Просмотр содержимого документа
«Гаяза Исхаки - писатель, публицист, издатель и политик»
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Талачево муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан
Гаяза Исхаки -писатель, публицист, издатель и политик
Открытый урок по татарской литературе в 11 классе
Разработала: Рахматуллина Зиля Маратовна,
учитель татарского языка и литературы
МОБУ СОШ с. Талачево
Стерлитамакского района
2017-2018 учебный год
Гаяз Исхаки (1878-1954) - выдающийся деятель татарского национального движения, писатель, публицист, издатель и политик.
Тема урока:Жизнь и творчество Гаяза Исхакый
Оборудование: видеопроектор, презентация о Г.Исхаки (Слайд1)
Ход урока:
Я хочу
Быть понят моей страной,
а не буду понят, -
что ж,
по родной стране
пройду стороной,
как проходит
косой дождь!
(В.В.Маяковский)
I. Организационный момент. (1-2 мин.)
2. Вводное слово учителя.
Мы продолжаем изучать творчество писателя. Сегодняшний наш урок будет посвящен наверное самой неординарной, противоречивой и яркой личности. Итак, тема урока – «Жизнь и творчество Г.Исхаки.
дата
Исходя из темы определим цели нашего урока:
- Знакомство с биографией писателя и его творчеством;
- Выделение основных тем Исхаки;
- Определение значения Исхаки для отечественной литературы;
3. Объяснение нового материала
Слово учителя
Слайд: портрет Гаяза Исхаки
Гаяз Исхаки (1878-1954) - выдающийся деятель татарского национального движения, писатель, публицист, издатель и политик. Широкое просветительское движение среди татар, развернувшееся в конце XIX - начале XX века, в результате революции 1905 года получает дополнительный мощный импульс, обогащается политическим содержанием, политической программой, острием которой явилась идеология революционных демократов. Эту идеологию, наряду с джадидизмом, можно рассматривать как этап в развитии просветительства. Джадидизм в свое время стал реальным, практическим воплощением философии и идеологии просветительства в культурно-образовательной и воспитательной сфере. Революционный демократизм, в свою очередь, распространил сферу действия просветительства на общественно-политические отношения, на социальное и политическое просвещение народа. В этом смысле революционных демократов начала XX века - преемников просветительской идеологии XIX века - мы вправе назвать политическими просветителями или просветителями революционной эпохи. Среди выдающихся представителей этого течения, включающего в себя блестящую плеяду татарских литераторов: Г. Тукая, Ф. Амирхана, Г. Ибрагимова, М. Гафури и некоторых других, особое место занимает Гаяз Исхаки. Однако имя этого выдающегося деятеля было предано забвению, и даже упоминание его в специальных исследованиях, как правило, было дано в отрицательном свете. Почему же так случилось?
Гаяз Исхаки после Октябрьской революции 1917 года эмигрировал за границу. Как известно, такие люди, особенно после двадцатых годов, считались врагами революции и объявлялись предателями. Г. Исхаки не мог воспринимать деятельность большевиков в области национальной политики, так как она противоречила его убеждениям. Он всячески разоблачал политику советского правительства в отношении татарской нации и предлагал свои пути решения этих проблем. Поэтому неудивительно, что он оказался среди непримиримых врагов советской власти и тем самым вплоть до восьмидесятых годов XX века вычеркнутым из памяти целого поколения.
Выступление учащихся
Ученик 1
Биография
Он родился 10 (23) февраля в деревне Яуширма (Кутлушкино) Чистопольского уезда Казанской губернии. Начальное образование получил у своего отца – муллы Гилязетдина, затем учился в медресе Чистополя, был шакирдом Прикабанного медресе Казани.
В 1898 г. будущий писатель поступил в Татарскую учительскую школу. Годом позже увидел свет его первый рассказ «Счастье в жизни, или Блаженство познания мира”.
Гаяз Исхаки уже в молодые годы принимал участие в национальном движении. Живя в Оренбурге, примкнул к эсерам. Через три года возглавил группу социалистов, а еще через год стал одним из организаторов партии татарских эсеров.
Как в своем литературном творчестве, так и в публицистике отстаивал идеи национального возрождения, за что до революции дважды ссылался в Архангельскую область.
В 1899 поступил в русскую учительскую школу г. Казани. Гаяз Исхаки начал свою литературную деятельность в конце 19го века. Его первое произведение «Радости познания» вышло в свет в 1896 году и имело огромный успех среди читателей. В последующие годы он написал такие произведения, как «Девушка из шапочной мастерской», «Дочь нищего», «Сын богача», «Две любви» и другие романы и драмы.
Ученик 2
После революции 1905 года, то есть после получения свободы печати и слова его литературная деятельность особенно усилилась. Он написал большинство своих произведений именно в этот период — с 1905 до 1917 года. За эти годы он написал около 30 романов, драм и рассказов. Наиболее известными его произведениями этого периода являются «Ад», «Жизнь ли это?», «Мулла бабай», «Солдат», «Бредни», «Зулейха», «Учительница» и другие. Классические драмы «Зулейха» и «Учительница» ставились на сценах татарских театров вплоть до 1923 года, когда советское руководство узнало о его эмиграции и антибольшевистской деятельности. Впоследствии издание его произведений было запрещено. В своих произведениях досоветского и советского периодов он описывал быт, нравы и обычаи татарского народа и борьбу против национального угнетения со стороны царского правительства. Он призывал народ к культуре, свободе, к борьбе против притеснений и несправедливости.
Во время одного из своих арестов и последовавшей за этим ссылки в Архангельскую губернию, Гаязу Исхаки пришлось провести некоторое время в той же тюремной камере, в которой содержался Юзеф Пилсудский — будущий премьер-министр Польши. Подружившись, Исхаки и Пилсудский бурно обсуждали свою политическую борьбу против царизма. Есть некоторые основания полагать, что Исхаки оказал определённое влияние на окончательное формирование политических воззрений Пилсудского
Ученик 3
В России
В мае 1917 года в Москве состоялся первый Всероссийский съезд мусульман. Гаяз Исхаки принимал активное участие в подготовке и проведении этого съезда. На этом конгрессе была принята резолюция азербайджанского деятеля Расул-Заде о территориальной автономии для тюрко-мусульманских народов в составе федеративной демократической России. По предложению Гаяза Исхаки на конгрессе был учреждён Центральный Национальный Совет. Этому Совету было поручено разрешение культурных, национальных, религиозных и политических задач тюрко-мусульманских народов бывшей империи.
С 21 до 31 июля 1917 года в Казани проходили заседания одновременно трёх конгрессов: Военного Совета мусульман России, конгресса духовенства и Второго общемусульманского конгресса. На совместном курултае этих трёх конгрессов, в организации и проведении которого большую роль сыграли Садри Максуди и Гаяз Исхаки, 23 июля 1917 года было объявлено создание национально-культурной автономии татар Поволжья и Урала.
20 ноября 1917 года в городе Уфе собралось национальное собрание для окончательного учреждения национальной государственности татар. Здесь было создано национальное управление, которое состояло из шести комиссий. Гаязу Исхаки было поручено руководство внешне-политической комиссией. После занятия большевистскими войсками в апреле 1918 года городов и сёл Татаро-Башкирии, Национальное Управление было ликвидировано. Типографию и редакционное имущество газеты Гаяза Исхаки «Ил» (Страна) большевики конфисковали. Исхаки был вынужден уйти в подполье.
Ученик 4
В период гражданской войны
Летом 1918 года части чехословацкого корпуса выгнали большевиков из Поволжья и Урала. Национальное Управление, при активном участии в его руководстве Гаяза Исхаки, возобновило свою работу в Уфе. В Казани в августе 1918 года была организована татарская народная армия. Однако, татаро-башкиры, занявшие позицию против большевиков, оказались в трагическом положении из-за враждебного отношения к ним со стороны адмирала Колчака. Колчак запретил деятельность членов Национального Управления.
После вторичного занятия Поволжья и Урала большевиками, деятельность Национального Управления переносится под руководством Исхаки в Сибирь, в город Петропавловск, где татары составляли значительную часть населения. В Петропавловске Гаяз Исхаки начинает издавать газету «Маяк». В 1920 году, после окончательного установления власти большевиков в Поволжье и на Урале, Гаяз Исхаки был вынужден покинуть свою страну.
Ученик 5
В эмиграции
В эмиграции Гаяз Исхаки занимался в основном политической работой, но и не прекращал свою литературную деятельность. Наиболее известными произведениями, написанными в эмиграции, являются драмы «Между двух огней» и «На волнах», романы и рассказы «По дороге домой», «Осень», «Великий праздник» и комедия «Жан Байвич». В этих произведениях основным лейтмотивом является притеснение татарского народа царским правительством, угнетённое состояние татар и их трагическая судьба в России. Большевики скрывали] общественно-политическую и литературную деятельность Гаяза Исхаки и в советское время его имя не было известно подавляющему большинству татар.
Ученик 6
В 1928 году он начал издавать в Берлине журнал «Милли юл» (Национальный путь). Этот журнал, на основе очень богатых материалов, анализировал политику большевиков в Татарской и Башкирской республиках.
В 1934—1938 годах Гаяз Исхаки совершил поездку по Маньчжурии, Корее, Японии, Арабскому полуострову и Финляндии. В этих странах он проводил работу по организации татарских эмигрантов. Во время своего пребывания на Дальнем Востоке, где тогда проживала значительная часть эмигрантов-татар, Исхаки организовал издание газеты «Милли байрак» (Национальное знамя). Созванный в это время на Дальнем Востоке Национальный Курултай избрал Гаяза Исхаки председателем Национального Совета.
В городе Мукдене в феврале 1935 года по его инициативе был созван Мукденский конгресс.
Во время поездки в Польшу Гаяз Исхаки активно участвовал в деятельности Варшавской организации «Прометей», чьим девизом был знаменитый лозунг «За вашу и нашу свободу!». До начала Второй мировой войны «Прометей» являлся координационным центром антибольшевистского освободительного движения ряда народов. Советско-германский пакт о взаимном ненападении, а также последовавшее за этим расчленение Польши временно приостановили политическую деятельность Исхаки. Участники организации «Прометей» были вынуждены покинуть Варшаву. Журнал «Милли юл» в Берлине был закрыт в сентябре 1939 года распоряжением германского правительства.
Ученик 7
В Турции
Позже Гаяз Исхаки переселился в Турцию, где продолжил свою политическую и литературную деятельность. В течение пятидесятилетней политической, публицистической и литературной деятельности Гаяз Исхаки стал инициатором издания свыше десяти татарских газет и журналов и написал около пятидесяти литературных и публицистических произведений, которые до сих пор не теряют своего значения.
Гаяз Исхаки скончался в Анкаре, а похоронен был на кладбище Эдернекапы (Стамбул, Турция).
Ученик 8
Память
Трагедия Гаяза Исхаки «Зулейха» после длительного перерыва была вновь поставлена Татарским академическим театром имени Г.Камала в 1992 году с музыкой Султана Габяши по частично сохранившемуся клавиру (партитура утеряна).
В 2005 году на казанской киностудии «Рамай» по мотивам трагедии снят фильм «Зулейха» (режиссёр Равиль Тухватуллин).
Именем Г. Исхаки названы улицы в Азнакаево, Сарманово и Казани.
Ученик 9
Музей Гаяза Исхаки на его родине
15 февраля 2009 года в деревне Яуширма (Кутлушкино) Чистопольского района отмечали 10-летие музея его имени.
Решение открыть в Кутлушкино музей в честь великого татарского писателя и общественного деятеля, активно боровшегося с Советской властью, имя которого долгие годы было под запретом, возникло в Казани, среди его земляков. Случилось это в 1992 году. Профессор Ибрагим Нуруллин, первым из земляков Исхаки, посетил его могилу в Стамбуле, привез оттуда горсть земли. Эта горсть и стала первым экспонатом нового музея.
В местной школе уже был небольшой музейный уголок, посвященный Исхаки. Но захотелось чего-то более весомого и существенного, чтобы не стыдно было привозить сюда высоких гостей. Ведь к тому времени его творчеством стали интересоваться не только в Татарстане. Музей открыли в одной из комнат Дома культуры.
Жители современного села получили в дар не просто прекрасный музей, напоенный историей, но и чудесный уголок для отдыха (рядом клуб), а также оригинальное место для раздумий о смысле жизни и бытие, о странных непредсказуемых изгибах истории, о времени, которое возвращается или возвращает нам то, что было незаслуженно изъято, насильно вычеркнуто, забыто.
Такое ощущение, когда смотришь на портрет Гаяза Исхаки, вглядываешься в его прищуренные холодные и умные глаза, что он об этом знал. И ждал. Знал и ждал, что еще вернется на родную землю.