предметные: литературоведческая и литературно-речевая компетенции.
Тип урока: Открытие новых знаний.
Используемые методы и приёмы на уроке: исследование, работа в группах, беседа
Оборудование:
Оборудование: учебник, иллюстрации, каждой группе таблица, начертанная на листе А3.
Технологическая карта урока:
Организационная часть
Повторение пройденной темы
Объяснение
новей темы
Закрепление
новей темы
оценивание
учащихся
Домашнее
задание
1 минута
7 минут
15 минут
20 минут
1 минута
1 минута
Ход урока
Организационный момент.
Приветствие учащихся.
II. Повторение пройденной темы.
- На прошлом уроке мы говорили о том, что Герасим по произволу барыни потерял свою любимую девушку Татьяну. В обыденной жизни, в горе Герасим проявил себя «самым замечательным лицом» среди прочих.
- Сегодня на уроке мы продолжим изучение рассказа «Муму» и поговорим о нравственной красоте Герасима, о его превосходстве над барыней и её челядью. А также наша задача раскрыть значение немоты героя.
- Что же сделало счастливым Герасима в этот счастливый год?
( То, что он мог заботиться о беззащитном существе, испытать радость от его привязанности. Это даёт ему силы жить.)
- Какие же события происходили в течение этого года?
(Да никаких – он работал и растил Муму, она как только немного подросла, стала даже чем-то помогать ему. Счастливым сделали Герасима не события, а возможность спокойно работать и заботиться о милом ему существе.
- Итак, Герасим был счастлив год. И произошло какое-то неожиданное обстоятельство, нарушившее счастье и спокойствие жизни Герасима.
Какое же это обстоятельство?
- Перескажите эпизод пропажи Муму и поиски Герасима.
Объявление темы и целей урока.
1. Аналитическая беседа.
- Как передаёт автор переживания Герасима в этот момент?
( Его переживания передаются выразительными глаголами– (стал бегать, искать, кликать, бросился, выскочил), характеристикой его поведения («с самыми отчаянными знаками спрашивал о ней, успел обежать пол-Москвы), отношением к исполнению своих обязанностей (весь следующий день Герасим не показывался).
- Как же возвращение собаки отразилось на поведении Герасима?
- Почему он пообещал, что сам берётся уничтожить Муму?
(Он понимает, что ослушаться барыни никак нельзя, и этот приказ он выполнит, принеся наименьшие муки своей любимице).
- Почему Степан говорит о Герасиме: «Уж он такой. Он не то, что наш брат»? Как вы понимаете эти слова?
( Все видят, что Герасим никогда не лжёт, не притворяется, не отлынивает от работы. Он превосходит их всех нравственно, своей душой).
- Почему Герасим, когда уводит Муму навсегда из дома, надевает праздничный кафтан?
( Он хотел последний свой выход с Муму сделать как можно приятнее для неё: кафтан, шерсть на ней так и лоснилась, он кормит её мясными щами в трактире).
- Когда же Герасим принял решение уйти в деревню – до смерти Муму или после её гибели?
( Очевидно, что гибель любимого существа и была той последней каплей, которой недоставало, чтобы решиться на протест).
Работа над языковыми особенностями.
В начале рассказа перед нами глухонемой силач, близкий к природе, связанный с ней нерасторжимыми узами. Что же помогает нам представить, увидеть эту близость? Какие художественные средства? Подтвердите текстом.
«Он вырос немой и могучий, как дерево растёт на плодородной земле. Как молодой здоровый бык. Он сам смахивал на степенного гусака». Это сравнения.
- Вспомните момент, когда пропала Муму, в каком отчаянии был Герасим. Найдите в тексте. Здесь автор тоже использует сравнение: «бросался на землю лицом и целые часы лежал на груди неподвижно, как пойманный зверь).
- И уже совсем не то видим в конце рассказа: «великан, расходившийся добрый молодец, который как лев выступает сильно и бодро». Последнее сравнение тоже из мира природы, напоминает сказочные преувеличения.
Учитель показывает иллюстрации к рассказу «Муму» (см. приложение).
Закрепление
1. Работа в группах.
Задание: каждая группа должна заполнить таблицу (метод «Щит»)
В
Герасим
нешность
Внутренний мир
Отношение
окружающих
Мечта
Презентация работы групп.
2. Беседа по образу Герасима.
- Что вас трогает в этом герое?
- Почему в финале так радостен и полон сил Герасим? Сравните: даже когда Муму просто пропала, он не спал и стонал всю ночь. А теперь после поступка, который был совершён с таким отчаянием, такое неожиданное состояние счастья.
- Откуда оно?
(Герасим, наконец-то, почувствовал себя человеком, приняв первое в жизни самостоятельное решение, и поёт в нём душа и полна радости природа вокруг него.)
3. Выразительное чтение эпизода.Беседа по прочитанному тексту.
- Давайте прочитаем выразительно тот эпизод, когда Герасим возвращается домой.
- Как доказать, что автора радует смелый поступок Герасима?
(Эта радость в восторженном описании пути богатыря, в радостном описании картины природы, которая была так близка ему.)
- А вас радеет несокрушимая отвага и вместе с тем радостная решимость Герасима?
- Что хотел выразить автор этим эпизодом? Что совершил немой Герасим?
(Этим текстом автор выражает своё торжество- победу Герасима не только над гнётом барыни, но и победу над самим собой, над привычкой терпеть и повиноваться, привычкой не иметь и не сметь иметь своих решений).
Слово учителя.
- Прочитайте эпиграф к уроку. Это слова Тургенева. Не кажется ли вам, что эти мысли он вложил в конце рассказа в образ одного героя. Кто он, и как это выражается?
Эпиграф: «Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел… Враг этот был – крепостное право». И.С.Тургенев.
- Читая Тургенева в наши дни , мы не только узнаём, как жили и боролись за свободу его современники, но и проникаемся любовью к героям за их душевную красоту, смелость, умение самостоятельно строить свою жизнь.
V. Оценивание учащихся: комментирование оценок.
VI. Домашнее задание. Подготовиться к сочинению по рассказу.