kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Гимн силе воли и мужеству в повести В.Г.Короленко «Слепой музыкант»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Гимн силе воли и мужеству в повести В.Г.Короленко «Слепой музыкант»

Джумасултанова Жанат  Бактыгереевна.

Учитель русского языка и литературы

СОШ№30

Цели урока:

1. Добиться, чтобы учащиеся глубоко осмыслили прочитанные строки произведения, обобщить наблюдение над поступками, речью, портретом героя повести; вырабатывать умение выявлять взаимосвязь рассматриваемых явлений.

2. Развивать речь учащихся, критическое мышление, умение работать в коллективе, учить проявлять внимание к мнению других.

3. Раскрыть сущность таких понятий, как сила воли, мужество; воздействовать на формирование этих качеств, воспитание активной жизненной позиции.

Оборудование: интерактивная доска, портрет В.Г.Короленко, музыка, отрывки из фильма «Слепой музыкант», слайды, текст повести, ватман, фломастер.

Ход урока

I. Мотивация урока:

Отрывок из фильма «Слепой музыкант» (Психологический настрой «Я слепой»)

- Скажите, пожалуйста, что вы видели на экране?

Учитель. «Глаза – зеркало души. Быть может, вернее было бы сравнить их с окнами, которыми вливаются в душу впечатления яркого, сверкающего цветного мира», - написал В.Г.Короленко в своей чудесной поэтической повести «Слепой музыкант» о слепом от рождения, но очень одаренном мальчике. Тонкий психолог, В.Г.Короленко удивительно точно передает чувства, которые испытывает слепой мальчик. Чем старше  он становится, тем больше страдает от своей ущербности. Юноша глубоко переживает свой недруг. И только благодаря огромной силе воли и любви окружающих его людей Петр сумел стать нравственно полноценным человеком, найти свой путь, определиться с профессией.

Сегодня мы поговорим о том, как проходило становление личности главного героя, что ему пришлось пережить.

II. Формирование новых понятий и способов действия.

1. Запись даты, темы урока.

2. Словарь  урока:

Сила воли – одна из основных психологических способностей человека, заключающиеся в сознании, регулированием своего поведения, управления своими поступками, сознательное стремление к осуществлению или к достижению поставленных цели, упорство, настойчивость.

Мужество

1) спокойная храбрость, присутствие духа в опасности, в беде.

2) Душевная стойкость и смелость.

3) Зрелость, возмужалость.

Дома вы должны были самостоятельно прочитать главы:

 «Ты уже человек!»

 Горе, слепое и зрячее

 Эпилог

3. Беседа по видеофайлам на экране.

- Давайте вспомним в кратких чертах содержание повести.

Посмотрите на экран, прокомментируйте то, что видите (Показ видео.1 мин).

-Мы видим дядю Максима, который целует ручку маленькой девочки.

Почему мама и дядя Максим так рады?

- Почему так рассержен дядя Максим? (Видео)

- Как вы понимаете слово «прозрел»? (Видео)

- Что звучало в словах публики: жалость или восхищение?

- Какое впечатление произвела на слушателей игра Петра?

Комментарии к видео:

- Страдания народа, его песни, его боль – все это воплотилось у Петра и прекрасную фортепианную импровизацию. Так родился новый человек и музыкант.

Музыка – великая сила, дающая возможность владеть сердцем толпы… Да, он прозрел… он чувствует и людское горе, и людскую радость, он прозрел и сумеет напомнить счастливым о несчастных (В.Г.Короленко)

Петр Попельский сумел преодолеть свой недуг, стал первоклассным музыкантом. Смог победить эгоизм и отчаяние, которые неизбежно сопутствуют физическим страданиям!     Осмысление.

III. Формирование умений и навыков.

Работа в микрогруппах (4 группы) – стратегия кубизм.

Каждая команда получает задание, работает над заданием в течение 5 мин, затем от команды выступает один человек. Итог работы оформляется на ватмане и поясняется классу.

Задания:

1. Анализируй.

2. Синквейн «Петр», «Эвелина», «Дядя Максим»

3. Дневник двойной записи

4. Сравни Вендиаграмма (до странствия и после)

 Выступления команд.

1. Анализируй.

Все группы внимательно слушают друг друга, продолжая суждения своих товарищей.

Лидер 1 – группы:

Великий гуманист Владимир Короленко попытался ответить на вечные вопросы о том, что такое счастье, какую роль играют в жизни человека Искусство и Любовь. Петрусь был лишен самого прекрасного пути познания мира – и красок, света, всех оттенков живой и прекрасной природы. Два человека приняли сначала особое участие в судьбе ребенка: его мать и дядя Максим. Два разных начала – нежность и поэтичность матери и мужество старого воина – помогли Петрусю узнавать мир. Короленко удивительно точно передает чувства, которые испытывает слепой мальчик. Автор подмечает едва уловимые переживания детской души. Благодаря тому, что несчастный родился в богатой семье и окружен любящими людьми, он получает возможность развить в себе художественный дар. На свирели играл Иохим. И эта игра на простой дудке положила начало превращению слепого мальчика в музыканта.

Лидер 2 – группы:

С помощью звуков ребенок учился постигать состояние души и цвета. «Это увлечение музыкой стало центром его умственного роста, оно заполняло и разнообразило его существование». Благодаря режиму, заведенному дядей Максимом, мальчик нормально развивался физически и даже познакомился с соседской девочкой Эвелиной, которая стала другом всей его жизни. Им хорошо вместе. Эвелина о многом рассказывает Петру, а тот играет для нее, стремясь все свои впечатления переложить на музыку. Детская дружба переросла в настоящую любовь. Но чем больше Петр становился личностью, тем больше страдал от своей ущербности. И, может быть, замкнулся бы он в себе и сделал себе навсегда несчастным, если бы не дядя.

Лидер 3 – группа:

И вот в усадьбу приглашаются различные гости, в том числе и музыканта. Петр и сам порой выезжает в люди. Все эти впечатление с одной стороны, развили «тонкость ощущений у него, - слух его чрезвычайно обострился». С другой  - привели и душевному кризису. Ему казалось, что жизнь не нужна, в него вложенная злоба, потому что он родился слепым. Его мучает желание видеть. Юноша стал уверен, что ему некогда было бы думать о своем несчастье. Но встреча с настоящим слепым нищим потрясло его. И твердый, как сталь, дядя Максим предлагает Петру бросить все преимущества богатый жизни и по-настоящему испытать все тяготы, участь несчастных. И тот в конце концов присоединяется к бродячим слепым музыкантам. Страдание, о которых он узнал по собственному опыту, излечил его, душа излечилась, как будто страшный кошмар навсегда исчез из усадьбы, куда Петр возвращается. Мы видим, что помогла ему обрести душевный покой мир музыки, которой он овладел в совершенстве. А вскоре он овладел и  высотами классической музыки в Киеве.

Лидер 4 – группы:

Юноше довелось испытать и другое счастье в жизни. Читателя охватывает удивительная радость, когда он узнает что Петр и Эвелина сыграли свадьбу. И их любовь была вознаграждена. Родился сын. Повесть кончается эпилогом, в котором рассказывается, как в Киеве состоялся дебют слепого музыканта. Он прозрел и чувствует людское горе, людскую радость. Столкновение с действительностью, со страданиями людей, обездоленных социальным строем помогает Петру превратиться из слепого в духовно зрячего. Он ощущает свою связь с миром, становится полезным и нужным обществу. Он сумел стать счастливым.

2. Сингвейн. «Петр», «Эвелина», «Дядяд Максим»

Петр

Слепой, несчастный.

Страдал, замкнулся в своем горе, прозрел.

Нашел мужество не пасть духом.

Сильный человек.

Эвелина

 Добрая, отзывчивая.

 Переживала, помогла Петру преодолеть горе, любила.

Она осмелилась признаться в любви первой.

Любящая жена.

Дядя Максим

Сильный, волевой.

Наставлял, воспитывал и обучал Петра.

Благодаря своему дяде, Петр стал духовно богатым и искусным музыкантом.

Волевой человек.

3. Дневник двойной записи.

Петр богат

Но деньги не приносят счастье.

Он богат

По завидует голодным нищим.

Его окружает любовь и ласка родных

Но он чувствует себя несчастным, одиноким

Лишен зрения

Но наделен острым слухом

Не видит света

Но может передать его с помощью музыки

Несчастен в своем горе

Но счастлив в любви

Физически неполноценный

Но он стал нравственно-полноценным человеком

Он мог бы всю жизнь жаловаться на жизнь

Но выбирает активную жизнь

4. Сравнительная диаграмма (до странствия и после)

Считает себя бесполезным

Его гложет отчаяние

Видел только свое горе

Петр эгоистичен

Почувствовал, что может принести пользу обществу

Душа его исцелилась, успокоилась

Узнал о страданиях других

Стал думать о других

Хотя в глазах его по – прежнему грусть, он по – прежнему любит музыку, умен и добр.

Учитель:

- Можно ли рассказ о судьбе слепого музыканта назвать Гимном силе воли, мужеству и непобедимости человека?

- А теперь проверим домашние (опережающее)

Дома вы должны были приготовить презентация о таких же одаренных, талантливых музыкантах, наших земляках. Пожалуйста!

1-группа: Катимолла Бердигалиев.

2-группа: Саида Калыкова

Что общего в судьбе героя рассказа В.Г.Короленко и наших земляков? (Общим является то, что они все слепы, занимаются музыкой, и это стало смыслом и целью жизни, сделало их полезными людям, помогла найти свою дорогу в жизни)

3-группа: Авторский стул. «Мое мнение о герое Короленко»

Жайгали играет на скрипке.

IV. Подведение итогов. Комментирование оценок.

Учитель. На этой музыкальной ноте мы заканчиваем наш урок

- Когда вам будет очень тяжело, вы обижены на друзей, на родителей или на весь мир, вспомните о слепом музыканте, которому было еще хуже, чем вам, но он нашел в себе силы, перестал жалеть себя и научился быть счастливым.

Мы редко думаем о том, что имеем, но постоянно – о том, чего у нас нет. Научитесь благодарить судьбу за то, что имеем.

Западно-Казахстанская область

г.Уральск

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Гимн силе воли и мужеству в повести В.Г.Короленко «Слепой музыкант» »


Тема: Гимн силе воли и мужеству в повести В.Г.Короленко «Слепой музыкант»

Джумасултанова Жанат Бактыгереевна.

Учитель русского языка и литературы

СОШ№30

Цели урока:

1. Добиться, чтобы учащиеся глубоко осмыслили прочитанные строки произведения, обобщить наблюдение над поступками, речью, портретом героя повести; вырабатывать умение выявлять взаимосвязь рассматриваемых явлений.


2. Развивать речь учащихся, критическое мышление, умение работать в коллективе, учить проявлять внимание к мнению других.


3. Раскрыть сущность таких понятий, как сила воли, мужество; воздействовать на формирование этих качеств, воспитание активной жизненной позиции.


Оборудование: интерактивная доска, портрет В.Г.Короленко, музыка, отрывки из фильма «Слепой музыкант», слайды, текст повести, ватман, фломастер.


Ход урока

I. Мотивация урока:

Отрывок из фильма «Слепой музыкант» (Психологический настрой «Я слепой»)


- Скажите, пожалуйста, что вы видели на экране?

Учитель. «Глаза – зеркало души. Быть может, вернее было бы сравнить их с окнами, которыми вливаются в душу впечатления яркого, сверкающего цветного мира», - написал В.Г.Короленко в своей чудесной поэтической повести «Слепой музыкант» о слепом от рождения, но очень одаренном мальчике. Тонкий психолог, В.Г.Короленко удивительно точно передает чувства, которые испытывает слепой мальчик. Чем старше он становится, тем больше страдает от своей ущербности. Юноша глубоко переживает свой недруг. И только благодаря огромной силе воли и любви окружающих его людей Петр сумел стать нравственно полноценным человеком, найти свой путь, определиться с профессией.

Сегодня мы поговорим о том, как проходило становление личности главного героя, что ему пришлось пережить.


II. Формирование новых понятий и способов действия.

1. Запись даты, темы урока.

2. Словарь урока:


Сила воли – одна из основных психологических способностей человека, заключающиеся в сознании, регулированием своего поведения, управления своими поступками, сознательное стремление к осуществлению или к достижению поставленных цели, упорство, настойчивость.

Мужество

1) спокойная храбрость, присутствие духа в опасности, в беде.

2) Душевная стойкость и смелость.

3) Зрелость, возмужалость.


Дома вы должны были самостоятельно прочитать главы:

«Ты уже человек!»

Горе, слепое и зрячее

Эпилог


3. Беседа по видеофайлам на экране.

- Давайте вспомним в кратких чертах содержание повести.


Посмотрите на экран, прокомментируйте то, что видите (Показ видео.1 мин).

-Мы видим дядю Максима, который целует ручку маленькой девочки.

Почему мама и дядя Максим так рады?


- Почему так рассержен дядя Максим? (Видео)


- Как вы понимаете слово «прозрел»? (Видео)


- Что звучало в словах публики: жалость или восхищение?


- Какое впечатление произвела на слушателей игра Петра?


Комментарии к видео:

- Страдания народа, его песни, его боль – все это воплотилось у Петра и прекрасную фортепианную импровизацию. Так родился новый человек и музыкант.

Музыка – великая сила, дающая возможность владеть сердцем толпы… Да, он прозрел… он чувствует и людское горе, и людскую радость, он прозрел и сумеет напомнить счастливым о несчастных (В.Г.Короленко)


Петр Попельский сумел преодолеть свой недуг, стал первоклассным музыкантом. Смог победить эгоизм и отчаяние, которые неизбежно сопутствуют физическим страданиям! Осмысление.


III. Формирование умений и навыков.

Работа в микрогруппах (4 группы) – стратегия кубизм.

Каждая команда получает задание, работает над заданием в течение 5 мин, затем от команды выступает один человек. Итог работы оформляется на ватмане и поясняется классу.

Задания:

1. Анализируй.

2. Синквейн «Петр», «Эвелина», «Дядя Максим»

3. Дневник двойной записи

4. Сравни Вендиаграмма (до странствия и после)


Выступления команд.

1. Анализируй.

Все группы внимательно слушают друг друга, продолжая суждения своих товарищей.

Лидер 1 – группы:

Великий гуманист Владимир Короленко попытался ответить на вечные вопросы о том, что такое счастье, какую роль играют в жизни человека Искусство и Любовь. Петрусь был лишен самого прекрасного пути познания мира – и красок, света, всех оттенков живой и прекрасной природы. Два человека приняли сначала особое участие в судьбе ребенка: его мать и дядя Максим. Два разных начала – нежность и поэтичность матери и мужество старого воина – помогли Петрусю узнавать мир. Короленко удивительно точно передает чувства, которые испытывает слепой мальчик. Автор подмечает едва уловимые переживания детской души. Благодаря тому, что несчастный родился в богатой семье и окружен любящими людьми, он получает возможность развить в себе художественный дар. На свирели играл Иохим. И эта игра на простой дудке положила начало превращению слепого мальчика в музыканта.


Лидер 2 – группы:

С помощью звуков ребенок учился постигать состояние души и цвета. «Это увлечение музыкой стало центром его умственного роста, оно заполняло и разнообразило его существование». Благодаря режиму, заведенному дядей Максимом, мальчик нормально развивался физически и даже познакомился с соседской девочкой Эвелиной, которая стала другом всей его жизни. Им хорошо вместе. Эвелина о многом рассказывает Петру, а тот играет для нее, стремясь все свои впечатления переложить на музыку. Детская дружба переросла в настоящую любовь. Но чем больше Петр становился личностью, тем больше страдал от своей ущербности. И, может быть, замкнулся бы он в себе и сделал себе навсегда несчастным, если бы не дядя.


Лидер 3 – группа:

И вот в усадьбу приглашаются различные гости, в том числе и музыканта. Петр и сам порой выезжает в люди. Все эти впечатление с одной стороны, развили «тонкость ощущений у него, - слух его чрезвычайно обострился». С другой - привели и душевному кризису. Ему казалось, что жизнь не нужна, в него вложенная злоба, потому что он родился слепым. Его мучает желание видеть. Юноша стал уверен, что ему некогда было бы думать о своем несчастье. Но встреча с настоящим слепым нищим потрясло его. И твердый, как сталь, дядя Максим предлагает Петру бросить все преимущества богатый жизни и по-настоящему испытать все тяготы, участь несчастных. И тот в конце концов присоединяется к бродячим слепым музыкантам. Страдание, о которых он узнал по собственному опыту, излечил его, душа излечилась, как будто страшный кошмар навсегда исчез из усадьбы, куда Петр возвращается. Мы видим, что помогла ему обрести душевный покой мир музыки, которой он овладел в совершенстве. А вскоре он овладел и высотами классической музыки в Киеве.


Лидер 4 – группы:

Юноше довелось испытать и другое счастье в жизни. Читателя охватывает удивительная радость, когда он узнает что Петр и Эвелина сыграли свадьбу. И их любовь была вознаграждена. Родился сын. Повесть кончается эпилогом, в котором рассказывается, как в Киеве состоялся дебют слепого музыканта. Он прозрел и чувствует людское горе, людскую радость. Столкновение с действительностью, со страданиями людей, обездоленных социальным строем помогает Петру превратиться из слепого в духовно зрячего. Он ощущает свою связь с миром, становится полезным и нужным обществу. Он сумел стать счастливым.


2. Сингвейн. «Петр», «Эвелина», «Дядяд Максим»

Петр

Слепой, несчастный.

Страдал, замкнулся в своем горе, прозрел.

Нашел мужество не пасть духом.

Сильный человек.

Эвелина

Добрая, отзывчивая.

Переживала, помогла Петру преодолеть горе, любила.

Она осмелилась признаться в любви первой.

Любящая жена.




Дядя Максим

Сильный, волевой.

Наставлял, воспитывал и обучал Петра.

Благодаря своему дяде, Петр стал духовно богатым и искусным музыкантом.

Волевой человек.


3. Дневник двойной записи.

Петр богат

Но деньги не приносят счастье.

Он богат

По завидует голодным нищим.

Его окружает любовь и ласка родных

Но он чувствует себя несчастным, одиноким

Лишен зрения

Но наделен острым слухом

Не видит света

Но может передать его с помощью музыки

Несчастен в своем горе

Но счастлив в любви

Физически неполноценный

Но он стал нравственно-полноценным человеком

Он мог бы всю жизнь жаловаться на жизнь

Но выбирает активную жизнь


4. Сравнительная диаграмма (до странствия и после)

Считает себя бесполезным


Его гложет отчаяние


Видел только свое горе


Петр эгоистичен

Почувствовал, что может принести пользу обществу

Душа его исцелилась, успокоилась


Узнал о страданиях других


Стал думать о других

Хотя в глазах его по – прежнему грусть, он по – прежнему любит музыку, умен и добр.


Учитель:

- Можно ли рассказ о судьбе слепого музыканта назвать Гимном силе воли, мужеству и непобедимости человека?


- А теперь проверим домашние (опережающее)

Дома вы должны были приготовить презентация о таких же одаренных, талантливых музыкантах, наших земляках. Пожалуйста!


1-группа: Катимолла Бердигалиев.


2-группа: Саида Калыкова

Что общего в судьбе героя рассказа В.Г.Короленко и наших земляков? (Общим является то, что они все слепы, занимаются музыкой, и это стало смыслом и целью жизни, сделало их полезными людям, помогла найти свою дорогу в жизни)


3-группа: Авторский стул. «Мое мнение о герое Короленко»


Жайгали играет на скрипке.


IV. Подведение итогов. Комментирование оценок.

Учитель. На этой музыкальной ноте мы заканчиваем наш урок

- Когда вам будет очень тяжело, вы обижены на друзей, на родителей или на весь мир, вспомните о слепом музыканте, которому было еще хуже, чем вам, но он нашел в себе силы, перестал жалеть себя и научился быть счастливым.

Мы редко думаем о том, что имеем, но постоянно – о том, чего у нас нет. Научитесь благодарить судьбу за то, что имеем.


Западно-Казахстанская область

г.Уральск

5




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Гимн силе воли и мужеству в повести В.Г.Короленко «Слепой музыкант»

Автор: Джумасултанова Жанат Бактыгереевна

Дата: 26.03.2015

Номер свидетельства: 191969


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства