6.
| Работа над новым материалом. А) Постановка цели урока.
Б) Первичное восприятие.
В) Проверка первичного восприятия.
Г) Словарная работа.
Д) Анализ 1 части.
Е) Введение понятия «былинный стих»
Ж) Введение понятия «инверсия»
З) Физкультминутка И) Анализ 2 части
К) Анализ 3 части
Л) Анализ 4 части | - Русским читателям 19 века имя поэта стало известно в 1853 году, когда было впервые напечатано стихотворение «Русь». Оно понравилось всем. Поэт-самоучка сразу стал знаменитым. Видимо Никитин сумел выразить в стихотворении то, что жило в сердце каждого русского человека. Наша задача сегодня на уроке: разобраться, понять, почему это стихотворение нашло отклик в душах многих россиян. Мы должны задуматься о том, как наша с вами жизнь связана с историческим прошлым и с будущим России. - Внимательно послушайте стихотворение. Постарайтесь понять чувства поэта. - Подумайте, почему это стихотворение принесло славу Никитину? "Когда читаешь " Русь" - особенно вслух, - обжигает душу ощущение кровной связи с каждой частичкой того великого целого, что зовётся Россией. Удивительно, как сумел начинающий поэт столь вдохновенно пропеть гимн отчей земле!" - писал критик Олег Ласунский. - Попробуем и мы с вами научиться выразительно читать это замечательное произведение, чтобы в нашем чтении слышался гимн родной земле. Шатер – высокая крыша Державная – обладающая верховной властью (государственная) Нива – засеянное поле Брань – война, битва Мгла – непрозрачный воздух Мурава – молодая трава Казна - государственное имущество, денежные и иные средства. Курган - могильный холм у древних славян. Разгул – безудержное проявление чего-нибудь отрицательного (кутёж). Нужда – потребность Кишать – шевелиться Стихотворение «Русь» длинное. Попробуем разбить его на 4 части. Работа над 1-ой частью. Первая часть -10 строф - заканчивается словами «Широко ты, Русь, по лицу земли В красе царственной ///Развернулася» Перечитаем отрывок. Но помните, что ошибку в чтении допускает тот, кто интонационно присоединяет последнюю строку в четверостишии к предыдущей, третьей строке. Нельзя читать так: «Вижу - даль степей зеленеется» или «Цепи гор стоят великанами» Необходима пауза после 3 строки. Этого хотел поэт, поэтому и выделил слова «зеленеется», «великанами» в отдельную строку. - Что вызывает восхищение поэта, когда он описывает Родину? Работа по карте. -Как удается Никитину описать бескрайние просторы Руси? - Расскажите о своем понимании 7 строфы. Подымается грудь/// Море синее /// И горами лед /// ходит по морю - Где «горами лед ходит по морю»? Как мы называем эти ледяные горы? - Что видят люди, когда «подымается грудь море синее»? - Какие приемы использует поэт в этих строках? - Расскажите о том, как вы понимает следующую 8 строфу « И пожар небес / ярким заревом. Освещает мглу /// непроглядную» - О какой непроглядной тьме говорит поэт, и что он называет «пожаром небес»? - Какие приёмы видите в этой строфе? - По характеру стихосложения, что напоминает это произведение? Поэт писал его былинным стихом: соединим в любой строфе 2 строки попарно и поставим ударение. Н-р: Мурава лугов ковром стелется. Виноград в садах наливается. - На какой слог от начала строки падает ударение? - На какой слог от конца строки падает ударение? - Есть ли в стихотворение рифма? В стихотворение ритм важнее рифмы. В былинах три ударения в строке. Два из них стоят на третьем от начала и на третьем от конца слогов, а третье ударение располагается свободно. Такой же ритм в стихотворение «Русь» -Почему, для того чтобы воспеть Русь поэт выбирает былинный стих? Могучую, как богатырь, страну, поэт хочет восславить стихами, подобными народным. Родина – не только степи, горы. Родина – это народ. И о народе Никитин хочет рассказать, используя приемы, присущие народной поэзии. Начиная с четвертого четверостишия выделим устойчивые, характерные для фольклора, словосочетания. Обычно мы прилагательные ставим впереди определяемого слова, например: сильная рука, высокий человек, длинная дорога. Но в фольклорных произведениях чаще бывает наоборот. В былинах, например, говорится так: сила богатырская, поле чистое. Такой прием называется ИНВЕРСИЕЙ - необычный порядок слов в строке для выделения наиболее важных слов. Сказителям так было удобнее, потому что они знали: в строке, которая заканчивается прилагательным, ударение обязательно будет на третьем слоге от конца. Это поможет им удерживать заданный ритм. Итак, почему Никитин использует инверсию?
Завершает эту часть стихотворения обращение поэта к Родине. Обратите внимание, какие предложения в двух последних четверостишиях - Как надо читать эти строки, с какой интонацией? - Восклицательные интонации подчеркивает силу чувств поэта, его восхищение величием Руси. Прочитайте торжественно два четверостишия, которые завершают первую часть, в парах, передав восклицательную интонацию. - Какими словами автор подчеркивает величие Руси? - Как можно озаглавить 1 часть?
Работа над 2-ой частью. Прочитайте про себя следующие 4 четверостишия. - С какой интонацией следует читать каждое четверостишия? Прочитайте эти строфы, правильно передав интонацию. - К кому обращены эти вопросы? - По-вашему мнению, поэт задает эти вопросы, потому что не знает ответа? Или поэт знает ответ на свои вопросы? Конечно, он знает ответ на задаваемые вопросы. Более того, он уверен, что и читатель тоже знает и на все вопросы ответит утвердительно. Такие вопросы, ответ на которые заранее известен, называют РИТОРИЧЕСКИМИ. -Что еще заметили, читая эти строки? Чтобы подчеркнуть близость стихотворения к фольклорным традициям, поэт трижды начинает одинаково «У тебя ли нет?» (единоначатие) - Эти строфы надо читать так, чтобы в них звучал не только вопрос, но и уверенность, что все, о чем спрашивает поэт, Родина имеет. Озаглавим эту часть.
Работа над 3-ей частью. После риторических вопросов начинается 3 часть, в которой поэт вспоминает героическое прошлое нашей Родины. Чтение 3 части. 1 эпизод. (На полях своих, Под курганами, Положила ты Татар полчища) 2 эпизод. (Ты на жизнь и смерть Вела спор с Литвой И дала урок Ляху гордому. 3 эпизод. ( И давно ль было, Когда с Запада Облегла тебя Туча тёмная?) - Как вы думаете, один раз в истории России было, когда стар и млад поднимались на борьбу? - Какое ещё событие 20 века мы можем увидеть за этими строками? - Почему же поэт не указывает точной даты, когда "... в глухих степях, под сугробами, улеглися спать гости навеки"?
- Как можно озаглавить 3 часть?
Работа над 4-ой частью. Прочитайте. - О чём пишет в этой части? В ней звучит тема богатства родной земли, гостеприимства, открытости для добрых гостей, её славы. - Как можно ее озаглавить? - Как следует читать последние 2 четверостишия? Прочитаем вслух два последних четверостиший. |
Его восхищение богатством и простором Руси, гордость поэта за свою Родину, за ее героический народ
Её необъятность.
Поэт после южной картины рисует картины суровой Арктики.
Айсберги
Волны Олицетворение Сравнение
Непроглядная тьма бывает на севере полярной ночью, небо там иногда освещается северным сиянием Сравнение, эпитет, Метафора Народную песню, звучит напевно
На третий слог от начала и на третий слог от конца Нет. В народных стихах ее часто не бывает
Былины воспевают богатырей – защитников страны.
Море синее, мгла непроглядная, поле чистое, старина святая, лях гордый, туча темная, свет белый, слава громкая, Русь Могучая…
Запись в тетрадь
Чтобы стихотворение звучало, как былина
Восклицательные
Торжественно
Русь державная, в красе царственной Необъятная Русь
Вопросительной
К Родине
Риторические вопросы
Историческая справка о татаро- монгольском иге (индивидуальное сообщение)
Историческая справка о борьбе Руси с Литвой и Польшей (индивидуальное сообщение)
Историческая справка об Отечественной войне 1812 года (индивидуальное сообщение)
Ответы детей Поэт выражает уверенность, что так было и так будет всегда, что Русь в любых обстоятельствах отстоит свою независимость Русь непобедимая
Поэт пишет о гордости настоящим, а не прошлым своей Родины и объясняется в любви к ней Объяснение в любви к Родине Богатство и величие Руси Слава Руси Торжественно, взволнованно | Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13
Слайд 14
Слайд 15
Слайд 16
Слайд 17
Слайд 18
Слайд 19
|