kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Горячее сердце" среди "арифметических душ" (по пьесе А. Н. Островского "Бесприданница")

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок призван продолжить знакомство с творчеством А. Н. Островского, показать его новаторство в области русской драматургии, сравнить образы главных героинь пьес "Гроза " и "Бесприданница", усовершенствовать навыки исследовательской работы с текстом художественного произведения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Горячее сердце" среди "арифметических душ" (по пьесе А. Н. Островского "Бесприданница")»

«Горячее сердце» среди «арифметических душ»

(по пьесе А. Н. Островского «Бесприданница»)

      Драма задевает одну из самых жгучих ран печальной современности.         

В. П. Буренин


 Цели урока: продолжить знакомство с творчеством А. Н. Островского, проанализировать, как автор раскрывает в пьесе общечеловеческую проблематику, трагедию талантливой личности, сопоставить образы главных героинь и их окружения в драмах «Гроза» и «Бесприданница».


Задачи:

- систематизировать и обобщить знания учащихся по формированию образа главного героя, сконцентрировать внимание на роли деталей, на понимании их художественной функции, на отражении в них позиции автора;

- совершенствовать навыки работы с художественным текстом, учить анализировать, выделять главное, аргументировать высказывания, делать выводы; продолжить совершенствование навыков исследовательской работы, вырабатывать коммуникативные навыки в обсуждении проблемных вопросов урока, умение выражать свою точку зрения, обогащать словарный запас; развивать аналитическое мышление, творческие способности, монологическую речь, вызвать интерес к творчеству А. Н. Островского;

- формировать духовные ценности личности, воспитывать стремление быть по-настоящему нравственным, образованным человеком, умеющим видеть и ценить личность в другом; формировать самостоятельность мышления, свой взгляд на мир, познавательный интерес, эмоции, волю.

Основной метод: аналитическая беседа с элементами проблемного поиска (анализ текста). Формы: коллективная и индивидуальная.

Тип урока – комбинированный урок с применением ИКТ

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, фрагменты фильма Э. Рязанова «Жестокий романс», романсы « А напоследок я скажу…», муз. А. Петрова, ст. Б. Ахмадулиной; « Под лаской плюшевого пледа» ст. М. Цветаевой, муз. А. Петрова.


Ход урока

  1. Организация начала урока.


  1. Объявление темы цели урока. Обсуждение эпиграфа.

- Мы сегодня должны определить новаторство Островского-драматурга через сравнение образов главных героинь и их окружения в пьесах «Гроза» и «Бесприданница» и задуматься о том, почему драма «Бесприданница» так трогает, почему не отпускает, заставляет думать, в чем её тайна? И в чём же здесь «жгучая рана печальной современности»?

- Как вы понимаете эпиграф сегодняшнего урока?


  1. Вступительное слово учителя.

- Созданная в 1878 г. драма «Бесприданница» продолжает развивать основные темы и идеи творчества А. Н. Островского, в ней изображен мир предпринимателей, их обычаи, законы, нравы. В дворянско-купеческой среде разыгрывается трагедия человека, живущего по законам «горячего сердца». Но в «Бесприданнице» все эти темы раскрываются по-иному, в соответствии с новыми условиями общественной жизни. Другим стал мир купцов — это уже не то «темное царство», в котором господствовали Дикие и Кабанихи. Умножаются капиталы, растет «дело», расширяется кругозор предпринимателей, изменяется манера их поведения, но неизменными остаются законы человеческих взаимоотношений.

- Обычно название пьес Островского- это поговорки, пословицы, то есть фразы со смыслом .В «Бесприданнице», на первый взгляд, нет подтекста. Кто такая бесприданница? Во времена Островского слово «бесприданница» имело ещё одно значение: девушка с высокими моральными качествами, которой не требуется приданое.

Возникает вопрос: кто же она, Лариса Огудалова? Что для неё главное: приданое? Деньги? А может быть что-то ещё? Анализируя список действующих лиц, отмечаем, что Лариса- единственная, чья фамилия не указана. Почему? Наверное, она отличается от других.

Ответить на эти вопросы мы должны на сегодняшнем уроке.


  1. Анализ сюжета драмы.

  1. Знакомство с местом действия.

- Где происходят описываемые события? (Действие происходит в 70-е годы ХIХ века в большом городе Бряхимове)

- Что сближает пьесу с драмой «Гроза»? (Как и в «Грозе», действие развертывается на фоне волжских просторов.)

- Для чего автор использует пейзажные зарисовки? (Пейзаж подчеркивает красоту и поэтичность характера Ларисы, и с другой стороны, оттеняет нравы жителей Бряхимова. За внешним спокойствием мещанской жизни горожан таятся сильные страсти).


2. Знакомство с действующими лицами.

- Как всегда, у Островского символический смысл имеют имена и фамилии героев.

Лариса – в переводе с греческого - чайка. Она парит над всеми, не может жить в мире купли-продажи.

Кнуров - фамилия происходит от диалектного слова «кнур»-боров, хряк, кабан.

Паратов - этимологически связан с прилагательным «поратый» — бойкий, сильный, усердный.

Вожеватов - от словосочетания «вожеватый народ», имеющий значение развязный, беспардонный .

Харита Игнатьевна Огудалова - от греческого-харис-изящество, прелесть, красота- так величали цыганок из хора, Игнатами называли в Москве каждого цыгана. Отсюда и сравнение дома Ларисы с цыганским табором. Фамилия от слова «огудать»- обмануть, обольстить, надуть.

Юлий Капитонович Карандышев- от слова «карандыш»- недоросток, коротышка, человек с непомерными и ничем необоснованными претензиями.

  1. Анализ композиции пьесы.

- Давайте выделим ключевые композиционные моменты пьесы:

Экспозиция - первые два явления пьесы, содержащие в себе информационный материал о семье Огудаловых.

Завязка конфликта – приезжает Паратов и узнаёт о скорой свадьбе Ларисы. Он решает отомстить за «измену» и показать свою независимость и превосходство.

Просмотр фрагмента фильма «Жестокий романс».


Развитие конфликта - встреча Ларисы и Паратова, ссора с Карандышевым, обед у Карандышева.

Чтение отрывков пьесы.

Кульминация -  Лариса безрассудно следует за Паратовым, она верит в его искреннее желание освободить её от убогого будущего.

Развязка действия - убийство Ларисы Карандышевым.


  1. Беседа по тексту, чтение отрывков пьесы, обсуждение образов.


  1. Образ Хариты Игнатьевны Огудаловой

- Что узнаем о нравственном облике и жизненных принципах Х. И. Огудаловой?

(Нравственный облик Огудаловой определен ее общественным положением. Харита Игнатьевна — приживалка при знатных господах. Возможно, в молодости вела роскошную жизнь за счет своих поклонников, сейчас же торгует красотой и талантом своей дочери. Чтобы вести прежний образ жизни и обеспечить свою старость, Огудалова готова унижаться.)

- Почему меняется ее речь при разговоре с Кнуровым, Паратовым, Карандышевым? (чтение отрывков)

- Как Харита Игнатьевна относится к Ларисе и какую роль играет в ее судьбе?

(Отношение к дочери отчетливо раскрывается в разговоре с Кнуровым)


  1. Образы купцов Кнурова и Вожеватова

- Чем отличаются эти персонажи от образов купцов из драмы «Гроза»? (Купцы пореформенной России очень отличаются от бородатых купцов-самодуров. Многие из этих дельцов изучали финансовое дело, знают тайны банковских операций, европейский опыт обогащения. Не случайно Кнуров, бывая в Бряхимове, по преимуществу молчит: нет интересных собеседников. Разговаривать он ездит за границу, иногда в Петербург или Москву. Чтобы быть в курсе дела, владельцы приисков, пароходов и фабрик посещают промышленные выставки в Париже, читают европейские газеты, ищут общества дипломатов. Есть среди них ценители искусства. Они умеют держаться с достоинством, способны ценить красоту, искренне восхищаться талантом. Они считаются с общественным мнением. Однако по сути они хищники.)

- Искренняя ли забота Кнурова о Ларисе? (предлагая свою помощь, в действительности он выясняет, нельзя ли «добропорядочным» путем при содействии матери сделать девушку своей любовницей.)

- Что скрывается у Кнурова за маской образованности и почтительности? (Цинизм, он решил воспользоваться безвыходным положением Ларисы).

- Какой эпизод пьесы показывает полное обесценивание человеческого достоинства перед властью денег? (Метание жребия: кому достанется Лариса).

- Каково отношение Вожеватова к Ларисе?

- Какова главная черта характера Вожеватова? (расчетливый эгоист).

- Таким образом, основная идея "Бесприданницы" состоит в утверждении того, что в буржуазно-капиталистическом обществе торжествует власть денег, превращая неимущего, зависимого от него человека в предмет купли и продажи, в вещь. Здесь торжествуют "идолы", подобные миллионеру Кнурову, с их цинизмом, волчьей хваткой, и гибнут кристально чистые натуры, подобные Ларисе Огудаловой.


3. Образ Карандышева.

- Что руководит поступками Карандышева? (Раздутое самомнение, желание самоутвердиться).

- Как складываются взаимоотношения Карандышева и Ларисы?

- Любит ли его Лариса? Почему соглашается на брак? (Лариса не любила Карандышева. Обручение с ним — это попытка вырваться из дома, желание забыть Паратова, поиски спокойного уголка, где она может стать свободной чайкой.)

- Как Карандышев понимает брак с Ларисой? (возможность выйти в общество избранных, тех, кого он ненавидит, но кому слепо подражает.)

- Какие чувства у вас вызывает Карандышев? Он жалок или смешон? (Он вызывает не только смех и осуждение. За его самоуверенностью скрывается внутренняя робость. Его попытки встать в ряд с купцами нелепы, мы следим за наглым издевательством над ним хозяев жизни. Бегство Ларисы с купцами — для него страшная катастрофа. Он чувствует и растерянность, и чувство оскорбленного человеческого достоинства, и бессильную злобу. Он решается мстить своим обидчикам.)

Просмотр отрывка фильма «Жестокий романс».


  1. Образ Паратова.

Чем привлекателен этот персонаж? (Он сам вершит свою судьбу, имеет широту души, твердость и решимость в совершении жизненных шагов. Он по-своему обаятельный, «блистательный барин», при общении с людьми держится на уровне, соответствующем статусу. У мужчин он вызывает зависть, желание подражать; у женщин – восхищение. Он приучен к успеху, привык брать в жизни все лучшее).

- Каковы нравственные принципы Паратова? (Он азартный игрок. Смелый и беспринципный. Главное для него — деньги. Ради них он жертвует любовью, готов продать свою свободу.)

- Любил ли он Ларису? (Нет, использовал её наивность и доверчивость. Сам же проявлял душевную черствость.)


  1. Образ Ларисы

- Какой мы видим главную героиню? (Лариса — богато одаренная натура, она талантлива, артистична: играет на фортепиано, поет, аккомпанирует себе на гитаре; у нее поэтическая душа. Она чутка, впечатлительна, любит гулять на природе; ее душа, как птица, парит, она мечтает о возвышенном, светлом. Лариса доверчива, искренна, прямодушна в отношениях с людьми.)

Просмотр эпизода фильма «Жестокий романс»

- В чём трагедия героини? (Трагедия героини- трагедия одинокой души. Среди чёрствых, бездушных и эгоистических дельцов ей не выжить).

- Кем является Лариса для окружающих её людей? (Для них она вещь, выставленная на торги. Даже мать совершенно не понимает Ларису.)

- Почему в самый напряжённый момент, когда решается вопрос, поедет ли Лариса за Волгу, она поёт романс «Не искушай меня без нужды»? (Для Ларисы существует только мир бескорыстной любви. Лариса идеализирует Паратова , видя широту его души, смелые поступки. она вновь верит в его искренность. Вновь ошибается и уже теряет всякую надежду.)

Звучит романс «А напоследок я скажу…» из кинофильма «Жестокий романс».


- Кто виноват в смерти Ларисы? (Мать, Паратов, Карандышев…все виноваты).

- Почему Лариса благодарит Карандышева за выстрел? (Она знает, что её хотят сделать содержанкой, но будущей своей жизни в качестве вещи она не представляет. Поэтому смерть для неё- естественный выход. Её душа по-прежнему чиста. Уходя из жизни, она всех прощает и умирает со словами любви, таким образом осуществляется её мечта- бежать из этой жизни, которую она не принимала.)

Вывод. Лариса – чистая, умная, богато одаренная девушка. Она жадно тянется к светлой жизни, полной любви, но обречена погибнуть в условиях золотых цепей. Это - «горячее сердце» в бессердечном мире купли-продажи, циничного торга. Это – белая чайка, попавшая в стаю стервятников.



  1. Сравнительная характеристика образов Катерины и Ларисы.


Общее.

Катерина и Лариса- это образы больших человеческих страстей. Они обе хотели любить и быть любимыми, но обманулись. Их жизни трагически оборвались. И Лариса, и Катерина противостоят всему окружению, отличаются от других тем, что у них отсутствует двойная мораль, хитрость, притворство. Их объединяет образ Волги – символа красоты, силы, мощи. В волнах Волги нашла свое единственно возможное освобождение Катерина, на берегу той же реки обрела свободу Лариса.


Различное.

Катерина

Лариса

  1. Душа Екатерины вырастает из народных песен, сказок и легенд.

  2. В ее мироощущении живет многовековая крестьянская культура.

  3. 3. Катерина религиозна и набожна.

4.Характер Катерины целен, устойчив и решителен.

  1. 5. Мечтает о тихом семейном счастье.

  2. 6. Оканчивает жизнь самоубийством.

1. Лариса – девушка гораздо более хрупкая и незащищенная.

2. Лариса не столь набожна, у неё нет боязни кары за торжество любви.

3. Ее натура более утончена и психологически многокрасочна. В ее музыкально чуткой душе звучат цыганская песня и русский романс.

  1. 4. Мечтает о чём-то возвышенном и светлом.

  2. 5. Думает о самоубийстве, но не решается на это.


  1. Рефлексия. Определение особенностей пьесы. Подведение выводов.

- В чём же состоит новаторство Островского-драматурга в пьесе «Бесприданница»?


  1.  Показан новый тип купцов и дельцов. Они порядочные, образованные, считаются с тем, что о них в городе скажут, у них складывается особая тактика, основанная на обмане общественного мнения. Честное слово купца – это их марка.


  1. Показан тип «маленького человека». Раньше никто в драматургии не освещал этот вопрос. Маленький чиновник Карандышев старается всем доказать, что он не хуже других. Он человек с преувеличенным чувством собственного достоинства. Брак с Ларисой – это возможность выйти в общество, которое он ненавидит, но которому слепо подражает. Он вызывает смех и осуждение. За его самоуверенностью скрывается внутренняя робость.



  1. Показан новый тип героиня с богатым внутренним миром. Лариса – богато одаренная натура, она талантлива, артистична, чутка, внимательна, впечатлительна, доверчива, искренна, прямодушна в отношениях с людьми. Главное для Ларисы – любовь. Она мечтает о ней, но её любовь никому не нужна. Лариса это понимает, ей остается только смерть. Трагедия героини – трагедия одинокой души.



  1. Домашнее задание.


- Дать развёрнутый ответ на вопрос «Актуальна ли сегодня пьеса А. Н. Островского «Бесприданница»»?




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Горячее сердце" среди "арифметических душ" (по пьесе А. Н. Островского "Бесприданница")

Автор: Буянская лариса Николаевна

Дата: 19.10.2020

Номер свидетельства: 560551


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства