Просмотр содержимого документа
«И.Северянин. "В парке плакала девочка". Урок внеклассного чтения. »
И. Северянин. "В парке плакала девочка". Урок внеклассного чтения.
Цели:
научить адекватно воспринимать поэтический текст
научить оценивать поэтическое произведение с точки зрения языка и содержания
воспитывать внимание к слову
воспитывать милосердие
Форма урока: аналитическое чтение.
Тип урока: беседа
Наглядность: портрет И. Северянина, репродукция картины И. И. Шишкина “Парк в Павловске”.
ХОД УРОКА
1. Ребята делятся на две группы для выполнения группового задания.
1 группа работает над портретом поэта Игоря Северянина. Что вы можете сказать об этом человеке, о его интересах, душе? Обратите внимание на годы его жизни ( 1887 –1941). Какие события могли повлиять на его характер, взгляды?
2 группа пишет небольшое воспоминание о парке. Что вы испытывали, оказавшись в парке, зачем туда пришли, что ожидали от посещения парка?
2. Социалогизация.
После прочитанных мини-сочинений приходим к общему выводу: у всех с парком связаны радость, восторг, бурные эмоции. Все ожидали радости, чего-то необычного.
- Перед вами стихотворение Игоря Северянина “В парке плакала девочка”. Задумаемся над заголовком. Предположите, о чем может быть стихотворение.
С девочкой что-то случилось. Случилось что-то необычное, наверное, неприятное.
- Вспомним, что такое ИНВЕРСИЯ. Где она используется в названии стихотворения и для чего?
Инверсия – обратный порядок слов, при котором самое важное слово ставится на необычное для него места с целью выделения. Автор выделяет слово “в парке”, и мы чувствуем беду, ведь в парке веселятся, радуются. А девочке плохо, она плачет.
3. Чтение стихотворения и погружение в текст.(Стихотворение читает учитель или специально подготовленный ученик)
Какое впечатление оставило у вас стихотворение? Кто его герои?
Сбылись ли ваши предположения относительно случившегося с девочкой?
Обратим внимание на слова девочки, обращенные к отцу. Как построена ее реплика? Что необычного в ней? Как через слова раскрывается характер девочки? Она нежна, добра: в ее речи слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, которые передают отношение девочки к отцу и к несчастной птице. Она называет ее “хорошенькой ласточкой”, у которой “преломлена лапочка”. В ее словах и горе, и боль. Она сочувствует птице, принимает ее боль как свою. Нам симпатична девочка за ее умение переживать, сочувствовать.
Обратите внимание на вторую часть ее реплики. Она вся состоит из инверсий. Для чего? Все предыдущие характеристики ласточки неизбежно наводят нас на мысль о том, что эта птица несчастна, поэтому девочка называет ее “птицей бедной”. Инверсия помогает подчеркнуть отношение девочки к несчастной птице. Ее сочувствие не на словах. Оно действенно, активно: она хочет “укутать в платочек” птицу.
Обратимся к словарю. Что значит слово “ укутать”? В каком значении употребляет его автор? Слово “укутать” означает “ закутать со всех сторон”.
Нет ли у этого слова другого, переносного значения, в котором оно употреблено в данном стихотворении? В данном контексте слово “укутать” употреблено в значении “пожалеть”, “обогреть”. Девочка хочет обогреть ласточку, подарить ей тепло. Поэтому здесь и платочек пригодится.
Почему девочка почувствовала потребность обогреть ласточку? Многие люди проходили мимо и не обращали внимания на беду птички. И папа девочки был тоже равнодушен. Поэтому девочка начинает свои слова с обращения к отцу, который тоже мог пройти равнодушно мимо беды несчастной птички. Девочка столкнулась с холодным, равнодушным миром взрослых, которые не обращают внимания на мелочи жизни, не достойные, по их мнению, их внимания.
Зачем поэту понадобилось темой своего стихотворения брать самую обыденную ситуацию? Этот случай помог отцу по-новому взглянуть на свою дочку. Раньше он видел ее только капризной, шаловливой, непослушной, а сейчас увидел в ней хорошую душу. Одна минута перевернула в нем прежние представления о девочке. Он “потрясен”.
Обратимся к словарю и выясним значение слова “потрясение”. Слово в словаре имеет два значения:
Глубокое, тяжело переживаемое волнение
Полное изменение, коренная ломка чего-то.
В каком значении использует это слово Игорь Северянин? Докажите. Отец изменил свое мнение о дочери, по-новому взглянул на ее капризы и шалости, заранее простил их. Значит слово “потрясение” использовано во втором значении.
Обратите внимание на роль слов “и… призадумался… и простил”. Для чего автор использует МНОГОСОЮЗИЕ? Этот прием используется для усиления описываемых чувств отца. Он, наверное, впервые призадумался над характером и душой своей дочери, а призадумавшись, простил ее мимолетные шалости. Потому что увидел в ней хорошую душу. Он называет ее “милой”, смог в ней разглядеть большое сердце.
Зачем автор уточняет “зарыдавшей от жалости”? Он добавляет детали к характеристике девочки. Раньше она плакала по пустякам, капризничала, а теперь причина ее слез иная – она в беде другого существа.
Чем отличаются синонимы “плакать – рыдать?” Случайно ли И. Северянин начинает стихотворение словом “плакала”, а завершает глагольной формой “зарыдавшей”? Плакать – проливать слезы иногда по пустякам, а рыдать – это громко плакать, судорожно, не успокаиваясь. Слёзы слезам рознь. Мы ещё не знаем причину слёз девочки, поэтому автор использует слово “плакать”, то есть нейтральный глагол. Да и отец воспринимает ее плач как очередной каприз. А в конце стихотворения мы поняли истинную глубокую причину слез девочки, вызванную трагедией, разыгравшейся в парке.
Как бы вы определили тему этого стихотворения? Это стихотворение о взрослых и детях, о непонимании взрослыми своих детей и о том, что одна минута может изменить представление о человеке. Надо уметь сочувствовать всему живому. Самое важное качество в человеке - чувство милосердия.
4. Творческая работа.Напишите, какие чувства вызвало у вас стихотворение, о чем заставило задуматься.