Просмотр содержимого документа
«И.Крылов. Басня «Ворона и лисица»»
Конспект урока литературы для 5-го класса
Тема. И.Крылов. Басня «Ворона и лисица»
Цель: познакомить учащихся c биографией И.А.Крылова, жанровыми признаками басни на примере басни «Ворона и лисица», сформировать умение анализировать текст басни.
Задачи обучающие: 1. Изучить биографию И.А. Крылова.
2. Познакомить учащихся с жанровыми признаками басни.
3. Научить анализировать басни.
Развивающие: 1.Развить аналитическое мышление, умение давать развернутый и аргументированный ответ.
2. Развить умение понимать иносказательный подтекст басен и их мораль.
3. Развивать память учащихся.
4. Развивать речь детей.
Воспитательные: 1. Воспитать негативное отношение к порокам и недостаткам общества.
2. Способствовать развитию умения анализировать свои поступки.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Оформление урока:
1. Портрет И.А. Крылова (художник О.Кипренский)
2. Выставка книг, иллюстраций к басням, рисунков учащихся.
Используемое оборудование: компьютер; проектор.
Методические приемы: беседа – диалог, анализ, изучение иллюстраций и беседа по ним, сопоставительный анализ текстов, рефлексия.
Ход урока.
І. Организационный момент.
Приветствие детей, организация класса - установка на позитив и успех на уроке.
ІІ. Подготовка к восприятию
1. О каком герое идет речь?
«… Лето красное пропела,
Оглянуться не успела…» («Стрекоза и Муравей»)
А кто написал это произведение? (И.Крылов)
2. Работа с эпиграфом к уроку
Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей'!
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва,
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова
М. Исаковский
- Согласны ли вы со словами русского советского поэта?
- Почему крыловские слова названы «крылатыми»?
Объявление темы урока.
Ученики называют цели и задачи урока.
IIІ. Восприятие нового материала.
1. Слово о И.Крылове (выступление с информативной карточкой ученика).
Иван Андреевич Крылов родился в Москве. Отец его выслужил дворянство. Богатых покровителей у него не было, и он долгое время находился в самых незначительных чинах. Семья Крыловых жила бедно. У них не было ни имений, ни крестьян, ни даже постоянного места жительства.
Андрей Прохорович (так звали отца) рано умер, оставив среди прочего в наследство сыну сундучок с книгами. Они-то первое время и удовлетворяли ту любовь к чтению, что овладела будущим баснописцем ещё в подростковом возрасте.
А вот материальные потребности книги, естественно, удовлетворить не могли. Так что одиннадцатилетнему Крылову ежеутренне приходилось отправляться не в гимназию, а в тверской губернский суд, чтобы очинивать гусиные перья, переписывать бумаги, разносить пакеты и так далее, то есть исполнять обязанности подканцеляриста. Не повезло с начальником: резкий, невежественный человек, он мог и поднять руку на подростка (например, когда замечал его с книгой).
Воспитанием сына занималась мать. И. А. Крылов сохранил ее образ на всю жизнь и отзывался о ней с особой нежностью. Первоначальные навыки чтения и письма привил Крылову отец. Мать приохотила его к чтению и внимательно следила за его развитием.
Однажды на торговой площади в толпе простого народа ему вдруг “пробило ухо”, и он открыл для себя, какое это чудо — русская речь. И с тех пор главное удовольствие его заключалось в том, чтобы, растворившись в гуще народа, вслушиваться и вслушиваться в неё, впитывая в себя всё наиболее яркое и меткое: слова, обороты, пословицы, шутки.
Следует заметить, что Крылов от природы вообще был весьма талантливым человеком. И что самое главное — большинство из этих своих талантов умудрился не закопать в землю. Так что тот, кто видел его карандашные наброски, вынужден был признать поразительное сходство рисунка с оригиналом. Музыканты находили очень своеобразной манеру его игры на скрипке. Актёры восхищались даром чудесного перевоплощения при чтении басен. В дополнение ко всему Крылов долго изучал, казалось бы, совсем не нужную ему математику — “просто так”, “из интереса”. А в довершение ко всему в пятьдесят лет овладел “мёртвым” древнегреческим языком. Ему, видите ли, захотелось читать в подлиннике Эзопа!
Учение давалось ему легко. Мальчик был исключительно музыкален, трудные математические задачи решал охотно и умело, знал несколько иностранных языков. Испытав большие жизненные трудности, он стал знаменитым баснописцем.
Далеко не сразу отыскал Крылов этот “свой” род литературы. Дебют его как баснописца пришёлся на 1806 год (в 37 лет!). Вышло, однако, как в известной пословице “Русский долго запрягает, да быстро ездит”: слава нового баснописца росла подобно снежному кому. Естественно, она помогла ему победить в конкурсе на место в Петербургской публичной библиотеке. В этот момент (шёл 1812 год) Крылов был просто на седьмом небе: и Наполеон разбит, и маленький сундучок — наследство отца — чудеснейшим образом “разросся” у него теперь до размеров крупнейшего книгохранилища столицы!
2. Вопросы для проверки усвоения материала:
Где и в какой семье родился Крылов?
Кто привил ему навыки письма и чтения?
Какие факты свидетельствуют об одаренности будущего баснописца и его тщательной работе над собой?
3. Вспомним, что мы знаем о басне.
«Мозговой штурм»
Что такое басня? (небольшой аллегорический рассказ поучительного содержания)
Каких известных баснописцев вы знаете?
Знаете ли вы, кто первый начал писать басни? (Ученые считают, что первая басня, дошедшая до нас, создана Гесиодом (VIII – VII вв до нашей эры. Но основоположником басни считают легендарного Эзопа, жившего в VI веке до нашей эры).
4. Работа с определением басни и составление опорного конспекта
Слово «басня» произошло от старинного слова «бати», «баять», что значит «говорить, рассказывать» (того же корня слова «байка» – устный рассказ, «побасенка», «бахарь» (сказочник), «баюкать»). Таким образом, «басня» - первоначально «сказка, рассказ».
Аллегория (греч.) - один из видов тропов - иносказательное изображение понятия или явления действительности при помощи конкретного образа. Черты и признаки этого образа вызывают то представление о нем, которое хочет создать писатель.
Аллегория часто применяется в баснях, где хитрость иносказательно изображают в образе лисы, жадность – в обличии волка, коварство – в виде змеи и т.д.
Мораль (лат.) – логический, поучительный вывод из чего-нибудь.
Басня - небольшой рассказ, часто стихотворный; 2 части:
основное повествование и мораль (нравоучение);
аллегорическая форма (иносказание);
сатирическое изображение;
герои - чаще животные.
Диалог;
использование просторечной лексики;
лаконизм;
афористичность языка;
особый басенный стих (строчки разной длины), передающий разговорную речь;
олицетворение.
5.Работа над басней «Ворона и Лисица»
Словарная работа
Лесть – лицемерное, угодливое восхваление;
Льстец – льстивый человек;
Гнусный – внушающий отвращение, омерзительный;
Пленил – привлёк внимание, привели в восторг;
Вещуньина – принадлежащая вещунье, той, которая сообщает новости
Зоб– у птиц, насекомых: расширенная часть пищевода, где накапливается и предварительно обрабатывается пища.
Царь-птица - лучшая, главная среди всех птиц.
Чтение басни (С.79-80 учебника)
Вопросы и задания:
-Что особенно понравилось в басне?
-Скажите, как Лисица обманула Ворону?
-Расскажите, какая история приключилась с Вороной?
-Как Лиса обращалась к Вороне?
-.Как называла Ворону?
-Что говорила о её красоте?
-Какой Лиса изображала Ворону?
-Для чего она это делала?
-Какова ворона в действительности?
- Прочитайте первые две строчки. Какое интересное слово встретилось в басне?
Взгромоздясь
-Давайте сопоставим это слово с другими словами близкими по значению.
-взлетела,
-уселась,
-взобралась,
-примостилась,
-села,
-опустилась,
-пристроилась.
-Постарайтесь в басне заменить слово «взгромоздясь» любым словом.
Вывод: Крылов мастерски использовал это слово, оно позволяет нам увидеть неуклюжую громоздкость птицы, которая предвкушает удовольствие от случая полакомиться кусочком сыра.
-Прочитайте первые три строчки басни (мораль басни)
-Скажите, о чём предупреждает своих читателей И.А.Крылов.
-Что он советует помнить постоянно?
Замените словосочетания дословными фразами из басни
Смотрит пристально, не отрываясь – «глаз не сводит»;
Подходит тихо, осторожно – «на цыпочках подходит»;
Утратила способность здраво рассуждать – «вскружилась голова»;
Каркнула очень громко – «во всё воронье горло»;
Исчезла, скрылась – «была такова»;
Трудно стало дышать – «дыханье спёрло»;
Нашёл случайно, без особого труда – «бог послал».
Задания:
- Опишите, какова ворона по внешнему
- Можно ли ворону назвать самой красивой птицей?
-Но ведь не зря Крылов называет Лисицу метким словом плутовка. Что означает это слово? - Обратите внимание на то, как расхваливает Лиса Ворону. Она хвалит шейку, глазки, пёрышки, носок. И постепенно Лисица подбирается к самому главному - "ангельскому голоску". Все вы слышали голос вороны, голос неприятный, громкий, пронзительный. Она не поёт, а каркает.
-Сделайте вывод: чему учит эта басня? И.А. Крылов даёт возможность читателям понять, что глупым оказывается не тот, кто льстит, а тот, кто поддаётся лести и не умеет распознать льстеца. Верить льстецам нельзя, лесть очень привлекательна, но очень опасна (…гнусна, вредна.)
Вот иллюстрации к басне «Ворона и Лисица». Наши товарищи тоже пробовали нарисовать рисунки к прочитанным басням. Посмотрим, есть ли сходства в изображении героев и, если есть, то почему оно наблюдается?
- Какие черты характера персонажей передает художник А.М.Лаптев на своей иллюстрации?
IV. Подготовка к выразительному чтению.
-Сейчас мы будем читать басню выразительно. Для того чтобы прочитать басню хорошо, проведём речевую разминку.
Обратим внимание на слова Лисицы - с какой интонацией она их произносит?
Вот мы и познакомились с басней И.А.Крылова «Ворона и Лисица». А вот знаем ли мы, что сюжет этой басни Иван Андреевич взял у знаменитого Эзопа? Я предлагаю вам ознакомиться с текстом басни, которую написал Эзоп. Сравните ее с басней Крылова. В чем сходство, в чем разница? Сейчас мы говорим о языке басен, о языке иносказаний: эзопов язык. Запишем в тетрадях: «Эзопов язык — язык иносказаний».
Эзоп «Ворона и лисица»
Ворон унёс кусок мяса и уселся на дереве.
Лисица увидела, и ей захотелось заполучить это мясо. Стала она перед вороном и принялась его расхваливать: уж и велик он, и красив, и мог бы получше других стать царем над птицами, да и стал бы, конечно, будь у него ещё и голос.
Ворону и захотелось показать ей, что есть у него ещё и голос: выпустил он мясо и закаркал громким голосом.
А лисица подбежала, ухватила мясо и говорит: «Эх, ворон, если бы у тебя ещё и ум был в голове, - ничего бы тебе больше не требовалось, чтобы царствовать!»
Басни помогают нам узнавать жизнь, видеть свои и чужие недостатки. Перед вами портреты французских баснописцев. Жан де Лафонтен написал басню «ВОРОН И ЛИСИЦА». (Чтение басни на предложенных листах).
Дядюшка ворон, сидя на дереве,
Держал в своем клюве сыр.
Дядюшка лис, привлеченный запахом,
Повел с ним такую речь:
«Добрый день, благородный ворон!
Что за вид у вас! что за красота!
Право, если ваш голос
Так же ярок, как ваши перья, —
То вы — Феникс наших дубрав!»
Ворону этого показалось мало,
Захотел он блеснуть и голосом,
Разинул клюв — и выронил сыр.
Подхватил его лис и молвил: «Сударь,
Запомните: всякий льстец
Кормится от тех, кто его слушает, —
Вот урок вам, а урок стоит сыра».
И поклялся смущенный ворон (но поздно!),
Что другого урока ему не понадобится.
В чем сходство басен? Какова мораль?
Жан Лафонтен был необычайно смелым человеком, это не нравилось Людовику, поэтому Лафонтен подвергался изгнаниям. Лафонтен знал басни Эзопа. Я расскажу вам басню Лафонтена «Дровосек и смерть»:
Дровосек устал и изнемог. В лесу он зовет смерть. Когда она приходит, он отказывается от ее услуг и просит ее взвалить на его спину вязанку хвороста. Этот человек поборол минутную слабость и выдерживает испытание. Какова мораль в басне?
.РЕФЛЕКСИЯ
Понравилась ли басня? Чему она учит?
Подведение итогов урока.
С каким писателем мы сегодня познакомились? (И. А. Крылов).
Чем он знаменит? (своими баснями).
Что такое басня? (Басня – небольшой, чаще всего стихотворный рассказ, в котором в аллегорической (иносказательной) форме дается нравоучительное и в то же время сатирическое изображение жизни).
Какие основные особенности басни вы знаете? (олицетворение, аллегория, мораль, афористичность).
Продолжите одно из незаконченных предложений:
Я не знал, а теперь знаю…
Я не умел, а теперь умею…
На следующих уроках мне бы хотелось опять…
Оценивание учеников.
VI. Домашнее задание
Выучить наизусть одну из басен И. Крылова.
Привести примеры крылатых выражений из басен И.А.Крылова
По желанию: сделать иллюстрацию к любой басне Крылова.