kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Гуманистический пафос рассказа-эпопеи М.А.Шолохова "Судьба человека"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Главная цель урока - помочь учащимся осмыслить идейно-художественное содержание рассказа, его глубокую нравственную сущность; прочувствовать эмоциональную атмосферу рассказа, задуматься о вечных нравственных ценностях; развивать навыки анализа текста, умение выбирать главное, обобщать; воспитывать в детях уважение к подвигу солдата Великой Отечественной войны, к героическому прошлому своей страны.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Гуманистический пафос рассказа-эпопеи М.А.Шолохова "Судьба человека"»



Региональный конкурс профессионального мастерства педагогов

образовательных организаций Курской области

на лучшую методическую разработку

«Мой лучший урок о Великой Победе»





Тема урока:

«Гуманистический пафос

рассказа-эпопеи

М.А.Шолохова «Судьба человека»


(урок литературы в 9 классе)







Зайцева Ирина Николаевна

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Становская средняя общеобразовательная школа» Тимского района Курской области, учитель русского языка и литературы

307060 Курская обл., п. Тим, ул. Комарова д.19

8(47153)3-22-42, irina-zayceva-1971@mail.ru, 8-919-274-85-44









Курск, 2015 год


«Гуманистический пафос рассказа-эпопеи М.А.Шолохова

«Судьба человека»

Цели урока:

  1. помочь учащимся осмыслить идейно-художественное содержание рассказа, его глубокую нравственную сущность; прочувствовать эмоциональную атмосферу рассказа, задуматься о вечных нравственных ценностях;

  2. развивать навыки анализа текста, умение выбирать главное, обобщать;

  3. воспитывать в детях уважение к подвигу солдата Великой Отечественной войны, к героическому прошлому своей страны.

Задачи урока: совершенствовать навыки самостоятельного анализа произведения, умения выделять главное, развивать речь.

Планируемые результаты делятся на три группы: познавательные, коммуникативные и регулятивные.

Предметные: уметь делать краткий, художественный и выборочный пересказ, выразительно читать текст, делать сравнительную характеристику героев, знать содержание прочитанного произведения, воспринимать текст литературного произведения.

Познавательные УУД: искать и выделять необходимую информацию, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, свободно ориентироваться и воспринимать текст художественного произведения, смысловое чтение; содействовать развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Развивать творческое воображение, познавательную активность.

Личностные УУД: стремиться к речевому самосовершенствованию; нравственно-этической ориентации, понимать и осознавать роль советского солдата в победе над фашизмом.

Регулятивные УУД: планировать, выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.

Коммуникативные УУД: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, соблюдать правила речевого поведения, уметь с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Средства обучения: компьютер, проектор, текст рассказа, раздаточный материал.

Межпредметные связи: обществознание

Технологии обучения: технология проблемного диалога

Методы обучения: словесные (аналитическая беседа), наглядные (репродукции, слайды презентации), частично-поисковые (работа с текстом).


ХОД УРОКА

  1. Организационный момент (1-2 мин.)

Где трава от росы и от крови сырая,

Где зрачки пулеметов свирепо глядят,

В полный рост, над окопом переднего края,

Поднялся победитель-солдат.

А. Сурков

В этом году наша Родина отмечает 70-летие Победы в Великой Отечественной войне. И сегодня мы поговорим о подвиге народа-победителя, о тяготах и ужасах тех страшных лет, унесших более 27 миллионов жизней советских людей: солдат, женщин, стариков, детей.

  1. Актуализация знаний (10 мин.)

  1. Слово учителя

«Судьба человека» — рассказ советского русского писателя Михаила Шолохова. Написан в 1956—1957 годах. Первая публикация — газета «Правда», номера за 31 декабря 1956 и 1 января 1957 года.

Сюжет рассказа основан на реальных событиях. Весной 1946 года на охоте Шолохов встретил человека, который поведал ему свою печальную историю. Шолохова захватил этот рассказ, и он решил: «Напишу рассказ об этом, обязательно напишу». Через 10 лет, перечитывая рассказы Хемингуэя, Ремарка и других зарубежных писателей, Шолохов за семь дней написал рассказ «Судьба человека»

В 1959 году рассказ был экранизирован советским режиссёром Сергеем Бондарчуком, сыгравшим главную роль. Фильм «Судьба человека» в 1959 году был удостоен главного приза на Московском кинофестивале и открыл режиссёру путь в большое кино.

  1. Обогащение словарного запаса обучающихся. Работа со словами. Как вы понимаете значение слов судьба, рассказ, эпопея, реализм, гуманизм? (сверка с эталоном слайд №2 в презентации)

  2. Актуализация знаний, необходимых для работы над новым материалом.

Задание: 3 группы обсуждают 1-2 мин., пользуясь текстом произведения, выписывают в предложенные таблицы (приложение №1) ключевые слова, содержащие характеристику главных действующих лиц рассказа: автор-повествователь, Андрей Соколов, Ванюшка (слайд №3)

Группы формируются по принципу дифференциации. Группе, в состав которой входят наиболее сильные обучающиеся, предлагается работа по характеристике Андрея Соколова.

Проблемный вопрос: Какое историческое событие объединяет судьбы автора-повествователя и Андрея Соколова?

Вывод: М.Шолохов использует «толстовскую» литературную традицию описания военных действий глазами непосредственного участника.

  1. Постановка учебной задачи (1-2 мин.)

Война бесчеловечна: ведь человек убивает человека. От него требуется быть жестоким и злым, забыть о нравственных законах и божьих заповедях.

Проблемный вопрос. Возможно ли в такое время сохранить себя, свою душу, все то, что составляет человечность – любовь к людям, способность делать добро, отзывчивость и чуткость?

Главный герой произведения – шофер Андрей Соколов. Именно в его действиях находит свое отражение гуманистическая тема (слайд №5).

  1. Открытие нового знания (15 мин.)

  1. Анализ эпизода. Герой в немецком плену (слайд №6)

Диалог, побуждающий к открытию нового знания. Примерные вопросы:

  1. Как относились фашисты к советским военнопленным?

  2. Как характеризует героя эпизод с Мюллером? (стойкость, желание преодолеть унижения и не показать страх врагу)

  3. Что вы знаете о Женевской конвенции об обращении с военнопленными от 1929 года (связь с предметом обществознание)

  4. Почему советские военнопленные не содержались в соответствии с Женевской конвенцией?

  5. Что давало силы людям терпеть невыносимые страдания? Какое из высказываний ближе именно вам в понимании основной мысли рассказа? (слайд №7)

    М.Шолохов

    Андрей Соколов

    «Русский человек, стиснув

    зубы, переносил и перенесёт

    все лишения и невзгоды,

    идя на подвиг во имя Родины».


    «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала»

  6. Чего хотели достичь каратели, подвергая человеческое достоинство унижению, страху? (сломить волю, сделать человека слабым, жестоким)

  1. Анализ эпизода. Встреча с Ванюшкой. Примерные вопросы:

  1. Случается, когда несчастья кряду,

Гнетёт непоправимая беда,

Но, если вдруг судьба даёт награду,

Пренебрегать не нужно никогда.

Анатолий Болутенко

И снова «судьба» даёт нашему герою новую встречу. Прочитайте эпизод встречи Соколова с Ванюшкой. (слайд №8)

  1. Что общего в судьбах двух героев? (оба сироты, одинокими их сделала война)

  2. Почему Андрей Соколов называет Ванюшку сыном и принимает на себя заботы о его воспитании? (Сердце героя не зачерствело на войне среди боли, страха и унижения. Чужую боль он воспринимает как свою собственную).

Вывод по проблеме урока

  1. Возвращаемся к проблеме урока: «Возможно ли во время войны, во времена смертей и страха сохранить себя, свою душу, все то, что составляет человечность – любовь к людям, способность делать добро, отзывчивость и чуткость?

Вывод. Таким образом, в рассказе "Судьба человека" автор показал, что несмотря на все тяготы войны, личные утраты, люди не зачерствели сердцем, они способны делать добро, стремятся к счастью, любви.

  1. Найдите в тексте рассказа слова, содержащие мысли о достойном будущем наших героев (выразительное чтение).

«Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края

военным ураганом невиданной силы... Что-то ждет их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина».

  1. Включение нового знания в систему знаний и повторение. (10 мин.)

  1. Задание. Соотнесите высказывания великих людей с текстом рассказа или вашими личными жизненными впечатлениями и знаниями о Великой Отечественной войне.

От войны нельзя ждать никаких благ.

Вергилий

Во время войны законы молчат.

Лукан

Затевающие войну сами попадают в свои сети.

Иоанн Дамаскин

  1. Задание. Из предложенных тем сочинений отметьте значками те, которые можно проиллюстрировать примерами из рассказа-эпопеи «Судьба человека» (работа в парах)

«Его зарыли в шар земной, а был он лишь солдат…»

-

«Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне»

x

«Суровые будни войны»

x

«Обыкновенный фашизм»

x

«Дети и война»

x

«У войны не женское лицо»

-


  1. Рефлексия деятельности (итог урока) (3 мин.)

2-3 минуты;

Вопросы:

  1. Какую проблему поставили в начале урока?

  2. Удалось ответить на поставленный вопрос?

  3. Каким способом?

  4. Какие получили результаты?

  1. Задавание на дом. (1 мин)

Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Обыкновенный фашизм».


























Приложение №1

Женевская конвенция об обращении с военнопленными, иначе называемая Женевская конвенция 1929 года была подписана в Женеве 27 июля 1929 года. Её официальное общепринятое название конвенция об обращении с военнопленными. Вступила в силу 19 июня 1931 года.

Статьи 9 и 10 регулируют требования к помещениям, где содержатся военнопленные, запрещают содержание военнопленных вблизи зоны военных действий, в неблагоприятном климате, в антисанитарных или пожароопасных условиях.

Статьи 11, 12 и 13 устанавливают, что рацион питания военнопленных должен быть равен рациону питания военнослужащих на казарменном положении, разрешают готовить дополнительную пищу, если она доступна и запрещают наказания едой. Военнопленные могут привлекаться для работы на кухне. Должно быть налажено снабжение водой в достаточном количестве, разрешается курение табака. Снабжение одеждой лежит на стороне, которая держит военнопленных, должна быть обеспечена и её починка. Для работ должны быть предусмотрены спецкомбинезоны. В лагерях военнопленных должны быть лавки по торговле продуктами и предметами обихода.

Статьи 14 и 15 обязывают иметь лазареты в каждом лагере и предоставлять ежемесячный медосмотр и адекватное лечение, включая бесплатное протезирование.

Статьи 16 и 17 оговаривают свободу оправления религиозных обрядов, не нарушающих общественный порядок и поощрение спортивных и иных увлечений в лагере.

Статьи 18 и 19 определяют подчиненность ответственному офицеру, отдание чести и право на знаки различия.

Статьи 20-23 устанавливают денежное содержание, соответствующее званию, обслуживающий персонал из числа военнопленных, соответствующий званию, право на переводчиков или допросы на родном языке для военнопленного. Денежное содержание должно быть компенсировано после окончания военных действий содержащей военнопленного стороне той стороной, на службе которой находится военнопленный.

Статья 24 оговаривает право военнопленного пересылать оговоренную часть своих денежных средств родственникам.

Статьи 25 и 26 устанавливают ограничения на транспортировку раненных военнопленных, если это не требуется военной обстановкой. Военнопленные в случае перемещения в новый лагерь должны быть заранее уведомлены, имеют право взять с собой личные вещи и их новый почтовый адрес должен быть своевременно изменен.

Статьями с 27-й по 34-ю устанавливается порядок труда военнопленных. Равный с местным населением трудовой день, один выходной в неделю, ответственность государства за работу у частных лиц, недопустимость тяжких для уровня развития военнопленного работ и использование военнопленных на опасных или угрожающих здоровью работах. Не допускается труд военнопленных на военных сооружениях или вообще имеющий отношение к военным действиям. Офицеры привлекаются к работам по их желанию. Труд военнопленного должен быть оплачен по тарифам и определена доля заработка, получаемого наличными.


http://yandex.ru/images/search

Источник: http://www.pravmir.ru/stixi-o-vojne/#ixzz3UxDg8p5Q



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Гуманистический пафос рассказа-эпопеи М.А.Шолохова "Судьба человека"

Автор: Зайцева Ирина Николаевна

Дата: 16.11.2015

Номер свидетельства: 253664


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства