№ п/п | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Использованные модули |
1 | Видеоролик « С добрым утром!» | Просмотр видеоролика, пожелания доброго утра друг другу | Новые подходы в обучении с целью создания коллаборативной среды и эмоционально-положительного настроя на урок |
2 | Подведение к теме урока. Каждое утро мы обязательно смотрим в зеркало и видим свое отражение. Свою комедию Гоголь предварил эпиграфом из народной мудрости, призывая нас увидеть не только свое внешнее отражение, но и заглянуть в себя, в свою душу. | Отвечают на вопросы: - Как вы думаете, почему именно эту пословицу Гоголь выбрал в качестве эпиграфа? - К кому из героев она обращена? - Какой смысл вкладывал в нее автор? | Обучение критическому мышлению |
| Эпиграф к комедии дан Гоголем позже, после пережитых страданий от потока яростных обвинений в клевете на Россию, в искажении действительности. Он обратился к зрителям: «Комедия не клевета, а зеркало. Не пеняйте на него, не упрекайте в искажении, а присмотритесь к его отражению». |
3 | Постановка темы и цели урока «О чем будем говорить на уроке?» | Формулируют тему урока и его цели. Запись темы и эпиграфа в тетрадь | Обучение тому, как учиться с целью развития саморегуляции |
4 | Проблемный вопрос: Эпиграфом к нашему уроку послужат слова писателя В. Набокова: «…добродушные жулики из «Ревизора». | Отвечают на вопрос - Согласны ли вы с такой оценкой гоголевских чиновников известным писателем? | Обучение критическому мышлению Диалогическое обучение – кумулятивная беседа, с целью развития критического мышления, наблюдательности, анализа |
5 | Знакомство с картиной К. Брюллова «Последний день Помпеи», повлиявшей на создание комедии. Историческое полотно Брюллова, изображающее гибель людей, их смятение и ужас перед надвигающимся крушением города Помпеи после извержения вулкана Везувия. Люди испытывают в этот момент чувство страха. | - Вспомните, с чего начинается пьеса «Ревизор»? - Первая фраза: «Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить пренеприятное известие. К нам едет ревизор». - Картина Брюллова производит, как и первая реплика пьесы на зрителей, ошеломляющее впечатление. СТРАХ охватывает всех. | ИКТ с целью визуализации изучаемого материала, формирования эстетического восприятия художественных полотен. Обучение критическому мышлению по Таксономии Блума – анализ и синтез информации. |
6 | Организация деления класса на группы. В комедии Гоголя «Ревизор» перед нами проходят чиновники, городские помещики, мещане, полицейские, купцы и крепостные. Гоголь изобразил типичный для первой половины 19 века небольшой уездный городок с характерными для него чертами жизни: произволом местных властей, невежественностью его обитателей, грязью и неблагоустроенностью. | Делятся на 5 групп с помощью стикеров с фамилиями чиновников: 1 группа – Городничий; 2 группа – судья Ляпкин-Тяпкин; 3 группа – попечитель богоугодных заведений Земляника; 4 группа – смотритель училищ Хлопов; 5 группа – почтмейстер Шпекин. | Новые подходы в обучении с целью создания коллаборативной среды |
7 | Организация работы в группах: Работа над говорящими фамилиями. Заполнение таблицы «Характеристика чиновников» Защита групповой работы по принципу часовой стрелки. | Распределяют роли в группе, обсуждают ход выполнения работы, защиту. Спикер от группы представляет работу группы; участники группы заполняют свою таблицу и оценивают работу спикера и его группы | Обучение тому, как учиться Диалогическое обучение – кумулятивная беседа, исследовательская беседа с целью развития критического мышления, наблюдательности, анализа Оценивание для обучения |
8 | Повторение понятий: юмор, сатира, ирония. - Какой прием использовал Гоголь при характеристике героев? - Комедия «Ревизор» - юмористическое, сатирическое или ироническое произведение? - Когда чиновники понимают, что они обмануты? Когда раскрылась их глупость? | Приводят доказательства, подтверждающие их рассуждения. Выявляют пороки, высмеянные Гоголем в своей комедии. | Обучение критическому мышлению |
9 | Организация итога урока: Возвращение к эпиграфу урока и знакомство со словами Чернышевского: «Гоголь первый представил нас нам в настоящем нашем виде… первый научил нас знать наши недостатки и гнушаться ими». | Формулируют выводы по теме урока - От чего предостерегал нас Гоголь? - Что дает комедия современному читателю и зрителю? | Обучение критическому мышлению |
10 | Домашнее задание | Заполняют дневники | |
11 | Организация рефлексии урока | Заполняют Лист работы в группе (групповая) Книга отзывов (индивидуально) | Диалогическое обучение Обучение критическому мышлению Обучение тому, как учиться Оценивание для обучения и оценивание обучения Использование ИКТ в преподавании и обучении |
| В ходе урока учитель выполняет роль консультанта, направляя деятельность учащихся | Все задания к уроку, ход урока составлены в соответствии с возрастными особенностями учащихся, их возможностями и интересами | Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников Управление и лидерство в обучении |