Просмотр содержимого документа
«И.А. Бунин. Рассказ "Косцы" как поэтическое воспоминание о родине»
Литература Урок 55 (2) Класс 5 Дата 26.01.2022 г.
Тема:И.А. Бунин «Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами Русской земли, душевным складом песен и сказок, связанных между собой видимыми и тайными силами. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.
Цель: познакомить учащихся с содержанием рассказа “Косцы”, его основными темами.
Планируемые результаты:
Предметные: развивать умение анализа произведения малой формы; учить определять основную мысль, ключевые темы, их роль в произведении; умения определять способы воссоздания
основных образов произведения, способы выражения авторской позиции;
Метапредметные: развивать умения выразительного чтения, связного выступления по теме с опорой на текст произведения, развивать умения сопоставлять произведения, относящиеся к разным видам искусства;
Личностные: воспитывать чувства патриотизма, любви к природе; чувства уважения к автору, любви к художественному слову.
Тип урока: комбинированный (словесно-наглядно-практический).
Ход урока
Организационный момент
Разве можем мы забыть родину? Может человек забыть родину? Она - в душе. Я очень русский человек. Это с годами не пропадает. (И.А.Бунин)
Работа по теме урока
1. Чтение стихотворения И.А.Бунина “И цветы, и шмели, и трава, и колосья...”
И цветы, и шмели, и трава, и колосья, И лазурь, и полуденный зной… Срок настанет — господь сына блудного спросит: «Был ли счастлив ты в жизни земной?»
И забуду я все — вспомню только вот эти Полевые пути меж колосьев и трав — И от сладостных слез не успею ответить, К милосердным коленям припав.
- Эти строки принадлежат великому русскому писателю и поэту И.А.Бунину.
- О чём это стихотворение? Как вы поняли его основную мысль? (В этом стихотворении описывается природа, которая является самым важным в жизни лирического героя).
- Если есть в жизни человека любовь к природе, а значит, к Родине, всё остальное отходит на второй план.
- В центре нашего внимания на сегодняшнем уроке будет небольшой рассказ И.А.Бунина “Косцы”, который во многом близок этому стихотворению.
- Наша задача - выяснить, как представлена природа и народный труд в рассказе, а также определить, из чего складывается образ Родины в рассказе “Косцы”.
Словарная работа
Подпасок - подручный работник при пастухе, обычно подросток.
Арте́ль — добровольное объединение людей для совместной работы.
Кумачовые ворота Кума́ч (от араб. kumāš) — хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения, окрашенная в ярко-красный, реже в синий цвет.
Ластовица - это деталь рубахи или портов, которая имеет форму ромба или квадрата и позволяет руке подниматься без помех. При этом ни рукав, ни подол платья не задирается.
«Молочные реки и кисельные берега» – одно из популярнейших русских выражений. Оно – символ беззаботной и привольной жизни, неиссякаемого материального достатка и благополучия.
Что отмечает в героях рассказчик? Как они друг к другу относятся? Как относятся к работе? (“Охочи к работе”).
Как понимаете эти слова? (Любят работать).
А вы когда-нибудь видели сенокос? Процесс кошения травы? Что вы можете сказать об этом труде? (Тяжёлый труд).
А как этот труд описывается в рассказе? Найдите в тексте. (Стр.5-6). Что значат слова “без малейшего напряжения, без малейшего усилия”? Что хочет сказать о косцах Бунин? (Они сильные, тяжёлый труд им не в тягость, приносит радость).
Вспомним описание труда косцов. Почему же тяжёлый труд даётся им легко? (Они чувствуют единство с природой и родиной).
Кто ещё ощущает это единство? Ответ докажите текстом. (Рассказчик.“.. .в кровном родстве, что было между ими и нами, между ими, нами и этим хлебородным полем...”). стр. 7 вверху
“Беспредельная родная Русь”, - говорит Бунин. Единство с нею всегда давало поддержку русскому человеку. Любовь к ней воспета в русских народных сказках, песнях, о которых упоминает автор в конце рассказа “Косцы”. (Зачит.стр.8).
Мы говорили сегодня, что жизнь И.А.Бунина сложилась так, что ему пришлось покинуть Родину; эмиграция бывает вынужденной или добровольной. И.А.Бунин покинул Россию добровольно в 1920 г.
- Находясь в эмиграции Франция (данный рассказ тоже написан в эмиграции) И.А.Бунин писал только о России, о русском народе. Недаром Нобелевскую премию он получил за воссоздание в прозе русского характера. Верным сыном своей Родины И.А.Бунин чувствовал себя всегда и в ответном слове во время вручения высшей литературной награды подчеркнул, что эта премия не столько ему, сколько всему русскому народу.
Работа с текстом (прочитайте 4 абзац – 4 предложение)
В 6 - 7 предложении найдите эпитеты и олицетворения, запишите на страничку вашего листа или подчеркните в тексте. Для чего автор использует в своём рассказе эти художественно – изобразительные средства?
Словарная работа (Игра в крестики нолики)
Обратите внимание на подчёркнутые слова в тексте
Мурава Игра в крестики – нолики (нарисовать на доске)
1) Зелёная лачуга или землянка.
2) Мурава – луговая, густая зелёная трава.
3) Домик в лесу, где живут птицы.
Столп 1)Бревно, брусок. 2) Подпора, башня, вышка.
3) Столп- колонна света, отображающаяся на горизонте
Подпасок
1) Ребёнок, помогающий пасти овец пастуху.
2) Пастбище, выгон животных на поле.
3) Земледелец, который пашет в поле.
Межа 1) Граница земельных владений в виде узкой полосы необрабатываемой земли.
2) Весенний сбор урожая.
3) Междоусобица – ссора внутри семьи, общины, государства.
Первобытный 1) Старейший по званию человек.
2) Коллективный труд с давними, старыми обычаями и традициями.
3) Говорят об ученике, который учится не менее года.
Артель 1)Различные виды объединения граждан для общей хозяйственной деятельности.
2) Крупное огнестрельное оружие.
3) Архитектурное здание.
Бахилки
1) Полусапожки
2) Широкие штаны, в виде шаровар.
3) Рыбачьи сети.
Онучи
1) Глаза.
2) Старинное название косы.
3) Часть обуви, которой обворачивают ноги.
Кумачовый
Коричневый
Красный
Жёлтый
Подведение итогов
Что такое синквейн – скрытая характеристика (5 предложений)
1 сущ. – тема – Родина - тема
2 прилаг. – характеристики – любимая, красивая, необыкновенная,
3 глаг. – характеристики - любит, тоскует, скучает. беспокоится, волнуется