Просмотр содержимого документа
«И.А.Бунин. Очерк жизни и творчества. Основные мотивы лирики. »
11 класс
Программа Г.С.Меркина
Урок № 3.
Тема. И.А.Бунин. Очерк жизни и творчества. Основные мотивы лирики.
Цель:
познакомить учащихся с основными этапами жизненного и творческого пути И.А.Бунина, основными мотивами его лирики, ввести в художественный мир поэта;
развивать речь учащихся;
формировать интерес к самостоятельному чтению произведений писателя, на примере жизни И.А.Бунина воспитывать чувство патриотизма.
Оборудование: мультимедийная презентация.
ХОД УРОКА.
І. Организационный момент.
II. Изучение нового материала.
1. Сообщение темы, цели, плана урока.
2. Слово учителя.
Иван Алексеевич Бунин – одно из самых ярких имен русской литературы. Прекрасный язык, образность, точность, ритмичность прозы, сила воображения, выразительная живописность, тонкий психологизм – лишь некоторые черты его творчества, уходящего корнями в русскую классику.
1. На русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем есть скромная могила. Крест белого камня, небольшой цветничок. На надгробии начертано имя - Иван Алексеевич Бунин. “Вещи и дела, аще не написании бывают, тьмою покрываются и гробу беспамятства предаются, написании же яко одушевленные…”. Духовная жизнь возвысила писателя над хаосом проходящей жизни и обессмертила имя его.
Попробуем понять, от каких истоков и к каким высотам шёл художник…
22 октября 1870 года на Дворянской улице в Воронеже родился мальчик, которого нарекли хорошим русским именем Иван. Его мама, Людмила Александровна Бунина, в девичестве Чубарова, позже рассказывала, что “Ваня с самого рождения отличался от остальных детей”. Уже в его младенчестве она знала, что он будет особенным, ибо “ни у кого нет такой тонкой души, как у него”. Деды и прадеды будущего писателя были родовитыми и богатыми помещиками, владевшими большими землями в Орловской и Воронежской губерниях. Но к тому времени, когда родился Иван, материальное состояние семьи сильно пошатнулось. Его отец, Алексей Николаевич, участник Крымской войны, человек порывистый и беспечный, вёл бурную жизнь кутилы и игрока. Мать была беззаветно предана семье, детям, которых у неё было 9. Тёплую атмосферу в доме создавала она, женщина нежная и душевно тонкая. Из её уст слышал он сказки и стихи русских поэтов, она играла для сына на фортепьяно. Мальчик читал скопленные десятилетиями, с пушкинских ещё времён, книги из богатой домашней библиотеки. “Мать и дворовые любили рассказывать, - от них я много наслушался и песен, и рассказов… Им же я обязан первыми познаниями в нашем богатейшем языке…”
Родился Иван Алексеевич в Воронеже, но свои детские и юношеские годы будущий писатель и поэт провёл на хуторе Бутырки Елецкого уезда Орловской губернии. “Тут, - писал он, в глубочайшей полевой тишине, среди богатейшей по чернозему и беднейшей по виду природы, летом среди хлебов, подступавших к самым нашим порогам, а зимой среди сугробов, и прошло все мое детство, полное поэзии печальной и своеобразной”.
Бунин родился поздней осенью, и это время года навсегда осталось его самой любимой темой.
2. Уже тогда с редкой силой восприятия он чувствовал “божественное великолепие мира”. “Я всегда мир воспринимал через запахи, краски, свет, ветер, вино, еду – и как остро, Боже мой, до чего остро, даже больно”.
На одиннадцатом году Бунина определяют в Елецкую гимназию. “Гимназия и жизнь в Ельце оставили мне впечатления далеко не радостные…” – вспоминал он. После 4 класса он занимался дома под руководством старшего брата Юлия. Единственное, что вынес из гимназии Ваня Бунин, – это собственные стихи о природе, о поэтическом состоянии души, о вере во все светлое и прекрасное:
Позабыв про горе и страданья,
Верю я, что, кроме суеты,
На земле есть мир очарованья,
Чудный мир любви и красоты.
“Ни лицейских садов, ни царскосельских озер и лебедей, ничего этого мне, потомку “промотавшихся отцов”, в удел уже не досталось”,- сознавал Бунин. Бедность заставила его девятнадцатилетним юношей покинуть родовое гнездо “с одним крестом на груди”. Из имения Озерки Елецкого уезда Бунин вышел в мир уже с жизненным багажом – знанием народного и мелкопоместного быта, деревенской интеллигенции, с очень тонким чувством природы, с сердцем, открытым для любви. С 1889 года Бунин начинает сотрудничать в газете “Орловский вестник”. Вскоре выходит небольшой сборник стихов, по его оценке, “чисто юношеских, не в меру интимных”. Началом серьезной литературной работы Бунин считал 1893 год, когда в журнале “Русское богатство” появляется его рассказ из сельской жизни - “Танька”. Он приносит Бунину известность в литературных кругах Петербурга. “То, что я стал писателем, вышло как-то само собой, определилось так рано и незаметно, как это бывает только у тех, кому что-то на роду написано”, – вспоминал он в 1927 году.
3. В 20 лет к нему пришла любовь. Глубоко, без остатка захватило его чувство к Варваре Пащенко. Эту загадочную страсть трудно объяснить житейской неопытностью да сердечной непорочностью юноши-поэта, натура молодой женщины была черствой и расчетливой, и кажется, она не была привлекательна даже внешне. Любовь слепа. Отец девушки весьма состоятельный и практичный человек, врач, был против брака с Иваном Алексеевичем, считая его “не парой дочери”. Варвару, как и ее родителей, отпугивала бедность Бунина. Она отвергла предложение Бунина обвенчаться тайно, но жила с ним как жена почти 5 лет. А в это время тайно встречалась с молодым и богатым помещиком Арсением Бибиковым, за которого потом и вышла замуж. Юношеская любовь Бунина оказалась невечной. Но стремление к любви сохраняет свое очарование. Этот мотив многообразно воплощен в его поэзии.
В 1898 году Бунин отправляется в Одессу. Здесь он сблизился с кружком южнорусских художников, появилось много знакомых. В том же году он внезапно и быстро, всего после нескольких дней знакомства, женился на Анне Николаевне Цакни, дочери издателя и редактора газеты “Южное обозрение”. Брак оказался недолговечным. Разрыв произошел по настоянию жены. По всей видимости, эта вторая печальная история не менее потрясла Бунина. “Ты не поверишь, – писал он Юлию в конце 1899 года, – если бы не слабая надежда на что-то, рука бы не дрогнула убить себя.… Как я люблю ее, тебе не представить…”
Уже после разрыва, в 1900 году, у Бунина родился сын, которого назвали Николаем. К сыну Бунин был очень привязан, но видеть его мог не часто… Этот очаровательный ребенок в пятилетнем возрасте умер от менингита. Больше детей у Бунина не было. Он чувствовал, что не создан для семейного очага и что должен идти своим путем, который не принесет денег и славы, но даст возможность “оставить по себе чекан души своей и обозреть красоту мира”.
4. Бунина-прозаика по-настоящему заметили после “Антоновских яблок”, с которых и начинается его классическая проза. А в начале 1901 года вышел сборник стихов “Листопад”, вызвавший многочисленные отзывы критики. А.И.Куприн писал о “редкой художественной тонкости” в передаче настроения. А.А.Блок признал за Буниным право на “одно из главных мест” среди современной русской поэзии. “Листопад” и перевод “Песни о Гайавате” Г. Лонгфелло были отмечены Пушкинской премией Российской академии наук (19 октября 1903 года). Он трижды удостаивался высшей литературной награды, а в 1909 году был избран почетным членом академии. “Когда я буду писать отзыв о Вашей книге стихов, я…буду сравнивать Вас с Левитаном, которого тоже горячо люблю, которым наслаждаюсь всегда… Чего желал бы я …Вашему перу – твердости! Т.е. – бодрого духа, радости душевной. Засиять бы Вам однажды, в стихах, улыбнуться бы весело людям”, – писал М.Горький о “Листопаде”.
Прикосновение к богатствам природы воодушевляет героя лирических произведений Бунина. Более того, природа становится источником его мужания, его мудрости.
5. Размышляя о современном языке, литературе, Бунин в 1913 году писал: “...испорчен русский язык..., утеряно чувство к ритму и органическим особенностям русской прозаической речи, опошлен или доведен до полнейшей легкости … стих”.
В январе 1915 года, когда Европу заливала кровь Первой мировой войны, он выразил один из своих заветов в простых и благородных строках. (Учащийся читает стихотворение “Слово”).
Молчат гробницы, мумии и кости,-
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный - речь.
Важным событием в жизни Бунина была встреча в 1907 году с “тихой барышней с леонардовскими глазами из старинной дворянской семьи” – Верой Николаевной Муромцевой. Она окончила естественное отделение Высших женских курсов, владела иностранными языками, увлекалась литературой, искусством. Вера Николаевна сумела создать атмосферу любви, заботы, внимания, скромного самоотвержения, в которой так хорошо жилось и спокойно работалось Бунину. Тридцатисемилетний Бунин, наконец, обрел семейное счастье.
Писатель, тяготевший к старой дворянской культуре, к ее традициям, помимо свой воли оказался втянутым в круговорот бурных исторических событий. Войну 1914 года он принял как “беспримерную катастрофу”, болезненно воспринимал человеческие страдания, бесчисленные и бессмысленные смерти. Октябрьской революции 1917 года Бунин не принял. “В мире тогда уже произошло нечто невообразимое: брошена была на произвол судьбы – и не когда-нибудь, а во время величайшей мировой войны – величайшая на земле страна,…где вдруг оборвалась громадная, веками налаженная жизнь и воцарилось какое-то недоуменное существование, беспричинная праздность и противоестественная свобода от всего, чем живо человеческое общество”, – писал позже писатель. Бунин говорил, что он не может жить в новом мире, что он принадлежит к старому миру Гончарова, Толстого, Москвы, Петербурга, что новая поэзия только там, “а в новом мире он не улавливает ее”. Писатель скорбит о России, “погибшей на наших глазах в такой волшебно краткий срок».
6. Весной 1918 года вместе с женой Бунин уехал из Москвы на юг России. “Подумать только, – возмущался он в Одессе, – надо еще объяснять то одному, то другому, почему именно не пойду служить в какой-нибудь Пролеткульт! Надо еще доказывать, что нельзя сидеть рядом с чрезвычайкой, где чуть не каждый час кому-нибудь проламывают голову, и просвещать насчет “последних достижений в инструментовке стиха…”. В январе 1918 года еще в Москве Бунин начинает вести дневник, продолжает его в Одессе; из дневниковых записей и родилась книга “Окаянные дни”, опубликованная в 20-е годы уже в эмиграции.
Разруха в стране, смена власти на местах, кровопролитие, налеты анархических банд, неопределенность будущего и массовый отъезд интеллигенции за пределы России болью легли на сердце писателя. Не удивительно, что Бунин, как писала Вера Николаевна, был “раздавлен событиями”.
“ Я не хочу стать эмигрантом. Для меня в этом много унизительного. Я слишком русский, чтобы бежать со своей земли”, – писал Бунин. Решение покинуть Россию приходило нелегко. Все медлил и медлил Иван Алексеевич. Но “ ...убедившись, что наше дальнейшее сопротивление грозит нам лишь бесплодной, бессмысленной гибелью, ушли на чужбину”. В начале февраля 1920 года на французском пароходе “Спарта” вместе с женой он покинул красную Одессу. Итак, Бунин – добровольный изгнанник: Константинополь, София, Белград. С марта 1920 года – Париж. Несмотря на то, что Бунина во Франции почитали, хвалили, у него однажды вырвались горькие слова: “Как обидно умирать, когда все, что душа несла, выполняла, никем не понято и не оценено по-настоящему!”
У птицы есть гнездо, у зверя есть нора.
Как горько было сердцу молодому,
Когда я уходил с отцовского двора,
Сказать прости родному дому!
У зверя есть нора, у птицы есть гнездо.
Как бьется сердце, горестно и громко,
Когда вхожу, крестясь, в чужой, наемный дом
С своей уж ветхою котомкой!
7. Память о Родине всю жизнь питала его творчество. В Грасе, небольшом городке под Парижем, где жили Бунины долгие годы, были написаны его наиболее значительные произведения. Среди них роман “Жизнь Арсеньева”, за который ему была присуждена Нобелевская премия. В официальном сообщении говорилось: “ Решением Шведской академии от 9 ноября 1933 года Нобелевская премия присуждена Ивану Бунину за строгий артистический талант, с которым он воссоздал в литературной прозе типичный русский характер”. Константин Паустовский сказал о романе, что он представляет новый жанр в мировой литературе, где поэзия и проза слились воедино. Но сколько грусти в записях Бунина об этих днях: “ ... все новые и новые приветственные телеграммы чуть не из всех стран мира, – отовсюду, кроме России”.
“Талант талантом, а все-таки “всякая сосна своему бору шумит”. А где мой бор? С кем и кому мне шуметь?” – с горечью говорил он. Как вспоминает его жена, больше всего Ивану Алексеевичу хотелось увидеть Родину, чудом вернуть прежнюю, православную Россию.
8. В годы оккупации Франции Бунин жил в Грассе, голодал, очень нуждался (Нобелевская премия, полученная в 1933 году, была уже израсходована). Но он упорно отвергал все предложения сотрудничать в фашистской прессе. А сам много работал, читал, писал.
"Темные аллеи", "Натали", "Речной трактир", "Холодная осень", "Чистый понедельник"-1938, 1941, 1943, 1944-й. Для писателя это было внутреннее сражение, единоборство с тем злом, которое захлестывало мир. В годину тяжких испытаний и невиданных жестокостей Бунин напоминал людям о любви, о самом высоком и прекрасном.
Передавая “Темные аллеи” для публикации в США, Бунин сказал: “Это книга о любви с некоторыми смелыми местами. В общем, она говорит о трагическом и о многом нежном и прекрасном. Думаю, что это самое лучшее и самое оригинальное из того, что я написал в жизни!”…В полном объеме книга Бунина “Темные аллеи” вышла в Париже в 1946 году.
Зверствам фашистов, их бредовым теориям о превосходстве арийцев и ничтожестве славянских народов Бунин противопоставлял силу, стойкость и красоту русской души, духовное величие и благородство русской женщины, умеющей любить и беззлобно отстаивать свое достоинство, хранить верность самым высоким идеалам. И он особенно страдал, когда на русскую землю вступили гитлеровские войска. В далеком оккупированном фашистами Грассе он напряженно следил за сражениями русских, делая отметки на огромных картах Советского Союза, развешенных в его кабинете. Он ловил сведения из вражеских газет и радиопередач, когда удавалось, слушал сводки Советского информбюро, расспрашивал военнопленных - сопоставлял, искал правду среди многих ложных сообщений, страдал, негодовал, отчаивался и радовался, когда узнавал о победе советских войск.
О накале его чувств говорят записи в дневниках военных лет, по-бунински краткие, сдержанные, пронзительно-емкие.
1941. "Страшные бои русских и немцев. Минск еще держится". "Взят Витебск. Больно". "Во время обеда радио: взята Полтава. В 9 часов: взят Киев. Взято то, взято другое… Что дальше? Россия будет завоевана? Это довольно трудно себе представить". "Самые страшные для России дни, идут страшные бои-немцы бросили, кажется, все свои силы". "Русские атакуют и здорово бьют". "Русские взяли назад Ефремов, Ливны и еще что-то".
"Прекрасный солнечный день. Русские взяли Керчь и Феодосию".
1942. "Полнолуние. Битвы в России. Что-то будет? Это главное-судьба мира зависит от этого…". "Шестого июля объявили, что взят Воронеж. Оказалось - брехня: не взят и посегодня". "Взят Новороссийск. И все-таки думаю - вот-вот будет большое и плохое для немцев…". "И с Царицыном и с Кавказом немцы все-таки жестоко нарвались. Последние дни им просто нечего сказать: берем дом за домом…".
1943. "Взяли русские Курск, идут на Белгород. Не сорвутся ли?" "Часто думаю о возвращении домой. Доживу ли? И что там встречу?"
1944. "Все думаю: если бы дожить, попасть в Россию! А зачем? Старость уцелевших… кладбище всего, чем жил когда-то…". "Взят Псков. Освобождена уже вся Россия! Совершенно истинно гигантское дело!"*
Освобождение Франции и победу Советской Армии Бунин воспринял как великий праздник. Но вернуться на Родину все-таки отказался.
9. С 1947 года Бунина не оставляли болезни, и вместе с болезнями и полной невозможностью работать материальные его дела пришли в окончательный упадок. Семья впала в большую нужду. “Все проходит, все не вечно!” – за этими словами – попытка Бунина сохранить мужество. Но ничто не могло заставить его отказаться от мысли о России. Она была в его сердце. “Разве можем мы забыть Родину? Может человек забыть Родину? Она - в душе. Я очень русский человек. Это с годами не пропадает”. В письмах и дневниках Бунин говорит о своем желании возвратиться в Москву. Но в старости и болезнях решиться на такой шаг непросто. Не было уверенности, сбудутся ли надежды на спокойную жизнь и на издание его книг.
В два часа ночи с седьмого на восьмое ноября 1953 года Иван Алексеевич Бунин тихо скончался. От жизни человеческой, от веков, поколений остается на земле высокое, доброе и прекрасное. Только это. Так и от жизни Бунина осталось его высокое, доброе и прекрасное искусство, которое влилось в великую русскую литературу. И останется с нами навсегда! (Учащийся читает стихотворение “И цветы, и шмели, и трава, и колосья…”).
И цветы, и шмели, и трава, и колосья,
И лазурь, и полуденный зной...
Срок настанет — Господь сына блудного спросит:
«Был ли счастлив ты в жизни земной?»
И забуду я все — вспомню только вот эти
Полевые пути меж колосьев и трав —
И от сладостных слез не успею ответить,
К милосердным Коленам припав.
Итоги
Определяя свое творческое кредо, Бунин писал: “Я не касался в своих произведениях политической и общественной злободневности, я не принадлежал ни к одной литературной школе, не называл себя ни декадентом, ни романтиком… Меня занимали вопросы психологические, религиозные, исторические”.
3. Беседа.
1. В каком городе родился И.А.Бунин?
2. Какое время года навсегда осталось самой любимой порой И.Бунина?
3. Какой рассказ из сельской жизни, созданный в 1893 году, Бунин считал началом серьезной литературной работы?
4. Какой сборник стихов Бунина, опубликованный в 1901 году, вызвал многочисленные отзывы критики, а А.А. Блок признал за автором право на “одно из главных мест” среди современной русской поэзии?
5. Какой высшей литературной награды трижды удостаивался И.А.Бунин?
6. За какое произведение И.А.Бунин получил в 1933 году Нобелевскую премию?
7. Во время каких трагических событий И.Бунин выразил один из своих заветов в простых и благородных строках:
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный – речь.
8. В какой стране с 1920 года находился И.Бунин в эмиграции?
9. О какой своей книге И.Бунин сказал: “Это книга о любви с некоторыми смелыми местами. В общем, она говорит о трагическом и о многом нежном и прекрасном…”?
4. Основные мотивы лирики И.А.Бунина.
Бунин законно входит в число поэтов, составляющих пушкинскую плеяду (Баратынский, Тютчев, Фет, Полонский, А. К. Толстой), и идет прежде всего именно от Пушкина: стихи его столь же кратки, точны, волшебно просты и, лишенные всяческих внешних "украшений", по-настоящему поэтичны в каждом звуке, в каждой строке.
Классическая четкость, скульптурная завершенность и необычайная пластичность - отличительные черты поэзии Бунина. Поэзия Бунина предельно изобразительна и осязательна: природа отражается в ней во всей своей красоте и прелести, во всем своем разнообразии и блеске.
В этом смысле особенно замечательна поэма "Листопад" - одно из самых совершенных созданий Бунина в пейзажном жанре. "Листопад" - чуть ли не единственная поэма о природе в русской лирике. Это - подробная, безупречно поэтическая картина русской осени от ее начала до исхода, от первых разноцветных листьев до легкой и мягкой пороши.
Поэма начинается очень ярким и образным описанием осеннего леса:
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Сравнение леса с теремом сразу же придает поэме оттенок узорности - не надуманной, а глубоко правдивой и целиком погружает читателя в роскошь красок нашей русской осени.
Автор не ограничивается, однако, только сравнением, он углубляет и детализирует его;
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То тут, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца...
Как хороши и уместны здесь эти "оконца" - ведь в теремах были не окна, а именно "оконца" - и как естественно далее появление осени в образе вдовы, что так гармонирует с кладбищенской тишиной леса:
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой...
Образ осени-вдовы наполняет поэму и глубокой содержательностью - Бунин, кстати говоря, всегда и везде содержателен,- и нежным теплом человечности.
Певучие и звучные строфы поэмы как бы день за днем показывают живописные приметы осени: "серебряную сеть" паутины, последних мотыльков, сыто квохчущих дроздов, тревожно-лунную тишину ночи, неумолчный шорох дождя, отлет гусиных караванов, предзимнее оледенение, первый снег, разрушенный ветрами "терем" и над ним - ледяное свечение зимних звезд...
В поэме дается, в частности, сцена охоты, поскольку без охоты немыслима русская осень:
Сквозь шум деревьев за долиной,
Теряясь в глубине лесов,
Угрюмо воет рог туриный,
Скликая на добычу псов,
И звучный гам их голосов
Разносит бури шум пустынный.
Внешне узорно-сказочный "Листопад" остается подлинно реалистической осенней поэмой, воплощающей красоту в повседневности.
Бунин, как и Пушкин, находил красоту именно в повседневном пейзаже.
Но пейзаж Бунина никогда не был самодовлеющим: за ним всегда стояла мысль, идея.
В одном из стихотворений ("Еще и холоден и сыр февральский воздух...") поэт сам заявил об этом:
Нет, не пейзаж влечет меня,
Не краски жадный взор подметит,
А то, что в этих красках светит:
Любовь и радость бытия.
Пленительная радость бытия, чувственность ощущения земли, жизни на ней, сознание ее непрерывности - все это делает поэзию Бунина исключительно оптимистической. Оптимизм не покидает поэта даже в его раздумьях о преходящести отдельной человеческой жизни:
Пройдет моя весна, и этот день пройдет,
Не весело бродить и знать, что все проходит,
Меж тем как счастье жить во веки не умрет,
Покуда над землей заря зарю выводит
И молодая жизнь родится в свой черед.
Поэзия Бунина, как сходная с ней живопись Левитана или музыка Рахманинова, одухотворена и согрета любовью к родной земле.
Но я люблю, кочующие птицы,
Родные степи. Бедные селенья –
Моя отчизна; я вернулся к ней
Усталый от скитаний одиноких
И понял красоту в ее печали
И счастие - в печальной красоте.
Любви поэта к Родине с юных лет сопутствовало исключительно острое чувство историзма, чувство ее прошлого, ее героической древности. Поэт в целом ряде стихов ("Ковыль", "На рассвете", "Любил он ночи темные в шатре", "После битвы", "Степь", "Святогор и Илья", "Край без истории" и другие) с нежной печалью и гордой радостью воспевал старинные украинские дороги (шляхи), по которым, возможно, проходили полки Игоря, ржавые щиты в ковыле, черного ворона среди степной глухомани, величие и грусть одиноких курганов, пленного князя Всеслава с его грезами о музыкальном колокольном звоне Киевской Софии...
Любя прошлое своей страны, Бунин, естественно, очень ценил и ее фольклор - сказки, песни, былины, предания, заговоры, легенды - все бесконечно разнообразное вековое творчество народа. Это сказывается во многих его стихотворениях. Особенно показательна в этом смысле чудесная маленькая поэма "Петров день", основанная на мотивах русальных игрищ:
Девушки-русалочки, Звонко стало по лугам,
Забелела речка в сумраке,
В алеющем пару,
Пахнет пнями лес березовый
По откосам, берегам, -
Чист и зелен он, кудрявый,
Поутру...
Природа для Бунина - не только нескудеющий родник творчества, не только образ Родины и ее древности, но иногда и подлинное счастье, отрешение на какие-то минуты от всех дум и забот, полнейший душевный и физический отдых:
Вон радуга... Весело жить,
И весело думать о небе,
О солнце, о зреющем хлебе,
И счастьем простым дорожить:
С открытой бродить головой,
Глядеть, как рассыпали дети
В беседке песок золотой...
Иного нет счастья на свете.
Природа, с ее вековой мудростью, красотой и чистотой, дает не только ощущение блаженного отдыха, но и пробуждает воспоминания о детстве, возвращает к его никогда не остывающей прелести.
В поэзии Бунина, наполненной большими, глубокими и сложными чувствами, всегда жил, радовался и печалился человек. Не мало стихов посвятил Бунин земледельческому труду - в его прежнем, "первобытном" виде,- а также одному из самых высоких и благородных человеческих чувств - любви к женщине.
Любовь в поэзии Бунина обычно нераздельно слита с природой, и присутствие в его пейзаже девичьего или женского образа сообщает ему, пейзажу, двойную красоту.
Вид сумеречного весеннего леса после грозы рождает в душе поэта воспоминания о недавней любви:
Все пронеслось, как бурный вихрь весною,
И все в душе я сохраню, любя...
Слезою светлой блещет надо мною
Звезда весны за чащей кружевною,
Как я любил тебя!
Наконец природа часто вызывает у поэта философские раздумья, уводит его мысль в глубину веков, заставляет еще и еще раз обращаться к вопросам жизни и смерти, мирочувствования и мироздания. Поэт, естественно, жил современностью, но его душе одновременно были близки и времена Рамзесов, запечатленные в египетских пирамидах, и дни Киевской Руси, о которых гудел вековой звон, "призывавший некогда в походы на печенегов", и битвы Богдана Хмельницкого, вспоминаемые под шум ковыля на забытых степных курганах, и эпоха Ивана Грозного, отраженная в восточно-изысканной узорности собора Василия Блаженного. Бунин, как писал он в стихотворении "Ночь", искал в этом мире "сочетанья прекрасного и вечного", с острой творческой радостью ощущал - именно через любовь - свою внутреннюю причастность к жизни всех времен и всех народов (оставаясь, конечно, глубоко национальным поэтом):
Как письмена мерцают в тверди синей Плеяды, Вега, Марс и Орион.
Люблю я их теченье над пустыней
И тайный смысл их царственных имен.
Как нынче я, мирьяды глаз следили
Их древний путь. И в глубине веков
Все, для кого они во тьме светили,
Исчезли в ней, как след среди песков.
...Но есть одно, что вечной красотою
Связует нас с отжившими. Была
Такая ж ночь - и к тихому прибою
Со мной на берег девушка пришла.
И не забыть мне этой ночи звездной,
Когда весь мир любил я для одной.
Пусть я живу мечтою бесполезной,
Туманной и обманчивой мечтой, -
Ищу я в этом мире сочетанья
Прекрасного и тайного, как сон.
Люблю ее за счастие слияния
В одной любви с любовью всех времен!
Однако - и это надо подчеркнуть особенно - философские раздумья и чувство слиянности с прошлым никогда не отвлекали и не отчуждали Бунина от живой жизни. В стихотворении "В горах" поэт, следя за луной, катящейся среди туч, писал:
Но погляди на небосклон:
Луна стоит, а дым мелькает...
Не Время в вечность убегает,
А нашей жизни бледный сон!
Так поэт утверждает непрерывность и неиссякаемость Времени, т. е. жизни, которая с такой полнотой и разнообразием отразилась в его замечательном творчестве.
Из стихов Бунина можно было бы составить великолепную антологию "Времени года", поскольку природа воплощена в них во всей своей бесконечно разнообразной красоте. Бунин, пожалуй, самый щедрый среди "певцов родной природы" в русской поэзии.
Бунин никогда - ни до революции, ни после нее, живя за границей, в отрыве от Родины,- не поддавался обвораживающим соблазнам декаданса: он до конца дней - оставался писателем-реалистом, непревзойденным знатоком русского языка, великим мастером слова.
5. Задание для творческой работы:
Анализ стихотворения «Одиночество» по вопросам.
И ветер, и дождик, и мгла
Над холодной пустыней воды.
Здесь жизнь до весны умерла,
До весны опустели сады.
Я на даче один. Мне темно
За мольбертом, и дует в окно.
Вчера ты была у меня,
Но тебе уж тоскливо со мной.
Под вечер ненастного дня
Ты мне стала казаться женой...
Что ж, прощай! Как-нибудь до весны
Проживу и один — без жены...
Сегодня идут без конца
Те же тучи — гряда за грядой.
Твой след под дождем у крыльца
Расплылся, налился водой.
И мне больно глядеть одному
В предвечернюю серую тьму.
Мне крикнуть хотелось вослед:
«Воротись, я сроднился с тобой!»
Но для женщины прошлого нет:
Разлюбила — и стал ей чужой.
Что ж! Камин затоплю, буду пить...
Хорошо бы собаку купить.
1. Прочитайте стихотворение. Определите, как его название определяет тему и основную мысль стихотворения.
2. Какие темы и мотивы бунинской поэзии мы отмечаем в нем?
3. Почему лирический герой одинок? Что с ним произошло?