kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

“И близких всех душа не позабудет…” (по рассказу В.П.Астафьева “Фотография, на которой меня нет”)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

  • углубление знаний учеников о личной и творческой биографии В.П. Астафьева;
  • формирование навыков анализа текста;
  • развитие навыков выразительного чтения;
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«“И близких всех душа не позабудет…” (по рассказу В.П.Астафьева “Фотография, на которой меня нет”)»

Тема урока:

“И близких всех душа не позабудет…” (по рассказу В.П.Астафьева “Фотография, на которой меня нет”).

Цели:

  • углубление знаний учеников о личной и творческой биографии В.П. Астафьева;

  • формирование навыков анализа текста;

  • развитие навыков выразительного чтения;

  • воспитание гражданской позиции через литературное произведение.

Методические приёмы:

  • рассказ учителя;

  • выразительное чтение;

  • беседа по вопросам;

  • элементы анализа текста.

Слайды 1-2.

Оборудование: портрет В. Астафьева, компьютер, мультимедиа, презентация, музыка.

Ход урока

1. Организационный момент.

Эпиграф

Как много жёлтых снимков на Руси
В такой простой и бережной оправе!
И вдруг открылся мне и поразил
Сиротский смысл семейных фотографий:
Огнём, враждой
Земля полным - полна,
И близких всех душа не позабудет…

Николай Рубцов

Слайд 3.

2. Актуализация знаний.

О чём мы говорили на предыдущем уроке? (О биографии В. Астафьева и его книге “Последний поклон”, которая достойна занять своё место на “золотой полке” отечественной литературы.

С какими рассказами-главами из книги писателя вы уже знакомы? (“Конь с розовой гривой”,“Васюткино озеро”).

О чём же эти произведения? (О том, как маленькие герои взрослеют, как формируется их характер).

3. Беседа учителя с учащимися по содержанию рассказа В.П.Астафьева “Фотография, на которой меня нет”.

Учитель. В повести В.П.Астафьева “Последний поклон” рассказывается о том, как мальчик познаёт мир, свою малую родину, как осознает, что любит её, как становится личностью. А ещё эта повесть о старших, о тех людях, которые готовили мальчика к сложной взрослой жизни.

“Последний поклон” - это разговор о детстве и о тех людях, которые согрели это детство теплом своего сердца и лаской своих трудовых рук, заронив в душу его семя живительных исканий”.

Слайды 4-5.

Учитель.

Одной из глав “Последнего поклона” является рассказ “Фотография, на которой меня нет”. Это эпизод из жизни главного героя – Виктора Потылицына.

Каков сюжет рассказа? (Приезд фотографа. Витька простудил ноги и не смог сфотографироваться).

Найдите основную мысль рассказа. (Последнее предложение текста).

Объясните смысл этой фразы. (История – это не только войны, перевороты, кризисы; история складывается из историй и судеб людей. Писателю дорого время его детства, ставшее историей. Фотография – часть истории. Память тоже способна запечатлеть эпоху, создать её портрет. А у писателя память, воспоминания становятся частью художественного произведения).

В какое время происходит действие рассказа? (30-е годы 20 века, Сибирь – родные места писателя).

Чем живет русская деревня в эти годы?

Слайд 6.

Учитель.

Как вы думаете, почему приезд фотографа взбудоражил школу, учеников? Что вообще значило: сфотографироваться в то время? (В деревни приезжали редко. Это было целое событие, разговоров хватало надолго. Фото бережно хранили).

Почему вся деревня решает, где поселить фотографа на ночь?

1) всем хотелось угодить;

2) человеческая забота – это характерно для деревенских жителей.

Почему Витька и Санька ведут себя плохо? (Они не лучшие ученики, но им обидно. По сути, фотография должна всех объединить). Почему полезли в драку? Почему “пропащие”?

Чтение отрывка: от слов“Весь длинный зимний вечер…” до “Тогда пошли мы…”.

Почему Витьки и Саньки не оказалось на фотографии? (Витька застудил ноги. Санька – друг). Ответ: стр. 225.

Слайд 7.

Учитель.

В рассказе есть ещё один герой, которому отведено много места. Это бабушка Витьки, которая лечит мальчика, чтобы тот смог сфотографироваться.

Какие ассоциации возникают у вас со словом “бабушка”? Запишем их на доске и в тетрадях: доброта, забота, старость, аккуратность, мудрость, знание лекарственных трав, морщинки, платок, очки, молитва, седина, натруженные руки, варежки, носки – вязание, сказки, пирожки, ласковая, справедливая.

А теперь наши ассоциации соотнесём с художественным образом бабушки Катерины Петровны: такой ли Астафьев изобразил свою героиню? (Соединяет многие качества, хранительница народной мудрости, семьи, защитница детей).

Чтение отрывков:

1) стр. 223 от “Так я и знала!..” до “Посинели, будто на лёде…”;

2) стр. 224 от “Бабушка уже не колотила…”

Что особенного в речи бабушки? (Диалекты, народные обороты, приметы, присловья).

Слайд 8.

Учитель. (Запишем в тетради).

Почему автор тщательно воспроизводит речь героини? (Всё очень дорого, это воспоминания детства. Даёт возможность читателю услышать живую, яркую, очень эмоциональную разговорную речь деревенской женщины).

Какие ещё воспоминания Виктора связаны с бабушкой?

- лечение: натирала больные ноги, поила отварами, парила в бане;

- окна в доме, стр. 226 от “Деревенское окно…” до “Бабушкины окна…”;

Слайды 9-10.

- цветы в доме, стр. 228 от “После того как загорались…” до конца абзаца;

Слайд11.

- отношение бабушки к людям: к учителю (приняла шапку, пальто; поставила самовар; всё, что было в доме – на стол).

Учитель.

Хорошая бабушка у Витьки?

Вспомним, а с какой целью приезжает в деревню фотограф? (Сфотографировать учеников школы).

Кто был инициатором этого события? (Учителя).

Слайд12.

Учитель.

Расскажите об учителях Виктора.

Почему учителя заботились не только о школе, а и о жителях деревни? (Взаимное уважение).

Чтение: стр. 231 от “Уважение к нашему учителю…” до “…в гулянке народ…”

“Я принёс тебе фотографию, - сказал учитель.

Слайд 13.

Учитель.

Одна из важных черт в характере учителя - уважение к ученику, который заболел и пропустил важное событие.

Какую деталь в портрете учителя особо выделяет автор? (“немного печальные и оттого необыкновенно добрые глаза”).

С какой целью автор вспоминает поход на Лысую гору? (Раскрыть лучшие качества учителя).

Вывод: жизнь учителя и учительницы – своеобразный подвиг: приехали в глухую сибирскую деревню. Городские жители, молоды, ребёнок, нет условий, но они не сдаются.

Чтение: стр. 235 от “Прошли годы…” до конца абзаца.

Учитель.

Бабушка Катерина Петровна, учителя Евгений Николаевич и Евгения Николаевна… Это люди, которые растворились в памяти Вити Потылицына. Живя рядом с такими людьми, каким должен расти, по вашему мнению, Витя?

Мы знаем, что он сирота, самый родной человек для него – бабушка.

Слайд14.

Учитель.

Каким человеком становится герой рассказа? Подтвердите свои доказательства примером из текста. (Отзывчивый, любознательный).

Почему нет страшных картин сиротства, трудной жизни? Цель автора: показать формирование характера героя. Всё лучшее в нас прорастает в мире детства, где царят доброта, любовь, милосердие, уважение. А Витя похож на оживающие весной цветы, он тоже тянется к солнцу, свету, теплу.

Слайд15.

Учитель.

Какое значение имела для Витьки фотография, на которой его не было? (Изображены школьные товарищи, погибшие на войне. Фотография разбудила память о событиях, которые помогли ему стать лучше, взрослее).

Какие чувства он испытывает, рассматривая фотографию? (Фотография воскрешает в памяти дорогие картины из далекого прошлого: события, людей, родные места).

Слайд 16.

Учитель.

Почему не смеётся?

Чтение: стр. 235 “Смотрю, иногда улыбнусь…”

Зачитаем последний абзац: “Деревенская фотография – своеобычная летопись нашего народа, настенная его история”.

Как понимаете эти слова? (История заслуживает внимания и уважения.) А наш герой научился быть внимательным и уважительным.

Подведение итогов.

1. Так о чём рассказ В.П.Астафьева “Фотография, на которой меня нет”?

- о том, как быть добрым,

- о человеческой памяти,

- о способности хранить благодарность к нашему прошлому, простым русским людям,

- о Великой Отечественной войне, о которой Астафьев прямо не говорит, но она присутствует в рассказе незримо,

- о любви к родной земле.

2. Каков герой Астафьева?

Благородный. Помнит добро, ценит любовь и заботу. Это совестливый человек, который не прощает себе прошлых ошибок. Ему дорога память о прошлом, об истории народа, которая складывается из памяти каждого человека. Виктор Астафьев и поэт Николай Рубцов поняли сокровенный смысл, заключающийся в каждой фотографии: “И близких всех душа не позабудет…”

Портрет В. Астафьева.

Слайды 17-18.

3. Подведение итогов урока.

4. Дом задание:

а) принести фотографию из семейного альбома;

б) подготовить рассказ о ней, пользуясь памяткой.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Автор: Панфилова Мария Александровна

Дата: 07.06.2016

Номер свидетельства: 333202


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства