kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Главное в человеческой жихни

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эта повесть называется "Белый пароход" авторм которого является Чингиз Айтматов киргизский писатель. В ней рассказывается о маленьком мальчке, который жил на отгоне со своим дедушкой Момуном. Мальчик был добрый и нежный. Он очень хотел увидеть своих родителей, которых он ждал на белом пароходе. 

У него был бинокль и он смотрел в него на море. Друзей у него не было ( у  соседей не было детей) поэтому для него друзья были: камни, цветы, деревья и он с нми разговаривал и доверял им свои тайны.

Однажды  к ним приехала автолавка с товароми и дед Момун купил ему  портфель.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Главное в человеческой жихни»

Урок литературы в 7 классе По повести Чингиза Айтматова «Белый пароход» Тема: Главное в человеческой жизни.

Урок литературы в 7 классе

По повести Чингиза Айтматова «Белый пароход»

Тема: Главное в человеческой жизни.

Чингиз Айтматов

Чингиз Айтматов

Цели:    вместе с детьми осмыслить прочитанное произведение Айтматова; продолжить обучение характеристике литературных героев через их взаимоотношения и отношение к миру природы; учить подбирать ключевые эпизоды, цитаты для характеристики героев;     - развивать эмоционально-образное и аналитическое мышление учащихся,  устную речь;     формировать интерес к нравственным вопросам, «вечным» проблемам, учить чувствовать слово.

Цели: вместе с детьми осмыслить прочитанное произведение Айтматова; продолжить обучение характеристике литературных героев через их взаимоотношения и отношение к миру природы; учить подбирать ключевые эпизоды, цитаты для характеристики героев;   - развивать эмоционально-образное и аналитическое мышление учащихся, устную речь;   формировать интерес к нравственным вопросам, «вечным» проблемам, учить чувствовать слово.

I. Вводная часть     Краткое сообщение ученика о жизни и творчестве Ч. Айтматова (В своих лучших произведениях «Ранние журавли», «Пегий пес, бегущий краем моря», «Белый пароход», «Буранный полустанок», «Плаха» писатель говорит о нравственных проблемах общества. Все произведения находят живой отклик в душах читателей разных стран. Они объединяют добрых людей, делают их близкими друг другу в чем-то важном, делают людей духовно богаче. Проза киргизского писателя открывает и помогает осознать целый мир человеческих чувств, нравственных поисков).(Ученики некоторые произведения еще не проходили).

I. Вводная часть

 

Краткое сообщение ученика о жизни и творчестве

Ч. Айтматова (В своих лучших произведениях «Ранние журавли», «Пегий пес, бегущий краем моря», «Белый пароход», «Буранный полустанок», «Плаха» писатель говорит о нравственных проблемах общества. Все произведения находят живой отклик в душах читателей разных стран. Они объединяют добрых людей, делают их близкими друг другу в чем-то важном, делают людей духовно богаче. Проза киргизского писателя открывает и помогает осознать целый мир человеческих чувств, нравственных поисков).(Ученики некоторые произведения еще не проходили).

2.  Обращение к высказыванию писателя   (читает учитель).    

2. Обращение к высказыванию писателя (читает учитель).

 

  • «Искусство должно призывать к радости, жизнеутверждению, оптимизму. Но также верно и то, что искусство должно ввергать человека в глубокие раздумья и потрясения, вызывать в нем полезные чувства сострадания, протеста против зла, давать ему повод сокрушаться, печалиться и жаждать восстановить, отстоять то лучшее в жизни, что оказалось попранным, погубленным…»
3.  Обращение к теме урока   - Что вы считаете главным в человеческой жизни? (Быть добрым. Любить людей и свою родину. Жить честно. Беречь природу и т.д.)  

3. Обращение к теме урока

  • - Что вы считаете главным в человеческой жизни? (Быть добрым. Любить людей и свою родину. Жить честно. Беречь природу и т.д.)

 

  • - А теперь давайте посмотрим, как это понимают герои повести.
II. Сравнительная характеристика Момуна и Оразкула.       

II. Сравнительная характеристика Момуна и Оразкула.  

 

  • - Ч.Айтматов во многих своих произведениях прибегает к резким противопоставлениям героев. Такой прием позволяет ярче нарисовать персонажи. Есть ли в повести такие герои? (Момун ,Орозкул)
  •  
  • 1. Ученики читают определения (запись на доске)
  •  
  • великодушный самодовольный
  • надежный эгоистичный
  • трудолюбивый невежественный
  • бескорыстный грубый
  • добрый жестокий
  • приветливый хвастливый
  • скромный мстительный
  • бесхитростный
  • Выясняем, какие из них подходят для характеристики Момуна, а какие для объездчика Орозкула. Детьми приводятся примеры (аналитический пересказ, чтение эпизодов и ситуаций), в которых наиболее ярко проявились в характерах героев эти черты.
2. Беседа   - Момуна «многомудрые» люди называют Расторопным. Что означает это слово? (Расторопный – быстрый и ловкий в деле).   - Нет ли в этом прозвище какой-то насмешки? Справедливо это по отношению к Момуну?   - Почему люди воспринимают доброту старика как чудаковатость, а может, даже глупость? (Доброту люди расценивают как неблагодарное свойство человека. Доброта не ценилась)   - Был ли у вас при чтении повести момент, когда вы посочувствовали даже такому герою, как Орозкул, увидели в нем проблеск чего-то человеческого? (Когда пьяный объездчик плачет о своей судьбе. Он все же изредка ощущает свое нравственное убожество).  

2. Беседа

  • - Момуна «многомудрые» люди называют Расторопным. Что означает это слово? (Расторопный – быстрый и ловкий в деле).

 

  • - Нет ли в этом прозвище какой-то насмешки? Справедливо это по отношению к Момуну?

 

  • - Почему люди воспринимают доброту старика как чудаковатость, а может, даже глупость? (Доброту люди расценивают как неблагодарное свойство человека. Доброта не ценилась)

 

  • - Был ли у вас при чтении повести момент, когда вы посочувствовали даже такому герою, как Орозкул, увидели в нем проблеск чего-то человеческого? (Когда пьяный объездчик плачет о своей судьбе. Он все же изредка ощущает свое нравственное убожество).

 

Момун Орозкул

Момун Орозкул

Составление 3. Цитатной характеристики героев

 

 

Момун

«Мы бугинцы, и в родстве от самой прародительницы нашей – Рогатой Матери – оленихи. А она, пречудная Мать-олениха, завещала нам дружбу и в жизни, и в памяти».

Оразкул

«Уехать бы в город. Там умеют уважать человека по должности. Раз положено – значит, обязан уважать. Большая должность – больше уважения».

 

«Что тебе? Ты хочешь, чтобы я сделал для тебя что-то? Так я сейчас, ты мне только скажи, в чем твоя нужда?»

 

 

 

«Красотой сыт не будешь».

 

«Э-э, сын мой, худо, когда люди не умом блещут, а богатством!»

 

 

 

 

 

«Э-э, сын мой, еще в древности люди говорили, что богатство рождает гордыню, гордыня – безрассудство».

«Запрещена охота там, где маралы водятся. А у нас они не водятся. И мы за них не отвечаем. Ясно?»

 

 

«Э-э, сын мой, худо, когда певцы состязаются в славословии, из певцов они превращаются во врагов песни!»

«Я и не такие головы могу размозжить! И не такие рога обломаю».

 

«Э-э, сын мой, а там, где деньги, слову доброму не место, красоте не место!»

 

 

«Эх, пулемет бы!» (глядя на стаю кричащих галок)

 

«Как просто вдруг стать счастливым и принести счастье другому! Вот так бы и жить всегда».

 

«Ну и пусть. Пусть! Мне плохо, почему ей должно быть хорошо?» (предвкушая расправу над женой)

 

«Ух, нет у меня большей власти, не таких бы крутил в бараний рог! Не таких заставил бы ползать в пыли».

 

Образ мальчика  Аналитическая беседа

Образ мальчика

Аналитическая беседа

  • - Как живется мальчику среди взрослых? Почему так часто ему хочется «уйти куда-нибудь или улететь»? (Мальчику всего 7 лет. Но он уже узнал, что такое жестокость, равнодушие, несправедливость, неблагодарность. Он растет, брошенный отцом и матерью, на попечении деда и неродной бабки. Та постоянно попрекает его и напоминает, что он чужой. Мальчику жаль деда, тетку Бекей.)
  • - Какие вопросы волнуют мальчика? Что он пытается понять? («Почему люди так живут? Почему одни злые, а другие добрые? Почему есть счастливые и несчастливые? Почему есть такие, которых все боятся, и такие, которых никто не боится? Почему у одних есть дети, у других нет? Почему одни люди могут не выдавать жалованье другим?» Вопросы остаются без ответа, и мальчик страдает, затаив обиду. Мальчик не может понять, почему все прощают обиды Оразкулу. Он уверен, что таких людей надо наказывать).
  •   - В чем суть мечты мальчика о Белом пароходе? (Это мечта о добрых, любящих людях, об отце и о матери, о справедливости и счастье).
  •   - Какие определения вы подобрали бы для характеристики этого героя?
  • (Чуткий, впечатлительный, доверчивый, светлый, дружелюбный, умеющий фантазировать и т.д. Он многому хорошему научился у деда).
  •   - Что мальчика заставило сделаться рыбой и уплыть?
  • (Он уплывает «рыбой» в знак протеста против бессердечности взрослых людей. Для мальчика расправа с Матерью-оленихой, в которой участвовал и Момун, стало крушением мира. Его мучило сознание собственной беспомощности, то, что он не в силах был ничего поделать с этими людьми).
  •  
Вывод учителя:   - Значит, мальчик в свои 7 лет понял, почувствовал сердцем, что главное в человеческой жизни. Он был до конца верен себе, своему идеалу, своей сказке.  

Вывод учителя:

 

  • - Значит, мальчик в свои 7 лет понял, почувствовал сердцем, что главное в человеческой жизни. Он был до конца верен себе, своему идеалу, своей сказке.

 

IV. Осмысление заключительных слов повести.   1.  Чтение отрывка учителем. - Почему, несмотря на трагический конец повести, в нашей душе рождается светлое чувство? (Мечта мальчика осуществилась: он хотел приплыть к Белому пароходу, рассказать людям о своей жизни, о Расторопном Момуне, о своей вере в Рогатую Мать-Олениху, в красоту, добро и справедливость. Писатель выполнил волю мальчика, повторяя его слова: «Здравствуй, Белый пароход, это я!» В этих словах – победа всего светлого в жизни).  

IV. Осмысление заключительных слов повести.

1. Чтение отрывка учителем.

  • - Почему, несмотря на трагический конец повести, в нашей душе рождается светлое чувство? (Мечта мальчика осуществилась: он хотел приплыть к Белому пароходу, рассказать людям о своей жизни, о Расторопном Момуне, о своей вере в Рогатую Мать-Олениху, в красоту, добро и справедливость. Писатель выполнил волю мальчика, повторяя его слова: «Здравствуй, Белый пароход, это я!» В этих словах – победа всего светлого в жизни).

 

V. Итог урока.     - В начале урока вы ответили на вопрос, что же главное в человеческой жизни. Могли бы вы сейчас дополнить свой ответ? (Это совесть. Детская совесть в человеке).  

V. Итог урока.

 

  • - В начале урока вы ответили на вопрос, что же главное в человеческой жизни. Могли бы вы сейчас дополнить свой ответ? (Это совесть. Детская совесть в человеке).

 

  • - А что такое совесть? (Совесть – это чувство ответственности за свое поведение перед людьми).
           Вывод учителя.   - Каждый человек знаком со своим внутренним голосом, который то его упрекает, то радует. Это чувство называется совестью. Кто следует голосу совести, тот не будет сожалеть о своих поступках. Совесть объединяет в человеке добро, сердечность, веру и надежду.  

  Вывод учителя.

  • - Каждый человек знаком со своим внутренним голосом, который то его упрекает, то радует. Это чувство называется совестью. Кто следует голосу совести, тот не будет сожалеть о своих поступках. Совесть объединяет в человеке добро, сердечность, веру и надежду.

 

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Главное в человеческой жихни

Автор: Жаканова Зульфия Жаскеновна

Дата: 06.04.2016

Номер свидетельства: 315839

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "«Стихотворения в прозе» И.С. Тургенева. "
    ["seo_title"] => string(42) "stikhotvorieniia-v-prozie-i-s-turghienieva"
    ["file_id"] => string(6) "181841"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425400462"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства