kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

И.С.Тургенев «Хорь и Калиныч». Обучение сравнительной характеристике героев

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выявление на образах Хоря и Калиныча двух сторон русского национального характера.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«И.С.Тургенев «Хорь и Калиныч». Обучение сравнительной характеристике героев»

И.С.Тургенев «Хорь и Калиныч».

Обучение сравнительной характеристике героев (урок развития речи)

Ход урока:

Добрый день, ребята!

Урок будет посвящён изучению рассказа И.С. Тургенева "Хорь и Калиныч". На уроке вы выявите различные, но дополняющие друг друга стороны натуры русского человека – общественной и естественно-природной.

«Записки охотника» — сборник рассказов Ивана Сергеевича Тургенева, печатавшихся в 1847—1851 годах в журнале «Современник» и выпущенных отдельным изданием в 1852 году. Рассказ "Хорь и Калиныч" входит в этот цикл. В «Записках охотника» изображается Россия провинциальная.

Беседа по содержанию рассказа

- Дома вы прочитали рассказ «Хорь и Калиныч», давайте побеседуем по данному произведению.

- От какого лица ведется повествование?

- О чем говорит автор в начале произведения?

Рассказ “Хорь и Калиныч” начинается с пространного авторского рассуждения о том, чем отличается мужик Орловской губернии от мужика Калужской губернии. Кажется, уже в самом начале рассказа писатель хочет проникнуть в тайну народного русского характера.

Тургенев специально сопоставляет два психологических типа: рассудительного, практичного Хоря и мечтательного, поэтичного Калиныча. Это как бы две стороны одной медали, две составляющие части единого русского характера.

- В какой форме зависимости от своего хозяина были Хорь и Калиныч. Ведь оба они были крепостными. Хорь - платил хозяину оброк, а Калиныч отрабатывал барщину. Давайте вспомним, чем отличаются эти формы повинностей.

Барщина - даровой принудительный труд зависимого крестьянина, работающего личным инвентарём в хозяйстве земельного собственника. Барщина могла включать полевые работы, извозную повинность, строительные и ремесленные работы, рубку леса.

Обро́к — одна из повинностей зависимых крестьян, заключающаяся в выплате дани помещику продуктами или деньгами.

Разница в социально-экономических условиях по-своему сказывалась и  в характерах крестьян черноземных, где существовала барщина, и нечерноземных губерний, где был распространен оброк.

«И на запаханной земле высек его же бабу». Границы помещичьих владений, не установленные строгими законодательными актами, были постоянным поводом для дворянских междоусобиц, от которых страдали в первую очередь лишавшиеся земли крепостные крестьяне. Богатые помещики, используя свое положение, беззастенчиво урезывали землю  у мелких соседей.

В произведении мы встречаемся с двумя крестьянами: Хорем и Калинычем.

Работа в группах:

Первая группа: образ Хоря (по алгоритму)

Вторая группа: образ Калиныча (по алгоритму)

  1. Внешний вид

  2. Хозяйство (изба….)

  3. Прошлое

  4. Работа на барина

  5. Отношение к женщине

  6. Характер (отношение к действительности, к людям, к жизни)

  7. Отношение к природе

  8. Отношение друг к другу

  9. Отношение к барину



Третья группа: сравнить героев, в чем сходство и чем отличие. Какой прием использует автор, изображая героев?

Вывод 1-й группы: Хорь – один из главных героев рассказа. Он – человек положительный, практический, административная голова, рационалист. Поселившись на болоте, Хорь сумел разбогатеть. Он обстроился, «накопил деньжонки», ладил с барином и прочими властями, расплодил большое семейство, покорное и единодушное Хорь говорил мало, посмеивался про себя, он видел насквозь своего хозяина.

Хорь стоял ближе к людям, к обществу, его занимали вопросы административные и государственные. Познания его были довольно, по-своему, обширны, но читать он не умел. Хорь не мог жить без работы, он постоянно чем-нибудь занимался: то телегу чинил, то забор подпирал, то сбрую пересматривал. Жил он в усадьбе, которая возвышалась посреди леса, на расчищенной и разработанной поляне.

Вывод 2-й группы: Калиныч тоже главный герой рассказа, но он вовсе не похож на своего приятеля Хоря. Калиныч принадлежал к числу идеалистов, романтиков, людей восторженных и мечтательных. Он ходил в лаптях и перебивался кое-как. У него была когда-то жена, которой он боялся, а детей не было: Калиныч в отличие от Хоря, благоговел перед своим господином, объяснялся с жаром, «хотя и не пел соловьем, как бойкий фабричный человек». Калиныч был одарен такими преимуществами, которые признавал сам Хорь: «он заговаривал кровь, испуг, бешенство, выгоняя червей; пчелы ему дались, рука у него была легкая». Калиныч стоял ближе к природе, его более трогали описание гор, водопадов, чем административные и государственные вопросы. Жил в низенькой избе и не мог содержать хозяйство. Он умел читать, недурно пел и поигрывал на балалайке. Только музыка нравилась и Хорю, и Калинычу, она их объединяла. Хорь очень любил песню «Доля, ты моя, доля!» и это хорошо знал Калиныч. Только он начнет играть, как Хорь начинает подтягивать жалобным голосом. Здесь впервые заявляет о себе тема музыкальной одаренности русского народа

Подведение итогов урока

Подведение итогов урокаПодведение итогов урока.

Вывод 3-й группы : Сопоставление героев построено на антитезе. В образе Хоря нашел отражение определенный тип русского

национального характера, свидетельствующий о жизнеспособности рационального, твердого, делового начала.

Образ Калиныча открывает в «Записках охотника» целый ряд «вольных людей» из народа:

они не могут постоянно жить на одном и том же месте, занимаясь одним и тем же делом. Такой тип с его поэтичностью, душевной мягкостью, чутким отношением к природе не менее важен для Тургенева, чем разумный и практичный герой: они оба представляют различные, но дополняющие друг друга стороны натуры русского человека. Это единство гармоничное, это счастливое соединение в русском характере общественного и естественно-природного


Домашнее задание:

Сравнитильная таблица: Орловская и Калужская губении

  1. Мужик (внешний вид…)

  2. Хозяйство

  3. Природа

  4. Вид работы на барина

Ответить на вопрос: «В какой губернии живется лучше и почему?»





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
И.С.Тургенев «Хорь и Калиныч». Обучение сравнительной характеристике героев

Автор: Дробышева Елена Павловна, Малых Ирина Григорьевна

Дата: 22.06.2021

Номер свидетельства: 583925


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства