Этот урок является вводным по творчеству Ивана Сергеевича Тургенева,
предваряя работу над рассказом «Хорь и Калиныч», а затем «Бирюк». Главной задачей этого урока является создание эмоционального настроя учащихся, выявление характерных особенностей личности писателя - борца с крепостным правом. Поставленные цели и задачи на уроке реализуются через разнообразные виды деятельности учащихся: индивидуальную работу, подготовку и выполнение презентаций о жизни и творчестве писателя, пересказ эпизодов с анализом, представление доклада, прослушивание, обсуждение его, то есть анализ, запись тезисов лекции учителя, ответы на вопросы, выразительное, инсценированное чтение стихотворения в прозе под музыкальное сопровождение, иллюстрирование
рассказов, обобщение представленного материала, составление самостоятельных выводов по уроку, то есть обращение к рефлексии.
В.Г.Белинский говорил, что И.С. Тургенев в «Записках охотника» зашел к народу с такой стороны, с какой до него никто не заходил. И это утверждение Белинского доказывается на уроке через раскрытие личности писателя, который в
своих рассказах опирался на собственные впечатления от родных ему мест, от жизни крестьян в Орловской губернии. Также новым и интересным будет открытие
своебразного приема: введение автором в действие рассказчика - образ охотника.
Читатель как будто бродит вместе с рассказчиком по Орловским лесам, заходит в крестьянские избы вместе с умным и знающим человеком, который ценит красоту и правду. Образ охотника – это отражение личности самого автора, Ивана Сергеевича Тургенева, и школьники, благодаря ему, должны лучше понять крепостническую действительность, которая так далека от нашего времени. А это понимание поможет им правильно проанализировать бессмертные творения автора.
Лиризм и задушевность тургеневской прозы дети прочувствуют через
прослушивание эмоционального прочтения стихотворения в прозе «Собака», в котором автор демонстрирует активное стремление найти общее со всей живой природой, ощутить свою близость с ней. В стихотворении есть то, что мы стремимся пробудить в своих учениках: умение видеть свою общность со всем живым вокруг нас. Иллюстрирование эпизодов из «Записок охотника» также будет служить средством раскрытия творческого потенциала учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«И.С.Тургенев. Рассказ о жизни писателя »
Тема:И.С.Тургенев. Рассказ о жизни писателя
Общая характеристика книги «Записки охотника»
Цель урока: 1. Составление представления о личности
писателя
2.Выявление внутреннее единство цикла,
особенностей духовного образа
рассказчика «Записок охотника»
3.Формирование навыков работы с
учебником и таблицами, навыка пере-
сказа, анализа текста, выразительного
чтения.
4.Развитие нравственно - эстетических
представлений учащихся в ходе выяв-
ления особенностей искусства.
План урока.
1.Актуализация знаний учащихся.
2.Обращение к домашнему заданию.
А. Презентация «Иван Сергеевич Тургенев»
Б. Пересказ эпизодов: «Порядки в Спасском»
«История с Лушей»
3. Запись вывода: «Каким предстает перед нами
характер И.С.Тургенева?»
4.Работа над темой урока.
А. Сообщение. «История создания «Записок охотника»
Б. Беседа.
В. Обзор иллюстраций к рассказам Тургенева.
Г.Составление плана «Духовный облик рассказчика»
(составление таблицы)
5.Проникновенный лиризм, задушевность и музы-
кальность тургеневской прозы.
Выразительное чтение стихотворений в прозе.
6. Вывод по уроку.
7. Домашнее задание.
2
1. Актуализация знаний учащихся
Какие произведения И.С.Тургенева вы изучили в 5 – 6 классах?
О каких фактах биографии И.С.Тургенева вы знаете?
Какие из них произвели на вас впечатление?
2. Обращение к домашнему заданию
Просмотр презентации «Иван Сергеевич Тургенев»
Пересказ эпизодов «Порядки в Спасском», «История с Лушей»
Запись в тетрадь вывода: «Каким предстает перед нами
характер Ивана Сергеевича Тургенева?
3. Работа над темой урока
Доклад . «История создания «Записок охотника»
Б Е С Е Д А
Когда начали издаваться отдельные очерки и рассказы из
«Записок охотника»?
Какие явления общественной жизни нашли отражение в
«Записках охотника»?
Что находится в центре внимания писателя?
Из каких впечатлений, наблюдений, фактов складывалась книга
«Записки охотника»?
Почему картины русской действительности, изображенной в
«Записках охотника», выглядят столь достоверно?
Как официальные власти отреагировали на появление книги?
Против чего был направлен обличительный пафос «Записок охотника»?
«Записки охотника – это художественная летопись русской
крепостной деревни, необыкновенной силы обличительный доку-
мент, направленный против крепостничества
Составление плана «Духовный облик рассказчика в художественном мире «Записок охотника»
(заполнение правой части таблицы учащимися по ходу
сообщения учителя, затем сверка с интерактивной доской)
Духовный облик рассказчика в художественном мире «Записок охотника»
Страсть к охоте
Обращение рассказчика к героям, с которыми он встречается на своем
пути
Обращение к читателю
Исследователь жизни
Страсть к охоте
Черта глубоко национальная, уходящая корнями в демократические стихии жизни
Обращение рассказчика к героям, с которыми он встречается на своем пути
Обращается к человеку, минуя всяческие «приличия» и «условности», обращается к тому в нем, что составляет подлинную его сердечность, искреннее его существо
Обращение к читателю
Постоянно обращается к читателю, доверчиво делится с ним всем, что он видел, слышал и чувствовал
Исследователь жизни.
Герой доискивается до сути виденного и слышанного, сопоставляет ее с прежними
впечатлениями, приходит к обобщениям и выводам, словом, «исследует» интересующую его жизнь.
Слово учителя.
Душою книги Тургенева является образ героя-рассказчика. Его страсть к охоте
- черта глубоко национальная, уходящая корнями в демократические стихии жизни. «Вообще охота свойственна русскому человеку,- считал Тургенев, -
дайте мужику ружье, хоть веревками связанное, да горсточку пороху, и пойдет он бродить , в одних лаптишках, по болотам да по лесам, с утра до вечера» На
этой общей для барина и мужика основе и завязывается в книге Тургенева
особый характер человеческих взаимоотношений.
Русский охотник – это странник, бродяга, отрешившийся от тех ложных ценностей жизни, которые в мире социального неравенства разобщают людей.
Тургеневский рассказчик обращается к человеку, минуя всяческие «приличия» и «условности», обращается к тому в нем, что составляет подлинную его сердечность, искреннее его существо. Люди доверчиво сообщают ему свои тайны, обнажают перед ним интимные уголки своих душ.
Широту душевную чувствуют в охотнике и встречающиеся ему богатые и чиновные люди.
Рассказчик постоянно обращается к читателю, доверчиво делится с ним всем, что он видел, слышал и чувствовал. Он побуждает читателя к откровенности и
к такой же душевной чуткости, какую щедро дарит ему сам.
Рассказчик «Записок охотника» сохраняет характерные особенности устной речи писателя. Он доискивается до сути виденного и слышанного, сопоставляет ее с прежними впечатлениями, приходит к обобщениям и выводам, словом,
«исследует» интересующую его жизнь.
Подведение итогов работы
5. Проникновенный лиризм, задушевность и музыкальность тургеневской
прозы.
Правдивый художник, человек активной жизненной позиции, Тургенев
был утонченным эстетом и считал самой главной задачей искусства –
создание красоты. «Прекрасное – единственная бессмертная вещь».
Прекрасное разлито повсюду, его влияние простирается даже над смертью.
Но наиболее близки Тургеневу два его проявления: в природе и человечес-
кой душе. И то, и другое Тургенев изображал с необыкновенным мастер-
ством. Его герои всегда благородны в проявлении своих чувств. Проза
этого автора совершенна, она очень задушевна, лирична. Речь неторопли-
ва, торжественна, приподнята, эмоциональна насыщена. Особенно это
можно услышать в стихотворениях в прозе. Мы знакомы с некоторыми из
них. Подробный разговор о них нам еще предстоит.
А сейчас прозвучит стихотворение в прозе «Собака»
( ученик читает стихотворение в прозе «Собака» под звучание музыки)
6. Обзор иллюстраций. Комментарий учащихся, выполнивших эти работы,
оценивание работ учащимися.
6. ВЫВОД ПО УРОКУ:
А. Какой перед нами предстает личность И.С.Тургенева?
Б. Продолжите фразу: «Книга И.С.Тургенева «Записки охотника» - это…
7. Домашнее задание:
А. Прочитать рассказ «Хорь и Калиныч»
Б. Индивидуальное задание:
Подготовить комментарии «историка» к названиям и фразам:
« и на запаханной земле высек его же бабу»
« стреляй себе тетеревов да старосту меняй почаще»
« попал Хорь в вольные люди»
В. Подготовить сообщение о Сократе.
Урок по литературе в 7 классе составлен учителем русского языка и литературы МБОУ СОШ №85 Елизаровой Фаиной Николаевной.
Этот урок является вводным по творчеству Ивана Сергеевича Тургенева,
предваряя работу над рассказом «Хорь и Калиныч», а затем «Бирюк». Главной задачей этого урока является создание эмоционального настроя учащихся, выявление характерных особенностей личности писателя - борца с крепостным правом. Поставленные цели и задачи на уроке реализуются через разнообразные виды деятельности учащихся: индивидуальную работу, подготовку и выполнение презентаций о жизни и творчестве писателя, пересказ эпизодов с анализом, представление доклада, прослушивание, обсуждение его, то есть анализ, запись тезисов лекции учителя, ответы на вопросы, выразительное, инсценированное чтение стихотворения в прозе под музыкальное сопровождение, иллюстрирование
рассказов, обобщение представленного материала, составление самостоятельных выводов по уроку, то есть обращение к рефлексии.
В.Г.Белинский говорил, что И.С. Тургенев в «Записках охотника» зашел к народу с такой стороны, с какой до него никто не заходил. И это утверждение Белинского доказывается на уроке через раскрытие личности писателя, который в
своих рассказах опирался на собственные впечатления от родных ему мест, от жизни крестьян в Орловской губернии. Также новым и интересным будет открытие
своебразного приема: введение автором в действие рассказчика - образ охотника.
Читатель как будто бродит вместе с рассказчиком по Орловским лесам, заходит в крестьянские избы вместе с умным и знающим человеком, который ценит красоту и правду. Образ охотника – это отражение личности самого автора, Ивана Сергеевича Тургенева, и школьники, благодаря ему, должны лучше понять крепостническую действительность, которая так далека от нашего времени. А это понимание поможет им правильно проанализировать бессмертные творения автора.
Лиризм и задушевность тургеневской прозы дети прочувствуют через
прослушивание эмоционального прочтения стихотворения в прозе «Собака», в котором автор демонстрирует активное стремление найти общее со всей живой природой, ощутить свою близость с ней. В стихотворении есть то , что мы стремимся пробудить в своих учениках: умение видеть свою общность со всем живым вокруг нас. Иллюстрирование эпизодов из «Записок охотника» также будет служить средством раскрытия творческого потенциала учащихся.