Трагедию «Фауст» называют величайшим творением Гёте. Писал он её в течение всей своей творческой жизни: начал писать в 1773 г., а завершена она была за год до смерти – в 1831 г.
Ещё в ранние годы Гёте привлекала легенда о Фаусте, которая возникла в XVI в. Прототипом народного Фауста явился живой конкретный, исторически действительно существовавший в XVI в. Маг и чернокнижник Фауст. Легенда рассказывала о докторе Иоганне Фаусте, который заключил с дьяволом договор, затем – повествование о событиях, происходящих с Фаустом и наказание безбожника.
В литературе существовало очень много интерпретаций Фауста.
В начале 70-х гг. XVIII в. К написанию «Фауста» обратился и Гёте. Первый вариант был написан в соответствии с духом литературы «Бури и натиска». Фауст – бунтарь, обречённый на поражение. И только в окончательной редакции Гёте делает своего героя победителем.
Работа с текстом.
Итак, чтобы подойти непосредственно к произведению, мы должны подняться по трём ступеням. Это три введения: «Посвящение», «Пролог в театре» и «Пролог на небе».
В «Посвящении» поэт вспоминает о том, как давно возник замысел, многих уже нет в живых. Он обращается к читателям иного поколения, и ему трудно предвидеть, как воспримут они то, что было задумано в расчёте на других, это обращение и к нам.
«Пролог в театре» осведомляет о характере произведения. Это беседа директора театра, поэт–драматурга и актёра-комика. В их беседе обнаруживаются три несхожих понимания задач театра.
Директору важно собрать побольше зрителей, чтобы хорошо заработать.
Для поэта театр – это выражение возвышенных идеалов человека. Мысль его витает в облаках.
Комический актёр стремится примирить их взгляды. Он не считает зазорным идти навстречу желаниям зрителей.
В согласье с веком быть не так уж мелко,
Восторги поколенья не безделка.
На улице их не найдёшь.
Тот, кто к капризам публики не глух,
Относится к ней без предубежденья,
Чем шире наших слушателей круг,
Тем заразительнее впечатленье.
Актёр рассуждает как художник, хорошо понимающий публику.
Ни «Посвящение», ни «Пролог в театре» не касались сюжета произведения. Прочитаем «Пролог на небе».
(Возносят хвалу богу и всему, что он создал. В целом мир устроен гармонично, но рядом с этой гармонией есть и бури, несчастья, зло. Впрочем, они не нарушают красоту мира).
- Где здесь завязка произведения? (Это спор Бога с Мефистофелем).
- Каким Гёте рисует Бога?
(Немного наивный, благообразный, добродушный старик.Он символизирует положительные начала жизни).
- Имеет ли какой-нибудь смысл то, что Бог допускает к себе Мефистофеля?
(То, что он допускает к себе чёрта, имеет символическое значение:Бог не только не отвергает зла, но считает его непременным элементом жизни).
-Символом чего является Мефистофель?
(Зла.До появление Мефистофеля разговор шёл о природе, с его появлением возникает разговор о человеке).
-Какой он видит человеческую жизнь?
(«Я о планетах говорить стесняюсь.
Я расскажу как люди бьются маясь.)
- Кем считает себя человек? Почему? (Божком Вселенной, потому что Бог озарил его искрой разума).
-Но принесло ли ему это пользу?
(Нет.По Мефистофелю человек ведёт себя хуже всех скотов, в натуре человека нет ничего благого).
Господь не удостаивает Мефистофеля прямым ответом, а спрашивает, знает ли он Фауста.
-Что отвечает Мефистофель? Каким он видит Фауста?
(По-своему, он не лучше других.Земною пищей и питьём он не интересуется, его вечно тянет куда-то ввысь, он «… требует у неба звёзд в награду и лучших наслаждений у земли…»).
Из слов Мефистофеля мы узнаём и о главном, что присуще Фаусту: безумные мечтания, желания невозможного.
И век ему с душой не будет сладу,
К чему бы поиски не привели.
-Как вы думаете, почему Бог позволяет Мефистофелю доказать, что тот сумеет сделать Фауста своим?
(Потому что он уверен, что верит в Фауста: настоящий человек найдёт верный путь при любых обстоятельствах).
Заметьте, Бог не принимает пари Мефистофеля. Это ниже его достоинства, но, кроме того, ему незачем спорить, он заранее знает о своей победе. К тому же состояние безмятежности губит человека. Из лени человек впадает в спячку. Поэтому Бог позволяет Мефистофелю повлиять на Фауста.
Испытание Фауста Мефистофелем должно подтвердить либо достоинство, либо ничтожество человека.
Оценить Фауста – значит определить сущность человеческой жизни. Вот такую гигантскую тему взялся осветить в своём произведении Гёте.
Домашнее задание. Дочитать до конца I часть трагедии. Подготовить анализ сцены «У ворот».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Трагедию «Фауст» называют величайшим творением Гёте. Писал он её в течение всей своей творческой жизни: начал писать в 1773 г., а завершена она была за год до смерти – в 1831 г.
Ещё в ранние годы Гёте привлекала легенда о Фаусте, которая возникла в XVI в. Прототипом народного Фауста явился живой конкретный, исторически действительно существовавший в XVI в. Маг и чернокнижник Фауст. Легенда рассказывала о докторе Иоганне Фаусте, который заключил с дьяволом договор, затем – повествование о событиях, происходящих с Фаустом и наказание безбожника.
В литературе существовало очень много интерпретаций Фауста.
В начале 70-х гг. XVIII в. К написанию «Фауста» обратился и Гёте. Первый вариант был написан в соответствии с духом литературы «Бури и натиска». Фауст – бунтарь, обречённый на поражение. И только в окончательной редакции Гёте делает своего героя победителем.
Работа с текстом.
Итак, чтобы подойти непосредственно к произведению, мы должны подняться по трём ступеням. Это три введения: «Посвящение», «Пролог в театре» и «Пролог на небе».
В «Посвящении» поэт вспоминает о том, как давно возник замысел, многих уже нет в живых. Он обращается к читателям иного поколения, и ему трудно предвидеть, как воспримут они то, что было задумано в расчёте на других, это обращение и к нам.
«Пролог в театре» осведомляет о характере произведения. Это беседа директора театра, поэт–драматурга и актёра-комика. В их беседе обнаруживаются три несхожих понимания задач театра.
Директору важно собрать побольше зрителей, чтобы хорошо заработать.
Для поэта театр – это выражение возвышенных идеалов человека. Мысль его витает в облаках.
Комический актёр стремится примирить их взгляды. Он не считает зазорным идти навстречу желаниям зрителей.
В согласье с веком быть не так уж мелко,
Восторги поколенья не безделка.
На улице их не найдёшь.
Тот, кто к капризам публики не глух,
Относится к ней без предубежденья,
Чем шире наших слушателей круг,
Тем заразительнее впечатленье.
Актёр рассуждает как художник, хорошо понимающий публику.
Ни «Посвящение», ни «Пролог в театре» не касались сюжета произведения. Прочитаем «Пролог на небе».
(Возносят хвалу богу и всему, что он создал. В целом мир устроен гармонично, но рядом с этой гармонией есть и бури, несчастья, зло. Впрочем, они не нарушают красоту мира).
- Где здесь завязка произведения? (Это спор Бога с Мефистофелем).
- Каким Гёте рисует Бога?
(Немного наивный, благообразный, добродушный старик. Он символизирует положительные начала жизни).
- Имеет ли какой-нибудь смысл то, что Бог допускает к себе Мефистофеля?
(То, что он допускает к себе чёрта, имеет символическое значение: Бог не только не отвергает зла, но считает его непременным элементом жизни).
-Символом чего является Мефистофель?
(Зла. До появление Мефистофеля разговор шёл о природе, с его появлением возникает разговор о человеке).
-Какой он видит человеческую жизнь?
(«Я о планетах говорить стесняюсь.
Я расскажу как люди бьются маясь.)
- Кем считает себя человек? Почему? (Божком Вселенной, потому что Бог озарил его искрой разума).
-Но принесло ли ему это пользу?
(Нет. По Мефистофелю человек ведёт себя хуже всех скотов, в натуре человека нет ничего благого).
Господь не удостаивает Мефистофеля прямым ответом, а спрашивает, знает ли он Фауста.
-Что отвечает Мефистофель? Каким он видит Фауста?
(По-своему, он не лучше других. Земною пищей и питьём он не интересуется, его вечно тянет куда-то ввысь, он «… требует у неба звёзд в награду и лучших наслаждений у земли…»).
Из слов Мефистофеля мы узнаём и о главном, что присуще Фаусту: безумные мечтания, желания невозможного.
И век ему с душой не будет сладу,
К чему бы поиски не привели.
-Как вы думаете, почему Бог позволяет Мефистофелю доказать, что тот сумеет сделать Фауста своим?
(Потому что он уверен, что верит в Фауста: настоящий человек найдёт верный путь при любых обстоятельствах).
Заметьте, Бог не принимает пари Мефистофеля. Это ниже его достоинства, но, кроме того, ему незачем спорить, он заранее знает о своей победе. К тому же состояние безмятежности губит человека. Из лени человек впадает в спячку. Поэтому Бог позволяет Мефистофелю повлиять на Фауста.
Испытание Фауста Мефистофелем должно подтвердить либо достоинство, либо ничтожество человека.
Оценить Фауста – значит определить сущность человеческой жизни. Вот такую гигантскую тему взялся осветить в своём произведении Гёте.
Домашнее задание. Дочитать до конца I часть трагедии. Подготовить анализ сцены «У ворот».