I | Организационный момент - психологический настрой учащихся. | Учитель приветствует учащихся. Взаимное приветствие. - Начнём с традиционных правил. (учитель зачитывает начало «правил») Будь спокойным и … (внимательным). Говорите чётко, внятно, Чтобы было всё… (понятно) Если хочешь отвечать – Надо… (руку поднимать) Запомни, что поют на пении Читают… (на уроке чтения) Если друг стал отвечать, Не спеши… (перебивать) А помочь захочешь другу – Подними … (спокойно руку) Когда звонок раздался снова… (К уроку будь всегда готовым). | | Приветствуют учителя. Учащиеся внимательно слушают учителя, хором завершают начатые им правила. Учащиеся занимают свои рабочие места, готовят рабочее место. |
II | Подготовка к восприятию нового материала. - подготовить учащихся к восприятию нового материала. Коррекционное упражнение «Ребус». - развитие внимания. | Учитель предлагает посмотреть на экран и разгадать ребус. Инструкция: перед вами две таблицы: одна с буквами, другая – со схемой, показывающей последовательность соединения букв. Вам необходимо угадать слово, которое зашифровано. - Какое слово получилось? - Кто этот человек? Учитель обобщает ответы учащихся. Георгий Скребицкий – известный писатель. Родился в г. Москве, в семье врача, прожил 61 год, написал много познавательных рассказов для детей о природе. Обратите внимание на выставку книг. Я хочу добавить, что Г. Скребицкий – писатель-натуралист. Натуралист – это тот, кто занимается изучением природы. | Таблица 1. Слайд 1 (Портрет Г.Скребицкого). Выставка книг. На доске вывешивается словарное слово НАТУРАЛИСТ. | Учащиеся внимательно слушают инструкцию учителя, задают уточняющие вопросы. Каждый учащийся старается ответить на поставленный вопрос. - Скребицкий. - Учащиеся вспоминают биографию Георгия Скребицкого. |
III | Проверка домашнего задания. - проверить усвоение ранее изученного материала. 3.1. Упражнение «Составь план». - уточнить знания о ранее изученном материале. | Учитель задает учащимся вопросы: - С каким рассказом писателя - натуралиста вы познакомились на прошлом уроке? Учитель предлагает учащимся разбиться на группы (по рядам). Каждой группе раздаются конверты с заданием. - У вас на столах конверты. Распределите предложения в нужной последовательности по содержанию этой части произведения. - Что у вас получилось? Учитель обобщает ответы учеников. -Вы дружно поработали в группах и успешно выполнили задание. - Давайте вспомним, о чем вы прочитали на прошлом уроке, в этом вам поможет составленный план. Учитель обобщает ответы учащихся. | Слайд 2 Страх зайчика осенью. Первый снег. Хитрые петли зайца. Неожиданная радость. | Учащиеся отвечают на поставленные вопросы (стараются дать ответ полным предложением). - «Всяк по-своему» 1-я часть. Учащиеся располагают в правильной последовательности предложения. - План 1-й части. Учащиеся пересказывают 1-ю часть рассказа по составленному плану. |
V | Объяснение нового материала. 5.1. Артикуляционная разминка: - развивать артикуляционную моторику, подготовить к выразительному чтению. 5.2. Чтение 2-й части рассказа по цепочке. - знакомство учащихся с текстом 2-й части рассказа. 5.3. Словарная работа. Словарно-лексическая работа. - познакомить с лексическим значением незнакомых слов. Физминутка. - снять общее утомление учащихся (соблюдение охранительного режима). 5.4. Работа по содержанию прочитанного текста. - проанализировать прочитанный текст 2-й части рассказ; - выявить, как учащиеся усвоили прочитанный текст. | Прежде чем мы начнем читать 2-ю часть, выполним артикуляционную разминку. 5.1.1.Упражнение «Задуйте свечу». Каждому ученику учитель раздает бумажную полоску. Учащимся необходимо представить, что в руках они держат горящую свечу, которую необходимо задуть. 5.1.2. Речевая разминка. Учитель на экран выводит скороговорку. Задание. Прочитать: - про себя; - в полголоса; - громко, медленно; - громко, быстро (2 раза). Учитель предлагает учащимся открыть учебник на стр. 135 и прочитать текст 2-й части по цепочке. Во время чтения учитель следит за правильностью чтения учащихся. Учитель: - Скажите, какие незнакомые слова и выражения вам встретились в тексте? Учитель вывешивает на доску карточки с данными словами. Учитель объясняет лексическое значение каждого слова. Учитель предлагает всем учащимся встать около своих рабочих мест и выполнить физминутку. Учитель дает инструкцию по выполнения физминутки: Чтоб глаза твои зорче были, Чтоб в очках тебе не ходить, Эти лёгкие движенья Предлагаю повторить. Вдаль посмотрим и под ноги, Вправо, влево побыстрей. Удивимся – что такое? И закроем их скорей. А теперь по кругу быстро, Словно стрелочка часов, Проведём глазами дружно Ну, а дальше - Будь здоров! Учитель следит за правильностью выполнения учащимися упражнений. По окончанию выполнения физминутки, учитель предлагает учащимся занять свои рабочие места. Словесная оценка учителя деятельности учащихся. Учитель: - Какие трудности поджидали зайчишку в лесу зимой? (отсутствие еды, холод). - С какими героями зайчишка встретился во второй части рассказа? (лоси, тетерев) - Чему научился зайчишка у лосей? Зачитайте. - Чему научился зайчишка у тетеревов? Ответы найдите в тексте и на иллюстрации. - Расскажите, как зайцы проводят долгую суровую зиму. Учитель обобщает ответы учащихся. - Скажите, чему учит вас этот рассказ? Дайте ответ своими словами и подтвердите словами текста. Учитель обобщает ответы учащихся. Словесная оценка учителя деятельности учащихся. | На доске фото лося, тетерева. | Учащиеся представляют, что в руке одна большая свеча и задувают ее одним выдохом; делают выдох так, чтобы «пламя свечи» не потухло. Учащиеся представляют, что в руке три маленькие свечи. Делают глубокий вдох и выдыхают тремя порциями, задувая свечу. Далее представляют, что перед ними большой именинный пирог, с множеством свечей, делают глубокий вдох и стараются задуть как можно больше маленьких свечей, сделав максимальное количество коротких выдохов. Учащиеся выполняют речевую разминку по заданной инструкции учителя. Учащиеся занимают свои рабочие места. Учащиеся открывают учебник на заданной странице. Учащиеся читают текст 2-й части рассказа согласно инструкции. Учащиеся перечисляют слова, лексическое значение которых им не известно. Учащиеся читают слова, соблюдая ударение. Учащиеся слушают учителя. Учащиеся выполняют упражнение, соблюдая инструкцию. Учащиеся работают с текстом: - отвечают на поставленные вопросы полным и развернутым ответом; - зачитывают подтверждения из текста. Учащиеся приводят примеры и наблюдения из жизни. Учащиеся отвечают на поставленные вопросы полным и развернутым ответом. |
VI | Закрепление и повторение изученного материала. 6.1.Игра «Философский стол» - коррекция и развитие логического мышления; - проверка уровня усвоения содержания текста. 6.2.Самопроверка. - проверить правильность заполнения теста; - организовать работу в группах. | Учитель предлагает учащимся поработать в группах. Учитель: чтобы узнать, кто был самым внимательным на уроке, я предлагаю побывать в роли философов. - Кто такие философы? Философы – это учёные. Во все времена они собирались вместе и рассуждали о жизни, пытались открыть законы, по которым должны жить люди. А теперь представьте себе, что все вы философы. Каждой группе необходимо обсудить прочитанное произведение и ответить на предложенные вопросы теста. Учитель предлагает учащимся выполнить самопроверку правильности выполнения теста. Учитель: сейчас на экране появятся правильные ответы, проверьте правильность выполнения теста. Учитель: поднимите руку те, у кого нет ошибок; у кого одна ошибка; у кого две ошибки; у кого более двух. Учитель обобщает результаты учащихся и дает словесную оценку деятельности учащихся. | На доске Фило́соф Тест. 1. Это произведение: а) рассказ б) повесть в) сказка 2. Автор этого произведения: а) П. Бажов б) Г. Скребицкий в) М. Пришвин. 3. Главный герой: а) Лоси б) Заяц в) Тетерева 4.Чему научился зайчишка у лосей? а) бегать по сугробам б) добывать еду в) смотреть по сторонам 5.Чему научился заяц у тетеревов? а) обрывать серёжки б) рыть снежную норку в) бегать по лесной поляне | Учащиеся делятся на группы. Учащиеся рассуждают Учащиеся выполняют задание по инструкции учителя. Учащиеся проверяют ответы теста, отмечая правильные – неправильные ответы. |
VII VIII | Подведение итогов урока (3 мин.) Компетентностно-ориентированное задание. - формирование коммуникативной компетенции. | Учитель предлагает учащимся выполнить КОЗ. Учитель проводит инструктаж, жеребьевку. Учащимся раздаются карточки с названием их роли (зайчишка, лось, тетерев, журналист). Те, кто получил карточку с ролью «Журналист», должны придумать и задать интересный вопрос героям рассказа. Те, кто получил карточку с названием того или иного героя, должны дать полный ответ на заданный вопрос. Учитель подводит итог. - Что было самым дорогим для зайчишки? (Выжить холодной и суровой зимой.) Самым дорогим для каждого живого существа – это жизнь. Несмотря на сложности, зайчишка смог приспособиться и выжить суровой зимой. | Предмет | Чтение и развитие речи. | Тема: | Г.Скребицкий «Всяк по-своему». | Класс | 5 | Компетентность | Коммуникативная. | Стимул | После окончания школы, вам предстоит выбрать какую-либо профессию. Сегодня я вам предлагаю побыть в роли журналистов. Журналист – это профессиональный работник, занимающийся публицистической деятельность в журналах, газетах, на радио, телевидении. - Какими качествами должен обладать человек данной профессии? - Что он должен уметь делать? | Задачная формулировка | В ходе жеребьевки среди вас будут определены журналисты и герои рассказа. Задача «Журналистов» - задать интересный, необычный вопрос героям. Задача «героев» произведения – дать полный ответ на заданный вопрос | Источник информации | Текст рассказа Г.Скребицкого «Всяк по-своему», прочая художественная и познавательная литература о животных, жизненный опыт учащихся. | | Учащиеся выполняют задание по инструкции учителя. Рассуждения учащихся. Рассуждения учащихся. |
Сообщение домашнего задания. | Учитель записывает домашнее задание на доске. Учитель комментирует домашнее задание. Конкретизирует домашнее задание, добивается, чтобы оно было понято всеми учащимися. Учитель просит учащихся открыть дневники и записать домашнее задание на следующий урок. | | Домашнее задание для I группы. Выбрать книгу, представленную на книжной выставке, прочитать рассказ о животных. Домашнее задание для II группы. Нарисовать иллюстрацию к прочитанному рассказу. Учащиеся записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы. |