kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

И.С.Тургенев. Рассказ о жизни писателя

Нажмите, чтобы узнать подробности

             Этот  урок  является  вводным по  творчеству  Ивана  Сергеевича  Тургенева,

предваряя работу  над  рассказом «Хорь и Калиныч», а затем  «Бирюк». Главной  задачей  этого урока  является создание  эмоционального настроя учащихся, выявление   характерных особенностей  личности   писателя  -  борца  с  крепостным  правом.  Поставленные  цели и задачи  на  уроке реализуются  через  разнообразные  виды деятельности учащихся:  индивидуальную работу, подготовку  и выполнение  презентаций о жизни и творчестве писателя, пересказ эпизодов  с анализом,  представление доклада, прослушивание, обсуждение его, то есть анализ, запись тезисов  лекции учителя,  ответы  на вопросы, выразительное, инсценированное чтение стихотворения в прозе под  музыкальное  сопровождение, иллюстрирование                          

 рассказов, обобщение представленного материала, составление  самостоятельных  выводов по уроку, то есть обращение  к  рефлексии.

           В.Г.Белинский говорил, что И.С. Тургенев в «Записках охотника» зашел к  народу с такой  стороны, с какой до него никто не заходил. И это утверждение Белинского доказывается  на уроке через раскрытие личности писателя, который в

своих  рассказах опирался на собственные  впечатления от родных ему  мест, от жизни  крестьян в Орловской губернии. Также новым и интересным будет открытие

своебразного приема: введение автором в действие  рассказчика  -  образ охотника.

        Читатель как будто бродит вместе с рассказчиком по Орловским лесам, заходит в крестьянские  избы вместе с умным и знающим человеком, который  ценит  красоту  и правду. Образ охотника – это отражение личности самого автора, Ивана  Сергеевича  Тургенева, и школьники, благодаря  ему,   должны лучше  понять крепостническую действительность, которая так  далека от нашего  времени. А это понимание  поможет им правильно проанализировать  бессмертные творения автора.

          Лиризм и задушевность тургеневской прозы дети прочувствуют  через

прослушивание  эмоционального прочтения стихотворения  в прозе «Собака», в котором автор демонстрирует активное  стремление  найти общее  со всей живой  природой, ощутить свою близость  с ней. В стихотворении есть то, что мы стремимся пробудить в  своих учениках: умение  видеть  свою  общность  со  всем  живым  вокруг  нас. Иллюстрирование эпизодов  из «Записок  охотника»  также будет  служить средством раскрытия творческого  потенциала  учащихся.

Просмотр содержимого документа
«И.С.Тургенев. Рассказ о жизни писателя »

Тема: И.С.Тургенев. Рассказ о жизни писателя

Общая характеристика книги «Записки охотника»


Цель урока: 1. Составление представления о личности

писателя

2.Выявление внутреннее единство цикла,

особенностей духовного образа

рассказчика «Записок охотника»

3.Формирование навыков работы с

учебником и таблицами, навыка пере-

сказа, анализа текста, выразительного

чтения.

4.Развитие нравственно - эстетических

представлений учащихся в ходе выяв-

ления особенностей искусства.


План урока.

1.Актуализация знаний учащихся.

2.Обращение к домашнему заданию.

А. Презентация «Иван Сергеевич Тургенев»

Б. Пересказ эпизодов: «Порядки в Спасском»

«История с Лушей»

3. Запись вывода: «Каким предстает перед нами

характер И.С.Тургенева?»

4.Работа над темой урока.

А. Сообщение. «История создания «Записок охотника»

Б. Беседа.

В. Обзор иллюстраций к рассказам Тургенева.

Г.Составление плана «Духовный облик рассказчика»

(составление таблицы)

5.Проникновенный лиризм, задушевность и музы-

кальность тургеневской прозы.

Выразительное чтение стихотворений в прозе.

6. Вывод по уроку.

7. Домашнее задание.


2

1. Актуализация знаний учащихся


  • Какие произведения И.С.Тургенева вы изучили в 5 – 6 классах?

  • О каких фактах биографии И.С.Тургенева вы знаете?

  • Какие из них произвели на вас впечатление?



2. Обращение к домашнему заданию

  • Просмотр презентации «Иван Сергеевич Тургенев»

  • Пересказ эпизодов «Порядки в Спасском», «История с Лушей»

  • Запись в тетрадь вывода: «Каким предстает перед нами

характер Ивана Сергеевича Тургенева?


3. Работа над темой урока


  • Доклад . «История создания «Записок охотника»

Б Е С Е Д А

  • Когда начали издаваться отдельные очерки и рассказы из

«Записок охотника»?

  • Какие явления общественной жизни нашли отражение в

«Записках охотника»?

  • Что находится в центре внимания писателя?

  • Из каких впечатлений, наблюдений, фактов складывалась книга

«Записки охотника»?

  • Почему картины русской действительности, изображенной в

«Записках охотника», выглядят столь достоверно?

  • Как официальные власти отреагировали на появление книги?

  • Против чего был направлен обличительный пафос «Записок охотника»?

«Записки охотника – это художественная летопись русской

крепостной деревни, необыкновенной силы обличительный доку-

мент, направленный против крепостничества

  • Составление плана «Духовный облик рассказчика в художественном мире «Записок охотника»

(заполнение правой части таблицы учащимися по ходу

сообщения учителя, затем сверка с интерактивной доской)









Духовный облик рассказчика в художественном мире «Записок охотника»




Страсть к охоте



Обращение рассказчика к героям, с которыми он встречается на своем

пути



Обращение к читателю



Исследователь жизни












Страсть к охоте

Черта глубоко национальная, уходящая корнями в демократические стихии жизни


Обращение рассказчика к героям, с которыми он встречается на своем пути

Обращается к человеку, минуя всяческие «приличия» и «условности», обращается к тому в нем, что составляет подлинную его сердечность, искреннее его существо


Обращение к читателю

Постоянно обращается к читателю, доверчиво делится с ним всем, что он видел, слышал и чувствовал


Исследователь жизни.

Герой доискивается до сути виденного и слышанного, сопоставляет ее с прежними

впечатлениями, приходит к обобщениям и выводам, словом, «исследует» интересующую его жизнь.





Слово учителя.


Душою книги Тургенева является образ героя-рассказчика. Его страсть к охоте

- черта глубоко национальная, уходящая корнями в демократические стихии жизни. «Вообще охота свойственна русскому человеку,- считал Тургенев, -

дайте мужику ружье, хоть веревками связанное, да горсточку пороху, и пойдет он бродить , в одних лаптишках, по болотам да по лесам, с утра до вечера» На

этой общей для барина и мужика основе и завязывается в книге Тургенева

особый характер человеческих взаимоотношений.

Русский охотник – это странник, бродяга, отрешившийся от тех ложных ценностей жизни, которые в мире социального неравенства разобщают людей.

Тургеневский рассказчик обращается к человеку, минуя всяческие «приличия» и «условности», обращается к тому в нем, что составляет подлинную его сердечность, искреннее его существо. Люди доверчиво сообщают ему свои тайны, обнажают перед ним интимные уголки своих душ.

Широту душевную чувствуют в охотнике и встречающиеся ему богатые и чиновные люди.

Рассказчик постоянно обращается к читателю, доверчиво делится с ним всем, что он видел, слышал и чувствовал. Он побуждает читателя к откровенности и

к такой же душевной чуткости, какую щедро дарит ему сам.

Рассказчик «Записок охотника» сохраняет характерные особенности устной речи писателя. Он доискивается до сути виденного и слышанного, сопоставляет ее с прежними впечатлениями, приходит к обобщениям и выводам, словом,

«исследует» интересующую его жизнь.


  • Подведение итогов работы


5. Проникновенный лиризм, задушевность и музыкальность тургеневской

прозы.

Правдивый художник, человек активной жизненной позиции, Тургенев

был утонченным эстетом и считал самой главной задачей искусства –

создание красоты. «Прекрасное – единственная бессмертная вещь».

Прекрасное разлито повсюду, его влияние простирается даже над смертью.

Но наиболее близки Тургеневу два его проявления: в природе и человечес-

кой душе. И то, и другое Тургенев изображал с необыкновенным мастер-

ством. Его герои всегда благородны в проявлении своих чувств. Проза

этого автора совершенна, она очень задушевна, лирична. Речь неторопли-

ва, торжественна, приподнята, эмоциональна насыщена. Особенно это

можно услышать в стихотворениях в прозе. Мы знакомы с некоторыми из

них. Подробный разговор о них нам еще предстоит.

А сейчас прозвучит стихотворение в прозе «Собака»

( ученик читает стихотворение в прозе «Собака» под звучание музыки)


6. Обзор иллюстраций. Комментарий учащихся, выполнивших эти работы,

оценивание работ учащимися.

6. ВЫВОД ПО УРОКУ:


А. Какой перед нами предстает личность И.С.Тургенева?


Б. Продолжите фразу: «Книга И.С.Тургенева «Записки охотника» - это…





7. Домашнее задание:


А. Прочитать рассказ «Хорь и Калиныч»


Б. Индивидуальное задание:


Подготовить комментарии «историка» к названиям и фразам:

« и на запаханной земле высек его же бабу»

« стреляй себе тетеревов да старосту меняй почаще»

« попал Хорь в вольные люди»


В. Подготовить сообщение о Сократе.























Урок по литературе в 7 классе составлен учителем русского языка и литературы МБОУ СОШ №85 Елизаровой Фаиной Николаевной.


Этот урок является вводным по творчеству Ивана Сергеевича Тургенева,

предваряя работу над рассказом «Хорь и Калиныч», а затем «Бирюк». Главной задачей этого урока является создание эмоционального настроя учащихся, выявление характерных особенностей личности писателя - борца с крепостным правом. Поставленные цели и задачи на уроке реализуются через разнообразные виды деятельности учащихся: индивидуальную работу, подготовку и выполнение презентаций о жизни и творчестве писателя, пересказ эпизодов с анализом, представление доклада, прослушивание, обсуждение его, то есть анализ, запись тезисов лекции учителя, ответы на вопросы, выразительное, инсценированное чтение стихотворения в прозе под музыкальное сопровождение, иллюстрирование

рассказов, обобщение представленного материала, составление самостоятельных выводов по уроку, то есть обращение к рефлексии.

В.Г.Белинский говорил, что И.С. Тургенев в «Записках охотника» зашел к народу с такой стороны, с какой до него никто не заходил. И это утверждение Белинского доказывается на уроке через раскрытие личности писателя, который в

своих рассказах опирался на собственные впечатления от родных ему мест, от жизни крестьян в Орловской губернии. Также новым и интересным будет открытие

своебразного приема: введение автором в действие рассказчика - образ охотника.

Читатель как будто бродит вместе с рассказчиком по Орловским лесам, заходит в крестьянские избы вместе с умным и знающим человеком, который ценит красоту и правду. Образ охотника – это отражение личности самого автора, Ивана Сергеевича Тургенева, и школьники, благодаря ему, должны лучше понять крепостническую действительность, которая так далека от нашего времени. А это понимание поможет им правильно проанализировать бессмертные творения автора.

Лиризм и задушевность тургеневской прозы дети прочувствуют через

прослушивание эмоционального прочтения стихотворения в прозе «Собака», в котором автор демонстрирует активное стремление найти общее со всей живой природой, ощутить свою близость с ней. В стихотворении есть то , что мы стремимся пробудить в своих учениках: умение видеть свою общность со всем живым вокруг нас. Иллюстрирование эпизодов из «Записок охотника» также будет служить средством раскрытия творческого потенциала учащихся.



Елизарова Фаина Николаевна.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
И.С.Тургенев. Рассказ о жизни писателя

Автор: Елизарова Фаина Николаевна

Дата: 21.05.2015

Номер свидетельства: 213901

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства