kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

И.А.Гончаров «Обломов». Диалектика характера Обломова, смысл его жизни и смерти».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан в соответсвии ФГОС для учащихся 10 класса. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«И.А.Гончаров «Обломов». Диалектика характера Обломова, смысл его жизни и смерти».»

Тема: И.А.Гончаров «Обломов». Диалектика характера Обломова, смысл его жизни и смерти».

Целевая аудитория: 10 класс

Цель: показать учащимся диалектику характера Обломова, смысл его жизни и смерти

Тип урока: усвоение новых знаний и формирования умений и навыков

Прогнозируемые результаты: учащиеся дают читательскую оценку герою на основе соотношения личных и авторских представлений о мире и человеке.

Ход урока

  1. Орг.момент

  2. Актуализация опорных знаний

Беседа

- Как гоголевская традиция отразилась в романе «Обломов»?

- Каково же первое впечатление о герое романа?

  1. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока.

Слово учителя.

Правдивость, глубина, жизненность характеров и проблем, актуальность поставленных вопросов – характерные черты творчества И.А.Гончарова – особенно ярко раскрылись в романе «Обломов».

Придерживаясь идеологии природной жизни, герой существует согласно собственным принципам, собственному пониманию цельного и гармоничного человека: он решительно отвергает суету, тщеславие, карьеризм, погоню за выгодной женитьбой и богатством.

«Наше имя – легион!» - так Обломов говорит о своей похожести на окружающих людей его людей. Но в то же время он разительно не похож на других.

Как случилось, что человек, которого волнуют вопросы чести и справедливости, чуткий и умный, становится таким? Сегодня на уроке мы ответим на этот вопрос.

  1. Работа над темой урока.

  1. Объяснение учителя

Главная тема романа – судьба поколения, ищущего свое место в обществе, но не сумевшего найти правильный путь. Идейную направленность романа определил сам писатель: «Я старался показать в «Обломове», как и отчего у нас люди превращаются прежде времени в …кисель».

В конце 1 части Гончаров ставит вопрос: что же победит в Обломове – жизненные, деятельные начала или сонная обломовщина?

Композиция романа полностью соответствует идее романа: показать условия, порождающие лень и апатию, проследить, как постепенно гаснет человек, превращаясь в мертвую душу. Все действия развертываются вокруг главного героя Ильи Ильича Обломова. Он объединяет вокруг себя всех персонажей. Действия в романе мало. Все внимание писателя сосредоточено на тончайшей характеристике героев.

  1. Аналитическая работа в группах: диалектика характера Обломова, смысл его жизни и смерти».

1 группа «Один день из жизни Обломова»

- проанализируйте начало романа. Какие детали портрета и интерьера помогают сразу оценить характер Обломова? Сопоставьте Обломова с приходящими к нему гостями. Как оценивает Обломов каждого из посетителей?

2 группа «Сон Обломова»: его место и значение в романе.

- проанализируйте «Сон Обломова» (часть 1 гл.9). Какое слово более точно называет состояние Обломова – лень или покой? Подтвердите свои суждения текстом. Прокомментируйте мысль Обломова: «Жизнь есть поэзия. Вольно людям искажать ее!»

3 группа «Обломов и Штольц».

- вспомните, как воспитывались Обломов и Штольц. Кто из них, по-вашему, более убедителен в утверждении своего жизненного идеала? Почему столь разные люди, как Обломов и Штольц, дружат всю жизнь?

  1. Составление таблиц (коллективная работа)

Сон Обломова: его место и значение в романе


Характер атмосферы в Обломовке


Влияние на формирование сознания героя


Качества, сформированные у героя


Отторжение чуждого нравственным идеалам Ильи Ильича


Вывод




Сравнительная характеристика Обломов и Штольц


Критерий

Обломов

Штольц

Социальное положение



Отличительные черты



Чем живет



Жизненные идеалы



Жизненная позиция



Что их связывает



5.Рефлексия. Подведение итогов урока.

Обобщающая беседа

- Какие художественные средства использует автор при обрисовке характера своего героя?

- Каковы отличительные особенности Обломова? Как сформировался характер героя?

- Как Гончаров относится к своему герою? Что преобладает в изображении героя – сочувствие или ирония?

- Каким эпизодом завершается «Сон Обломова»? В чем смысл финальной истории из обломовского детства и авторского комментария к ней?

- Что связывает Обломова и Щтольца, каковы их взаимоотношения? Какие факты биографии доказывают, что образ Штольца задуман как воплощение идеала гармоничной личности?

6. Домашнее задание

Подобрать текстовый материал для характеристики образов Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
И.А.Гончаров «Обломов». Диалектика характера Обломова, смысл его жизни и смерти».

Автор: Сафарметова Юлиана Нигматулловна

Дата: 22.11.2020

Номер свидетельства: 564101


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства