kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

И.С. Тургенев. «Отцы и дети». Е.Базаров и П.П. Кирсанов. Сравнительная характеристика.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме «Е.Базаров и П.П.Кирсанов. Сравнительная характеристика (по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»)» – один из серии уроков, направленных на развитие речи учащихся, поэтому новый материал подается путём создания проблемной ситуации и аналитического чтения.

Ведущие методы урока – побуждающий диалог, метод аналитического чтения,  поисковый метод, метод анализа и синтеза (при работе с таблицей).

Данный урок построен на основе использования таких технологий, как технология критического мышлении, проблемного диалога, продуктивного чтения, оценивания учебных успехов; личностно - ориентированных, психосберегающих и здоровьесберегающих, групповых, информационно – коммуникативных технологий с целью максимального усвоения нового материала, а также для организации самостоятельной работы, в основе которой лежит системно – деятельностный подход.

Урок направлен на формирование осознанного отношения к изучаемому материалу, познавательной компетентности учащихся, развитию учебной мотивации по предмету.

При подготовке и проведении урока-практикума были использованы различные формы организации самостоятельной работы учащихся: групповая, фронтальная и индивидуальная работа.

Содержание учебного материала, рассматриваемого на уроке, соответствовало плану и включало в себя следующие разделы:

  • Работа с эпиграфом и целеполагание.
  • Вызов. На данном этапе проходит актуализация предыдущего опыта и обозначается проблема.
  • Осмысление. На этом этапе происходит контакт с новой информацией, её сопоставление с имеющимся опытом. Акцентируется внимание на поисках ответов к возникшим ранее вопросам. Обращается  внимание на неясности, которые возникают в процессе работы над материалом. Происходит выявление, о чем спорят Е.Базаров и П.П.Кирсанов.
  • Рефлексия. На этом этапе происходит целостное осмысление и обобщение полученной информации, анализ всего процесса изучения материала, выработка собственного отношения к изучаемому материалу, возможна его повторная проблематизация. Учащиеся решают тесты по изученной теме с целью выявления понимания изученного.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«И.С. Тургенев. «Отцы и дети». Е.Базаров и П.П. Кирсанов. Сравнительная характеристика.»

Урок литературы в 10 классе

Учитель Бабенкова Л.А.

Тема: И.С. Тургенев. «Отцы и дети». Е.Базаров и П.П. Кирсанов.

Сравнительная характеристика.


Цели:
Обобщить и систематизировать знание ключевых эпизодов романа, выявить суть идейных разногласий П.П. Кирсанова и Е.Базарова.


Задачи: Образовательные: формировать внимательное отношение к художественной детали и ее роли в идейно-образной структуре произведения, умение выявлять понимание учащимися внутреннего мира героев, особенности сложных взаимосвязей персонажей, интерпретировать, анализировать текст. Развивающие: развивать речевую культуру учащихся и умение работать вдумчиво с текстом, умение выделять главное, формулировать выводы. Развивать воображение, память, внимание, интеллектуальные и творческие способности детей. Формировать умение вступать в диалог, прислушиваясь к мнению товарищей, работать индивидуально. Воспитательные: воспитывать любовь к литературе, к чтению через создание ситуаций успеха. Формировать умение преодолевать трудности, культуру совместной деятельности.


Тип урока: урок развития речи.

Технологии: системно-деятельностный подход, технология «критического мышлении».

Формы работы учащихся: групповая, фронтальная, индивидуальная.

Оборудование: компьютер, видеопроектор, презентация, текст романа И.С.Тургенева «Отцы и дети», раздаточный материал.


Ход урока:

Уж много лет без утомленья

Ведут войну два поколенья,

Кровавую войну;

И в наши дни в любой газете

Вступают в бой «Отцы» и «Дети»,

Разят друг друга те и эти,

Как прежде, старину.

Д.Минаев


1.Вступительное слово учителя

Мы продолжаем работу над романом И.С. Тургенева «Отцы и дети». И, как всегда, начнем с эпиграфа.

- Как вы понимаете смысл этих строк?

- Какое отношение эта «война» имеет к роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»?

- Кто именно «вступает в бой» в романе?


- Сформулируйте тему урока.


2.Целеполагание.

- Сформулируйте задачи урока (выявить суть идейных разногласий героев)

- А теперь запишите у себя на листочках личные задачи.

(учащиеся записывают)

Личная задача ученика



На начало урока


В конце урока: Удалось ли на уроке выполнить задуманное?

Что я хочу понять сегодня на уроке?

 


 

Чему хочу научиться на уроке?

 

 


3.Вызов

Учитель: Как мы знаем, на протяжении всего романа в конфликт вступают П.П. Кирсанов и Е.Базаров. Кто они? Антиподы? Антагонисты? Или, может быть, двойники? - вот вопрос, ответ на который мы получим, рассматривая более подробно этих героев.

Но сначала разберем понятия.


Словарная работа.

Антипод - человек, противоположный кому-нибудь по убеждениям, свойствам, вкусам (Толковый словарь С.И.Ожегова)

Антагонист - непримиримый противник.

Двойник - человек, имеющий сходство с другим.


4.Осмысление.

Учитель: Сегодня мы проведем исследование отдельных глав романа И.С.Тургенева «Отцы и дети», в ходе которого сможем ответить на главный вопрос урока и начнем составлять сравнительную характеристику персонажей (см. распечатку).

Сравнительная характеристика Е.Базарова и П.П.Кирсанова


П.П.Кирсанов

Е.Базаров

Происхождение, социальная принадлежность




Портрет




Речь




Философские, общественно-политические взгляды, нравственная позиция





Отношение к любви




Образ жизни, интересы




Отношение друг к другу





У каждого из вас на столе лежит распечатка таблицы, куда вы будете заносить результаты своих наблюдений.

Как вы уже знаете, в романе 28 глав, и только в двух из них не появляется Е.Базаров: в 1-ой он еще не приехал, а в последней - уже умер.

- Так кто же он - Е.Базаров? Какова его социальная принадлежность, происхождение?

- Базаров с гордостью заявлял: «Мой дед землю пахал». Но почему же он с таким пренебрежением говорит о другом своем деде, отце матери: «Черт его знает. Секунд-майор какой-то. При Суворове служил и все рассказывал о переходе через Альпы. Врал, должно быть»? Наверно, потому, что Базаров отвергает праздную жизнь дворян, уходящий с исторической арены класс. Или оттого, что при его самолюбии, бездна которого открывается и Павлу Петровичу, и Одинцовой, и Аркадию, он считает, что лучше быть полноценным мужиком, чем захудалым дворянином. Может, поэтому он вступает в непримиримый спор с Павлом Петровичем.

- Вспомните, кто такой П.П. Кирсанов по происхождению и социальной принадлежности?

- А наложило ли социальное положение отпечаток на внешний облик этих персонажей? Зачитайте портретные характеристики Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова.

- Как портрет помогает представить этих героев?

- Каковы образ жизни и интересы этих персонажей?

- Изменилась ли жизнь Павла Петровича с появлением Е.Базарова?

- А Базаров? Испытывает ли он воздействие Павла Петровича?

_ Подумайте, могли ли эти персонажи сосуществовать под одной крышей в мире и согласии? Почему?


Инсценирование. (конец 5 и вся 6 глава)

А теперь посмотрите, с чего начинается столкновение Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова и подумайте, какими представлены герои в этой сцене?

После инсценирования.

- Что нового добавляет этот эпизод в характеристику персонажей? Сравните инсценирование с текстом. Смогли ли ребята передать мысль автора?

- Как ведут себя персонажи в споре? Почему Базаров так спокоен, а Кирсанов кипятится?

- Что делает их непримиримыми врагами?


Работа в группах.

- А каковы общественно-политические и философские взгляды этих героев, мы узнаем, поработав в группах. У вас на столах задания каждой группе. Исследуйте текст и представьте результат.

Группа 1 Точка зрения Павла Петровича и Базарова на роль дворянства и аристократии.

Глава 8,10. Докажите, что аристократизм – бесполезный принцип.

Группа 2 Мнение  Павла Петровича и Базарова о принципах нигилистов.

Глава 10. Прав ли Тургенев, называя Базарова «революционером»? Каково отношение героев к реформам?

Группа 3 Мнение  Павла Петровича и Базарова о русском народе.

Глава 10. Чьи взгляды прогрессивнее? В ком из спорящих мужик скорее признает соотечественника?

Группа 4 Мнение  Павла Петровича и Базарова об  искусстве, поэзии.

Глава 9-11. Прав ли Базаров в своем отрицании искусства? Почему у него такие взгляды?

Группа 5 Мнение  Павла Петровича и Базарова о природе.

Глава 9. Чувствует ли Базаров красоту природы? Из чего он исходит в своем отношении к ней?

Группа 6. Третейские судьи. Заполняют таблицу «Споры Е.Базарова и П.П.Кирсанова по ходу ответов учащихся. Отвечают на вопрос: «Кто победил в споре?» (по каждому пункту с аргументацией своей точки зрения)

Отчет работы групп: Темы споров Евгения Базарова и Павла Кирсанова

Тема спора

П.П.Кирсанов

Е.Базаров

О дворянстве,

аристократизме




О принципах нигилистов



О русском народе



Об искусстве, природе



5.Рефлексия

- А сейчас посмотрим, насколько внимательны вы были на уроке. У каждого из вас лежит

листочек с заданием. Определите, кому принадлежит каждое суждение.

Тест на знание текста.


Тема спора

Цитата

Кому принадлежит

(П.П. или Е.Б.)

О дворянстве,

аристократизме

Я уважаю аристократов… аристократизм – принсип, а без принсипов жить в наше время могут одни безнравственные или пустые люди

П.П

О русском народе

Русский народ – патриархальный, свято ценит предания, не может жить без религии.

П.П.

Об искусстве, природе, любви

Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта!


Рафаэль гроша ломаного не стоит, да и они не лучше его.


Природа не храм, а мастерская. И человек в ней работник.


Он еще мучительнее, еще крепче привязывался к этой женщине, в которой… оставалось что-то заветное и недоступное, куда никто не мог проникнуть

Е.Б.



Е.Б.


Е.Б.




П.П.

Об иностранных словах


Русскому народу не нужны бесполезные слова типа «либерализм», «прогресс».

Е.Б.


6.Подведем итоги.

-Прочитайте эти эпитеты и подумайте, кого они характеризуют: одинокий, умный, незаурядный, замкнутый, высокомерный?

- Что объединяет этих персонажей?

- А в чем различие их общественно-политических и философских взглядов?

- Так кто же они: антиподы? Антагонисты или двойники?

- На чьей стороне автор? (отвечает третейский судья)

- О чем заставляет задуматься это произведение?

- Отметьте в листочке, удалось ли на уроке выполнить задуманное. Листочки с тестами и самооценкой сдайте в конце урока.


7.Домашнее задание.

Готовиться к сочинению по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»

6



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
И.С. Тургенев. «Отцы и дети». Е.Базаров и П.П. Кирсанов. Сравнительная характеристика.

Автор: Бабенкова Любовь Алексеевна

Дата: 14.12.2015

Номер свидетельства: 265991


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства