«Громадная трагедия души» в рассказе А.И.Куприна «Гранатовый браслет»
«Громадная трагедия души» в рассказе А.И.Куприна «Гранатовый браслет»
Задачи урока для учителя:
1) развитие навыков аналитико-исследовательской работы по тексту в единстве формы и содержания, культуры связной устной речи, навыков выразительного чтения;
2) создание условий для выражения эмоционально-личностных оценок поступков и судеб героев, формирование ценностного отношения к поставленной проблеме;
3) воспитание понятия о любви как великой и вечной духовной ценности человека, о ее влиянии на жизнь человека.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Дата: 09.02.2017 г Время проведения: 10 ч. 45мин4 урок I смена Место проведения: кабинет № 47
Тема: «Громадная трагедия души» в рассказе А.И.Куприна «Гранатовый браслет»
Место урока в учебном плане: 1 урок из 3 уроков в разделе «Модернизм» литература конец ХIХ века II половина- начало ХХ века
Цель: Ученикиисследуют определение автором значения такого чувства, как любовь, в жизни человека;
Задачи урока для учителя:
1) развитие навыков аналитико-исследовательской работы по тексту в единстве формы и содержания, культуры связной устной речи, навыков выразительного чтения;
2) создание условий для выражения эмоционально-личностных оценок поступков и судеб героев, формирование ценностного отношения к поставленной проблеме;
3) воспитание понятия о любви как великой и вечной духовной ценности человека, о ее влиянии на жизнь человека.
Критерий успеха:
1) Знают навыки анализа художественного текста;
2) Умеют выделять главные, существенные моменты в развитии действия, их роль в раскрытии темы и идеи произведения;
3) Определяют семантику слова в контексте произведения, роль художественной детали;
4) Соотносят свои рассуждения по предложенной теме с текстом произведения;
5) Вырабатывают собственное отношение к событиям и героям рассказа, приводя аргументы из текста и из жизни.
6) Формулируют концепцию любви в рассказе;
Прогнозируемый результат: учащиеся на основе исследования приходят к пониманию идейного содержания рассказа; принимают участие в беседе; выполняют аналитическую, сопоставительную работу по элементам рассказа.
Тип урока: Урок усвоения новых знаний
Форма урока: урок исследование с элементами дискуссии
Методы: исследовательский.
Форма организации работы: парная, групповая, индивидуальная.
Технология: развитие критического мышления учащихся через чтение и письмо.
Методические приёмы: аналитическая беседа,прием «прогнозирование по названию», Прием «Ассоциация»
Средства обучения:текст рассказа «Гранатовый браслет», соната Бетховена № 2, фрагменты художественного фильма «Гранатовый браслет», эпиграф: У любви тысячи сюжетов, и в каждом из них свой свет, своя печаль, свое счастье и свое благоуханье . К.Г.Паустовский
Ход урока:
У любви тысячи сюжетов,
и в каждом из них свой свет, своя печаль,
свое счастье и свое благоуханье .
К.Г.Паустовский
№
Этап урока
Содержание деятельности
Примечание
1.
Организационный этап.
Создание комфортной обстановки для восприятия содержания урока.
2.
Актуализация знаний.
Прием «прогнозирование по названию»
Тему любви не обходит в своём творчестве ни один писатель.
Любовь, любовь, - гласит преданье,
Союз души с душой родной.
Их единенье, сочетанье
И роковое их слиянье,
И поединок роковой.
И чем одно из них нежнее
В борьбе неравной двух сердец,
Тем неизбежней и вернее,
Любя, страдая, страстно млея,
Оно изноет наконец.
(Ф. Тютчев)
Эта тема вечная. Мне очень интересно узнать ваши впечатления от рассказа.
Ответьте на вопросы :
1) Что вы ожидали от рассказа, прочитав его название?
2) Что поразило вас в рассказе, может быть, вызвало недоумение?
Ответы учеников:
1. а) Речь идёт о дорогой вещи, которую дарят женщине.
б) Я подумал, что этот браслет сыграет важную роль в жизни героев.
в) Мне показалось, что из-за браслета что-то произойдёт
2. а) Меня поразило, что герой из-за любви уходит из жизни.
б) Я восхищена силой чувства героя
Продуктивный: эмоциональный отклик
3.
Целевой этап.
Прием «Ассоциация»
Любовь – высшее человеческое чувство. Тема любви неисчерпаема в литературе и искусстве, ибо само это чувство вечно и нетленно, всегда ново и неповторимо.
Составление ассоциативного ряда к слову «Любовь».
Вторую половину ряда мы заполним в конце урока после анализа рассказа
А.И. Куприна «Гранатовый браслет»
Индивидуальная работа
Ученики записывают с одной стороны свои ассоциативные слова к слову Любовь
4.
Содержательный этап.
Аналитическая работа по произведению.
Задание на соответствие
Вопрос
Ответ
1. Где и когда происходит действие рассказа?
А. Тамерлан
2. Назовите день именин Веры Шеиной?
Б. Князь Василий Львович
3. Фамилия сестры Веры?
В. Женни Рейтер
4. Кто был предок Княгини?
Г. Мирза-Булат-Тугановская
5. Фамилия Веры до замужества?
Д. 17 сентября
6. Имя знаменитой пианистки, подруги Веры по Смольному институту?
Е. Георгий
7. Имя мужа Веры?
Ж.Вторая соната Бетховена
8. Имя Желткова?
З. Черноморский курорт, осень, сентябрь
9. Какая музыка звучит в произведении?
И. Фриессе
Парная работа
Репродуктивный;
Уровень читательского восприятия - фабульный
Чей портрет
1.«.. пошла в мать, красавицу англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным и гордым лицом, прекрасными, хотя довольно большими руками и той очаровательной покатостью плеч, которую можно видеть на старинных миниатюрах»?
(Вера)
2.«Тучный, высокий, серебряный старец, тяжело слезал с подножки....
У него было большое, грубое, красное лицо с мясистым носом и с тем добродушно-величавым, чуть-чуть презрительным выражением в прищуренных глазах.... какое свойственно мужественным и простым людям...»? (Генерал Аносов)
3.«...хохотал громко и восторженно, и худое, гладко обтянутое кожей лицо, с прилизанными жидкими, светлыми волосами, с ввалившимися глазными орбитами, походило на череп, обнаживший в смехе прескверные зубы»? (муж Анны - Густав Иванович)
4. «очень бледный, с нежными девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посередине; лет ему, должно быть , было около тридцати, тридцати пяти»? (Желтков)
Уровень читательского восприятия: символический, концептуальный
Беседа по рассказу «Гранатовый браслет»
Что можно сказать о людях, окружавших Веру Николаевну, об их чувствах?
Сколько историй любви в рассказе?
Сравните подарки гостей с подарком Желткова. В чем ценность его подарка?
Что мы узнаем из письма о свойствах зеленого граната?
Продуктивный: проблемное обсуждение концепции;
Уровень восприятия: концептуальный
Работа в 3-х группах – 5мин Эссе
1. Какие картины природы описывает автор, как они влияют на настроение княгини Веры Николаевны? Какую роль играет в произведении музыка Бетховена? Какие чувства навевает она княгине?
2. Как вы думаете, кроме трагедии безответной любви присутствует ли в Желткове ещё какая-либо другая трагедия? Как и почему изменилось отношение Шеина к Желткову? Каков смысл упоминания Пушкина и Наполеона?
3. Какова история генерала Аносова и почему она даётся так подробно? В чём драма этого человека?
Продуктивный: создание собственного письменного высказывания на
Работа в 3-х группах Дискуссия - Проводит Консультант учителя:
Каждая группа составляет по одному дискуссионному вопросу для другой группы.
Примерные вопросы.
1. Могла бы Вера Николаевна поступить иначе: ответить Желткову взаимностью, пусть не полюбить, но завязать переписку, попытаться объяснить, что отношения между ними невозможны.
2. Можно ли оправдать самоубийство Желткова.
3. Вера Николаевна плачет, слушая сонату Бетховена. О ком или о чём она плачет?
4. Счастлива ли Вера Николаевна?
5.Прав ли Желтков, решившись на такой отчаянный шаг?
6.Сила или слабость героя проявляется в его поступке?
7.Осуждаете или оправдываете вы Желткова?
8.Почему автор закончил рассказ трагической развязкой?
Учитель не вмешивается в рассуждения учащихся, но тактично «направляет» ход дискуссии. Ученики сами приходят к единому решеню.
Продуктивный: составление собственного аргументированного высказывания
Видеозапись фрагментов из фильма «Гранатовый браслет»
Составление дискуссионной карты
по дискуссионному вопросу (письменно в тетрадях): «Да» (утверждение) - «Нет» (отрицание)
Расхождение по углам: «Да» - собираются в одну группу; «Нет» - в другую группу.
Общий дискуссионный вопрос:Чувство Желткова – Любовь или Сумашествие?
Видеозапись фрагментов из фильма «Гранатовый браслет»
5.
Рефлексия
Заполнение второй половины ассоциативного ряда.
Какими словами и действиями представлена Любовь героями рассказа?
Что такое любовь?
Аносов: “Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчёты и компромиссы не должны её касаться”.
Вера Николаевна: “И что это: любовь или сумасшествие?”
Желтков: “… это не болезнь, не маниакальная идея – это любовь, которой Богу было угодно за что-то меня вознаградить… “Да святится имя Твоё…”
Шеин: “… разве можно управлять таким чувством, как любовь – чувством, которое до сих пор не нашло себе истолкования”
Продуктивный: анализ работы
Вывод по рассказу
Куприн ищет в реальной жизни людей, исполненных святым чувством любви, способных подняться над окружающей пошлостью и бездуховностью, готовых отдать всё, не требуя ничего взамен. «Гранатовый браслет» - гимн любви, гимн возвышенному первозданному чувству. Вечная тема любви всегда волновала, и будет волновать сердца людей, но тайны её способны разгадать немногие. Среди них – замечательный русский писатель Александр Иванович Куприн, произведения которого несут в себе не только тихую грусть, но и веру в духовное совершенство человека.
Музыкальное сопровождение:
соната Бетховена
№ 2
6.
Оценивание
Учащиеся оценивают свою работу в группах и каждого учащегося и устные выступления;
Мой успех сегодня в том, что Я
Знаю
Умею
Определяю
Соотношу
Аргументировал
Сформулировал
Продуктивный: взаимооценивание и анализ работы одноклассников
7.
Домашнее задание
Творческое задание (по выбору учащихся).
Написать сочинение-рассуждение (миниатюру):
а) «Любовь в жизни человека: награда или наказание?»;