kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

И.В. Гёте «Фауст». Вечный спор добра со злом.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: И.В. Гёте «Фауст». Вечный спор добра со злом.

(урок первый)

Цели:Знакомство учащихся с произведением Гёте «Фауст».

Задачи:  1. Раскрыть идейное содержание трагедии.

                  2. Развивать навыки анализа драматического произведения.

                  3. Воспитывать жизнеутверждающие начала, противостояние злу. 

Ход урока.

I. Организационный момент.

II.Проверка домашнего задания.

III.Работа по теме урока.

Слово учителя.

         Трагедию «Фауст» называют величайшим творением Гёте. Писал он её в течение всей своей творческой жизни: начал писать в 1773 г., а завершена она была за год до смерти – в 1831 г.

         Ещё в ранние годы Гёте привлекала легенда о Фаусте, которая возникла в XVI в. Прототипом народного Фауста явился живой конкретный, исторически действительно существовавший в XVI в. Маг и чернокнижник Фауст. Легенда рассказывала о докторе Иоганне Фаусте, который заключил с дьяволом договор, затем – повествование о событиях, происходящих с Фаустом и наказание безбожника.

         В литературе существовало очень много интерпретаций Фауста.

         В начале 70-х гг. XVIII в. К написанию «Фауста» обратился и Гёте. Первый вариант был написан в соответствии с духом литературы «Бури и натиска». Фауст – бунтарь, обречённый на поражение. И только в окончательной редакции Гёте делает своего героя победителем.

Работа с текстом.      

Итак, чтобы подойти непосредственно к произведению, мы должны подняться по трём ступеням. Это три введения: «Посвящение», «Пролог в театре» и «Пролог на небе».

         В «Посвящении» поэт вспоминает о том, как давно возник замысел, многих уже нет в живых. Он обращается к читателям иного поколения, и ему трудно предвидеть, как воспримут они то, что было задумано в расчёте на других, это обращение и к нам.

         «Пролог в театре» осведомляет о характере произведения. Это беседа директора театра, поэт–драматурга и актёра-комика. В их беседе обнаруживаются три несхожих понимания задач театра.

         Директору важно собрать побольше зрителей, чтобы хорошо заработать.

Для поэта театр – это выражение возвышенных идеалов человека. Мысль его витает в облаках.

         Комический актёр стремится примирить их взгляды. Он не считает зазорным идти навстречу желаниям зрителей.

В согласье с веком быть не так уж мелко,

Восторги поколенья не безделка.

На улице их не найдёшь.

Тот, кто к капризам публики не глух,

Относится к ней без предубежденья,

Чем шире наших слушателей круг,

Тем заразительнее впечатленье.

Актёр рассуждает как художник, хорошо понимающий публику.

         Ни «Посвящение», ни «Пролог в театре» не касались сюжета произведения. Прочитаем «Пролог на небе».

         Сцена открывается торжественным песнопением архангелов.

- Кого и что прославляют архангелы? 

(Возносят хвалу богу и всему, что он создал. В целом мир устроен гармонично, но рядом с этой гармонией есть и бури, несчастья, зло. Впрочем, они не нарушают красоту мира).

- Где здесь завязка произведения?  (Это спор Бога с Мефистофелем).

- Каким Гёте рисует Бога?

(Немного наивный, благообразный, добродушный старик.Он символизирует положительные начала жизни).

- Имеет ли какой-нибудь смысл то, что Бог допускает к себе Мефистофеля?

(То, что он допускает к себе чёрта, имеет символическое значение:Бог не только не отвергает зла, но считает его непременным элементом жизни).

-Символом чего является Мефистофель?

(Зла.До появление Мефистофеля разговор шёл о природе, с его появлением возникает разговор о человеке).

-Какой он видит человеческую жизнь?

(«Я о планетах говорить стесняюсь.

    Я расскажу как люди бьются маясь.)

- Кем считает себя человек? Почему?  (Божком Вселенной, потому что Бог озарил его искрой разума).

-Но принесло ли ему это пользу?

(Нет.По Мефистофелю человек ведёт себя хуже всех скотов, в натуре человека нет ничего благого).

         Господь не удостаивает Мефистофеля прямым ответом, а спрашивает, знает ли он Фауста.

-Что отвечает Мефистофель? Каким он видит Фауста?

(По-своему, он не лучше других.Земною пищей и питьём он не интересуется, его вечно тянет куда-то ввысь, он «… требует у неба звёзд в награду и лучших наслаждений у земли…»).

         Из слов Мефистофеля мы узнаём и о главном, что присуще Фаусту: безумные мечтания, желания невозможного.

         И век ему с душой не будет сладу,

         К чему бы поиски не привели.

-Как вы думаете, почему Бог позволяет Мефистофелю доказать, что тот сумеет сделать Фауста своим?

(Потому что он уверен, что верит в Фауста: настоящий человек найдёт верный путь при любых обстоятельствах).

         Заметьте, Бог не принимает пари Мефистофеля. Это ниже его достоинства, но, кроме того, ему незачем спорить, он заранее знает о своей победе. К тому же состояние безмятежности губит человека. Из лени человек впадает в спячку. Поэтому Бог позволяет Мефистофелю повлиять на Фауста.

         Испытание Фауста Мефистофелем должно подтвердить либо достоинство, либо ничтожество человека.

         Оценить Фауста – значит определить сущность человеческой жизни. Вот такую гигантскую тему взялся осветить в своём произведении Гёте.

Домашнее задание. Дочитать до конца I часть трагедии. Подготовить анализ сцены «У ворот».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«И.В. Гёте «Фауст». Вечный спор добра со злом. »

Тема: И.В. Гёте «Фауст». Вечный спор добра со злом.

(урок первый)

Цели: Знакомство учащихся с произведением Гёте «Фауст».

Задачи: 1. Раскрыть идейное содержание трагедии.

2. Развивать навыки анализа драматического произведения.

3. Воспитывать жизнеутверждающие начала, противостояние злу.



Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

III. Работа по теме урока.

Слово учителя.

Трагедию «Фауст» называют величайшим творением Гёте. Писал он её в течение всей своей творческой жизни: начал писать в 1773 г., а завершена она была за год до смерти – в 1831 г.

Ещё в ранние годы Гёте привлекала легенда о Фаусте, которая возникла в XVI в. Прототипом народного Фауста явился живой конкретный, исторически действительно существовавший в XVI в. Маг и чернокнижник Фауст. Легенда рассказывала о докторе Иоганне Фаусте, который заключил с дьяволом договор, затем – повествование о событиях, происходящих с Фаустом и наказание безбожника.

В литературе существовало очень много интерпретаций Фауста.

В начале 70-х гг. XVIII в. К написанию «Фауста» обратился и Гёте. Первый вариант был написан в соответствии с духом литературы «Бури и натиска». Фауст – бунтарь, обречённый на поражение. И только в окончательной редакции Гёте делает своего героя победителем.

Работа с текстом.

Итак, чтобы подойти непосредственно к произведению, мы должны подняться по трём ступеням. Это три введения: «Посвящение», «Пролог в театре» и «Пролог на небе».

В «Посвящении» поэт вспоминает о том, как давно возник замысел, многих уже нет в живых. Он обращается к читателям иного поколения, и ему трудно предвидеть, как воспримут они то, что было задумано в расчёте на других, это обращение и к нам.

«Пролог в театре» осведомляет о характере произведения. Это беседа директора театра, поэт–драматурга и актёра-комика. В их беседе обнаруживаются три несхожих понимания задач театра.

Директору важно собрать побольше зрителей, чтобы хорошо заработать.

Для поэта театр – это выражение возвышенных идеалов человека. Мысль его витает в облаках.

Комический актёр стремится примирить их взгляды. Он не считает зазорным идти навстречу желаниям зрителей.

В согласье с веком быть не так уж мелко,

Восторги поколенья не безделка.

На улице их не найдёшь.

Тот, кто к капризам публики не глух,

Относится к ней без предубежденья,

Чем шире наших слушателей круг,

Тем заразительнее впечатленье.

Актёр рассуждает как художник, хорошо понимающий публику.

Ни «Посвящение», ни «Пролог в театре» не касались сюжета произведения. Прочитаем «Пролог на небе».

Сцена открывается торжественным песнопением архангелов.

- Кого и что прославляют архангелы?

(Возносят хвалу богу и всему, что он создал. В целом мир устроен гармонично, но рядом с этой гармонией есть и бури, несчастья, зло. Впрочем, они не нарушают красоту мира).

- Где здесь завязка произведения? (Это спор Бога с Мефистофелем).

- Каким Гёте рисует Бога?

(Немного наивный, благообразный, добродушный старик. Он символизирует положительные начала жизни).

- Имеет ли какой-нибудь смысл то, что Бог допускает к себе Мефистофеля?

(То, что он допускает к себе чёрта, имеет символическое значение: Бог не только не отвергает зла, но считает его непременным элементом жизни).

-Символом чего является Мефистофель?

(Зла. До появление Мефистофеля разговор шёл о природе, с его появлением возникает разговор о человеке).

-Какой он видит человеческую жизнь?

(«Я о планетах говорить стесняюсь.

Я расскажу как люди бьются маясь.)

- Кем считает себя человек? Почему? (Божком Вселенной, потому что Бог озарил его искрой разума).

-Но принесло ли ему это пользу?

(Нет. По Мефистофелю человек ведёт себя хуже всех скотов, в натуре человека нет ничего благого).

Господь не удостаивает Мефистофеля прямым ответом, а спрашивает, знает ли он Фауста.

-Что отвечает Мефистофель? Каким он видит Фауста?

(По-своему, он не лучше других. Земною пищей и питьём он не интересуется, его вечно тянет куда-то ввысь, он «… требует у неба звёзд в награду и лучших наслаждений у земли…»).

Из слов Мефистофеля мы узнаём и о главном, что присуще Фаусту: безумные мечтания, желания невозможного.

И век ему с душой не будет сладу,

К чему бы поиски не привели.

-Как вы думаете, почему Бог позволяет Мефистофелю доказать, что тот сумеет сделать Фауста своим?

(Потому что он уверен, что верит в Фауста: настоящий человек найдёт верный путь при любых обстоятельствах).

Заметьте, Бог не принимает пари Мефистофеля. Это ниже его достоинства, но, кроме того, ему незачем спорить, он заранее знает о своей победе. К тому же состояние безмятежности губит человека. Из лени человек впадает в спячку. Поэтому Бог позволяет Мефистофелю повлиять на Фауста.

Испытание Фауста Мефистофелем должно подтвердить либо достоинство, либо ничтожество человека.

Оценить Фауста – значит определить сущность человеческой жизни. Вот такую гигантскую тему взялся осветить в своём произведении Гёте.


Домашнее задание. Дочитать до конца I часть трагедии. Подготовить анализ сцены «У ворот».






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
И.В. Гёте «Фауст». Вечный спор добра со злом.

Автор: Лелекова Оксана Владимировна

Дата: 09.08.2015

Номер свидетельства: 224743


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства