kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Герой и природа, реальность и фантастика в рассказе А. П. Платонова « Никита».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: Познакомить с автором рассказа.  Осмысление нравственной проблематики рассказа «Никита»: важность для человека единства жизни с природой. Повышать качество чтения и умение понимать авторский замысел. Подвести к выводу о хрупкости живого мира природы. Развивать умение пересказывать текст. Развивать умение сравнивать и анализировать. Пробудить чувство удивления миром природы. Воспитать чувство сопричастности, ответственности человека за окружающий мир.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Герой и природа, реальность и фантастика в рассказе А. П. Платонова « Никита». »

Тема урока. Герой и природа, реальность и фантастика в рассказе А. П. Платонова « Никита».
Цель урока: Познакомить с автором рассказа. Осмысление нравственной проблематики рассказа «Никита»: важность для человека единства жизни с природой. Повышать качество чтения и умение понимать авторский замысел. Подвести к выводу о хрупкости живого мира природы. Развивать умение пересказывать текст. Развивать умение сравнивать и анализировать. Пробудить чувство удивления миром природы. Воспитать чувство сопричастности, ответственности человека за окружающий мир.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: Учебник « Литература 5 класс», портрет, презентация, иллюстрации.

Ход урока.

1. Организация класса.

2. Объявление темы урока.

- Знакомство с А.П.Платоновым.

- рассказ « Никита».

— В центре нашего внимания герой рассказа- мальчик Никита, его видение и понимание окружающего мира. Рассказ добрый, сердечный, напоминает сказку.
- Вспомните определение жанра рассказа) и назовите главного героя.
Главный герой Никита, и его имя вынесено в название произведения.

3 .Усвоение нового материала.

- Выборочное и комментированное чтение рассказа.
— Что мы узнаём о Никите в начале рассказа? Выразительно прочитайте первые три абзаца.

( Чтение учащихся и оценивание их чтения).
- Вам понятно состояние Никиты, его страхи, волнение?
-Сейчас мы будем смотреть кадры кинофильма режиссёра Марата Никитина к
этому произведению и выразительно читать эпизоды из рассказа к кадрам, т. е., совершим мысленное путешествие по дому и двору Никиты.
4.Закрепление знании

-Обсуждение прочитанного
- Теперь мы должны определить, как этот живой мир относится к Никите.

-Никита – маленький мальчик, он остаётся дома один, а мир огромный и непонятный, он пугает Никиту, но не делает ему зла.
- Почему у всех стали злые «лица» ? (Погублено живое, оттого так суров окружающий мир.

Да и кто из нас не помнит, какая обычно бывает реакция старших в адрес провинившегося малыша. Никита произвёл разрушение из любопытства, из желания узнать, « как это устроено», и тем самым что-то разрушил в живом организме мира).
— Ребята, скажите, а каков по характеру мальчик Никита?
(Несмышлёныш, делающий первые шаги в осознании мира. Чуткий: всё вокруг ему кажется живым. Добрый, совестливый; он чувствует боль другого, будь это даже обыкновенный цветок).
— Прочитаем главное о характере Никиты (« Везде есть люди, только кажутся они не людьми…»

— Когда мир перестаёт страшить Никиту? ( « Во дворе все молчали: видно, всем стало боязно отца – солдата, и под землёй было тихо, никто не карабкался оттуда наружу, на свет».
—-Какие перемены произошли с нашим героем?
( Никита видит в отце сильного человека, который врага-неприятеля погубил « на главной работе-войне», чувствует его силу, ощущает мужское начало: всё умеет отец, со всем справится. Но Никите всё ещё мир кажется живым, ему немножко страшно: « Никита даже пожалел сейчас дедушкину баню, что она умирает и больше её не будет» )
- Главное в рассказе А. П. Платонова « Никита» .
( Дети говорят о Никите, который им понравился, о благополучном возвращении отца домой, о сложных взаимоотношениях человека и природы и о возможности единства с ней, если человек добр и ведёт себя, как ребёнок).
-Так, писатель через малую эпическую форму – рассказ заставляет нас подумать об очень важном.
— А в каких прочитанных нами рассказах уже звучала мысль о единстве, гармонии между человеком и природой?
( И. С. Тургенев « Муму», И.А. Бунин « Косцы», Л.Н.Толстой « Кавказский пленник»).

5. Рефлексия.
—- Чему нас учит рассказ А.П.Платонова и мир природы?
( Человеку надо жить в гармонии с миром живой природы).
8. Подведение итогов урока, выставление оценок.

9. Домашнее задание

На выбор учащегося:
1.Выполнить рисунки к рассказу, озаглавить их.
2. Рассказ-путешествие по двору Никиты от первого лица.



А. П. Платонов

(1899-1951)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Герой и природа, реальность и фантастика в рассказе А. П. Платонова « Никита».

Автор: Гавшина Елена Вячеславовна

Дата: 13.09.2015

Номер свидетельства: 230350


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства