kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Г.Н. Троепольский Прощание с другом

Нажмите, чтобы узнать подробности

: Совершенствовать навыки беглого, выразительного чтения, формировать умения работать над одной из ключевых проблем повести – проблема нравственности и  милосердия.

Развивать умения оценивать жизненный ситуации, обобщать, сопоставлять героев и их поступки.

Воспитывать чувство доброты, милосердия, бережного отношения к животным.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Г.Н. Троепольский Прощание с другом»

Тема: Г.Н. Троепольский «Прощание с другом» (отрывок из повести)


Цель: Совершенствовать навыки беглого, выразительного чтения, формировать умения работать над одной из ключевых проблем повести – проблема нравственности и милосердия.

Развивать умения оценивать жизненный ситуации, обобщать, сопоставлять героев и их поступки.

Воспитывать чувство доброты, милосердия, бережного отношения к животным.


Ход урока:

  1. Психологический настрой.

Каждый день, всегда, везде.

На занятиях, в игре

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим


2. Фонетическая зарядка:

Четко проговорим скороговорки

1 ряд

От топота копыт, пыль по полю летит.

2 ряд

Проворонила ворона вороненка

3 ряд

Три сороки тараторки, тараторили на горке.

Хором

Собирала Маргарита

Маргаритки на горе

Растеряла Маргарита

Маргаритки на дворе.


  1. Проверка домашнего задания: (с 155)

Рассказать стихотворение наизусть (5-7 учеников)

- Какие чувства переполняют Вас когда вы читаете это стихотворение? (счастья, радости, теплоты, восторга)

1 слайд «Сосновый бор»

- Какие эпитеты встретили вы в стихотворении? (сухой смолистый аромат, солнечный свет, яркий свет, тяжелый величавый ствол)

- Какие метафоры встретили в стихотворении? (солнечные палаты, зной и сухость света)

- Какие приемы использует автор в стихотворении?

(сравнения: песок как шелк, ствол – гигант.

Олицетворение: пахнет зной и сухость света)


- Стихотворение создает определенное настроение и видишь как прекрасен мир в детском воображении ребенка.


  1. Знакомство с новым произведением: Г. Троепольский «Прощание с другом»


- Сегодня будем знакомиться с новым произведением, это отрывок из повести Гавриила Николаевича Троепольского «Белый Бим Черное ухо» отрывок называется «Прощание с другом».

На экране книга Г. Троепольского.


- Прежде чем начать читать это произведение, хочу обратить ваше внимание на экран и прочитать стихотворение Валентина Берестова.

На экране рисунок животного.

- В добрых глазах прирученного зверя

Каждый ребенок прочтет без труда.

Я полюбил тебя, я тебе верю!

Ты ведь не бросишь меня никогда!


- О чем говорят эти строки?

(Животные нуждаются в защите человека, нужно бережно относиться к животным)


- У многих из вас есть животные, которых вы любите, заботитесь о них. И сейчас ребята расскажут о своих любимых животных.





На экране фотографии животных.

Дети читают сочинения.


  1. – В литературе есть немало произведений о собаках – вспомните какие из них вы читали?

На экране слайды.


А.П. Чехов «Каштанка»

А.П. Чехов «Белолобый»

А. Куприн «Белый пудель»


- Сегодня, ребята, мы читаем отрывок из повести «Белый Бим Черное ухо».

«Прощание с другой»


  1. Рассказ об авторе.

На экране слайд (портрет Троепольского)

- И сейчас ребята расскажут вам об авторе этого произведения Гаврииле Николаевиче Троепольком.


Гавриил Николаевич Троепольский родился в 1905 году, в селе Новоспасовка, Тамбовской губернии, в семье священника. Учился в сельскохозяйственной академии, работал учителем в городе Воронеже.

Гавриил Николаевич Троеполький объяснял, что стал писателем под влиянием своего школьного учителя.

Закончив обучение в сельскохозяйственном училище, Т. некоторое время преподавал в сельской школе в родной Воронежской губернии. После напряженного трудового дня молодой учитель записывал свои впечатления: тут и охотничьи зарисовки, и портреты сельчан, и заметки крестьянского быта.

В 1937 году в альманахе “Литературный Воронеж” появился рассказ “Дедушка”, позднее в течение многих лет лучшие свои работы Т. печатал в журнале “Новый мир”, редактором которого был Александр Трифонович Твардовский. Именно ему посвятил Троепольский своего “Бима”. Уже не одно поколение юных читателей вошло в жизнь, неся в душе образ Белого Бима.



На экране слайд (Иван Иваныч).

Учитель: - Одинокий человек, у которого умерла жена, взял себе месячного щенка, выкормил его. Бим, «по стандартам охотничьих собак, сеттер-гордон, должен был обязательно черным с блестящим отливом», а получился совсем не похожим на свою породу шотландских сеттеров: «туловище белое, но с рыженькими подпалинами и даже чуть заметным рыжим окрасом, только одно ухо и одна нога черные, действительно – как вороново крыло; второе ухо мягкого желтовато, рыженького цвета. С таким окрасом Бим не мог называться породной собакой, но для хозяина это уже не было столь важным: Бим был уже его другом, а друзей всегда надо выручать».

- Почему так привязался Иван Иванович к своему другу?

В своих записках он пишет: «В последние месяцы Бим незаметно вошел в мою жизнь и занял в ней прочное место. Чем же он взял? Добротой, безграничным доверием и лаской, чувствами всегда неотразимыми если между ними не втерлось подхалимство». Теперь Иван Иванович был не одинок.

- Бим скрасил одиночество Ивана Ивановича. Много счастливых минут они пережили вместе.

Иван Иванович очень любил и заботился о Биме, они не когда не расставались, но лучилась беда.



- Иван Иванович участник войны, носил под сердцем осколок, который время от времени давал о себе знать. И вот однажды Бим заметил что его хозяину стало плохо.

А что было дальше мы узнаем из первой части.


Чтение отрывка учебника.

Чтение детьми.


- Читаем по частям и озаглавливаем каждую часть.

На экране слайд.

1 часть

Иван Иванович заболел

Бим тревожится за хозяина

Старые раны


2 часть

(На экране слайд)

Бим провожает Ивана Ивановича в больницу

Тоскливая ночь без хозяина

3 часть

На экране (слайд)

На поиски друга

Бим ищет своего друга

- Понравилась ли вам история про Бима?

- Какие чувства она вызвала у вас?

(чувство жалости, сострадания, хочется придти на помощь, помочь Биму, защитить)



- Где кульминация этого рассказа?

(стр. 159)


- Иван Иванович знал, как Бим привязан к нему, и ему было очень тяжело с ним расставаться.


9. Работа в группах.

Составить вопросы по содержанию.

1 ряд: 1 часть

2 ряд: 2 часть

3 ряд: 3 часть


1 ряд: пересказ 1 части.

- Найти и прочитать слова, характеризующие состояние Ивана Ивановича.

- Заметил ли Бим состояние хозяина?

(выборочное чтение)

- Кто помог вызвать скорую помощь?

- Чем закончилась 1 часть?


2 ряд: Пересказ 2 части.

- Как встретил Бим приехавших врачей?

- Из каких слов видно, что он тревожится за хозяина?

(стр. 158)

- Как провел Бим первую ночь без хозяина?

(стр. 159)

- Чем закончилась 2 часть?


3 ряд: пересказ 3 части.

- Почему Степановна выпустила Бима?

- Понимала ли она Бима, так как понимал его хозяин?

- Как Бим отреагировал на слова «ищи»?

- Где искал он хозяина?

- Как люди отнеслись к Биму?


10. Чтение отрывка из хрестоматии.

- Жизнь Бима закончилась трагически. Злые, жестокие люди, погубили Бима. Но все равно в нашей жизни больше добрых, отзывчивых людей, которые заботятся о животных. И хочу закончить словами из произведения: «Верил Бим в доброту человека. Великое благо верить и любить».


11. Просмотр отрывка из фильма «Белый Бим, Черное ухо»




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Г.Н. Троепольский Прощание с другом

Автор: Доновская Людмила Андреевна

Дата: 09.03.2016

Номер свидетельства: 303304

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Урок литературы в 4 классе Г.Н.Троепольский "Прощание с другом""
    ["seo_title"] => string(69) "urok-litieratury-v-4-klassie-g-n-troiepol-skii-proshchaniie-s-drughom"
    ["file_id"] => string(6) "180585"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425213898"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства