kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Глубокое чувство родной природы и Родины в лирике С.А.Есенина.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока:

  • расширить знания учеников о личности и творчестве С.А.Есенина; познакомить с лирикой поэта о природе и Родине;
  • развивать навыки выразительного чтения и анализа лирического произведения;
  • воспитывать внимательного, вдумчивого читателя.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Глубокое чувство родной природы и Родины в лирике С.А.Есенина.»

11 класс

Программа Г.С.Меркина


Урок № 48.

Тема. Глубокое чувство родной природы и Родины в лирике С.А.Есенина.

Цель:

  • расширить знания учеников о личности и творчестве С.А.Есенина; познакомить с лирикой поэта о природе и Родине;

  • развивать навыки выразительного чтения и анализа лирического произведения;

  • воспитывать внимательного, вдумчивого читателя.


Оборудование: мультимедийная презентация.


ХОД УРОКА.


I. Изучение нового материала.

  1. Сообщение темы, цели, плана урока.


  1. Вступительное слово учителя.

Особенность художественного мира Есенина заключается в одушевлённости в нём всего сущего: люди, животные, растения, планеты и предметы – дети единой матери Природы. Вот почему основной его художественный приём – олицетворения различных типов: оживление всего неживого – и обратный олицетворению приём – наделение образа человека природными характеристиками.

Очеловечивать окружающий мир умеют все поэты, этот прием называется олицетворением.

А Есенин ощущал себя деревом, травой, месяцем. Это уникальное явление в поэзии, исследователи этот новаторский прием назвали «олицетворение наоборот». Только Есенин мог сказать:

Облетает моя голова,

Куст волос золотых вянет…

Есенин даже шутил над своей фамилией: «Во мне живут осень и ясень».

3.Использование цветописи в лирике Есенина.

В стихах Есенина разнообразны оттенки красного цвета: розовый, алый, малиновый, багряный; оттенки жёлтого часто приобретают «металлическое» звучание: золотой, медный; много зелёного цвета, синего и голубого. Есть и белый, и чёрный, и серый цвета, но в целом стихи Есенина окрашены в чистые, ясные, то нежные, то яркие цвета и оттенки

«Красный костёр окровил таганы/

В хворосте белые веки луны…

Оловом светится лужная голь…

/Грустная песня, ты - русская боль.»

(«Чёрная, потом пропахшая выть!»)

«Задремали звёзды золотые/

Задрожало зеркало затона/

Брезжит свет на заводи речные/

И румянит сетку небосклона»

(«С добрым утром!»)

Любимые цвета поэта — синий и голубой. Эти цветовые тона усиливают ощущение необъятности просторов России…

Таганы — это медные котлы на подвесе-треножнике...

Выть - пай или участок земли, иногда и реки или озера со всеми или некоторыми угодьями.


4. Образ родины в лирике С.А.Есенина.

Ранние стихи: «Гой ты Русь, моя родная…», «Чую радуницу Божью…», «О красном вечере задумалась дорога…», «Запели тёсаные дроги…», «Берёза».

Из зрелой лирики — «Низкий дом с голубыми ставнями…», «Отговорила роща золотая…», «Спит ковыль, равнина дорогая…», «Несказанное, синее, нежное…», «Неуютная жидкая лунность…».

“Русь уходящая «, «Русь советская”, «Сорокоуст», «Возвращение на родину».

«Моя лирика жива одной большой любовью к родине. Чувство родины – основное в моём творчестве», - писал С.А.Есенин. В этом чувстве слилось всё самое дорогое для него: родня земля, жизнь страны, любовь к матери, к «братьям нашим меньшим». Эта тема сквозная в творчестве поэта. Её развитие связано с меняющимся мироощущением поэта, с теми историческими, политическими, социальными процессами, которые происходили в стране. В его творчестве невозможно выделить стихи о Родине в особый раздел. Всё, написанное им, проникнуто «чувством родины».

В ранних стихах Есенина (1910-1914г.г.) Русь – «голубая», крестьянская, народная, «страна берёзового ситца». Поэт благословляет всё живое, ключевые слова – «люблю» и «верую». На душе у лирического героя «светло».

Синий, небесный, цвет, традиционно ассоциировавшийся в художественном сознании с Богородицей, стал главным в есенинском образе деревни.

Авторское время ещё совпадает с историческим, поэтому в ранних стихах о родине нет трагизма, внутреннего разлада. Лирический герой принимает земной мир как Божий дар, поэтому его ранние стихи наполнены христианской образностью и мотивами.


5.Стихотворение «Край любимый! Сердцу снятся…»

Край любимый! Сердцу снятся

Скирды солнца в водах лонных.

Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих стозвонных.


По меже, на переметке,

Резеда и риза кашки.

И вызванивают в четки

Ивы - кроткие монашки.


Курит облаком болото,

Гарь в небесном коромысле.

С тихой тайной для кого-то

Затаил я в сердце мысли.


Все встречаю, все приемлю,

Рад и счастлив душу вынуть.

Я пришел на эту землю,

Чтоб скорей ее покинуть.

Обратимся к стихотворению «Край любимый! Сердцу снятся…» и попробуем увидеть те черты ранней лирики, о которых мы говорили. Какие христианские мотивы и образы присутствуют здесь? Отметьте примеры метафор, определите их роль. Какие пушкинские традиции продолжает поэт?

Здесь Есенин по-христиански смиренно принимает жизнь, продолжая пушкинские традиции. Уже в это время он создал метафорический язык. Метафора призвана подчеркнуть единство всего живого на земле, поэтому у него «сердцу снятся
скирды солнца», «вызванивают в четки ивы», «курит облаком болото».

Деревенский пейзаж освящён для него Божьей благодатью, он «хотел бы затеряться в зеленях» его «стозвонных».


6. Стихотворение «Запели тёсаные дроги…»

Запели тесаные дроги,

Бегут равнины и кусты.

Опять часовни на дороге

И поминальные кресты.


Опять я теплой грустью болен

От овсяного ветерка.

И на известку колоколен

Невольно крестится рука.


О Русь, малиновое поле

И синь, упавшая в реку,

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску.


Холодной скорби не измерить,

Ты на туманном берегу.

Но не любить тебя, не верить -

Я научиться не могу.


И не отдам я эти цепи

И не расстанусь с долгим сном,

Когда звенят родные степи

Молитвословным ковылем.


- Найдите в стихотворении примеры христианских образов и мотивов.

- Определите микротемы стихотворения. Проследите, как развивается мотив дороги. Какую роль в развитии образа пути играют метафоры?

- Как переданы краски и звуки создаваемого поэтом художественного мира?

Объединяющим началом в развитии темы России является знакомый по творчеству Пушкина, Лермонтова, Блока мотив дороги. Художественный мир в этом стихотворении динамичен, всё показано в постоянном движении.


7.Стихотворение «О красном вечере задумалась дорога…»

О красном вечере задумалась дорога,

Кусты рябин туманней глубины.

Изба-старуха челюстью порога

Жует пахучий мякиш тишины.


Осенний холод ласково и кротко

Крадется мглой к овсяному двору;

Сквозь синь стекла желтоволосый отрок

Лучит глаза на галочью игру.


Обняв трубу, сверкает по повети

Зола зеленая из розовой печи.

Кого-то нет, и тонкогубый ветер

О ком-то шепчет, сгинувшем в ночи.


Кому-то пятками уже не мять по рощам

Щербленый лист и золото травы.

Тягучий вздох, ныряя звоном тощим,

Целует клюв нахохленной совы.


Все гуще хмарь, в хлеву покой и дрема,

Дорога белая узорит скользкий ров...

И нежно охает ячменная солома,

Свисая с губ кивающих коров.

В этом стихотворении мы находим те мотивы и образы, которые будут характерны для всей лирики Есенина в целом. Рассмотрим предметный мир стихотворения (всё из крестьянского быта).

Композиция стихотворения определяется кольцевым мотивом дороги, соотнесённостью образов “избы-старухи” и “желтоволосого отрока”, центральным положением в тексте строфы с упоминанием “розовой печи”.

Прокомментируйте особый, насыщенно-метафорический строй поэтической речи, характерные цветовые эпитеты, звукопись.

“Стихотворение написано Есениным в то время, когда по его любимой Руси ещё не прокатилась «тройка коней оголтелая». Ещё все дышит спокойствием в есенинском краю, но где-то далеко уже идёт мировая война и гибнут люди, ушедшие из деревень.


8. Слово учителя.

В 1915—1916 гг. у гармоничного лирического героя Есенина появился мятежный двойник, "грешник", "бродяга и вор", а Россия стала уже не только страной кроткого Спаса, но и мятежников.

Поэт объединил понятие крестьянского рая с революционной идеей, что нашло отражение в поэмах 1916—1918 гг. "Преображение", "Инония" и др. И Февральскую, и Октябрьскую революции он принял как крестьянские и христианские по содержанию. Россия представилась ему новым Назаретом: из нее в мир придут идеи преображения, духовного обновления, христианского социализма.

Желая видеть в современности радикальные перемены, Есенин пришел к мысли и о создании иной поэзии. Он стал вдохновителем новой школы — имажинизма. В его поэзии появились сложные, основанные на неожиданных ассоциациях образы: "По пруду лебедем красным / Плавает тихий закат", "Золотою лягушкой луна / Распласталась на тихой воде", "Взбрезжи, полночь, луны кувшин / Зачерпнуть молока берез" и т.д. Однако идеология имажинизма была чужда Есенину.

Постепенно Есенин пришёл к мысли, что революционные потрясения не дали России долгожданного земного рая. В 1920 г. он сделал вывод: реальный социализм умерщвляет всё живое, в том числе и личность. Из стихов о России ушла утопия.


9. Стихотворение «Я последний поэт деревни».

Стихотворение "Я последний поэт деревни..." (1920) — прощальная обедня, панихида по России-храму, уходящей Руси, крестьянской культуре. Тема гибели старого мира и победы новой, "железной" культуры решена трагически. Развивается и мотив гибели лирического героя: "И луны часы деревянные / Прохрипят мой двенадцатый час". Этот параллелизм выразился в структуре первой строфы: поэт ("Я последний поэт деревни..."), родина ("Скромен в песнях дощатый мост"), поэт ("За прощальной стою обедней"), родина ("Кадящих листвой берез"). Отныне деревня лишь лирический образ.

Я последний поэт деревни,

Скромен в песнях дощатый мост.

За прощальной стою обедней

Кадящих листвой берез.


Догорит золотистым пламенем

Из телесного воска свеча,

И луны часы деревянные

Прохрипят мой двенадцатый час.


На тропу голубого поля

Скоро выйдет железный гость.

Злак овсяный, зарею пролитый,

Соберет его черная горсть.


Не живые, чужие ладони,

Этим песням при вас не жить!

Только будут колосья-кони

О хозяине старом тужить.


Будет ветер сосать их ржанье,

Панихидный справляя пляс.

Скоро, скоро часы деревянные

Прохрипят мой двенадцатый час!


10. Стихотворение «Сороуст».

Стихотворение о гибели «голубой» Руси Есенин назвал «Сорокоуст» (сорокоуст – поминальная служба по усопшему, которая служится в течение сорока дней со времени его смерти). Город («железное чудовище») губит природу («красногрудого жеребёнка»).

Видели ли вы,

Как бежит по степям,

В туманах озерных кроясь,

Железной ноздрей храпя,

На лапах чугунных поезд?


А за ним

По большой траве,

Как на празднике отчаянных гонок,

Тонкие ноги закидывая к голове,

Скачет красногривый жеребенок?


Милый, милый, смешной дуралей,

Ну куда он, куда он гонится?

Неужель он не знает, что живых коней

Победила стальная конница?

Неужель он не знает, что в полях бессиянных

Той поры не вернет его бег,

Когда пару красивых степных россиянок

Отдавал за коня печенег?

По-иному судьба на торгах перекрасила

Наш разбуженный скрежетом плес,

И за тысчи пудов конской кожи и мяса

Покупают теперь паровоз.

В 1924 г. Есенин признал гибель старой Руси.


11. Стихотворение «Русь советская».


Тот ураган прошел. Нас мало уцелело.

На перекличке дружбы многих нет.

Я вновь вернулся в край осиротелый,

В котором не был восемь лет.


Кого позвать мне? С кем мне поделиться

Той грустной радостью, что я остался жив?

Здесь даже мельница - бревенчатая птица

С крылом единственным - стоит, глаза смежив.


Я никому здесь не знаком,

А те, что помнили, давно забыли.

И там, где был когда-то отчий дом,

Теперь лежит зола да слой дорожной пыли.


А жизнь кипит.

Вокруг меня снуют

И старые и молодые лица.

Но некому мне шляпой поклониться,

Ни в чьих глазах не нахожу приют.


И в голове моей проходят роем думы:

Что родина?

Ужели это сны?

Ведь я почти для всех здесь пилигрим угрюмый

Бог весть с какой далекой стороны.


И это я!

Я, гражданин села,

Которое лишь тем и будет знаменито,

Что здесь когда-то баба родила

Российского скандального пиита.


Но голос мысли сердцу говорит:

"Опомнись! Чем же ты обижен?

Ведь это только новый свет горит

Другого поколения у хижин.


Уже ты стал немного отцветать,

Другие юноши поют другие песни.

Они, пожалуй, будут интересней -

Уж не село, а вся земля им мать".


Ах, родина! Какой я стал смешной.

На щеки впалые летит сухой румянец.

Язык сограждан стал мне как чужой,

В своей стране я словно иностранец.


Вот вижу я:

Воскресные сельчане

У волости, как в церковь, собрались.

Корявыми, немытыми речами

Они свою обсуживают "жись".


Уж вечер. Жидкой позолотой

Закат обрызгал серые поля.

И ноги босые, как телки под ворота,

Уткнули по канавам тополя.


Хромой красноармеец с ликом сонным,

В воспоминаниях морщиня лоб,

Рассказывает важно о Буденном,

О том, как красные отбили Перекоп.


"Уж мы его - и этак и раз-этак, -

Буржуя энтого... которого... в Крыму..."

И клены морщатся ушами длинных веток,

И бабы охают в немую полутьму.


С горы идет крестьянский комсомол,

И под гармонику, наяривая рьяно,

Поют агитки Бедного Демьяна,

Веселым криком оглашая дол.


Вот так страна!

Какого ж я рожна

Орал в стихах, что я с народом дружен?

Моя поэзия здесь больше не нужна,

Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.


Ну что ж!

Прости, родной приют.

Чем сослужил тебе, и тем уж я доволен.

Пускай меня сегодня не поют -

Я пел тогда, когда был край мой болен.


Приемлю все.

Как есть все принимаю.

Готов идти по выбитым следам.

Отдам всю душу октябрю и маю,

Но только лиры милой не отдам.


Я не отдам ее в чужие руки,

Ни матери, ни другу, ни жене.

Лишь только мне она свои вверяла звуки

И песни нежные лишь только пела мне.


Цветите, юные! И здоровейте телом!

У вас иная жизнь, у вас другой напев.

А я пойду один к неведомым пределам,

Душой бунтующей навеки присмирев.


Но и тогда,

Когда во всей планете

Пройдет вражда племен,

Исчезнет ложь и грусть, -

Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким "Русь".

Само название стихотворения говорит о сложности восприятия Есениным нового уклада жизни. Слово «Русь» напоминает о старине, а прилагательное «советская» звучит как антитеза. Это слово говорит уже о новом строе, не имеющем ничего общего с православной Русью.

В первой же строке звучит мотив революции, которую поэт сравнивает с «ураганом»:

Тот ураган прошел.

Нас мало уцелело.

На перекличке дружбы многих нет.

В первом четверостишии звучит пушкинский мотив (стихотворение «Вновь я посетил») утраченного дома.

Во второй строфе появляется образ мельницы как символ Родины, символ русской деревни.

В третьей строфе звучит мотив сгоревшего дома (гибель старой Руси).

Четвёртая строфа построена на контрасте между суетной жизнью («А жизнь кипит…») и раздумьем лирического героя. Звучит и мотив изгнанника в родной стране.

Первые четыре строфы можно назвать вступлением. Основная часть начинается с рассуждения: «Что родина?» Продолжает развиваться мотив отчуждённости лирического героя в родном краю.

Лирический герой и сам отгораживается от большевистской реальности: он ей не отдаст «лиры милой», воспевать он будет по-прежнему «Шестую часть земли/ С названьем кратким «Русь».


ІII. Подведение итогов урока.


IV. Домашнее задание.

1.Выучить наизусть стихотворение С.А.Есенина о природе или о Родине (по выбору).

2.Читать и анализировать стихотворения С.А.Есенина о любви.





9



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Глубокое чувство родной природы и Родины в лирике С.А.Есенина.

Автор: Бурлуцкая Елена Александровна

Дата: 27.10.2019

Номер свидетельства: 524427


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства