Учащиеся учатся работать с текстом произведения, раскрывая образы героев. Отработка умения читать “вслух” и “молча”. Постановка учебной задачи является целью работы в тетради и учебнике, умение ориентироваться в учебнике и в тетради, самостоятельно выбирать операцию работы с учебником, отработка поискового и выразительного чтения. Все ответы детей подтверждаются текстом. Здесь выявляется умение работать с текстом произведения. Дети учатся самопроверке и самооценке. Ведётся одновременно работа над языком произведения и над речью детей. Учащийся может показать свой уровень начитанности и проверить себя. Главными героями былин являются народные герои – богатыри. Богатыри любят родную землю, стоят на страже её границ, в минуту опасности приходят на помощь своему народу, спасают его от порабощения и унижения. Они являются воплощением идеала мужественного, честного, преданного Родине и народу человека. Его не страшат несметные силы врага, не страшит даже сама смерть!
Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Дунай-сват, Василий Казимирович, Сухман – вызывают у нас восхищение, радость, веру в силы народные.
Итак, былины – это прежде всего героические народные песни о подвигах сильных, могучих защитников русской земли.
Самыми известными былинами стали “Добрыня и Змея”, “Алеша Попович и Тугарин Змеевич”, “Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча”, “Илья Муромец и Соловей-разбойник” и многие другие.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Герои былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник». »
Казахстан
Актюбинская область
Мартукский район
Родниковская средняя школа
Учитель русского языка и литературы
Лукьяненко Надежда Ивановна
Предмет: русская словесность.
Класс: 5
Тема :Герои былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Цель. • Дать анализ героям былины, выявить их противопоставления. • Развивать культуру речи и логическое мышление. • Воспитывать чувства коллективизма и ответственности. Тип: комбинированный. Форма: групповая, в парах, индивидуальная Методы: словесные, практические, эвристические. Оборудование: интерактивная доска, учебник, былина, карточки с заданиями для каждой группы. Ожидаемый результат: Уметь различать сказки и былины; Формировать навыки анализа былин; Воспитывать интерес к чтению былин
Приветствие в парах: племя тумбо- юмбо
Деление на группы: расчет на 1 и 2 (2 группы) Ход урока. Введение 1.Актуализация знаний. Что такое былина? Кто такие сказители? Назовите отличия сказки от былины. Какие виды былин вы знаете? Дайте им определения. Расскажите о мире былин. Каких героев - богатырей вы знаете? Презентация. Групповая работа. Работают две группы. Задания первого уровня- ученического. 1 группа работает с образом Ильи Муромца. • Дайте характеристику Ильи Муромца, опираясь на текст: кто он, его сила, поведение, эпитеты, гиперболы. • Из какого города выезжает Илья Муромец? Куда? Какие подвиги совершает по пути? • Какой дорогой поехал в Киев? Почему? Почему отказался стать воеводою в Чернигове? 2 группа работает с образом Соловья Разбойника. • Дайте характеристику Соловья Разбойника, опираясь на текст: кто он, его сила, поведение, эпитеты, гиперболы. • Где находится и чем занимается Соловей? Как люди к нему относятся? • Как вы думаете, кого олицетворяет Соловей Разбойник? Почему? На что указывает его отчество?
Работа по заданиям первого задания заканчивается выразительным чтением отрывка из былины «Описание боя Ильи Муромца и Соловья Разбойника». Заполняя таблицу
№ стихов
План
Композиция
Тема
Идея
1-5
Выезд Ильи Муромца из Мурома в Киев
Зачин
6-50
Победа над силушкой великой под Черниговом и выбор пути
Развитие
1 подвиг
1. Идея защиты родной земли
50-85
Встреча на прямоезжей дорожке с Соловьем Разбойником и пленение его
Действие
2 подвиг богатыря
2. Идея единства русской земли
86-180
Приезд в Киев и диалог с князем и диалог с князем Владимиром
Кульминация
Прославление Ильи Муромца
1+2
181-190
Казнь Соловья Разбойника
Развязка
В работе по вопросам задействованы все ученики: каждый ученик должен дать монологический ответ, показать работу с текстом, сделать вывод, прочитать отрывок. Задания второе 1 группа. Составить синквейн. Илья Муромец. (Пример. 1.Илья Муромец. 2.Сильный, храбрый. 3.Разгоняет,побеждает,защищает. 4.Богатырь освобождает земли от врага. 5. Герой. 2 группа. Составить синквейн. Соловей Разбойник. (Пример. 1. Соловей Разбойник. 2.Сильный,страшный. 3. Пугает, убивает, проигрывает. 4. Чужеземный враг слабее богатыря. 5.Завоеватель. В составлении синквейна принимают участие все члены группы. Затем представляет плакат с синквейном и объясняет лидер группы. Задание третье Составить Диаграмму Венна. Общее Илья Муромец Соловей Разбойник В составлении диаграммы принимают участие все ученик 1 и 2 группы: они сравнивают героев по характеру, поведению, действиям и т. д. И по очереди заполняют диаграмму. Затем можно задать дополнительный вопрос. С какими сказочными героями можно сравнить Илью Муромца и Соловья Разбойника? Рефлексия графическая .Выражают свое настроение смайликами : красный цвет – не понравился урок; оранжевый – понравился. Вывод . У нас есть свои герои, которых нужно знать, которых нужно уважать. Тем более, что это герои не выдуманные, а жившие на самом деле. Не случайно мы начали наш урок с того, что Илья Муромец – не выдуманный персонаж, а настоящий защитник русской земли. И при жизни, и после смерти. Кто побеждает в противопоставлении двух героев? В чём смысл этой победы?. Д/З. Дома ученики должны выполнить задание творческого характера . Написать мини-сочинение «Илья Муромец - защитник родной земли».