Просмотр содержимого документа
«И.А.Гончаров «Обломов». Диалектика характера Обломова, смысл его жизни и смерти».»
Тема: И.А.Гончаров «Обломов». Диалектика характера Обломова, смысл его жизни и смерти».
Целевая аудитория: 10 класс
Цель: показать учащимся диалектику характера Обломова, смысл его жизни и смерти
Тип урока: усвоение новых знаний и формирования умений и навыков
Прогнозируемые результаты: учащиеся дают читательскую оценку герою на основе соотношения личных и авторских представлений о мире и человеке.
Ход урока
Орг.момент
Актуализация опорных знаний
Беседа
- Как гоголевская традиция отразилась в романе «Обломов»?
- Каково же первое впечатление о герое романа?
Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока.
Слово учителя.
Правдивость, глубина, жизненность характеров и проблем, актуальность поставленных вопросов – характерные черты творчества И.А.Гончарова – особенно ярко раскрылись в романе «Обломов».
Придерживаясь идеологии природной жизни, герой существует согласно собственным принципам, собственному пониманию цельного и гармоничного человека: он решительно отвергает суету, тщеславие, карьеризм, погоню за выгодной женитьбой и богатством.
«Наше имя – легион!» - так Обломов говорит о своей похожести на окружающих людей его людей. Но в то же время он разительно не похож на других.
Как случилось, что человек, которого волнуют вопросы чести и справедливости, чуткий и умный, становится таким? Сегодня на уроке мы ответим на этот вопрос.
Работа над темой урока.
Объяснение учителя
Главная тема романа – судьба поколения, ищущего свое место в обществе, но не сумевшего найти правильный путь. Идейную направленность романа определил сам писатель: «Я старался показать в «Обломове», как и отчего у нас люди превращаются прежде времени в …кисель».
В конце 1 части Гончаров ставит вопрос: что же победит в Обломове – жизненные, деятельные начала или сонная обломовщина?
Композиция романа полностью соответствует идее романа: показать условия, порождающие лень и апатию, проследить, как постепенно гаснет человек, превращаясь в мертвую душу. Все действия развертываются вокруг главного героя Ильи Ильича Обломова. Он объединяет вокруг себя всех персонажей. Действия в романе мало. Все внимание писателя сосредоточено на тончайшей характеристике героев.
Аналитическая работа в группах: диалектика характера Обломова, смысл его жизни и смерти».
1 группа «Один день из жизни Обломова»
- проанализируйте начало романа. Какие детали портрета и интерьера помогают сразу оценить характер Обломова? Сопоставьте Обломова с приходящими к нему гостями. Как оценивает Обломов каждого из посетителей?
2 группа «Сон Обломова»: его место и значение в романе.
- проанализируйте «Сон Обломова» (часть 1 гл.9). Какое слово более точно называет состояние Обломова – лень или покой? Подтвердите свои суждения текстом. Прокомментируйте мысль Обломова: «Жизнь есть поэзия. Вольно людям искажать ее!»
3 группа «Обломов и Штольц».
- вспомните, как воспитывались Обломов и Штольц. Кто из них, по-вашему, более убедителен в утверждении своего жизненного идеала? Почему столь разные люди, как Обломов и Штольц, дружат всю жизнь?
- Какие художественные средства использует автор при обрисовке характера своего героя?
- Каковы отличительные особенности Обломова? Как сформировался характер героя?
- Как Гончаров относится к своему герою? Что преобладает в изображении героя – сочувствие или ирония?
- Каким эпизодом завершается «Сон Обломова»? В чем смысл финальной истории из обломовского детства и авторского комментария к ней?
- Что связывает Обломова и Щтольца, каковы их взаимоотношения? Какие факты биографии доказывают, что образ Штольца задуман как воплощение идеала гармоничной личности?
6. Домашнее задание
Подобрать текстовый материал для характеристики образов Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной.