герасим и Татьяна.»
И.С.Тургенев. «Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. Герасим и барыня. Герасим и Татьяна.
Цели: кратко познакомить учеников с детскими годами И.С.Тургенева, с началом его литературной деятельности; познакомить с историей создания рассказа «Муму»; познакомить с понятиями «сравнение, гипербола»; показать роль портретной характеристики героя
Оборудование: портрет И.С.Тургенева; фотографии или иллюстрации с видами старой Москвы; фотоальбом о Спасском-Лутовинове; репродукция картины Я.П.Полонского «Усадебный дом И.С.Тургенева» (1881); слайды мультимедийной презентации.
Формируемые УУД
Обучающие: научить школьников навыками исследовательской деятельности и оперативной работе с текстом;
Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; прогнозирование своей деятельности
Развивающие: развитие читательских интересов учащихся; умения работать с текстом, анализировать, обобщать; развитие интереса учащихся к творчеству писателя и его личности; на основании аналитического мышления создавать проекты, презентации, буклеты, газеты
Коммуникативные: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе
информации; умение слушать и вступать в диалог; углубление навыков работы в группах
Я не мог дышать одним воздухом,
оставаться рядом с тем, что я
возненавидел… Враг этот был –
крепостное право.
И.С.Тургенев
Ход урока
1. Стадия вызова.
Сравните эпиграф нашего урока с эпиграфом из учебника. О каком явлении российской действительности прошлого говорят оба эпиграфа?
Заочное путешествие в Спасское-Лутовиново (учащийся рассказывает биографию И. С.Тургенева, используя слайды мультимедийной презентации).
Время написания рассказа «Муму» – 1852 год. Какова историческая основа данного произведения? Чем характеризуется это время в России? Об этом нам расскажет…((Короткий рассказ о крепостном праве заранее подготовленного ученика)
2. Стадия осмысления. Аналитическое чтение начала рассказа
– Нарисуйте словесный портрет барыни. – В каких словах мы чувствуем отношение писателя к барыне? – Чем среди крестьян выделялся Герасим? – Как относился Герасим к своим обязанностям? – Как относились к нему окружающие люди? – Как относится барыня к Герасиму?
Портрет Герасима. Сравнение, гипербола На уроке нам предстоит дать целостную характеристику главному герою – Герасиму. Чтобы этого достичь, надо “увидеть” его лицо, фигуру, походку, представить себе его особенности, “услышать” мнения о нем других героев, самого автора, проникнуть в его внутренний мир. Важно найти то главное, что поможет раскрыть его характер, объяснить мотивы его поступков и суметь передать все это словами.
Далее работа с текстом. В соответствии с планом учитель предлагает перейти к составлению общей характеристики Герасима. Составление кластера
- А теперь мы с вами попробуем составить портретную характеристику Герасима. В литературном произведении портрет имеет определенные задачи: Он вызывает зрительное представление о герое, то есть рисует героя словами так, что нам кажется, будто мы видим его на самом деле. “Одна из сложнейших задач портрета – выявить через внешность человека психологическое содержание личности, внутреннюю жизнь человеческой души”. Портрет всегда воспринимается вместе с поведением героев, их поступками, мыслями, окружающей обстановкой, развитием действия.
В описании портрета человека входят такие компоненты: Возраст. Фигура. Рост. Осанка. Походка. Лицо. Глаза. Волосы. Руки. Одежда. Учащимся предлагается запомнить эту таблицу. Вы не всегда сможете найти “портретные” слова. Кроме того необходимо отметить психологическое состояние.
Далее учитель обращает внимание учащихся на рисунки, изображающие героя.
- Посмотрите на рисунки, постарайтесь определить, какой из них удачнее? И не просто лучше нарисован, а правильнее раскрывает замысел автора и соответствует портретной характеристике? (Это задание развивает фантазию, воображение детей, помогает пониманию произведения, подводит к серьезному разговору о внутренних качествах героя).
- Составление психологической характеристики героя. Запишите последовательность характеристики:
Способности героя;
Темперамент:
а) активность;
б) Эмоциональность;
Чувства
Мотивация поступка (причина, повод к какому –либо действию)
Воля.
Учитель предлагает перейти к составлению психологической характеристики. Работа носит вопросно – ответный характер. Одновременно в тетрадях проводятся записи.
- Какими способностями обладает Герасим. - Что можно сказать о психологическом состоянии Герасима, когда он попал в город? - Как меняется Герасим, полюбив Татьяну. - Как переживал Герасим замужество Татьяны? - Душевные переживания Герасима, его привязанность к Муму и его действия, когда его лишают к этой привязанности.
Работа со сравнениями.
– При описании Герасима Тургенев использует много сравнений – изображение одного явления с помощью сопоставления с другим. Найдите в тексте эти сравнения и объясните их употребление.
«Он вырос, как дерево растет на плодородной почве». Хватит ли у него сил пустить корни в новой почве?
«Скучал и недоумевал, как молодой здоровый бык, которого только что взяли с нивы, поставили на вагон железной дороги и мчат, а куда – Бог весть».
«Пойманный зверь». – А что должен чувствовать пойманный зверь? (Страх, ужас от неизвестности, близость смерти). – Итак, каким мы видим Герасима? (Трудолюбивый, ответственный, страдающий, чувствующий себя неуютно). – В чем же источник его страданий? (В том, что он крепостной, что его судьбой распоряжаются другие). – Есть еще одно сравнение, которое уводит от размышлений о тяжкой доле крепостного.
«Степенный гусак». – Почему сравнивается именно с гусаком? Нет ли пояснений в тексте? (Гусь, как известно, птица важная и рассудительная. Герасим чувствовал к ним уважение).
Гипербола — сильное преувеличение.
— Найдите примеры гипербол в тексте. Описывая силу Герасима, Тургенев употребляет гиперболы. Про кровать писатель говорит: «сто пудов можно было положить на нее — не погнулась бы». Когда Герасим косил, то мог «молодой березовый лесок смахивать с корней долой». Двух воров он стукнул друг об дружку лбами так, «что хоть в полицию их потом не води». — Какие черты Герасима производят на вас наибольшее впечатление? Детям нравится сила Герасима, они отмечают его любовь к труду, к прочности и основательности, привычку к аккуратности.
Вывод: Сильный, ловкий, умелый, находчивый, трудолюбивый, богатырь, выполняющий свой долг – крепостную повинность, нрав строгий и серьезный, страдающий, недоумевающий, уважающий себя и других, человек с чувством собственного достоинства.
Светлым пятном в жизни Герасима была Татьяна. – Расскажите историю Татьяны. Как Герасим проявлял свою любовь к ней? –Случайно ли барыня начала разговор о Капитоне? –А что думает об этом Гаврила, который знает о том, что Капитон человек непутевый и о том, что Татьяну любит Герасим? (чтение по ролям диалога между барыней и Гаврилой)
–Почему, поразмыслив, Гаврила приходит к выводу, что решение барыни на этот раз будет не так уж легко исполнить
Чтение по ролям диалога Гаврилы и Капитона.
–Как в этом диалоге проявляется характер Капитона? Почему становится вдвойне обидно за Герасима и Татьяну?
–Почему Герасим смирился с решением барыни?
– Итак, любовь Герасима к Татьяне была растоптана так же спокойно и равнодушно, как некогда его привязанность к простому крестьянскому труду. Кто виноват в бедах Герасима?
–Вспомните сцену последнего прощания Герасима с Татьяной. Что в ней читается «между строк»? –Почему Герасим не стал бороться за Татьяну?
Вывод: Чувствуется нравственное превосходство Герасима над окружающими его людьми. Это человек сильный и нежный, великодушный и способный сохранить чувство человеческого достоинства, а потому не идущий на конфликт, потому что он понимал, что зависит от барыни, что он ничего не решает.
3. Стадия рефлексии
«Сегодня я понял…», «Мне особенно понравилась мысль…», «Я хотел бы отметить работу…»