kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

И.А. Гончаров «Фрегат „Паллада“»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: на примере произведения И.А. Гончарова познакомить учащихся с произведениями о путешествиях, вошедшими в круг детского чтения в 19 веке. Планируемые результаты: видеть в тексте средства художественной выразительности; объяснять значение и происхождение слов; определять цель учебной деятельности с помощью учителя; извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров; соотносить результат своей деятельности с учебной задачей и оценивать его.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«И.А. Гончаров «Фрегат „Паллада“»»

У р о к 2. И.А. Гончаров «Фрегат „Паллада“» Цель: на примере произведения И.А. Гончарова познакомить учащихся с произведениями о путешествиях, вошедшими в круг детского чтения в 19 веке. Планируемые результаты: видеть в тексте средства художественной выразительности; объяснять значение и происхождение слов; определять цель учебной деятельности с помощью учителя; извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров; соотносить результат своей деятельности с учебной задачей и оценивать его. Оборудование: таблица для определения задач урока; толковые словари; физическая карта мира; репродукции картин И.К. Айвазовского «Буря», «Девятый вал»; Л.А. Афремова «Касание горизонта»; Г.Р. Дмитриева «Маяк и солнце»; С.С. Лим «Волны и ветер»; карточки с заданиями. Ход урока I. Организационный момент II. Актуализация знаний 1. Проверка домашнего задания Задание 6 в рабочей тетради (с. 4) – Расскажите, как возник фразеологизм «от доски до доски»? С какими книгами: рукописными или печатными – он связан? (Примерный ответ. Раньше книги переписывали вруч- 16 Я и книги ную, а обложку делали из деревянных дощечек. Прочитать книгу от доски до доски – значит от начала до конца.) – Какой(ие) фразеологизм(ы), имеющий(ие) такое же значение, вы записали? (От корки до корки; от а до я.) Задание 7 в рабочей тетради (с. 4) (Учащиеся называют книги и фамилии авторов. Если ребята принесли книги в класс, то показывают и дают краткую аннотацию у доски.) 2. Индивидуальная работа с карточками Прочитай цитату из книги Д.Н. Мамина-Сибиряка «Книжка с картинками». Объясни, как ты её понимаешь. «Книга ещё представляла… некоторую редкость и известную роскошь». (Примерный ответ. Книги был редкостью, потому что в те времена не было телеграфа, железных дорог, почту доставляли редко. Книги приходилось заказывать и долго ждать с оказией.) III. Самоопределение к деятельности Беседа – С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке? – Вспомните, какую книгу писатель называет «заветной». («Фрегат „Паллада“».) – Известно ли вам это произведение? – Откройте учебник на с. 9. Прочитайте последнее задание. – Прочитайте название произведения. Что такое фрегат? (Это вид парусного судна.) – Какова тема произведения? (Примерный ответ. Морские путешествия.) (На доске опорная таблица для определения задач урока.) Узнаем Научимся Применим – Назовите задачи урока, используя опорную таблицу. (Примерный ответ. Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением И.А. Гончарова «Фрегат „Паллада“», научимся определять его тему и главную мысль текста, объяснять значения слов, поймём, почему эта книга так привлекала рассказчика.) IV. Работа по теме урока Чтение и работа по содержанию произведения (Учитель и ученики с высоким уровнем читательских умений читают по цепочке текст «Фрегат „Паллада“» (отрывки) в учеб- Урок 2. И.А. Гончаров «Фрегат „Паллада“» 17 нике на с. 9–11. В ходе чтения проводится словарная работа, первичный анализ.) Отрывок 1 – Как вы поняли, что такое ют? (Ответы учащихся.) – Где можно уточнить значение слова? (В толковом словаре.) (Учитель предлагает найти слово в словаре в конце учебника. Дети не находят слова.) – Почему слово отсутствует в словаре? (Это термин, его используют моряки.) – Сделайте предположение, что это за термин? Откуда не сходил мальчик? (Это место на корабле, откуда океан хорошо просматривается со всех сторон.) (Если на уроке есть возможность выйти в интернет, учащиеся уточняют значение слова. Если нет, это делает учитель.) Ют – это надстройка на корабле на корме (задней части судна) или кормовая часть верхней палубы. – Какими поэтическими эпитетами автор описывает океан? (Безбрежен, мрачен, угрюм, беспределен, неизмерим и неукротим.) – Объясните значения этих слов. (Ответы учащихся.) – Какой эпитет вас особенно впечатлил? Почему? – Как называется океан, по которому путешествовал рассказчик? (Атлантический.) – Найдите и покажите его на карте. (Один ученик выходит и показывает океан на карте.) – Как использует автор приём олицетворения? С кем сравнивает океан? (Автор использует слова «физиономия», «портрет», сравнивает океан с человеком.) – Что удивило рассказчика? В чём он заметил несоответствие тому, что знал об океане? (Рассказчик не согласен с тем, что океан неукротим.) – Какое сравнение он использует, чтобы опровергнуть этот эпитет? («На старческом лице ни одной морщинки!») – Рассмотрите репродукции картин. Какая из них, на ваш взгляд, может являться иллюстрацией этого отрывка? (Л.А. Афремов «Касание горизонта».) – Объясните свой выбор. (Океан такой же чистый, как небо. Небо и море сливаются в одно целое, на глади океана нет волн.) Отрывок 2 – Какое олицетворение использует автор, чтобы показать изменение погоды? («Океан не забыл про нас».) 18 Я и книги – Какие чувства вызвали у рассказчика изменения в жизни на корабле? (Любопытство, лёгкое удивление.) – Был ли он напуган? (Нет, рассказчик повествует об этом с юмором.) – Прочитайте предложения, которые свидетельствуют об этом. (Учащиеся читают цитаты из второго отрывка.) – Какая из картин может иллюстрировать этот отрывок? (С.С. Лим «Волны и ветер», Г.Р. Дмитриев «Маяк и солнце».) – Объясните свой выбор. (На поверхности океана волнение, корабль качает.) Отрывок 3 – Как изменился океан утром 12 января? (Началась буря.) – Прочитайте, какую картину рисует автор, рассказывая о буре. (Учащиеся читают цитаты из третьего отрывка.) – Найдите такую иллюстрацию среди репродукций картин. (И.К. Айвазовский «Буря».) – Почему вы выбрали эту картину? (Она имеет такое же название. Небо тёмное, волны поднимаются выше корабля, на палубе никого нет.) Отрывок 4 – Какие эпитеты характеризуют ветер в этом отрывке? (Крепкий, жестокий.) – Прочитайте, какие глаголы использует автор в этом отрывке. (Встают, падают, опять встают; взберётся, дрогнет, упадёт, начинает скользить, выпрямится, чтоб тяжело перевалиться и лезть вновь.) – Как использование глаголов помогает передать картину шторма? (Глаголы помогают увидеть, как быстро меняется картина, представить, как фрегат постоянно меняет положение, как волны владеют им.) – Найдите такую иллюстрацию среди репродукций картин. (И.К. Айвазовский «Девятый вал»). Отрывок 5 – Как изменилось настроение автора? Почему? (Автор испытывает восторг, радость, счастье. Буря прошла. Океан стал спокойным, небо чистое, видны прекрасные пейзажи.) – Что противопоставляется рассказчиком в этом отрывке? (Шторм и океан после него.) – Что хотел передать автор, используя приём противопоставления? (Автор хотел передать красоту, гармонию моря.) Урок 2. И.А. Гончаров «Фрегат „Паллада“» 19 V. Физкультминутка Стало палубу качать! Ноги к палубе прижать! Крепко ногу прижимаем, А другую расслабляем. (Выполняется поочерёдно каждой ногой.) Сели – руки на колени, А теперь немного лени. Напряженье улетело, И расслабилось всё тело. Наши мышцы не устали И ещё послушней стали. Дышится легко, Ровно, глубоко. VI. Закрепление изученного материала 1. Работа в группах – Прочитайте задание после прочитанного текста на с. 11. – Вспомните правила работы в группах. Правила работы в группе • Выберите командира группы. • Говорите спокойно, только по делу. • Говорите по очереди. • Слушайте своих товарищей внимательно. • Убедитесь, что в разговоре участвует каждый. • Уважайте мнение каждого члена группы. • Каждая версия обсуждается в группе. В группе согласуется общее решение. • Представитель группы защищает согласованное решение перед классом. (Работая в группах, учащиеся выписывают слова в рабочую тетрадь – задание 1 на с. 4. Затем от каждой группы к доске выходит представитель и зачитывает выписанные слова и словосочетания и их значения. Выполненное задание проверяют, оценивают и корректируют всем классом.) 2. Выполнение заданий в рабочей тетради Задания 2, 3, 5, 6 (с. 5, 6) (Самостоятельное выполнение. Фронтальная проверка.) VII. Рефлексия Выполнение задания в рабочей тетради Задание 4 (с. 5) (Самостоятельное выполнение. Коллективная проверка по образцу.) – Оцените свою работу с помощью сигнальной ленты «Светофор». 20 Я и книги VIII. Подведение итогов урока – С каким произведением вы познакомились на уроке? – Какие новые слова узнали? – Какое чувство вы испытали, читая отрывки об океане? Домашнее задание 1. Подготовить выразительное чтение одного отрывка на выбор. 2. Выполнить задание 7 в рабочей тетради (с. 6)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
И.А. Гончаров «Фрегат „Паллада“»

Автор: Меджидова Ашура Абдулмеджидовна

Дата: 16.11.2024

Номер свидетельства: 659600

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Тестовое задание по литературе для студентов СПО"
    ["seo_title"] => string(55) "tiestovoie_zadaniie_po_litieraturie_dlia_studientov_spo"
    ["file_id"] => string(6) "397493"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1488543866"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства