I.Мотивационный этап. -Кому принадлежат эти строки и из какого произведения они взяты? Да, были люди в наше время, Могучее, лихое племя: Богатыри – не вы! -Кого подразумевал поэт под словом богатыри? Выход на тему. -Как вы думаете, подходит ли слово богатырь к главному герою рассказа И.С.Тургенева крепостному крестьянину Герасиму? -А можно ли считать Герасима богатырем, имея в виду его нравственные качества? -На этот вопрос нам еще предстоит ответить, изучив произведение «Муму». Запишите в тетрадях тему урока: рассказ «Муму». II.Операционный этап. Вам встретятся новые слова, связанные с эпохой крепостного права. Составьте рабочий словарик из этих слов. Послушайте историю создания произведения. Составьте в тетради конспект. Рассказ «Муму» был написан в 1852 году, когда была опубликована книга «Записки охотника». Это книга о народной жизни в эпоху господства крепостного права. Писатель нарисовал в ней широкую картину русской действительности середины 19 века, запечатлел образ великого народа, его живую душу, не сломленную крепостническим гнетом и сохранившую высокие духовные и нравственные качества, чувство собственного достоинства, жажду воли, веру в жизнь, достойную человека. Мать писателя – Варвара Петровна была жестокой крепостницей. Притеснения и обиды, которые перенес в детстве Иван Сергеевич, сделали его особенно чутким к страданиям людей. С детских лет Тургенев возненавидел крепостное право и так писал об этом: «Раннюю ненависть к рабству и крепостничеству внушало мне безобразие окружающей среды» (из письма к Л. Пичу от 13 апреля 1875 года). В дальнейшем, пережив суровые годы детства, получив высшее образование и став писателем, Тургенев под влиянием передовых идей своего века сделался сознательным и убежденным борцом против крепостного права. Первым сокрушительным огнем по крепостническому праву были его замечательные антикрепостнические рассказы «Записки охотника». К ним близок по содержанию и рассказ «Муму». Материалом для произведения послужил действительный случай, происшедший в Москве с крепостным мужиком матери писателя – немым дворником Андреем. Дворник нашел и приютил у себя бездомную собачку, привык к ней. Но собачка не понравилась барыне, и она приказала ее утопить. Немой исполнил приказание и остался жить и работать у барыни. Проверим рабочие словарики, поработаем над определением понятий. - А теперь обратитесь к тексту, прочитайте I главу. Учитель просит прервать чтение перед описанием городской жизни Герасима. -Давайте подумаем, как сложится жизнь Герасима в барском доме в городе. - Привыкнет ли он к своему новому положению? (Методика направленного чтения). - А теперь продолжим чтение, посмотрим, как будут развиваться события. Этап контроля. -Где происходит действие, изображенное в рассказе? -О ком говорится в 1 главе? -Что мы узнаем о барыне? Прочитайте по тексту. -Какие тона наблюдаются в описании? -Почему барыня не названа по имени? Вывод: барыня олицетворяет господствующий класс, для всех она госпожа. -Что мы узнаем о Герасиме? На доску выносится кластер. Глухонемой Дворник Крепостной Любил полевые работы Одинокий страдающий Сложен богатырем Строгий нрав Работал за четверых Усердно исполнял обязанности Трудолюбив -Давайте проследим, как проявляется мастерство И.С.Тургенева в языке произведения. В данном рассказе сравнение является излюбленным изобразительным средством. --- -Вспомните, что называется сравнением. Выпишите в тетрадь все сравнения, относящиеся к Герасиму. -Что изображает автор, сравнивая героя с могучим деревом, быком, пойманным зверем? Вывод: С помощью сравнений Тургенев изображает силу и могущество Герасима. На доске вывешивается репродукция с рисунка художника П. Боклевского «Герасим». -Совпадает ли ваше представление о Герасиме с рисунком художника? - Можно ли по 1 главе судить об отношении автора к Герасиму? Докажите свою мысль текстом. Вывод: Повествование о судьбе крепостного крестьянина проникнуто уважением к его трудолюбию и чувством боли за его изломанную жизнь. III. Этап контроля. -Каково ваше отношение к герою? Напишите эссе на тему «Мое отношение к Герасиму». Задание на дом. 1.Рассказ о Герасиме (на материале 1 главы) с использованием сравнений .С.Тургенева. 2.Прочитайте 2 главу. Озаглавьте ее. 3.1 вариант – подготовить рассказ «История Татьяны» (от 1 лица). 2 вариант – подготовить рассказ «История Татьяны и Герасима» ( От лица дворецкого Гаврилы). 4. Индивидуальное задание. - Подготовить сообщение на тему: Жизнь и быт барского дома». -Озаглавить 1 главу. | -М.Ю.Лермонтову. Стихотворение «Бородино» -Участники войны 1812 года, простые солдаты, которые сражались с французами. -Подразумеваются русские люди, простой народ, крестьяне, которые служили в армии, сражались за Родину. -Поэт называет их богатырями, потому что они были сильные, смелые, мужественные, умели постоять за свою Родину. -Да, потому что он сильный, выносливый -Да, он похож на богатыря из былин. -Нет, богатыри защищали Родину от врагов, а Герасим жил и работал у барыни. По ходу рассказа учителя учащиеся записывают в словарик слова: -Крепостничество – общественный строй, основанный на крепостном праве и эксплуатации крепостных крестьян. -Крепостник – помещик, сторонник и защитник крепостного права. - Крепостной – относящийся к общественному строю, при котором помещик имел право на принудительный труд, имущество и личность принадлежавших ему крестьян. Крепостные крестьяне – находившиеся в крепости (старославянское), т.е. в вт.епости (старославянское) лежавших ему кстьянел право на принудительный труд крепостной зависимости. -Да, он привык трудиться. -Нет, он любит деревенскую жизнь, природу. -В Москве, в одной из отдаленных улиц города. -О барыне и дворнике Герасиме. -Учащиеся читают 1 абзац. -Серые. -Темные. -Тургенев не хотел называть ее по имени, потому что она похожа на его мать, Варвару Петровну. -Наверное, такая барыня была не одна. Учащиеся оформляют кластер в тетрадях. -Сравнение – художественный прием, с помощью которого писатель изображает один предмет или явление через сопоставление его с другим предметом или явлением. Учащиеся выписывают: «Он вырос немой и могучий, как дерево растет на плодородной почве». «Герасим скучал и недоумевал, как недоумевает молодой здоровый бык, которого только что взяли с нивы…» «..бросился на землю лицом и целые часы лежал на груди неподвижно, как пойманный зверь.» -Физическую силу, выносливость Герасима. -Да, именно таким его я и представлял. -Учащиеся зачитывают цитаты: «…весело было смотреть на него, когда он пахал…»; «…славный он был мужик…». -Лучшие эссе зачитываются вслух. |