Тема: Горный пейзаж в поэзии и прозе.
Цель: знакомство учащихся с горным пейзажем в поэзии и прозе.
Продолжить работу над выразительным чтением, над анализом прочитанного текста. Развивать творческое и логическое мышление.
Ход урока:
- Организационный момент
1.Психологический настрой на урок.
Учащиеся декламируют хором:
Мир, мир ,мир везде,
Мир во мне и мир в тебе.
Свет, свет, свет везде,
Свет во мне и свет в тебе.
Добро, добро ,добро везде,
Добро во мне, добро в тебе.
Радость, радость, радость везде ,
Радость во мне и радость в тебе.
- Работа с новым материалом
1Сообщение темы и цели урока
2Повторение: символы горы в античной мифологии.
В мифологиях разных народов гора воспринимается как мировая ось, соединяющая небо и землю. Как правило, гора находится в центре мира и состоит из трех частей. Ее верхушка упирается в Полярную звезду и служит входом в верхний мир, а ее основание является и указывает место спуска в нижнее царство.
Основные три части горы:
А) Вершина-вход в верхний мир. Мир античных богов. Предложить учащимся перечислить античных богов, живших на Олимпе.
Ответы учащихся: Зевс, Гера, Афина, Аполлон, Артемида, Геба, Мойры и т.д.
Б) Середина - Земля - живут люди.
Какие боги оставили след в истории человечества?
Возможные ответы: Прометей, Эрида, Пандора.
В) Основание вход в царство тьмы. Скажите, кто в античной мифологии является властелином подземелья, царства мертвых?
Ответ учащихся: Аид.
Г) Перечислите духов, живущих в подземном царстве. Возможные варианты: подземные гномы, поверженные чудовища, змеи, драконы, титаны, темные эльфы.
III. Объяснение нового материала.
Мы повторили символы горы в мифологии.
В художественной литературе мифологический образ горы как модели вселенной не является определяющим. Мастеров слова интересуют горы как географический естественный пейзаж, символизирующий вечность и чистоту, совершенство и духовное просветление. В отличие от степени горы воспринимают сознанием русского человека как пейзаж экзотический.
Так пространство Кавказа в стихотворениях А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова является иносказательным, хотя может быть и ставшим полюбившимся.
ΙV .Чтение учащимися в стихотворении А. С. Пушкина <<Кавказ>> и М Ю. Лермонтова <<Синие горы Кавказа >>, стр.168-170
Затем чтение учащимися стихотворения в прозе И. С. Тургенева <<Разговор >>, стр.169-170, и стихотворения В. С. Высоцкого<<Здесь вам не равнина, здесь климат иной… >>
Из хрестоматии стр.78
V. Анализ стихотворений по вопросам и заданиям:
А) Выделите художественное пространство горного пейзажа в стихотворениях, а так же символику образа горы у 4-х поэтов.
А.С. Пушкин
М.Ю.Лермонтов
И.С. Тургенев
В.С. Высоцкий
Взгляд человека сверху вниз, охватывающий вначале ближнее пространство ,затем – все более дальнее. Гора -естественный географический ландшафт ,описываемый поэтом. Таким образом ,у А С Пушкина не наблюдается символическое значение образа горы
Взгляд человека снизу вверх охватывающий вначале дальнее пространство ,затем –более ближнее. Горы для М Ю
Лермонтова-олицетворение детства, непорочности, устремленности к высокому возвышенному.
Взгляд горных вершин ,от имени которых идет повествование ,сверху вниз, на землю, людей.Горы-олицетворение оледенелости , смерти всего живого на земле.
Взгляд человека находящегося в горах ,вокруг себя .Горы- победа человека над силами природы радость преодоления трудного пути.
6. Закрепление материала.
А) К какому виду пейзажа относится горный пейзаж в литературе?
Вариант ответа: Естественный, географический пейзаж.
Б) Определите виды художественного пространства горного пейзажа.
Вариант ответа: Вертикальное, статистическое пространство.
В) В каких произведениях П. П. Бажова рассказывается о горе?
Вариант ответа: <<Малахитовая шкатулка>>.
Г) Дайте ответ на вопрос: Почему людей тянет идти в горы?
Д) Назовите сказки, где рассказывается о злых духах?
Возможные варианты ответа: Братья Гримм<<<Белоснежка и Алоцветик>>, <<Королевич, который ничего не боялся>>,<<Могучий Ганс>> и. т.д.
VΙΙ. Итог урока:
1.Анализ ответов учащихся.
2.Выставление оценок.
3.Домашнее задание: стр.167-170 и подобрать стихотворение с описанием горного пейзажа, сделать его анализ.