kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

И.А.Бунин "Темные аллеи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Продолжить работу над навыками осмысленного чтения текста. Воспитывать чувство ответственности за свою судьбу и судьбу людей, связанных с вами.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«И.А.Бунин "Темные аллеи"»


Тема: И.А. Бунин. Рассказ «Темные аллеи».

Цели:создать условия для проникновения в художественный мир писателя, постигая тайны его мастерства; продолжить работу над навыками осмысленного чтения текста, создать условия для развития умения высказывать и аргументировать собственную точку зрения; воспитывать чувство ответственности за свою судьбу и судьбу людей, связанных с вами.

Ход урока


1. Орг. момент

2. Актуализация опорных знаний

- Опрос учащихся

- Индивид.раб.со слабыми уч-ся

3. Изучение новой темы

1) Слово учителя

Любовь, существуя с незапамятных времён, сопутствует человеку всю жизнь: лелеет в колыбели руками матери, звучит в совете преданного друга, светится во взгляде любимых, остаётся в воспоминаниях после ухода человека.

Сегодня на уроке мы постараемся определить, осознать, что такое любовь в понимании известного русского писателя И.А. Бунина, увидеть индивидуальные особенности автора в раскрытии темы любви.

В конце своей жизни И. Бунин создал «Тёмные аллеи» — сборник рассказов о любви. По его собственному признанию, он «написал 38 раз об одном и том же» — и всё же эти рассказы можно перечитывать вновь и вновь, каждый раз открывая для себя что-то новое. Читаешь «Тёмные аллеи» и проникаешься сладкой завистью к человеку, который оставался влюблённым в жизнь в своём немолодом возрасте. Мне кажется, что написать такие строки, где всё пронзительно, как звук скрипки, мог только человек с редчайшим талантом – умением любить! От этих рассказов исходит такая мощная энергия, что совершенно забываешь: человеку, писавшему их, было за 60. В «Тёмных аллеях» Бунин пишет о любви – чувстве, которое оставляет глубокий след в человеческой душе. Одноимённый рассказ, написанный в 1938 году, открывает книгу, задавая общий эмоцион. настрой, тематику и проблематику всему циклу.

2) Работа с учебником

Сегодня мы обратимся к рассказу «Темные аллеи». Этим рассказом открывается весь цикл «Темных аллей».

- Почему цикл, в котором Бунин воспевает такое чувство, как любовь, назван «Темные аллеи»? (Люди, которые любят друг друга, по каким-либо причинам расстаются, автор как бы выражает свой взгляд на запутанные, мрачные стороны любви, не все так гладко складывается в жизни, влюбленные расстаются)

-На самом деле о героях Бунина нельзя сказать словами Грина: «Они жили долго и умерли в 1день». Описание тихого семейного счастья не привлекает писат - как бы сильно герои не любили друг друга, финал всех рассказов печален.

3) Анализ рассказа «Темные аллеи». Беседа по восприятию и оценке рассказа.

Какое впечатление произвёл на вас этот рассказ? 
Каков сюжет новеллы?Выявим основные темы новеллы. (любовь, предательство, расплата).

- Что произошло на постоялом дворе? (встретились два человека, которые в юности любили друг друга)

- Что стало основной причиной расставания? (социальное положение: она бедна, он богат).
- Открывает  произведение пейзажная зарисовка. На что сразу настраивает читателя этот мрачный пейзаж? (На трагический исход истории любви, о которой пойдёт речь). 
- На фоне этого «холодного» пейзажа мы видим старика с «белыми усами», «седыми волосами». Это главный герой – Николай Алексеевич. Герой попадает в тёплую горницу хозяйки постоялого двора. Автор очень подробно описывает обстановку в ней.

  -Что хочет показать автор? (Так, через деталь – автор показывает трудолюбие, чистоплотность и хозяйственность бывшей крепостной крестьянки.) 
      — Вспомните, какое признание сделал Николай Алексеевич перед отъездом? Как расценила этот поступок Надежда? Каково значение этого эпизода в новелле?  Как видим, неожиданная встреча сыграла в жизни героя большую роль: она побудила его задуматься  (кто знает, может, впервые за шестьдесят лет!) о счастье, об ответственности за свои поступки, заставила подвести некоторые жизненные итоги.    Известно, что Бунин тщательно подбирал заглавия к своим рассказам, следуя принципу: ничего не объяснять, не помогать читателю, чтобы тому было над чем поломать голову.
4) Характеристика героев.

 Надежда главная героиня рассказа «Темные аллеи» -воспитывалась в господском доме. Мы можем предположить, что таких служанок при господах обучали хорошим манерам, «прилично себя держать» и при гостях, и при хозяевах. Была она скорее всего хороша собой, чиста, опрятна. Такая она и теперь (портрет Н.). Иногда, при добрых помещиках, такие девушки, благодаря молодым барышням дочерям господ, становились членами этой семьи. Можно предположить, что господа к ней не плохо относились. Узнав о ее романе с их сыном, господа решили избавиться от нее. А чтобы как-то обелить себя, дали ей вольную.

 Николенька... Так скорее всего звали любимого сыночка. Свое любимое чадо господа. Был он отменно хорош собой, подтянут, но с годами приобрел важность и строгость (портрет Н.С.). Для своего сыночка родители выбрали военную карьеру. Иногда он приезжал домой навестить своих родителей - господ, нянюшек, бабушек, тетушек. В один из приездов вдруг в доме он обнаружил очаровательное создание. Это была Надежда. Они проводили лучшие минуты жизни, он читал ей стихи Н. Огарева «Обыкновенная повесть»

- Как сложилась судьба Надежды после расставания? (Она по-своему устроила свою жизнь, стала содержательницей постоялой горницы).

- Сохранила ли она любовь к Николаю Алексеевичу? (Сколько не проходило времени, Надежда сохранила свою любовь к герою. Она знала, что давно его нет прежнего, но продолжала любить.

- Смогли бы вы простить человека, который поступит таким образом с вами? (- Я бы не простил(а) такого бессердечного человека, ведь он подло поступил. А я думаю, что если сильно любить, то можно простить. Но надо устроить свою жизнь).

- Почему такая женщина не вышла замуж? (Она не вышла замуж и не могла выйти, потому что любит его до сих пор).

- Как сложилась судьба Николая Алексеевича? (Женился, любил жену без памяти, а она изменила ему, бросила. Сын рос, возлагал на него надежды, а вышел негодяй, без сердца, без чести, без совести).

- Помнил ли он о своей первой любви? (Он же женат, забыл о своем увлечении молодости).

- Что понял герой после разговора с Надеждой? (Он понял, что Надежда дала ему лучшие минуты жизни. Что-то грустное входит в его душу с этой встречей...).

4. Подведение итогов урока. Рефлексия.

- Кто в рассказе представляется вам более человечным и цельным — хозяйка или старый военный?(Более человечным и цельным мне представляется главная героиня. Она верна своему чувству, сильна. Жизнь научила ее терпеть, пройти через испытания. Ведь смогла же она свое малодушие побороть).

- Ребята, а теперь обратим внимание на природные реалии в рассказе. Как описывается осень? (Холодное осеннее ненастье, дороги, залитые дождями и изрезанные многими черными колеями; бледное, низкое солнце; пустые поля)

- А как вы можете представить эту осень?(Осень, которая создает мрачное и печальное настроение).

- Почему встреча происходит осенью, а не весной? Какую роль играет образ заката в рассказе? (Для героев жизнь как бы уже пройдена,скорее всего большой любви, такой, какой у них была, больше уже не будет. Это закат жизни, закат любви).

- Обратимся к поэтике названия рассказа. Смогли бы вы подробнее раскрыть эту метафору?(Темные аллеи - название рассказа - мыслится как символ. Это не темные, тенистые аллеи, а странные неожиданные лабиринты любви.).

- Вы наверно согласитесь, что любовь героев «Темных аллей трагична, но все же будем помнить, что «всякая любовь великое счастье...»,что любовь - это закон мироздания.Об этом и стихотв. великого прозаика К. Бальмонта «Люби».

Кто не любил, не выполнял закон,

Которым в мире движутся созвездья,

Которым так прекрасен небосклон.
Он в каждом часе слышит мертвый звон.
Ему никак не избежать возмездья.
Кто любит, счастлив. Пусть хоть распят он.

5. Домашнее задание:  прочитайте один из рассказов И.А. Бунина из книги «Тёмные аллеи»; напишите собственное понимание этого рассказа; напишите синквейн на тему прочитанного рассказа.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
И.А.Бунин "Темные аллеи"

Автор: Глазкова Наталья Петровна

Дата: 17.03.2022

Номер свидетельства: 602510


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства