kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Горный пейзаж в поэзии и прозе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Горный пейзаж в поэзии и прозе.

Цель: знакомство учащихся с горным пейзажем в поэзии и прозе.

  Продолжить работу над выразительным чтением, над анализом прочитанного текста. Развивать творческое и логическое  мышление. 

Ход урока:

  1. Организационный момент

1.Психологический настрой на урок.

Учащиеся декламируют хором:

Мир, мир ,мир везде,

Мир во мне и мир в тебе.

Свет, свет, свет везде,

Свет во мне и свет в тебе.

Добро, добро ,добро везде,

Добро во мне,  добро в тебе.

Радость, радость, радость везде  ,

Радость во мне и радость в тебе.

  1. Работа с новым материалом

1Сообщение  темы и цели урока

2Повторение: символы  горы в античной мифологии.

В мифологиях разных народов гора воспринимается  как мировая ось, соединяющая небо и землю. Как правило, гора находится в центре мира и состоит  из трех частей. Ее верхушка  упирается в Полярную звезду  и  служит  входом  в верхний  мир, а ее  основание является  и указывает  место спуска в нижнее царство.

Основные  три части горы:

А) Вершина-вход в верхний мир. Мир античных богов. Предложить  учащимся перечислить  античных богов, живших на Олимпе.

Ответы учащихся: Зевс, Гера, Афина, Аполлон, Артемида, Геба, Мойры и т.д.

Б) Середина - Земля - живут люди.

 Какие боги оставили след в истории человечества?

Возможные ответы: Прометей, Эрида, Пандора.

В) Основание вход в царство тьмы.  Скажите, кто в античной мифологии является властелином подземелья, царства мертвых?

Ответ учащихся: Аид.

Г) Перечислите  духов, живущих в подземном царстве. Возможные варианты: подземные гномы, поверженные чудовища, змеи, драконы, титаны, темные эльфы.

III. Объяснение нового материала.

Мы повторили символы горы в мифологии.

В художественной литературе мифологический образ горы как модели вселенной не является определяющим. Мастеров слова интересуют горы как географический  естественный  пейзаж, символизирующий вечность и  чистоту, совершенство и духовное просветление. В отличие от степени горы воспринимают сознанием русского человека как пейзаж экзотический.

Так пространство Кавказа в стихотворениях А.С. Пушкина  и М.Ю. Лермонтова является иносказательным, хотя может быть и ставшим  полюбившимся.

ΙV .Чтение учащимися в стихотворении А. С. Пушкина <<Кавказ>> и М Ю. Лермонтова <<Синие горы Кавказа >>, стр.168-170

  Затем чтение учащимися стихотворения в прозе  И. С. Тургенева  <<Разговор  >>, стр.169-170, и стихотворения В. С. Высоцкого<<Здесь вам не равнина, здесь климат иной… >>

 Из хрестоматии стр.78

V. Анализ стихотворений по вопросам и заданиям:

А) Выделите  художественное пространство горного пейзажа в стихотворениях, а так же символику образа горы у 4-х поэтов.

А.С. Пушкин

М.Ю.Лермонтов

И.С. Тургенев

В.С. Высоцкий

Взгляд человека сверху вниз, охватывающий вначале  ближнее пространство ,затем – все более  дальнее. Гора  -естественный географический ландшафт ,описываемый поэтом. Таким образом ,у А С Пушкина не наблюдается символическое значение образа горы

 

Взгляд человека снизу вверх  охватывающий  вначале  дальнее пространство ,затем –более ближнее. Горы для М Ю

Лермонтова-олицетворение детства, непорочности, устремленности к высокому возвышенному.

Взгляд горных вершин ,от  имени  которых идет  повествование ,сверху вниз, на землю, людей.Горы-олицетворение оледенелости , смерти всего живого на земле.

Взгляд человека  находящегося в горах ,вокруг себя .Горы- победа человека над силами природы радость преодоления трудного пути.

6. Закрепление материала.

А) К какому виду пейзажа относится горный пейзаж в литературе?

Вариант ответа: Естественный, географический  пейзаж.

Б) Определите виды художественного пространства горного пейзажа.

Вариант ответа: Вертикальное, статистическое пространство.

В) В каких произведениях П. П. Бажова рассказывается о горе?

Вариант ответа: <<Малахитовая шкатулка>>.

Г) Дайте ответ на вопрос: Почему людей тянет идти в горы?

Д) Назовите сказки,  где рассказывается о злых духах?

   Возможные варианты  ответа: Братья Гримм<<<Белоснежка и Алоцветик>>, <<Королевич, который ничего не боялся>>,<<Могучий Ганс>> и. т.д.

VΙΙ. Итог урока:

1.Анализ  ответов учащихся.

2.Выставление оценок.

3.Домашнее задание: стр.167-170 и подобрать стихотворение с описанием горного пейзажа, сделать его анализ.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Горный пейзаж в поэзии и прозе. »

Тема: Горный пейзаж в поэзии и прозе.

Цель: знакомство учащихся с горным пейзажем в поэзии и прозе.

Продолжить работу над выразительным чтением, над анализом прочитанного текста. Развивать творческое и логическое мышление.



Ход урока:

  1. Организационный момент

1.Психологический настрой на урок.

Учащиеся декламируют хором:

Мир, мир ,мир везде,

Мир во мне и мир в тебе.

Свет, свет, свет везде,

Свет во мне и свет в тебе.

Добро, добро ,добро везде,

Добро во мне, добро в тебе.

Радость, радость, радость везде ,

Радость во мне и радость в тебе.

  1. Работа с новым материалом

1Сообщение темы и цели урока

2Повторение: символы горы в античной мифологии.

В мифологиях разных народов гора воспринимается как мировая ось, соединяющая небо и землю. Как правило, гора находится в центре мира и состоит из трех частей. Ее верхушка упирается в Полярную звезду и служит входом в верхний мир, а ее основание является и указывает место спуска в нижнее царство.

Основные три части горы:

А) Вершина-вход в верхний мир. Мир античных богов. Предложить учащимся перечислить античных богов, живших на Олимпе.

Ответы учащихся: Зевс, Гера, Афина, Аполлон, Артемида, Геба, Мойры и т.д.

Б) Середина - Земля - живут люди.

Какие боги оставили след в истории человечества?

Возможные ответы: Прометей, Эрида, Пандора.



В) Основание вход в царство тьмы. Скажите, кто в античной мифологии является властелином подземелья, царства мертвых?

Ответ учащихся: Аид.

Г) Перечислите духов, живущих в подземном царстве. Возможные варианты: подземные гномы, поверженные чудовища, змеи, драконы, титаны, темные эльфы.

III. Объяснение нового материала.

Мы повторили символы горы в мифологии.

В художественной литературе мифологический образ горы как модели вселенной не является определяющим. Мастеров слова интересуют горы как географический естественный пейзаж, символизирующий вечность и чистоту, совершенство и духовное просветление. В отличие от степени горы воспринимают сознанием русского человека как пейзаж экзотический.

Так пространство Кавказа в стихотворениях А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова является иносказательным, хотя может быть и ставшим полюбившимся.

ΙV .Чтение учащимися в стихотворении А. С. Пушкина и М Ю. Лермонтова , стр.168-170

Затем чтение учащимися стихотворения в прозе И. С. Тургенева , стр.169-170, и стихотворения В. С. Высоцкого

Из хрестоматии стр.78

V. Анализ стихотворений по вопросам и заданиям:

А) Выделите художественное пространство горного пейзажа в стихотворениях, а так же символику образа горы у 4-х поэтов.

А.С. Пушкин

М.Ю.Лермонтов

И.С. Тургенев

В.С. Высоцкий

Взгляд человека сверху вниз, охватывающий вначале ближнее пространство ,затем – все более дальнее. Гора -естественный географический ландшафт ,описываемый поэтом. Таким образом ,у А С Пушкина не наблюдается символическое значение образа горы


Взгляд человека снизу вверх охватывающий вначале дальнее пространство ,затем –более ближнее. Горы для М Ю

Лермонтова-олицетворение детства, непорочности, устремленности к высокому возвышенному.

Взгляд горных вершин ,от имени которых идет повествование ,сверху вниз, на землю, людей.Горы-олицетворение оледенелости , смерти всего живого на земле.

Взгляд человека находящегося в горах ,вокруг себя .Горы- победа человека над силами природы радость преодоления трудного пути.



6. Закрепление материала.

А) К какому виду пейзажа относится горный пейзаж в литературе?

Вариант ответа: Естественный, географический пейзаж.

Б) Определите виды художественного пространства горного пейзажа.

Вариант ответа: Вертикальное, статистическое пространство.

В) В каких произведениях П. П. Бажова рассказывается о горе?

Вариант ответа: .

Г) Дайте ответ на вопрос: Почему людей тянет идти в горы?

Д) Назовите сказки, где рассказывается о злых духах?

Возможные варианты ответа: Братья Гримм, , и. т.д.

VΙΙ. Итог урока:

1.Анализ ответов учащихся.

2.Выставление оценок.

3.Домашнее задание: стр.167-170 и подобрать стихотворение с описанием горного пейзажа, сделать его анализ.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Горный пейзаж в поэзии и прозе.

Автор: Штоль Александра Анатольевна

Дата: 11.12.2014

Номер свидетельства: 142302

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Конспект урока:Горный пейзаж в поэзии и прозе+ презентация"
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-uroka-gornyi-pieizazh-v-poezii-i-prozie-priezientatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "253057"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447513076"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Конспект урока:Горный пейзаж в поэзии и прозе+ презентация"
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-gornyi-pieizazh-v-poezii-i-prozie-priezientatsiia-1"
    ["file_id"] => string(6) "253058"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447513084"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства