kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

И.А. Бунин. Рассказ "Косцы" как поэтическое воспоминание о родине

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по литературе для обучающихся 5 класса по теме: "И.А. Бунин. Рассказ "Косцы" как поэтическое воспоминание о родине".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«И.А. Бунин. Рассказ "Косцы" как поэтическое воспоминание о родине»

Литература Урок 55 (2) Класс 5 Дата 26.01.2022 г.


Тема: И.А. Бунин «Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами Русской земли, душевным складом песен и сказок, связанных между собой видимыми и тайными силами. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.


Цель: познакомить учащихся с содержанием рассказа “Косцы”, его основными темами.

Планируемые результаты:

Предметные: развивать умение анализа произведения малой формы; учить определять основную мысль, ключевые темы, их роль в произведении; умения определять способы воссоздания

основных образов произведения, способы выражения авторской позиции;

Метапредметные: развивать умения выразительного чтения, связного выступления по теме с опорой на текст произведения, развивать умения сопоставлять произведения, относящиеся к разным видам искусства;

Личностные: воспитывать чувства патриотизма, любви к природе; чувства уважения к автору, любви к художественному слову.

Тип урока: комбинированный (словесно-наглядно-практический).



Ход урока

  1. Организационный момент

Разве можем мы забыть родину? Может человек забыть родину? Она - в душе. Я очень русский человек. Это с годами не пропадает. (И.А.Бунин)

  1. Работа по теме урока

1. Чтение стихотворения И.А.Бунина “И цветы, и шмели, и трава, и колосья...”

И цветы, и шмели, и трава, и колосья,
И лазурь, и полуденный зной…
Срок настанет — господь сына блудного спросит:
«Был ли счастлив ты в жизни земной?»

И забуду я все — вспомню только вот эти
Полевые пути меж колосьев и трав —
И от сладостных слез не успею ответить,
К милосердным коленям припав.

- Эти строки принадлежат великому русскому писателю и поэту И.А.Бунину.

- О чём это стихотворение? Как вы поняли его основную мысль? (В этом стихотворении описывается природа, которая является самым важным в жизни лирического героя).

- Если есть в жизни человека любовь к природе, а значит, к Родине, всё остальное отходит на второй план.

- В центре нашего внимания на сегодняшнем уроке будет небольшой рассказ И.А.Бунина “Косцы”, который во многом близок этому стихотворению.

- Наша задача - выяснить, как представлена природа и народный труд в рассказе, а также определить, из чего складывается образ Родины в рассказе “Косцы”.


Словарная работа

Подпасок - подручный работник при пастухе, обычно подросток.

Арте́ль — добровольное объединение людей для совместной работы.

Кумачовые ворота Кума́ч (от араб. kumāš‎) — хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения, окрашенная в ярко-красный, реже в синий цвет.

Ластовица - это деталь рубахи или портов, которая имеет форму ромба или квадрата и позволяет руке подниматься без помех. При этом ни рукав, ни подол платья не задирается.

«Молочные реки и кисельные берега» – одно из популярнейших русских выражений. Оно – символ беззаботной и привольной жизни, неиссякаемого материального достатка и благополучия.

Что отмечает в героях рассказчик? Как они друг к другу относятся? Как относятся к работе? (“Охочи к работе”).


Как понимаете эти слова? (Любят работать).


А вы когда-нибудь видели сенокос? Процесс кошения травы? Что вы можете сказать об этом труде? (Тяжёлый труд).


А как этот труд описывается в рассказе? Найдите в тексте. (Стр.5-6). Что значат слова “без малейшего напряжения, без малейшего усилия”? Что хочет сказать о косцах Бунин? (Они сильные, тяжёлый труд им не в тягость, приносит радость).


Вспомним описание труда косцов. Почему же тяжёлый труд даётся им легко? (Они чувствуют единство с природой и родиной).


Кто ещё ощущает это единство? Ответ докажите текстом. (Рассказчик.“.. .в кровном родстве, что было между ими и нами, между ими, нами и этим хлебородным полем...”). стр. 7 вверху

“Беспредельная родная Русь”, - говорит Бунин. Единство с нею всегда давало поддержку русскому человеку. Любовь к ней воспета в русских народных сказках, песнях, о которых упоминает автор в конце рассказа “Косцы”. (Зачит.стр.8).


Мы говорили сегодня, что жизнь И.А.Бунина сложилась так, что ему пришлось покинуть Родину; эмиграция бывает вынужденной или добровольной. И.А.Бунин покинул Россию добровольно в 1920 г.

- Находясь в эмиграции Франция (данный рассказ тоже написан в эмиграции) И.А.Бунин писал только о России, о русском народе. Недаром Нобелевскую премию он получил за воссоздание в прозе русского характера. Верным сыном своей Родины И.А.Бунин чувствовал себя всегда и в ответном слове во время вручения высшей литературной награды подчеркнул, что эта премия не столько ему, сколько всему русскому народу.


Работа с текстом (прочитайте 4 абзац – 4 предложение)

В 6 - 7 предложении найдите эпитеты и олицетворения, запишите на страничку вашего листа или подчеркните в тексте. Для чего автор использует в своём рассказе эти художественно – изобразительные средства?


Словарная работа (Игра в крестики нолики)

Обратите внимание на подчёркнутые слова в тексте


Мурава Игра в крестики – нолики (нарисовать на доске)

1) Зелёная лачуга или землянка.

2) Мурава – луговая, густая зелёная трава.

3) Домик в лесу, где живут птицы.

Столп 1)Бревно, брусок. 2) Подпора, башня, вышка.

3) Столп- колонна света, отображающаяся на горизонте

Подпасок

1) Ребёнок, помогающий пасти овец пастуху.

2) Пастбище, выгон животных на поле.

3) Земледелец, который пашет в поле.

Межа 1) Граница земельных владений в виде узкой полосы необрабатываемой земли.

2) Весенний сбор урожая.

3) Междоусобица – ссора внутри семьи, общины, государства.

Первобытный 1) Старейший по званию человек.

2) Коллективный труд с давними, старыми обычаями и традициями.

3) Говорят об ученике, который учится не менее года.

Артель 1)Различные виды объединения граждан для общей хозяйственной деятельности.

2) Крупное огнестрельное оружие.

3) Архитектурное здание.

Бахилки

1) Полусапожки

2) Широкие штаны, в виде шаровар.

3) Рыбачьи сети.

Онучи

1) Глаза.

2) Старинное название косы.

3) Часть обуви, которой обворачивают ноги.

Кумачовый

  1. Коричневый

  2. Красный

  3. Жёлтый


  1. Подведение итогов

Что такое синквейн – скрытая характеристика (5 предложений)

  • 1 сущ. – тема – Родина - тема

  • 2 прилаг. – характеристики – любимая, красивая, необыкновенная,

  • 3 глаг. – характеристики - любит, тоскует, скучает. беспокоится, волнуется

  • отношение автора из эпиграфа

  • некий итог - Великолепие, необыкновенная красота, удовольствие





Домашнее задание:





Может человек забыть родину? Она - в душе.

Я очень русский человек. Это с годами не пропадает.



(И.А.Бунин)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
И.А. Бунин. Рассказ "Косцы" как поэтическое воспоминание о родине

Автор: Самойленко Марина Владимировна

Дата: 05.01.2025

Номер свидетельства: 663048


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства