kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

И. С. Тургенев «КАК ХОРОШИ, КАК СВЕЖИ БЫЛИ РОЗЫ.»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: усвоение понятия стихотворение в прозе;выработать навыки выразительного чтения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«И. С. Тургенев «КАК ХОРОШИ, КАК СВЕЖИ БЫЛИ РОЗЫ.»»




МИНИСТЕРСТВО НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН


РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ



Средняя общеобразовательная школа № 13 г. Маргилана





ТЕМА: И. С. Тургенев (1818-1883)

«КАК ХОРОШИ, КАК СВЕЖИ БЫЛИ РОЗЫ...»

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ: СТИХОТВОРЕНИЕ В ПРОЗЕ.



















Составитель:

Солиева О.Ю - учитель русского языка и литературы высшей категории, ОТЛИЧНИК НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Республики Узбекистан.




ТЕМА: И. С. Тургенев (1818-1883)

«КАК ХОРОШИ, КАК СВЕЖИ БЫЛИ РОЗЫ...»

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ: СТИХОТВОРЕНИЕ В ПРОЗЕ.


ЦЕЛЬ УРОКА: 1. а) усвоить понятие стихотворение в прозе; укрепить у учащихся понимание изобразительной силы поэтического слова (эпитет), научить их видеть картины природы и восхищаться ею;

б) активизировать в речи учащихся имеющийся в стихотворении поэтический словарь.

в) привить навыки правильного интонирования слов с логическим ударением;

г) выработать навыки выразительного чтения данного стихотворения;

2.а) развивать воссоздающее и творческое воображение учащихся;

б) воспитать чуткость к поэтическому слову, чувство прекрасного;

г) укрепить чувство уважения к людям старшего поколения.


В результате усвоения темы урока учащиеся смогут:

— различать тексты —стихотворения в прозе ;

— увидеть картины, нарисованные в стихотворении;

— передавать своё настроение при выразительном чтении;

— вести беседу о весне;

— выразительно читать стихотворения.


ТИП УРОКА: КОМБИНИРОВАННЫЙ.


СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: Учебник. Раздаточный материал, портрет Тургенева И.С., тексты, таблицы, компьютерная презентация.


Эпиграф:

Любовь сильнее смерти и страха смерти.

Только ею, только любовью держится и движется жизнь”.

И.С.Тургенев.




Технологическая карта урока


ЭТАПЫ урока

Время

Деятельность учащихся

Метод

Деятельность учителя

I.Организационный момент

1.Раппорт дежурного

2.Речевая разминка

а) блиц-опрос

б) Игра: «Кто быстрее…» (определит время года)


10 мин

Раппорт дежурного, участвуют в беседе




Групповая работа

«Мозговой штурм»

Игра:«Кто быстрее

Регистр в журнале группы

Контролирует и анализирует речь учащихся

II.Подготовка учащихся к восприятию нового материала

а) вступительное слово учителя. б)введение понятия «стихотворение в прозе»;

в)словарная работа

15 мин

Осмысливают тему, цель занятия, выполняют задания.

Отвечают на вопросы, участвуют в беседе,

воспринимают учебный материал, участвуют в беседе.


Лекция




Игра « Кто быстрее…» (составит предложения);

Разъясняет тему обозначает конкретную цель, задачи урока.

Сообщает данные о писателе, о форме стихосложения, объясняет зн. сл.

Контролирует,оценивает ответы уч-ся.


III. Организация восприятия нового материала

а)выразительное чтение стихотворения учителем;

б)чтение стихотворения учащимися «про себя»;


15 мин






Читают текст,

отвеч. на воп, дополняют,

выск. своё мнение



Аудирование


Выразительно читает стихотворение,

Комментирует его Ставит перед уч-ся проблем. вопросы,

привлекает доп. материал (наглядность,ТСО)

VI. Закрепление нового материала. 1.Проверка самого общего понимания содержания.

2.Проверка понимания фактического содержания.

3.Проверка понимания художественной образности.

4.Проверка понимания идеи.


30 мин



Отвечают на вопросы


Выполняют задания.


Определяют эпитеты, разъясняют их содержание.

Выразительно читают текст.




Аудирование



Оценивает ответы учащихся,




Вырабатывает навыки выразит.чтения.

VII. Дебрифинг- подведение

итога урока



5

Отвечают на вопросы


Беседа


обобщает урок



VIII.Задание на дом

5 мин

Записывают выводы, доп лит., дом. зад



На доске записывает дом. задание,

реком. доп. лит для вып.дом. задания



ХОД УРОКА

I. Организационный момент.


1.Раппорт дежурного.

2.Речевая разминка - групповая беседа.

Игра:«Кто быстрее…» (определит время года)

Учитель:Я буду читать стихотворение, а вы послушайте и скажите, о каком времени года писал поэт. Что вам запомнилось и что понравилось?

И на утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою

Все его одело...

И. Суриков

Учитель: Какое время года описывается? Почему вы так думаете?

Ученик: В этом отрывке поэт говорит о зиме,потомучто «Поле забелело»

Учитель:А в этом стихотворении какое время года описывается?

Пробирается медведь

Сквозь лесной валежник.

Стали птицы песни петь

И расцвел подснежник.

С. Маршак

Ученик: А в этом стихотворении С. Маршак описывает весну, потомучто «расцвел подснежник»

Учитель: Правильно, ребята, наступила весна и появилась травка. Снег, как покрывало, укрывал землю, сохранял ее тепло, поэтому так рано зазеленела трава.

Молодость подобна весне.

II.Подготовка учащихся к восприятию нового материала

(Звучит музыка романса на стихи Тургенева “Утро туманное, утро седое…”)

(Демонстрируется компьютерная презентация, посвященная жизни и творчеству И.С.Тургенева (См.Приложение). Одновременно звучит рассказ учителя или сильных учеников.)

1. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ

Иван Сергеевич Тургенев (1818-1883)

И.С.Тургенев - великий писатель-реалист, автор всемирно известных рассказов, повестей, пьес. Но особенно большую роль сыграл он в развитии русского романа.

Тургенев родился в городе Орле в дворянской семье. Детство будущего писателя прошло в имении матери. Здесь он познакомился с тяжёлой крепостных крестьян и поклялся никогда не примеряться с крепостничеством, бороться с ним всю жизнь. Тургенев учился в Благородном пансионе в Москве, а за тем в Московском и Петербургском университетах. В это время он начинает писать стихи, поэмы, переводит Шекспира и Байрона. После окончания университета в 1836 г. Тургенев продолжил свое образование в Германии. В Берлине он изучал историю, филологию, философию.

После возвращения в Россию он живет в Москве, сближается со многими -литераторами, знакомится с великим литературным критиком Белинским и становится его большим другом. Их объединяла любовь к родине, ненависть к крепостному праву, вера в лучшее будущее русского народа. Эта дружба имела большое значение для Тургенева. Белинский помог ему поверить в свои силы.

В 1852 г. умер Гоголь. Тургенев был хорошо знаком с великим сатириком. Он считал Гоголя одним из своих первых литературных учителей. Тургенев написал некролог, в котором сказал о любви русских людей к Гоголю, их горе в связи с его смертью. Он назвал Гоголя великим писателем. Некролог был опубликован, несмотря на то, что цензура запретила его печатать. Это было поводом для ареста и ссылки Тургенева в Спасское-Лутовиново - родовое имение — под надзор полиции. Однако главной причиной ссылки был сборник рассказов "Записки охотника" (1847-1851), опубликованный в 1852 г., в котором писатель выразил свой протест против крепостного права. В ссылке Тургенев начал работать над первым романом. К этому времени он написал несколько пьес, где изобразил "маленького человека" -жертву социального неравенства, сатирически показал крепостнические нравы.

В середине 40-х годов молодой писатель сближается с Некрасовым - выдающимся поэтом-демократом; вместе с ним и с Белинским активно сотрудничает в прогрессивных журналах того времени -"Современнике", "Отечественных записках". В 50-х годах ведущими сотрудниками "Современника" были вожди революционных демократов -Чернышевский и Добролюбов. В своих статьях они призвали людей к борьбе против царского режима, к революции. Тургенев по своим взглядом был либералом. Он, как Чернышевский и Добролюбов, выступал за освобождение крестьян, но был противником революционных действий. Дальнейшее обострение классовых противоречий в стране, размежевание сил на общественно-политической арене повлияли на "Современник". В 1860 г. Тургенев в числе других дворянских писателей ушел из журнала.

Белинский в своих статьях указывал на тесную связь творчества Тургенева с эпохой. Эта связь особенно хорошо видна в романах писателя. В них он писал о важных проблемах в жизни России, о новых людях и новых идеях, которые появлялись в обществе- В романе "Рудин" (1856), опубликованном на страницах "Современника",Тургенев нарисовал образ типичного дворянского интеллигента 40-х годов XIX в., стоявшего выше окружающей его среду и не хотевшего примириться с современной ему действительностью. Писатель понимал, что время Рудиных, не умевших перейти от красивых слов к делу,

прошло. В условиях обостренных социальных битв они уже не могли бороться за лучшее будущее. В России появлялись новые герои - революционные демократы, разночинцы. Это была молодая интеллигенция, которая не принадлежала к дворянскому классу - Разночинцы происходили из семей крестьян, чиновников, священников, купцов.

В последние годы жизни Тургенев почти постоянно живет за границей, однако связи с родной он не теряет. Он пишет стихотворения в прозе, помогает переводить книги русских писателей на иностранные языки, знакомит зарубежных читателей с русской литературой. Тургенев - первый русский писатель, имя которого стало широко известно за рубежом.

С 1878 год стал разрабатывать лирический фрагмент в прозе как самостоятельную жанровую форму. Так возникли «Стихотворения в прозе», завершившие творческий путь Тургенева.

Некоторые из них, около 20, имеют всецело личный характер, но большинство, около 60 фрагментов, написано на философские или социально-политические темы. По содержанию они являются дальнейшим развитием того, что было в основном уже высказано Тургеневым в «Призраках» и «Довольно!». Писатель снова полон скептицизма по отношению к русской общественности. Он видит дурные стороны в нравственном состоянии образованных слоев общества, но осмысляет их в широком общечеловеческом плане. Ои осуждает самодовольс тво клеветников («Довольный человек»), склонность обвинять идейных противников в собственных грехах («Житейское правило»), стремление к покровительству сильных («Восточная легенда»), легковерие и глупость толпы («Два четверостишия») невольное предательство друзей («Враг и друг»), малодушиё перед глупой наглостью («Дурак») и т. п. Вместе с тем писатель не верит в способность революционеров повести за собой народ («Чернорабочий и белоручка»). В жизни «освобожденной» русской деревни он видит только «довольство» и «покой» («Деревня»), а в характере крестьянства подчеркивает лишь простоту, смирение, доброту («Щи», «Два богача», «Повесить его!»).

Социальный скептицизм снова заставляет Тургенева придавать важнейшее значение вопросам: человек и природа, жизнь и смерть. Он видит в природе лишь могучую стихию, неизменно поглощающую всё личное («Дрозд»), слепую силу воспроизведения, не знающую различия между человеком и блохой («Природа»), между жизнью человечества и жизнью «козявок» («Разговор»). Он со страхом думает о гибели земли («Конец света») и еще более — о личной гибели («Старуха», «Собака»), 0 неизбежности смерти («Черепа», «Насекомое»). Единственной ценностъю в жизни, могущей преодолеть страх смерти, он считает способность к самоотвержеиию («Воробей», «Памяти Ю. П. Вревской»), радость благотворительности («Милостыня», «Щи», «Два богача» и др.) и чувство братства всех живых существ, осужденных на смерть («Нищий», «Морское плавание»), а единственной, но мимолетной радостью жизни — красоту и любовь («Как хороши, как свежи были розы...», «Стой!», «Посещение»). И лишь в одном фрагменте («Порог») он отдал дань нравственного признания героической борьбе передовой русской молодежи.

Но при всей односторонности идейного содержания лирические фрагменты Тургенева отличаются искренностью. Они раскрывают внутренний мир человека, обладавшего глубиной мысли, высоким душевным благородством, нравственной честностью и неподкупностью в решении трагических вопросо человеческого существования. Они обладают значительным художественным совершенством и новаторством формы. Стихотворения в прозе» представлют собой лирические медитации естественно, очень небольшие по объему, но отличающиеся большой насыщенностью и гибкостыо образности, почти в да иносказательной, утонченностъю интонационно-ритмичного построения. Поэтому они заняли особенное место среди произведений аллегорическо-символического характера которыми. так богата была русская литература в 1880—1890-е годы («Сказки» Щедрина, рассказы для народа Л. Толстого, аллегорические рассказы Гаршина, легенды и «песни» молодого Горького и т. п,).


II. Определение жанра


В 1878 г. Тургенев работает над “Стихотворениями в прозе”

— Что такое вообще стихи в прозе?

Казалось бы, это совершенно несовместимые жанры. И.С.Тургенев создал совершенно новый литературный жанр, естественно сочетающий в себе раскованное движение прозы с ритмической дисциплиной стихотворения.

— Какие же черты имеет стихотворение в прозе?

(Запись на доске или виде плаката, таблицы.)

  1. Лиризм, передающий настроение автора.

  2. Повышенная выразительность голоса, передающая то радость, то восторг, то смятение.

  3. Характер исповеди.

  4. Философские раздумья над основными вопросами бытия.

  5. Острая наблюдательность.

  6. Музыкальность.

Все вместе взятые и объединенные в сборнике, стихотворения звучат как своеобразная музыкальная сюита.

Попробуем проникнуть в некоторые из мелодичных миниатюр.

(Вариант: сообщение ученика об истории создания Тургеневым И.С. “Стихотворений в прозе”)

Графическая работа (смотри рисунок 1)

В наших стихотворениях встретится главная тема — невозможность жить без любви, любовь в разных ее проявлениях. Этот круг поможет вам это понять. Ваша задача — определить, какая форма любви, разновидность отражена в том или ином стихотворении и какой оттенок несет она в себе.

(Класс делится на 5 групп, каждая группа получает задание (определенный текст). После самостоятельной работы с текстом, классу представляется сделанное. Работа ведется по плану.)

Таблица №1.

План работы в творческих группах.

  1. Распределить роли чтеца, комментатора.

  2. Прочитать выразительно стихотворение.

  3. Проанализировать стихотворение по плану.

  4. Обобщение, заполнение круга.

Таблица №2.

План анализа стихотворения в прозе.

  1. Название.

  2. Тема, основная мысль.

  3. Авторские отношения (основной мотив).

  4. Художественные средства.

(Название стихотворений в прозе, взятые для анализа: “Порог”, “Голуби”, “Памяти Вревской”, “Мы еще повоюем”, “Друг и враг”, “Два богача”).

Так как мы с вами учимся анализировать лирические миниатюры, то одну из них мы прокомментируем вместе, а затем группы приступят к самостоятельной работе.

Образец анализа.

Стихотворение “Два богача”.

— О чем говорится в стихотворении?

(Восхваляется богач Ротшильд, который из своих “громадных” доходов выделяет целые тысячи на милосердные дела. Но богатому Ротшильду далеко до бедного мужика, который отдает свои последние гроши).

— Какова тема произведения? Как вы думаете, соответствует ли название произведения его теме?

(В произведении отражена тема социального неравенства. Мир богачей противопоставляется миру бедных. В стихотворении действительно показаны 2 богача. Один имеет деньги, а другой имеет свое богатство — доброту, бескорыстие).

— Каково авторское отношение к изображаемому? Какому из героев автор симпатизирует больше? Какие нравственные качества крестьянина раскрывает Тургенев в стихотворении?

(Автору больше по буше “бедный богач”. В обездоленном нищем мужике Тургенев показывает благородство и красоту души).

— Художественные средства. Какие глаголы употребляет автор в стихотворении, давая оценку богачу?

(“Хвалю и умиляюсь”).

— Какая фраза отражает наибольшее превосходство простого мужика перед Ротшильдом?

(“Далеко Ротшильду до этого мужика”).

Итак, проанализировав это стихотворение, мы пришли в выводу, что в нем раскрывается любовь — милосердие, любовь к обездоленным. Внесем это стихотворение в наш круг и раскрасим желтым цветом.

(Далее работа по группам и их выступления)

III. Обобщение.

Наш круг заполнен. Как бы ни были разнообразны мысли, образы этих стихотворений, все они объединяются в одном — в любви, которая по — разному проявляется.

Рисунок 1. (Цвет выбирается самой группой)

Тургенев писал: “Добрый мой читатель, не пробегай этих стихотворений подряд: тебе, вероятно, скучно станет и книга выпадет у тебя из рук. Но читай их враздробь: сегодня одно, завтра — другое: и какое-нибудь из них, может быть, заронит тебе что-нибудь в душу”.

Мы говорили о любви. Любовь — это наша душа. Давайте стремиться к тому, чтобы в нашей жизни было как можно меньше черных кругов.



III. Организация восприятия нового материала

в) словарная работа:

Первый стих bu yerda: birinchi satr

Запушить (о снеге) — покрыть тонким слоем снега

Забиться — уаshirinib о1moq, bekinmoq

Резеда садовый цветок

Простодушный — soda, ishonuvchan

Вопрошающие (губы) — sorayotgan

Дерзать — dadil intilmoq, botinmoq

Беглый — tez

Русый — toq jigarrang

Воркотня — irillash

Ланнеровский вальс — вальс австрийского композитора Лайнера (1801—1843), популярный в то время.

а) выразительное чтение стихотворения учителем;

Учитель: Миниатюра «Как хороши, как свежи были розы...» занимает в цикле особое место. В ней Тургенев показал непрочную границу между жизнью и смертью, тревогу старого и больного человека перед приближающейся пустотой. Вражду жизни и смерти, которая увеличивает ценность каждой минуты бытия, автор передаёт в миниатюре о розах.

Далее учитель сам выразительно читает текст, который одновременно проецируется на экране.


«КАК ХОРОШИ, КАК СВЕЖИ БЫЛИ РОЗЫ...»


Где-то, когда-то, давно-давно тому назад, я прочёл одно стихотворение. Оно скоро позабылось мною... но первый стих остался у меня в памяти:

Как хороши, как свежи были розы….

Теперь зима; мороз запушил стёкла окон; в тёмной комнате горит одна свеча. Я сижу, забившись в угол; а в голове всё звенит да звенит:

Как хороши, как свежи были розы...

И вижу я себя перед низким окном загородного русского дома. Летний вечер тихо тает и переходит в ночь, в тёплом воздухе пахнет резедой и липой; а на окне, опершись на выпрямленную руку и склонив голову к плечу, сидит девушка — и безмолвно и пристально смотрит на небо, как бы выжидая появления первых звёзд. Как простодушно-вдохновенны задумчивые глаза, как трогательно-невинны раскрытые, вопрошающие губы, как ровно дышит ещё вполне расцветшая, ещё ничем не взволнованная грудь, как чист нежен облик юного лица! Я не дерзаю заговорить с нею — но как она мне дорога, как бьётся моё сердце!

Как хороши, как свежи были розы...

А в комнате всё темней да темней... Нагоревшая свеча трещит, беглые тени колеблются на низком потолке, мороз скрипит да злится за стеною — и чудится скучный, старческий шёпот...

Как хороши, как свежи были розы....

Встают передо мною другие образы... Слышится весёлый шум семейной деревенской жизни. Две русые головки, прислонясь друг к дружке, бойко смотрят на меня своими светлыми глазками, алые щёки трепещут сдержанным смехом, руки ласково сплелись, вперебивку звучат молодые, добрые голоса; а немного подальше, в глубине уютной комнаты, другие, тоже молодые руки бегают, путаясь пальцами, по клавишам

старенького пианино — и ланнеровский вальс не может заглушить воркотню патриархального самовара...

Как хороши, как свежи были розы...

Свеча меркнет и гаснет... Кто это кашляет там так хрипло и глухо? Свернувшись в калачик, жмётся и вздрагивает у ног моих старый пёс, мой единственный товарищ... Мне холодно... Я зябну... И все они умерли...

умерли...

Как хороши, как свежи были розы...


б) чтение стихотворения учащимися «про себя»;


VI. Закрепление нового материала.

1. Проверка самого общего понимания содержания.


ЗАДАНИЕ 1.

Прочитайте вопросы, ответьте на них одним словом «да» или «нет»

  • Стихотворение в прозе ведётся от первого лица? («Да»)

  • Главный герой - старый больной человек? («Да»)

  • Миниатюра состоит из пяти смысловых частей?

(«Нет, из шести смысловых частей»)

  • Это стихотворение герой прочитал сейчас? (Нет, когда-то)

  • Слова зима, мороз следует понимать в переносном значении? (Да)

  • Они раскрывают мотив старость как одиночество? (Да)

  • События в стихотворении происходят в тёмной комнате? (Да)

  • Забившись в угол комнаты старый человек представил себя перед молодой красивой девушкой в загородном доме? (Да)

  • Он решился заговорить с ней? (Нет)

  • Она дорога герою. Его сердце сильно забилось при виде девушки? (Да)

  • Затем ему представилась тихая семейная жизнь в деревне? (Да)

  • В комнате было трое детей и кто-то играл на пианино? (Нет, было двое детей)

  • Свеча погасла, старый человек проснулся? (Нет, он умер)

ЗАДАНИЕ 2.

Выразительно прочитайте стихотворение в прозе. Разделите текст на 6 смысловых частей. Скажите, какой строкой заканчивается каждый абзац.


2. ПРОВЕРКА ПОНИМАНИЯ ФАКТИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ

ЗАДАНИЕ 1. Докажите, что повествование идёт от лица старого человека.

(Повествование ведётся от первого лица, от лица старого человека, так как, во-первых, слово зима-мороз следует понимать в переносном значении. Ключевые слова мороз-зима раскрывают мотив старость как одиночество.

Во-вторых, в комнате горит одна свеча, а вокруг темно и холодно. Свеча символизирует жизнь. В тексте свеча «нагоревшая», значит, последние дни жизни.)


ЗАДАНИЕ 2. Прочитайте план содержания стихотворения. Достаточно ли полно он передаёт содержание?

  1. Стихотворение

  2. Зима

  3. Молодость-старость,

  4. В тёмной комнате.

  5. Весёлый шум деревенской жизни.

  6. Смерть.


3. ПРОВЕРКА ПОНИМАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАЗНОСТИ

ЗАДАНИЕ 1 .

Согласны ли вы с тем, что свеча здесь воспринимается как символ человеческой жизни?


ЗАДАНИЕ 2 .

Подумайте, в каких абзацах отражены следующие темы:

молодость — старость (3 абзац)

жизнь — смерть (6 абзац)

ЗАДАНИЕ 2. Найдите в тексте примеры, которые показывают, как меняется настроение и внутреннее состояние человека.

ЗАДАНИЕ 3. Какие эмоции переполняют рассказчика (радость, страх, грусть, отчаяние, восторг, сожаление, счастье)?

ЗАДАНИЕ 4. Выпишите из текста слова, наиболее важные для изложения содержания данному по плану.

  1. Стихотворение (давно, позабылось, первый стих, в памяти)

  2. Зима (мороз, запушил стёкла, тёмная комната, свеча)

  3. Молодость-старость (загородный домик, летний вечер, девушка, глаза, юное лицо, сердце старого человека)

  4. В тёмной комнате (свеча, трещит, мороз, злится, старческий шёпот)

  5. Весёлый шум деревенской жизни (две русые головки, голоса, пианино)

  6. Смерть (свеча, меркнет, холодно)


4. ПРОВЕРКА ПОНИМАНИЯ ИДЕИ

ЗАДАНИЕ 1. Выберите формулировку идеи, где она наиболее полно и точно раскрывается

  1. Основная идея стихотворения — это протест против смерти.

  2. Основная идея стихотворения — тревога старого человека перед смертью.

  3. Основная идея стихотворения — вражда жизни и смерти.

  4. Основная идея стихотворения — непрочная граница между жизнью и смертью, тревога старого человека перед приближающей пустотой. Вражда жизни и смерти, которая увеличивает ценность каждой минуты бытия

ЗАДАНИЕ 2. Прочитайте выразительно стихотворение.

ЗАДАНИЕ 3. Перескажите текст по плану, используя опорные слова.

  1. Стихотворение (давно, позабылось, первый стих, в памяти)

  2. Зима (мороз, запушил стёкла, тёмная комната, свеча)

  3. Молодость-старость (загородный домик, летний вечер, девушка, глаза, юное лицо, сердце старого человека)

  4. В тёмной комнате (свеча, трещит, мороз, злится, старческий шёпот)

  5. Весёлый шум деревенской жизни (две русые головки, голоса, пианино)

  6. Смерть (свеча, меркнет, холодно)



VII. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА УРОКА:

Преподаватель обращается учащимся с вопросами:

  • Что вы сегодня узнали на уроке?

  • Чему научились?

  • Какое место занимают «Стихотворения в прозе» в творчествеТургенева?

  • Что такое стихотворение в прозе?

Какую роль играют эпитеты в произведениях Тургенева?


VIII. ЗАДАНИЕ НА ДОМ:

Прочитать и пересказать текст.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
И. С. Тургенев «КАК ХОРОШИ, КАК СВЕЖИ БЫЛИ РОЗЫ.»

Автор: Солиева Олияхон Юлдашевна

Дата: 18.06.2020

Номер свидетельства: 553554


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства