kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

И.А.Бунин "Темные аллеи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Продолжить работу над навыками осмысленного чтения текста. Воспитывать чувство ответственности за свою судьбу и судьбу людей, связанных с вами.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«И.А.Бунин "Темные аллеи"»


Тема: И.А. Бунин. Рассказ «Темные аллеи».

Цели:создать условия для проникновения в художественный мир писателя, постигая тайны его мастерства; продолжить работу над навыками осмысленного чтения текста, создать условия для развития умения высказывать и аргументировать собственную точку зрения; воспитывать чувство ответственности за свою судьбу и судьбу людей, связанных с вами.

Ход урока


1. Орг. момент

2. Актуализация опорных знаний

- Опрос учащихся

- Индивид.раб.со слабыми уч-ся

3. Изучение новой темы

1) Слово учителя

Любовь, существуя с незапамятных времён, сопутствует человеку всю жизнь: лелеет в колыбели руками матери, звучит в совете преданного друга, светится во взгляде любимых, остаётся в воспоминаниях после ухода человека.

Сегодня на уроке мы постараемся определить, осознать, что такое любовь в понимании известного русского писателя И.А. Бунина, увидеть индивидуальные особенности автора в раскрытии темы любви.

В конце своей жизни И. Бунин создал «Тёмные аллеи» — сборник рассказов о любви. По его собственному признанию, он «написал 38 раз об одном и том же» — и всё же эти рассказы можно перечитывать вновь и вновь, каждый раз открывая для себя что-то новое. Читаешь «Тёмные аллеи» и проникаешься сладкой завистью к человеку, который оставался влюблённым в жизнь в своём немолодом возрасте. Мне кажется, что написать такие строки, где всё пронзительно, как звук скрипки, мог только человек с редчайшим талантом – умением любить! От этих рассказов исходит такая мощная энергия, что совершенно забываешь: человеку, писавшему их, было за 60. В «Тёмных аллеях» Бунин пишет о любви – чувстве, которое оставляет глубокий след в человеческой душе. Одноимённый рассказ, написанный в 1938 году, открывает книгу, задавая общий эмоцион. настрой, тематику и проблематику всему циклу.

2) Работа с учебником

Сегодня мы обратимся к рассказу «Темные аллеи». Этим рассказом открывается весь цикл «Темных аллей».

- Почему цикл, в котором Бунин воспевает такое чувство, как любовь, назван «Темные аллеи»? (Люди, которые любят друг друга, по каким-либо причинам расстаются, автор как бы выражает свой взгляд на запутанные, мрачные стороны любви, не все так гладко складывается в жизни, влюбленные расстаются)

-На самом деле о героях Бунина нельзя сказать словами Грина: «Они жили долго и умерли в 1день». Описание тихого семейного счастья не привлекает писат - как бы сильно герои не любили друг друга, финал всех рассказов печален.

3) Анализ рассказа «Темные аллеи». Беседа по восприятию и оценке рассказа.

Какое впечатление произвёл на вас этот рассказ? 
Каков сюжет новеллы?Выявим основные темы новеллы. (любовь, предательство, расплата).

- Что произошло на постоялом дворе? (встретились два человека, которые в юности любили друг друга)

- Что стало основной причиной расставания? (социальное положение: она бедна, он богат).
- Открывает  произведение пейзажная зарисовка. На что сразу настраивает читателя этот мрачный пейзаж? (На трагический исход истории любви, о которой пойдёт речь). 
- На фоне этого «холодного» пейзажа мы видим старика с «белыми усами», «седыми волосами». Это главный герой – Николай Алексеевич. Герой попадает в тёплую горницу хозяйки постоялого двора. Автор очень подробно описывает обстановку в ней.

  -Что хочет показать автор? (Так, через деталь – автор показывает трудолюбие, чистоплотность и хозяйственность бывшей крепостной крестьянки.) 
      — Вспомните, какое признание сделал Николай Алексеевич перед отъездом? Как расценила этот поступок Надежда? Каково значение этого эпизода в новелле?  Как видим, неожиданная встреча сыграла в жизни героя большую роль: она побудила его задуматься  (кто знает, может, впервые за шестьдесят лет!) о счастье, об ответственности за свои поступки, заставила подвести некоторые жизненные итоги.    Известно, что Бунин тщательно подбирал заглавия к своим рассказам, следуя принципу: ничего не объяснять, не помогать читателю, чтобы тому было над чем поломать голову.
4) Характеристика героев.

 Надежда главная героиня рассказа «Темные аллеи» -воспитывалась в господском доме. Мы можем предположить, что таких служанок при господах обучали хорошим манерам, «прилично себя держать» и при гостях, и при хозяевах. Была она скорее всего хороша собой, чиста, опрятна. Такая она и теперь (портрет Н.). Иногда, при добрых помещиках, такие девушки, благодаря молодым барышням дочерям господ, становились членами этой семьи. Можно предположить, что господа к ней не плохо относились. Узнав о ее романе с их сыном, господа решили избавиться от нее. А чтобы как-то обелить себя, дали ей вольную.

 Николенька... Так скорее всего звали любимого сыночка. Свое любимое чадо господа. Был он отменно хорош собой, подтянут, но с годами приобрел важность и строгость (портрет Н.С.). Для своего сыночка родители выбрали военную карьеру. Иногда он приезжал домой навестить своих родителей - господ, нянюшек, бабушек, тетушек. В один из приездов вдруг в доме он обнаружил очаровательное создание. Это была Надежда. Они проводили лучшие минуты жизни, он читал ей стихи Н. Огарева «Обыкновенная повесть»

- Как сложилась судьба Надежды после расставания? (Она по-своему устроила свою жизнь, стала содержательницей постоялой горницы).

- Сохранила ли она любовь к Николаю Алексеевичу? (Сколько не проходило времени, Надежда сохранила свою любовь к герою. Она знала, что давно его нет прежнего, но продолжала любить.

- Смогли бы вы простить человека, который поступит таким образом с вами? (- Я бы не простил(а) такого бессердечного человека, ведь он подло поступил. А я думаю, что если сильно любить, то можно простить. Но надо устроить свою жизнь).

- Почему такая женщина не вышла замуж? (Она не вышла замуж и не могла выйти, потому что любит его до сих пор).

- Как сложилась судьба Николая Алексеевича? (Женился, любил жену без памяти, а она изменила ему, бросила. Сын рос, возлагал на него надежды, а вышел негодяй, без сердца, без чести, без совести).

- Помнил ли он о своей первой любви? (Он же женат, забыл о своем увлечении молодости).

- Что понял герой после разговора с Надеждой? (Он понял, что Надежда дала ему лучшие минуты жизни. Что-то грустное входит в его душу с этой встречей...).

4. Подведение итогов урока. Рефлексия.

- Кто в рассказе представляется вам более человечным и цельным — хозяйка или старый военный?(Более человечным и цельным мне представляется главная героиня. Она верна своему чувству, сильна. Жизнь научила ее терпеть, пройти через испытания. Ведь смогла же она свое малодушие побороть).

- Ребята, а теперь обратим внимание на природные реалии в рассказе. Как описывается осень? (Холодное осеннее ненастье, дороги, залитые дождями и изрезанные многими черными колеями; бледное, низкое солнце; пустые поля)

- А как вы можете представить эту осень?(Осень, которая создает мрачное и печальное настроение).

- Почему встреча происходит осенью, а не весной? Какую роль играет образ заката в рассказе? (Для героев жизнь как бы уже пройдена,скорее всего большой любви, такой, какой у них была, больше уже не будет. Это закат жизни, закат любви).

- Обратимся к поэтике названия рассказа. Смогли бы вы подробнее раскрыть эту метафору?(Темные аллеи - название рассказа - мыслится как символ. Это не темные, тенистые аллеи, а странные неожиданные лабиринты любви.).

- Вы наверно согласитесь, что любовь героев «Темных аллей трагична, но все же будем помнить, что «всякая любовь великое счастье...»,что любовь - это закон мироздания.Об этом и стихотв. великого прозаика К. Бальмонта «Люби».

Кто не любил, не выполнял закон,

Которым в мире движутся созвездья,

Которым так прекрасен небосклон.
Он в каждом часе слышит мертвый звон.
Ему никак не избежать возмездья.
Кто любит, счастлив. Пусть хоть распят он.

5. Домашнее задание:  прочитайте один из рассказов И.А. Бунина из книги «Тёмные аллеи»; напишите собственное понимание этого рассказа; напишите синквейн на тему прочитанного рассказа.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
И.А.Бунин "Темные аллеи"

Автор: Глазкова Наталья Петровна

Дата: 17.03.2022

Номер свидетельства: 602510


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства