И. С. Тургенев «Муму». Авторское отношение к изображаемому (внешность, речь, поступки, прямая оценка героев автором).
И. С. Тургенев «Муму». Авторское отношение к изображаемому (внешность, речь, поступки, прямая оценка героев автором).
Цель урока: помочь учащимся осознать способы выражения авторского отношения к изображаемому, отношения к героям; развивать навык работы с текстом, воспитывать внимательного читателя и умеющего сострадать человека.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«И. С. Тургенев «Муму». Авторское отношение к изображаемому (внешность, речь, поступки, прямая оценка героев автором).»
5 класс
Тема: И. С. Тургенев «Муму». Авторское отношение к изображаемому( внешность, речь, поступки, прямая оценка героев автором).
Цель урока: помочь учащимся осознать способы выражения
авторского отношения к изображаемому, отношения к героям; развивать навык работы с текстом, воспитывать
внимательного читателя и умеющего сострадать человека.
Оборудование: портрет И.С. Тургенева, иллюстрации к рассказу.
Ход работы;
I Мозговой штурм.
—Как мы можем выразить свое отношение к кому- либо?
Посредством чего выявляется характеристика человека?
Предложения учащихся (записываю на доске):
портрет
речь
внешность
поступки
как называют человека
описание интерьера комнаты
прямая оценка
II Сообщение темы и цели урока.
— Мы сегодня с вами попытаемся выяснить, как И.С. Тургенев
относится к главному герою рассказа Герасиму. Вы правильно
определили критерии оценки отношения к герою. Но говоря о
Герасиме...
(дети говорят, что он глухонемой, поэтому «речь» надо
исключить. Вычеркиваем)
III Работа над темой урока,
1. - Прочитайте описание внешности Герасима. Как в этом
описании просматривается отношение к нему? (Автор любуется «богатырем», «одаренным необычайной силой, его работой, ведь все спорилось в руках Герасима).
[Запись в тетради после темы: I столбик—любуется.]
— Какими эпитетами «награждает» автор своего героя? (запись в тетрадь II столбик: славный, могучий).
— Как автор в рассказе называет героя? (запись во II столбик: Богатырь Герасим, бедный глухонемой, самое замечательное лицо)
— Как выполнял Герасим работу в городе? Прочитайте (гл.1). II столбик: усердно, с достоинством, добросовестно.
— Какой сделаем вывод? (Автор через описание внешности и выполнение работы показывает нам, насколько ему люб богатырь).
В тетради запись:
I автор II Герасим Любуется славный, могучий, богатырь Герасим
бедный глухонемой, самое замечательное лицо; усердно, добросовестно
Внешность как называет описание
героя поступков
(работы)
- Поступки – зеркало человека. Мы узнали, что Герасим трудолюбив, аккуратен .Какие еще поступки ярко характеризуют героя?
3. -Чтение эпизода от слов «Герасим ничего не слыхал...» до
конца абзаца.
Обратите внимание на глаголы.
— Почему в этом эпизоде много глаголов? (автор подчеркивает горе Герасима, переживает беду вместе с ним).
— Что стало потом с Герасимом? Как автор говорит о нем в конце рассказа? (называет великаном, шел с «несокрушимой отвагой, с отчаянной и вместе радостной решимостью...)
— Почему «с радостной решимостью»?
— О чем нам говорят эти слова?
(Герасим сбросил с себя иго городской жизни, где никому до него не было дела, вернулся в любимую деревню, к любимой крестьянской работе).
—Уход его из города—немой протест против бесправия крепостного человека.
IV Проблемный вопрос;
—Кто же виноват в трагедии Герасима?
V Подведение итогов урока*
— Как в рассказе «Муму» автор относится к своему герою?
— Составьте сенкан по теме: Автор.( используйте запись в тетради)
СЕНКАН
1 Автор
2 Взволнованный, любящий.
3 Любуется, сочувствует, переживает.
4Любит Герасима и гордится им.
5И.С. Тургенев.
СЕНКАН
1 Герасим
2 Славный, могучий
3 Трудится, любит, страдает
4 Ушел из города в деревню
5 Богатырь
VI Домашнее задание.
Подготовить сообщение: Отношение автора к барыне.(по