4. Развивать умение краткого пересказа текста и художественного пересказа отдельного
эпизода.
План урока: 1. Обзор биографии И.С.Тургенева (сообщение учителя).
2. История создания рассказа «Муму».
3. Беседа по тексту.
4. Создание словесных портретов Герасима и барыни.
5. Рассуждение над мотивами поступков героев.
6. Обобщение по уроку.
7. домашнее задание.
Ход урока:
Путешествие по биографии И.С.Тургенева
По отцу Тургенев принадлежал к старинному дворянскому роду, мать, урожденная Лутовинова, богатая помещица; в ее имении Спасское- Лутовиново прошли детские годы будущего писателя, рано научившегося тонко чувствовать природу и ненавидеть крепостное право. Неповторимая красота родного края, до конца жизни нежно любимого Спасского- все это не раз потом будет изображено в «Записках охотника», в многочисленных рассказах, повестях и знаменитых романах великого писателя.
В 1827г. семья переезжает в Москву. Вначале Тургенев обучается в частных пансионах и у хороших домашних учителей.
Затем, в 1833г., поступает на словесное отделение Московского университета, в 2834г. переходит на историко- филологический факультет Санкт- Петербургского университета.
В мае 1838г. Тургенев отправляется в Германию. До августа 1839г. Тургенев живет в Берлине, слушает лекции в университете, занимается классическими языками, пишет стихи.
После короткого пребывания в России в январе 1840г. отправляется в Италию, но с мая 1840 по май 1841г. он вновь уезжает в Берлин, где знакомится с М.А.Бакуниным. Прибыв в Россию,он посещает имение Бакуниных- Премухино, сходится с этой семьей: вскоре начинается роман с Т.А.Бакуниной.
В январе 1843г. Тургенев поступает на службу в Министерство внутренних дел.
1 ноября 1843г. писатель знакомится с певицей Полиной Виардо, любовь к которой во многом определит внешнее течение его жизни.
В мае 1845г. Тургенев выходит в отставку. С начала 1847г. по июнь 1850г. он живет за границей (В Германии, Франции. Он свидетель французской революции 1848г.)
Наряду с рассказами о прошлом и «таинственными» повестями, в последние годы жизни Тургенев обращается к мемуаристике (« Литературные и житейские воспоминания») и стихотворениям в прозе», где представлены едва ли не все основные темы его творчества, а в подведении итогов происходит словно бы в присутствии близящейся смерти. Смерти предшествовало более чем полтора года мучительной болезни.
Похороны в Петербурге вылились в массовую манифестацию.
Сообщение учителя « Обстоятельства, объясняющие появление рассказа «Муму».
Мягкий, мечтательный, любящий стихи и литературу Тургенев, однако, уже с юных лет проявлял удивительную твердость, когда ему приходилось защищать крепостных и дворовых от неправедного гнева своей матери, крепостной помещицы, тиранившей не только крестьян, но и собственных сыновей.
Многие произведения Тургенева автобиографичны. Он часто брал сюжеты для своих произведений из реальной жизни. Мать Тургенева, Варвара Петровна, выросшая сиротой в доме богатых родственников, в детстве постоянно подвергалась унижениям и даже избиениям. Это ожесточило ее, и, став богатой наследницей, вымещала свою злобу на беззащитных крепостных. Именно она стала прототипом деспотичной барыни в тургеневской повести «Муму», заставившей своего немого дворника утопить его любимую собачонку.
Образ Герасима тесно связан с природой, с деревенской жизнью. Он – человек очень добрый, исключительной духовной красоты, наделенный физической мощью и нравственной чистотой. Настоящий русский былинный богатырь. А спившийся, не любящий работать Капитон- напротив, порождение города, порочного общества.
В повести «Муму» сочетаются социальный и глубокий психологический смыслы. Это повествование о сильной потребности человека преодолеть чувство одиночества в мире. Если безнадежное одиночество барыни- это наказание за ее злобный характер, из-за которого ее покинули даже родные дети, то насильственное одиночество Герасима, достойного любви, но лишенного барыней дорогих ему Татьяны и собачонки, преодолимо. Нужно только обязательно бороться за свое счастье, за свободу, так, как боролся всю жизнь И.С.Тургенев, «ограждая себя от разного вмешательства посторонней силы в дела своей души, в свободное, независимое движение своей мысли и фантазии».
Беседа по тексту. (Аналитическое чтение начала и конца рассказа)
Зачитывается детьми первый абзац повести. (ведется обсуждение)
Дети читают последнюю главу повести. (обсуждается «отчаянная», но радостная дорога домой, в деревню. Обсуждается пейзаж сопровождающий уход Герасима в деревню. Как связан пейзаж с действиями Герасимаи его настроением?
Создание словесных портретов Герасима и барыни.
Из числа всей ее челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рождения. Барыня взяла его из деревни… и считался едва ли не самым исправным тягловым мужиком. Одаренный необыкновенной силой, он работал за четверых…
Но вот Герасима привезли в Москву, купили ему сапоги, сшили кафтан на лето, на зиму тулуп, дали ему в руки метлу и лопату и определили его дворником.
Крепко не полюбилось ему сначала его новое житье. С детства привык он к полевым работам, к деревенскому быту. Отчужденный несчастьем своим от сообщества людей, он вырос немой и могучий, как дерево растет на плодородной земле…»
Старая барыня, у которой Герасим жил в дворниках, во всем следовала древним обычаям и прислугу держала многочисленную…В доме не очень-то любили, когда на барыню находил веселый час, потому что, во- первых, она требовала от всех немедленного и полного сочувствия и сердилась, если у кого-нибудь лицо не сияло удовольствием, а во-вторых, эти вспышки у ней продолжались недолго и обыкновенно заменялись мрачным и кислым расположением духа.
В каких словах мы чувствуем отношение писателя к барыне?
Чем среди крестьян выделялся Герасим?
Как относился Герасим к своим обязанностям?
Как относились к нему окружающие люди?
Как относится барыня к Герасиму?
Рассуждение над мотивами героев.
При каких обстоятельствах барыня увидела Муму?
За что невзлюбила барыня Муму?
Барыня начала звать к себе Муму ласковым голосом. Муму, отроду не бывавшая в таких великолепных покоях, очень испугалась и бросилась было к двери, но оттолкнутая услужливым Степаном, задрожала и прижалась к стене.
Что приказала сделать барыня? Почему?
«А Герасим все греб да греб. Вот Москва уже осталась позади. Вот уже потянулись по берегам луга, огороды, поля, рощи, показались избы. Повеяло деревней. Он бросил весла, приник головой к Муму, которая сидела перед ним на сухой перекладинке, дно было залито водой, и остался неподвижным, скрестив могучие руки у нее на спине, между тем как лодку волной помаленьку относило назад к городу. Наконец Герасим выпрямился, поспешно, с каким-то болезненным озлоблением на лице, окутал веревкой взятые им кирпичи, приделал петлю, надел ее на шею Муму, поднял ее над рекой, в последний раз посмотрел на нее… Она доверчиво и без страха поглядывала на него и слегка махала хвостиком. Он отвернулся, зажмурился и разжал руки…»
Почему Герасим совершил этот поступок?
Обобщение по уроку. Рефлексия?
Ответить на вопрос: КТО УТОПИЛ МУМУ ? Ответ обосновать.