Просмотр содержимого документа
«И.А.Гончаров и его роман "Обломов"»
Иван Гончаров прожил долгую жизнь, почти 80 лет. Годы жизни: 1812 – 1891. И за долгую творческую литературную жизнь он опубликовал всего три романа: «Обыкновенная история» (1847), «Обломов» (1859), «Обрыв» (1869).
Почему такие большие промежутки отделяют эти произведения? Во многом это обусловлено свойствами характера Ивана Александровича, его привычками, отношением к литературе. Если другие литераторы чаще общались друг с другом, ходили в редакции популярных журналов, публично высказывали своё мнение, то жизнь Гончарова была достаточно скромной. Он был человеком достаточно закрытым, медлительным. Его близкие даже прозвали его Маркизом де Лень. И в этом он очень похож на своего самого известного героя Обломова. Обломов тоже загадочен, он сравнительно мало интересуется жизнью и бог знает, что кроется за маской человека, который очень редко встаёт с дивана.
Надо сказать, что все три романа Гончарова объединены одним сюжетом. Писатель сам напишет об этом. Каждый из его романов посвящён какой-то эпохе русской действительности. «Обыкновенная история» - 40-ые годы, «Обломов» - 50-ые годы, «Обрыв» - 60-70-ые годы.
Гончаров был убеждён, что роман должен фиксировать не зарождение чувств и социальных явлений, как, например, у И.С.Тургенева, который увидел Базаровых до того, как они ясно заявили о себе, а явлению, которое ещё только зарождалось в обществе, дал определение «нигилизм». Гончаров думает иначе. Литератор должен говорить только о том, что уже имеет свои чёткие, статичные и незыблемые формы.
Жизнь Ивана Гончарова была полна противоречий. Он никогда не был женат, он долгие годы прослужил цензором и имел на этом поприще достаточно сложную репутацию. С 1855 по 1860 год Гончаров служил цензором Петербургского цензурного комитета. С 1865 по 1867 год вообще был цензором цензоров. Многие ему за это пеняли. Но при этом благодаря Гончарову в печати появились такие произведения, как «Демон» Лермонтова, «Записки охотника» Тургенева и другие.
Романы Ивана Гончарова объединены важнейшей для него темой: противостояние двух укладов русской жизни: провинциального, сельского и столичного, городского.
Надо сказать, что эта тема является магистральной вообще для русской прозы. Мы встречаем её в «Отцах и детях» И.С.Тургенева, пьесе Н.А.Островского, произведениях Л.Н.Толстого. Кроме столиц в каждом романе есть усадьба со своим укладом жизни. В этом противостоянии кроется глубокий смысл: два способа жизни.
Здесь нужно сказать об одной интересной особенности восприятия романа. В 1849 году Гончаров опубликовал фрагмент будущего романа – «Сон Обломова». И только в 1859 году читатель увидел весь роман. Десять лет читатели ждали новый роман, потому что Гончаров был известным писателем, но роман не появлялся. Многие думали, что сон – начало романа. Но мы знаем, что фрагмент отнесён дальше, к середине действия.
Мир Обломовки – особый сказочный мир. Здесь время идёт по кругу, здесь ничего не происходит, нет социальных противоречий между дворянами и крестьянами, нет никаких событий, небо нависает низко, тепло, здесь даже никто не умирает, либо об этом не говорят.
Мир Обломовки – изначально мифологический мир детского счастья. Мир сказки, где люди неотделимы друг от друга социальными противоречиями, даже человек не отделён от вещи. Если плотник говорит, что нужно починить забор вокруг дома, то мы знаем, что никогда в жизни этот забор не будет починен.
Что же это за мир, в котором нет никаких событий? Мир, который нельзя изменить? Мир, где ничего нельзя изменить, где всё решено за нас и нет частной воли человека?
В 1859 году роман был напечатан. Читатель входил в роман с двух точек. Он помнил сон Обломова, где все знают друг друга и нет никаких границ. А в романе Обломов живёт в Петербурге, в доме, где людей хватит на целый уездный город, но жители не знают друг друга. Почему? Потому что это другой мир, городской, мир частной воли и частного сознания.
Городская квартира Обломова – филиал Обломовки в Петербурге. Он продолжает жить в мире своего детства. Его слуга Захар говорит о том, что хозяин требует, чтобы Обломов съехал с квартиры. Обломов удивлён: «Как это?». Он считает, что этого нельзя допустить, потому что нельзя изменить родину, родителей, место рождения. Обломов живёт в каком-то особом мире, где царит свой порядок.
Что означает обломовская лень? Очень долго, на протяжении столетия, доминирующим на роман Гончарова был взгляд, соответствующий точке зрения Н.Добролюбова. Его статья (1859) называлась «Что такое обломовщина?». Добролюбов подходит к роману как историк. Он увидел зарисовку общественной ситуации в России конца 50-ых годов. Это канун великой реформы, поэтому должны быть выдвинуты на передний план люди, готовые к поступку, к активному участию в общественной жизни, добивающиеся своего, а им противопоставляют лентяя дворянского, ложного воспитания, не способного на реальный поступок. Такая точка зрения, конечно, имеет право на существование.
Если говорить о главной черте характера Обломова – лени, то нужно слово лень с негативным оттенком заменить на слово «недеяние», «недействование». Обломовское лежание не необходимость, как у больного или у человека, которому хочется спать, лежание не наслаждение, как у лентяя, не случайность, как у того, кто устал. Всё это было бы нормальным состоянием человека. Что если предположить, что существует человек, который сознательно не действует. Что это означает в нашей культуре? Недеяние – это отсутствие зла. Монахи не действуют, потому что стараются уменьшить меру своего присутствия в мире.
За этим кроется очень глубокий смысл. Обломов – это человек, который лишён стимула к действию, как любой житель Обломовки, следовательно всё, что происходит вокруг, он воспринимает по самой высокой планке. Что есть я? Этот вопрос постоянно задаёт себе Обломов. Его образование не было завершено. Почему? Он на каждом шагу задумывался. Допустим, я знаю дату события. Но как это связано со мной? Какое это имеет отношение ко мне, как к человеку?
Ему пишут, что его крестьяне сбежали из усадьбы. Другой бы приказал найти и вернуть. А Обломов думает, как это они сбежали, в степи ночуют, холодно, наверное.
Это не простая забота о человеке, это непонимание, как можно сбежать с того места, где ты живёшь. Именно поэтому Обломов, не глядя, попадает в домашние тапки и так редко встаёт с дивана. Дом не выбирают.
Роман многим читателям показался очень скучным и растянутым. Это Гончаровым сделано намеренно. Мы ждём, что будет на следующей странице, а ничего не может быть с героем, который живёт такой жизнью. Обломов – это философ. И поэтому, как любой философ, он и глубок, и смешён. Почему смешён? За окнами жизнь кипит. Ему гости говорят, что там и красивые барышни, и карьера, и литература (Судьбинский, Волков, Пенкин), а Обломов лежит да меняет несколько поз под одеялом. Много раз за день ест. Он смешён, он меньше, чем окружающая жизнь. Но с другой стороны, именно к нему идут люди. Потому что Обломов больше, шире, чем жизнь за окном. Он встречает и провожает своих гостей одними и теми же словами. Во-первых, «не подам тебе руки, ты с холода». Метафора: Обломовка – тёплый, обжитой мир, а там за окном – холодный мир.
Обломов всегда повторяет про себя: где же здесь человек? На что же он раздробляется? В десять мест за день успеть. Человек, который старается ухаживать за барышнями, делать карьеру, делать литературу – это человек, утративший свою цельность.
30 лет и три года сидел на печи Илья Муромец, пока не пришли странники и не позвали его на подвиг. 30 лет и три года пролежал Илья Ильич на диване, но подвига не совершил.
«Золотое сердце» говорят про него герои романа, оно действительно не простое, а золотое. Лучший из романов, передающий сильные и слабые стороны нашего национального характера.
Таким образом, обломовская лень двузначна. С одной стороны, это свойство русского характера, которое препятствует совершению полезных дел. А с другой стороны, это культурой обоснованная осторожность, которая удерживает человека от неосторожных, необдуманных поступков, поверхностных.