kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Гражданская поэзия в литературе первой четверти 19 века. Поэты-декабристы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок в 9 классе. Тема: «Гражданский романтизм» в русской литературе 1 четверти 19 века. ...Конспект урока по литературе в 5 классе. Используемая технология - развитие критического мышления через чтение и письмо.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Гражданская поэзия в литературе первой четверти 19 века. Поэты-декабристы »



Урок в 9 классе.

Тема: «Гражданский романтизм» в русской литературе 1 четверти 19 века.

Цель: познакомить с творчеством поэтов-декабристов, особенностью лирики


Ход урока.

1.Оргмомент.

2.Слово учителя. Запись тезисов.

Россия первой половины XIX в. неодолимо двигалась к новому экономическому и социально-политическому укладу, хотя господствующие классы и пытались приостановить это движение.

Исторически закономерным было обращение декабристов к революционным средствам осуществления их мечты. Революционный романтик в отличие от элегически настроенного пассивного романтика не стремился уйти от действительности в мечту, а пытался через мечту прийти к действительности. 

Отрицание существующего общественного порядка вызвало появление обличительно-критических тенденций в творчестве поэтов-декабристов, особенно в лирике (вспомним «К временщику» К. Ф. Рылеева).

Но они не стремились широко показать отрицательные явления. Передовым дворянам, замышлявшим своими силами произвести переворот, задачи борьбы были ясны. Им нужно было собрать вокруг себя единомышленников, призвать их к революционной борьбе, воодушевить на гражданский подвиг. Дворянским революционерам необходимо было создать идеальный образ героя-гражданина, а не реальный характер современника в его типичности.

Стремление декабристов высказать через посредство художественной литературы свои политические идеи и лозунги приводило к своеобразной двузначности образов и сюжетов декабристской поэзии. События национально-освободительной борьбы революционные романтики рисовали как «борьбу свободы с самовластьем», призыв к революционному свержению царизма и крепостничества они зашифровывали в пламенных речах, направленных против национального порабощения.

Революционные романтики не отрывали личность от общества и не противопоставляли их друг другу, а стремились осмыслить связь человека-гражданина с народом, с государством. Решение проблемы для декабристов заключалось в подчинении личных интересов общественным, в идее служения гражданина Отечеству. Поэтому и в произведениях поэтов-декабристов не было ухода в замкнутый мир собственной личности. Своим творчеством они жаждали вмешаться в жизнь. Неприятие окружающей действительности порождало у поэтов революционного романтизма стремление переделать действительность. Субъективность декабристской поэзии была выражением их глубоко личного отношения к противоречию между страстно желаемым идеалом и гневно отрицаемой действительностью. Это был высокий лиризм их пламенной поэзии, их революционный пафос.


…Ни одно другое революционное

движение не было так принципиально

одухотворено поэзией.


С.А. Фомичев


Отечество наше страдает

Под игом твоим, о, злодей!

Коль нас деспотизм угнетает,

То свергнем мы трон и царей.

Свобода! Свобода!

Ты царствуй над нами!

Ах! Лучше смерть, чем жить рабами,-

Вот клятва каждого из нас…

П.А. Катенин

Эти страстные строки написаны 188 лет назад, но и сегодня при чтении нас охватывает необъяснимое волнение. Потому что это не просто стихи. Это - по словам Н.Огарева- «памятник геройского времени русской жизни». Времени, когда Россия впервые увидела революционное выступление против царизма. Это выступление было разгромлено. Пять руководителей: П.И.Пестель, К.Ф.Рылеев, С.И.Муравьев-Апостол, М.П.Бестужев-Рюмин, П.Г.Каховский были повешены, свыше ста – отправлены в Сибирь, на которгу и в ссылку.




Но их дело, мысли, стихи не погибли. Этими стихами заговорила порабощенная страна, лучшие представители которой проявили готовность пожертвовать собой, чтоб приблизить час ее освобождения.


Стихи декабристов составили замечательную страницу не только истории русской литературы, но и истории революционных идей, и освободительного движения в России.


3. Гражданин

Я ль буду в роковое время

Позорить гражданина сан

И подражать тебе, изнеженное племя

Переродившихся славян?

Нет, неспособен я в объятьях сладострастья,

В постыдной праздности влачить свой век младой

И изнывать кипящею душой

Под тяжким игом самовластья.

Пусть юноши, своей не разгадав судьбы,

Постигнуть не хотят предназначенье века

И не готовятся для будущей борьбы

За угнетенную свободу человека.

Пусть с хладною душой бросают хладный взор

На бедствия своей отчизны,

И не читают в них грядущий свой позор

И справедливые потомков укоризны.

Они раскаются, когда народ, восстав,

Застанет их в объятьях праздной неги

И, в бурном мятеже ища свободных прав,

В них не найдет ни Брута, ни Риеги1.

1824

К.Ф. Рылеев

4. Анализ. Стихотворение «Гражданин» — вершина гражданской лирики Рылеева.

Здесь явно слышится голос поэта-трибуна, пламенного оратора, который считает себя вправе грозно упрекать, требовать ответа от колеблющихся сограждан. Стихотворение строится на прямом противопоставлении поэта, борца за свободу, истинного гражданина, и толпы, состоящей из «переродившихся славян». В этих словах заключен важный смысл. Главная вина некоторых молодых современников Рылеева как раз и заключалась в том, что они забыли о героических подвигах предков, «переродились» и теперь влачат свой век младой «в постыдной праздности». Характерное для декабристов стремление –возвеличивание событий русской истории, ее героических деятелей, противопоставляя их современному «изнеженному племени».


-Какие средства худож. изобразительности использует поэт?

-К чему стремится лирический герой?





5. Выступления учащихся.


Владимир Раевский, «первый декабрист», еще за три года до восстания попавший в застенок по обвинению в революционной агитации. Именно его перу принадлежат такие строки:


Почто разврат, корысть, тиранство ставят трон

На гибели добра, невинности, покою?

Почто несчастных жертв струится кровь рекою

И сирых и вдовиц не умолкает стон?

Убийца покровен правительства рукою,

И суеверие омывшися в крови,

Безвинного на казнь кровавою стезею

Влечет, читая гимн смиренью и любви!..

Землетрясения, убийства и пожары,

Болезни, нищету и язвы лютой кары

Кто в мире произвесть устроенном возмог?

Ужель творец добра, ужели сильный бог?



Вильгельм Кюхельбекер. Его долго считали лишь пылким чудаком. Лицейский друг Пушкина. Немногие из современников сумели увидеть и оценить масштабность и разносторонность его таланта. Поэт, драматург, мыслитель, критик, теоретик искусства, он создал произведения, многие из которых почти столетие оставались неизвестными.


Кюхельбекер создал замечательное стихотворение «Участь русских поэтов». Его строки доныне актуальны.


Горька судьба поэтов всех племен;

Тяжеле всех судьба казнит Россию;

Для славы и Рылеев был рожден;

Но юноша в свободу был влюблен...

Стянула петля дерзостную выю.


Не он один; другие вслед ему,

Прекрасной обольщенные мечтою,-

Пожалися годиной роковою...

Бог дал огонь их сердцу, свет уму,

Да! чувства в них восторженны и пылки:

Что ж? их бросают в черную тюрьму,

Морят морозом безнадежной ссылки...


Или болезнь наводит ночь и мглу

На очи прозорливцев вдохновенных;

Или рука любезников презренных

Шлет пулю их священному челу;


Или же бунт поднимет чернь глухую,

И чернь того на части разорвет,

Чей блещущий перунами полет

Сияньем облил бы страну родную.


Александра Бестужев - ведущий критик 1820х годов, завоевавший позднее громкую известность как популярный прозаик, выступавший под псевдонимом Марлинский, он оставил, однако, заметный след и в декабристской поэзии.



Александра Одоевский. Его стихи запечатлели убеждение в правоте и бессмертии дела дворянских революционеров. Именно он пишет ответ А.С.Пушкину на призыв «хранить гордое терпенье».


6.Вывод. Наш урок хотелось бы закончить произведением неизвестного автора, выразившего идейные искания поколения, разбуженного декабристами. Получившее распространение в 30-е годы XIX века, оно так и называется – «Декабристам». [доска].


Над вашей памятью кровавой

Теперь лежит молвы позор;

На ней поэт, вензанный славой,

Остановить не смеет взор…


Но вы погибли не напрасно:

Все, что посеяли, взойдет,

Чего желали вы так страстно,

Все, все исполнится, придет!


Иной восстанет грозный мститель,

Иной восстанет мощный род:

Страны своей освободитель,

Проснется дремлющий народ.


В победный день, в день славной тризны,

Свершится роковая месть-

И снова пред лицом Отчизны

Заблещет ярко ваша честь.


Поэзия декабристов – это страница и история литературы, и общественного движения. 188 лет назад декабристская литература была органической частью дворянского революционного движения. Она формулировала его программу. Она мобилизовала борцов в его ряды. Эта программа давно исчерпана. Исторические задачи движения ушли в прошлое. Но поэзия декабристов не канула в лету. Она с нами. Она будет с нами всегда.


6.Домашнее задание:

А. С. Грибоедов. Личность и судьба.

Комедия «Горе от ума». Творческая история.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Гражданская поэзия в литературе первой четверти 19 века. Поэты-декабристы

Автор: Хасенова Бахытжан Султановна

Дата: 27.11.2014

Номер свидетельства: 136182


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства