И.С. Тургенев. «Отцы и дети». Е.Базаров и П.П. Кирсанов. Сравнительная характеристика.
И.С. Тургенев. «Отцы и дети». Е.Базаров и П.П. Кирсанов. Сравнительная характеристика.
Урок по теме «Е.Базаров и П.П.Кирсанов. Сравнительная характеристика (по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»)» – один из серии уроков, направленных на развитие речи учащихся, поэтому новый материал подается путём создания проблемной ситуации и аналитического чтения.
Ведущие методы урока – побуждающий диалог, метод аналитического чтения, поисковый метод, метод анализа и синтеза (при работе с таблицей).
Данный урок построен на основе использования таких технологий, как технология критического мышлении, проблемного диалога, продуктивного чтения, оценивания учебных успехов; личностно - ориентированных, психосберегающих и здоровьесберегающих, групповых, информационно – коммуникативных технологий с целью максимального усвоения нового материала, а также для организации самостоятельной работы, в основе которой лежит системно – деятельностный подход.
Урок направлен на формирование осознанного отношения к изучаемому материалу, познавательной компетентности учащихся, развитию учебной мотивации по предмету.
При подготовке и проведении урока-практикума были использованы различные формы организации самостоятельной работы учащихся: групповая, фронтальная и индивидуальная работа.
Содержание учебного материала, рассматриваемого на уроке, соответствовало плану и включало в себя следующие разделы:
Работа с эпиграфом и целеполагание.
Вызов. На данном этапе проходит актуализация предыдущего опыта и обозначается проблема.
Осмысление. На этом этапе происходит контакт с новой информацией, её сопоставление с имеющимся опытом. Акцентируется внимание на поисках ответов к возникшим ранее вопросам. Обращается внимание на неясности, которые возникают в процессе работы над материалом. Происходит выявление, о чем спорят Е.Базаров и П.П.Кирсанов.
Рефлексия. На этом этапе происходит целостное осмысление и обобщение полученной информации, анализ всего процесса изучения материала, выработка собственного отношения к изучаемому материалу, возможна его повторная проблематизация. Учащиеся решают тесты по изученной теме с целью выявления понимания изученного.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«И.С. Тургенев. «Отцы и дети». Е.Базаров и П.П. Кирсанов. Сравнительная характеристика.»
Урок литературы в 10 классе
Учитель Бабенкова Л.А.
Тема: И.С. Тургенев. «Отцы и дети». Е.Базаров и П.П. Кирсанов.
Сравнительная характеристика.
Цели: Обобщить и систематизировать знание ключевых эпизодов романа, выявить суть идейных разногласий П.П. Кирсанова и Е.Базарова.
Задачи:Образовательные: формировать внимательное отношение к художественной детали и ее роли в идейно-образной структуре произведения, умение выявлять понимание учащимися внутреннего мира героев, особенности сложных взаимосвязей персонажей, интерпретировать, анализировать текст. Развивающие: развивать речевую культуру учащихся и умение работать вдумчиво с текстом, умение выделять главное, формулировать выводы. Развивать воображение, память, внимание, интеллектуальные и творческие способности детей. Формировать умение вступать в диалог, прислушиваясь к мнению товарищей, работать индивидуально. Воспитательные: воспитывать любовь к литературе, к чтению через создание ситуаций успеха. Формировать умение преодолевать трудности, культуру совместной деятельности.
Тип урока: урок развития речи.
Технологии: системно-деятельностный подход, технология «критического мышлении».
Формы работы учащихся: групповая, фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: компьютер, видеопроектор, презентация, текст романа И.С.Тургенева «Отцы и дети», раздаточный материал.
Ход урока:
Уж много лет без утомленья
Ведут войну два поколенья,
Кровавую войну;
И в наши дни в любой газете
Вступают в бой «Отцы» и «Дети»,
Разят друг друга те и эти,
Как прежде, старину.
Д.Минаев
1.Вступительное слово учителя
Мы продолжаем работу над романом И.С. Тургенева «Отцы и дети». И, как всегда, начнем с эпиграфа.
- Как вы понимаете смысл этих строк?
- Какое отношение эта «война» имеет к роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»?
- Кто именно «вступает в бой» в романе?
- Сформулируйте тему урока.
2.Целеполагание.
- Сформулируйте задачи урока (выявить суть идейных разногласий героев)
- А теперь запишите у себя на листочках личные задачи.
(учащиеся записывают)
Личная задача ученика
На начало урока
В конце урока: Удалось ли на уроке выполнить задуманное?
Что я хочу понять сегодня на уроке?
Чему хочу научиться на уроке?
3.Вызов
Учитель: Как мы знаем, на протяжении всего романа в конфликт вступают П.П. Кирсанов и Е.Базаров. Кто они? Антиподы? Антагонисты? Или, может быть, двойники? - вот вопрос, ответ на который мы получим, рассматривая более подробно этих героев.
Но сначала разберем понятия.
Словарная работа.
Антипод - человек, противоположный кому-нибудь по убеждениям, свойствам, вкусам (Толковый словарь С.И.Ожегова)
Антагонист - непримиримый противник.
Двойник - человек, имеющий сходство с другим.
4.Осмысление.
Учитель: Сегодня мы проведем исследование отдельных глав романа И.С.Тургенева «Отцы и дети», в ходе которого сможем ответить на главный вопрос урока и начнем составлять сравнительную характеристику персонажей (см. распечатку).
Сравнительная характеристика Е.Базарова и П.П.Кирсанова
П.П.Кирсанов
Е.Базаров
Происхождение, социальная принадлежность
Портрет
Речь
Философские, общественно-политические взгляды, нравственная позиция
Отношение к любви
Образ жизни, интересы
Отношение друг к другу
У каждого из вас на столе лежит распечатка таблицы, куда вы будете заносить результаты своих наблюдений.
Как вы уже знаете, в романе 28 глав, и только в двух из них не появляется Е.Базаров: в 1-ой он еще не приехал, а в последней - уже умер.
- Так кто же он - Е.Базаров? Какова его социальная принадлежность, происхождение?
- Базаров с гордостью заявлял: «Мой дед землю пахал». Но почему же он с таким пренебрежением говорит о другом своем деде, отце матери: «Черт его знает. Секунд-майор какой-то. При Суворове служил и все рассказывал о переходе через Альпы. Врал, должно быть»? Наверно, потому, что Базаров отвергает праздную жизнь дворян, уходящий с исторической арены класс. Или оттого, что при его самолюбии, бездна которого открывается и Павлу Петровичу, и Одинцовой, и Аркадию, он считает, что лучше быть полноценным мужиком, чем захудалым дворянином. Может, поэтому он вступает в непримиримый спор с Павлом Петровичем.
- Вспомните, кто такой П.П. Кирсанов по происхождению и социальной принадлежности?
- А наложило ли социальное положение отпечаток на внешний облик этих персонажей? Зачитайте портретные характеристики Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова.
- Как портрет помогает представить этих героев?
- Каковы образ жизни и интересы этих персонажей?
- Изменилась ли жизнь Павла Петровича с появлением Е.Базарова?
- А Базаров? Испытывает ли он воздействие Павла Петровича?
_ Подумайте, могли ли эти персонажи сосуществовать под одной крышей в мире и согласии? Почему?
Инсценирование. (конец 5 и вся 6 глава)
А теперь посмотрите, с чего начинается столкновение Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова и подумайте, какими представлены герои в этой сцене?
После инсценирования.
- Что нового добавляет этот эпизод в характеристику персонажей? Сравните инсценирование с текстом. Смогли ли ребята передать мысль автора?
- Как ведут себя персонажи в споре? Почему Базаров так спокоен, а Кирсанов кипятится?
- Что делает их непримиримыми врагами?
Работа в группах.
- А каковы общественно-политические и философские взгляды этих героев, мы узнаем, поработав в группах. У вас на столах задания каждой группе. Исследуйте текст и представьте результат.
Группа 1 Точка зрения Павла Петровича и Базарова на роль дворянства и аристократии.
Глава 8,10. Докажите, что аристократизм – бесполезный принцип.
Группа 2 Мнение Павла Петровича и Базарова о принципах нигилистов.
Глава 10. Прав ли Тургенев, называя Базарова «революционером»? Каково отношение героев к реформам?
Группа 3 Мнение Павла Петровича и Базарова о русском народе.
Глава 10. Чьи взгляды прогрессивнее? В ком из спорящих мужик скорее признает соотечественника?
Группа 4 Мнение Павла Петровича и Базарова об искусстве, поэзии.
Глава 9-11. Прав ли Базаров в своем отрицании искусства? Почему у него такие взгляды?
Группа 5 Мнение Павла Петровича и Базарова о природе.
Глава 9. Чувствует ли Базаров красоту природы? Из чего он исходит в своем отношении к ней?
Группа 6. Третейские судьи. Заполняют таблицу «Споры Е.Базарова и П.П.Кирсанова по ходу ответов учащихся. Отвечают на вопрос: «Кто победил в споре?» (по каждому пункту с аргументацией своей точки зрения)
Отчет работы групп: Темы споров Евгения Базарова и Павла Кирсанова
Тема спора
П.П.Кирсанов
Е.Базаров
О дворянстве,
аристократизме
О принципах нигилистов
О русском народе
Об искусстве, природе
5.Рефлексия
- А сейчас посмотрим, насколько внимательны вы были на уроке. У каждого из вас лежит
листочек с заданием. Определите, кому принадлежит каждое суждение.
Тест на знание текста.
Тема спора
Цитата
Кому принадлежит
(П.П. или Е.Б.)
О дворянстве,
аристократизме
Я уважаю аристократов… аристократизм – принсип, а без принсипов жить в наше время могут одни безнравственные или пустые люди
П.П
О русском народе
Русский народ – патриархальный, свято ценит предания, не может жить без религии.
П.П.
Об искусстве, природе, любви
Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта!
Рафаэль гроша ломаного не стоит, да и они не лучше его.
Природа не храм, а мастерская. И человек в ней работник.
Он еще мучительнее, еще крепче привязывался к этой женщине, в которой… оставалось что-то заветное и недоступное, куда никто не мог проникнуть
Е.Б.
Е.Б.
Е.Б.
П.П.
Об иностранных словах
Русскому народу не нужны бесполезные слова типа «либерализм», «прогресс».
Е.Б.
6.Подведем итоги.
-Прочитайте эти эпитеты и подумайте, кого они характеризуют: одинокий, умный, незаурядный, замкнутый, высокомерный?
- Что объединяет этих персонажей?
- А в чем различие их общественно-политических и философских взглядов?
- Так кто же они: антиподы? Антагонисты или двойники?
- На чьей стороне автор? (отвечает третейский судья)
- О чем заставляет задуматься это произведение?
- Отметьте в листочке, удалось ли на уроке выполнить задуманное. Листочки с тестами и самооценкой сдайте в конце урока.
7.Домашнее задание.
Готовиться к сочинению по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»