kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

И.С.Тургенев. «Муму».

Нажмите, чтобы узнать подробности

формировать нравственные качества: уважение к ближнему, любовь к людям

Просмотр содержимого документа
«И.С.Тургенев. «Муму».»

Класс: 5

Предмет: Литература

Тема урока: И.С.Тургенев. «Муму».

Цели урока:

а) образовательная: раскрыть нравственное превосходство Герасима над барыней и её челядью и значение немоты героя.

б) воспитательные: формировать нравственные качества: уважение к ближнему, любовь к людям.

в) развивающие: развивать навыки анализа; навыки выразительного чтения по ролям, устную речь, мышление.

Формируемые элементы компетенций:

ключевые: коммуникативная, компетенция личностного самосовершенствования, компетенция социально-гражданской активности;

предметные: литературоведческая и литературно-речевая компетенции.

Тип урока: Открытие новых знаний.

Используемые методы и приёмы на уроке: исследование, работа в группах, беседа

Оборудование:

Оборудование: учебник, иллюстрации, каждой группе таблица, начертанная на листе А3.

Технологическая карта урока:


Организационная часть

Повторение пройденной темы

Объяснение

новей темы

Закрепление

новей темы

оценивание

учащихся

Домашнее

задание

1 минута

7 минут

15 минут

20 минут

1 минута

1 минута





Ход урока

  1. Организационный момент.

Приветствие учащихся.

II. Повторение пройденной темы.

- На прошлом уроке мы говорили о том, что Герасим по произволу барыни потерял свою любимую девушку Татьяну. В обыденной жизни, в горе Герасим проявил себя «самым замечательным лицом» среди прочих.

- Сегодня на уроке мы продолжим изучение рассказа «Муму» и поговорим о нравственной красоте Герасима, о его превосходстве над барыней и её челядью. А также наша задача раскрыть значение немоты героя.

- Что же сделало счастливым Герасима в этот счастливый год?

( То, что он мог заботиться о беззащитном существе, испытать радость от его привязанности. Это даёт ему силы жить.)

- Какие же события происходили в течение этого года?

(Да никаких – он работал и растил Муму, она как только немного подросла, стала даже чем-то помогать ему. Счастливым сделали Герасима не события, а возможность спокойно работать и заботиться о милом ему существе.

- Итак, Герасим был счастлив год. И произошло какое-то неожиданное обстоятельство, нарушившее счастье и спокойствие жизни Герасима.

Какое же это обстоятельство?

- Перескажите эпизод пропажи Муму и поиски Герасима.

  1. Объявление темы и целей урока.

1. Аналитическая беседа.

- Как передаёт автор переживания Герасима в этот момент?

( Его переживания передаются выразительными глаголами– (стал бегать, искать, кликать, бросился, выскочил), характеристикой его поведения («с самыми отчаянными знаками спрашивал о ней, успел обежать пол-Москвы), отношением к исполнению своих обязанностей (весь следующий день Герасим не показывался).

- Как же возвращение собаки отразилось на поведении Герасима?

- Почему он пообещал, что сам берётся уничтожить Муму?

(Он понимает, что ослушаться барыни никак нельзя, и этот приказ он выполнит, принеся наименьшие муки своей любимице).

- Почему Степан говорит о Герасиме: «Уж он такой. Он не то, что наш брат»? Как вы понимаете эти слова?

( Все видят, что Герасим никогда не лжёт, не притворяется, не отлынивает от работы. Он превосходит их всех нравственно, своей душой).

- Почему Герасим, когда уводит Муму навсегда из дома, надевает праздничный кафтан?

( Он хотел последний свой выход с Муму сделать как можно приятнее для неё: кафтан, шерсть на ней так и лоснилась, он кормит её мясными щами в трактире).

- Когда же Герасим принял решение уйти в деревню – до смерти Муму или после её гибели?

( Очевидно, что гибель любимого существа и была той последней каплей, которой недоставало, чтобы решиться на протест).

  1. Работа над языковыми особенностями.

В начале рассказа перед нами глухонемой силач, близкий к природе, связанный с ней нерасторжимыми узами. Что же помогает нам представить, увидеть эту близость? Какие художественные средства? Подтвердите текстом.

«Он вырос немой и могучий, как дерево растёт на плодородной земле. Как молодой здоровый бык. Он сам смахивал на степенного гусака». Это сравнения.

- Вспомните момент, когда пропала Муму, в каком отчаянии был Герасим. Найдите в тексте. Здесь автор тоже использует сравнение: «бросался на землю лицом и целые часы лежал на груди неподвижно, как пойманный зверь).

- И уже совсем не то видим в конце рассказа: «великан, расходившийся добрый молодец, который как лев выступает сильно и бодро». Последнее сравнение тоже из мира природы, напоминает сказочные преувеличения.

Учитель показывает иллюстрации к рассказу «Муму» (см. приложение).

  1. Закрепление

1. Работа в группах.

Задание: каждая группа должна заполнить таблицу (метод «Щит»)

В

Герасим

нешность

Внутренний мир

Отношение

окружающих

Мечта


Презентация работы групп.

2. Беседа по образу Герасима.

- Что вас трогает в этом герое?

- Почему в финале так радостен и полон сил Герасим? Сравните: даже когда Муму просто пропала, он не спал и стонал всю ночь. А теперь после поступка, который был совершён с таким отчаянием, такое неожиданное состояние счастья.

- Откуда оно?

(Герасим, наконец-то, почувствовал себя человеком, приняв первое в жизни самостоятельное решение, и поёт в нём душа и полна радости природа вокруг него.)

3. Выразительное чтение эпизода. Беседа по прочитанному тексту.

- Давайте прочитаем выразительно тот эпизод, когда Герасим возвращается домой.

- Как доказать, что автора радует смелый поступок Герасима?

(Эта радость в восторженном описании пути богатыря, в радостном описании картины природы, которая была так близка ему.)

- А вас радеет несокрушимая отвага и вместе с тем радостная решимость Герасима?

- Что хотел выразить автор этим эпизодом? Что совершил немой Герасим?

(Этим текстом автор выражает своё торжество- победу Герасима не только над гнётом барыни, но и победу над самим собой, над привычкой терпеть и повиноваться, привычкой не иметь и не сметь иметь своих решений).

Слово учителя.

- Прочитайте эпиграф к уроку. Это слова Тургенева. Не кажется ли вам, что эти мысли он вложил в конце рассказа в образ одного героя. Кто он, и как это выражается?

Эпиграф: «Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел… Враг этот был – крепостное право». И.С.Тургенев.

- Читая Тургенева в наши дни , мы не только узнаём, как жили и боролись за свободу его современники, но и проникаемся любовью к героям за их душевную красоту, смелость, умение самостоятельно строить свою жизнь.

V. Оценивание учащихся: комментирование оценок.

VI. Домашнее задание. Подготовиться к сочинению по рассказу.



Приложение


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
И.С.Тургенев. «Муму».

Автор: Джуманова Рано Зарлыкбаевна

Дата: 30.06.2020

Номер свидетельства: 554329

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства