Герой и природа, реальность и фантастика в рассказе А. П. Платонова « Никита».
Герой и природа, реальность и фантастика в рассказе А. П. Платонова « Никита».
Цель урока: Познакомить с автором рассказа. Осмысление нравственной проблематики рассказа «Никита»: важность для человека единства жизни с природой. Повышать качество чтения и умение понимать авторский замысел. Подвести к выводу о хрупкости живого мира природы. Развивать умение пересказывать текст. Развивать умение сравнивать и анализировать. Пробудить чувство удивления миром природы. Воспитать чувство сопричастности, ответственности человека за окружающий мир.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Герой и природа, реальность и фантастика в рассказе А. П. Платонова « Никита». »
Тема урока. Герой и природа, реальность и фантастика в рассказе А. П. Платонова « Никита». Цель урока: Познакомить с автором рассказа. Осмысление нравственной проблематики рассказа «Никита»: важность для человека единства жизни с природой. Повышать качество чтения и умение понимать авторский замысел. Подвести к выводу о хрупкости живого мира природы. Развивать умение пересказывать текст. Развивать умение сравнивать и анализировать. Пробудить чувство удивления миром природы. Воспитать чувство сопричастности, ответственности человека за окружающий мир.
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: Учебник « Литература 5 класс», портрет, презентация, иллюстрации.
Ход урока.
1. Организация класса.
2. Объявление темы урока.
- Знакомство с А.П.Платоновым.
- рассказ « Никита».
— В центре нашего внимания герой рассказа- мальчик Никита, его видение и понимание окружающего мира. Рассказ добрый, сердечный, напоминает сказку. - Вспомните определение жанра рассказа) и назовите главного героя. Главный герой Никита, и его имя вынесено в название произведения.
3 .Усвоение нового материала.
- Выборочное и комментированное чтение рассказа. — Что мы узнаём о Никите в начале рассказа? Выразительно прочитайте первые три абзаца.
( Чтение учащихся и оценивание их чтения). - Вам понятно состояние Никиты, его страхи, волнение? -Сейчас мы будем смотреть кадры кинофильма режиссёра Марата Никитина к этому произведению и выразительно читать эпизоды из рассказа к кадрам, т. е., совершим мысленное путешествие по дому и двору Никиты. 4.Закрепление знании
-Обсуждение прочитанного - Теперь мы должны определить, как этот живой мир относится к Никите.
-Никита – маленький мальчик, он остаётся дома один, а мир огромный и непонятный, он пугает Никиту, но не делает ему зла. - Почему у всех стали злые «лица» ? (Погублено живое, оттого так суров окружающий мир.
Да и кто из нас не помнит, какая обычно бывает реакция старших в адрес провинившегося малыша. Никита произвёл разрушение из любопытства, из желания узнать, « как это устроено», и тем самым что-то разрушил в живом организме мира). — Ребята, скажите, а каков по характеру мальчик Никита? (Несмышлёныш, делающий первые шаги в осознании мира. Чуткий: всё вокруг ему кажется живым. Добрый, совестливый; он чувствует боль другого, будь это даже обыкновенный цветок). — Прочитаем главное о характере Никиты (« Везде есть люди, только кажутся они не людьми…»
— Когда мир перестаёт страшить Никиту? ( « Во дворе все молчали: видно, всем стало боязно отца – солдата, и под землёй было тихо, никто не карабкался оттуда наружу, на свет». —-Какие перемены произошли с нашим героем? ( Никита видит в отце сильного человека, который врага-неприятеля погубил « на главной работе-войне», чувствует его силу, ощущает мужское начало: всё умеет отец, со всем справится. Но Никите всё ещё мир кажется живым, ему немножко страшно: « Никита даже пожалел сейчас дедушкину баню, что она умирает и больше её не будет» ) - Главное в рассказе А. П. Платонова « Никита» . ( Дети говорят о Никите, который им понравился, о благополучном возвращении отца домой, о сложных взаимоотношениях человека и природы и о возможности единства с ней, если человек добр и ведёт себя, как ребёнок). -Так, писатель через малую эпическую форму – рассказ заставляет нас подумать об очень важном. — А в каких прочитанных нами рассказах уже звучала мысль о единстве, гармонии между человеком и природой? ( И. С. Тургенев « Муму», И.А. Бунин « Косцы», Л.Н.Толстой « Кавказский пленник»).
5. Рефлексия. —- Чему нас учит рассказ А.П.Платонова и мир природы? ( Человеку надо жить в гармонии с миром живой природы). 8. Подведение итогов урока, выставление оценок.
9. Домашнее задание
На выбор учащегося: 1.Выполнить рисунки к рассказу, озаглавить их. 2. Рассказ-путешествие по двору Никиты от первого лица.