Цели: 1) изучить творчество Г.Остера, расширить представления детей об этом авторе.
2) развивать творческие способности каждого ребёнка, мышление, умение анализировать и делать выводы.
3) воспитывать любовь к чтению; воспитывать такие качества, как честность, справедливость, доброта, уважение к старшим.
Планируемый результат
Предметные умения
УУД
Познакомить с творчеством Г.Остера. Развивать навык осознанного чтения.
Развивать связную устную речь.
Личностные:
Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных произведений с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей.
Регулятивные:
1. Формировать умение высказывать своё предположение;
2. Формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3. Принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, классифицировать.
4. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
5. Вести наблюдение.. Делать выводы и умозаключения.
Познавательные:
1.Умение прогнозировать получение практических результатов в зависимости от характера выполняемых действий.
2.Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание
Коммуникативные:
1. Формировать умение слушать и понимать других; задавать вопросы.
2. Формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
4. Владеть монологической и диалогической формой речи.
Формы работы
Фронтальная, в парах, индивидуальная.
Ресурсы
карточки для работы учащихся в паре,
рисунки различных жизненных ситуаций,
пословицы,
сказка «Он попался».
Презентация урока. Видео.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1 этап. Оргмомент.
Цель: включение в учебную деятельность.
Если вы согласны, что читая, человек узнаёт много нового, то кивните головой.
Если вы пришли сегодня на урок, чтобы подремать, то прикройте рот рукой.
Если вы уже настроены на работу и готовы выполнять задания, то возьмитесь за руки.
-В течении всего урока вы будете оценивать свою работу в группе на оценочном листе.(наклеивать листочки 3 цветами)
Там можно посмотреть мультфильмы, Журналы, клипы, кинофильмы. Идём туда мы целым классом. Там – хорошо, там просто – классно! Там что-то не были давно, Пора бы посетить … (КИНО).
- Этот год объявлен годом «Российского кино». (слайд 1)
В августе в г.Оренбурге проходил 9 международный кинофестиваль «Восток запад, классика и авангард», на который собрались талантливые люди изо всей России.
Самые талантливые получили награду «Золотых сарматских львов»
Выполняют команды.
Отгадывают загадку.
2 этап. Актуализация знаний.
Цель: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности
Прочитайте слово, записанное на экране:
В О С П И Т А Н И Е (слайд 2)
- А теперь подумайте и ответьте, что такое воспитание?
(слайд 3)
- Имеет ли это слово отношение к кино?
- Всегда ли вы послушны?.
- Вот один человек и придумал советы для непослушных детей.(слайд 3)
Прочитывают объяснение со слайда.
3 этап. Постановка учебной задачи и определение темы урока.
Цель: выявление места и причины затруднений, постановка целей урока
Й И Р О Г И Р Г Р Е Т С О
(слайд 4, 5)
- Посмотрите, автор шутит с нами- его имя и фамилия записаны наоборот, справа-налево
. Итак, вы догадались с произведениями какого автора мы будем знакомиться?
- Что бы вам было интересно узнать на уроке?
Знакомство с биографией.
- Сегодня можно задать вопросы автору.
1 вопрос. Григорий Бенционович, где Вы родились?
(слайд 7)
2 вопрос. Каким мальчиком вы были в детстве?
(слайд 8)
3вопрос. Сколько книг вы написали?
(слайд 9)
4вопрос Почему вы писали вредные, а не полезные советы?
(слайд 10)
Рассматривают портрет писателя.
Озвучивают вопросы и ответы на них.
4 этап. Открытие нового знания.
Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование способности к выполнению.
Работа в группах.
- Мы с вами сейчас прочитаем некоторые вредные советы и попробуем стать и режиссёрами, и актёрами.затем составим небольшой диафильм. Но для этого нужно понять цель вредного совета.(пользуйся памяткой)
Каждая группа получает совет.
Выступление по телевизору: чтение «диктор» и составление диафильма.
1 Если друг твой самый лучший
Поскользнулся и упал,
Покажи на друга пальцем
И хватайся за живот.
Пусть он видит, лежа в луже, —
Ты ничуть не огорчен.
Настоящий друг не любит
Огорчать своих друзей.
2 Если ты пришел к знакомым,
Не здоровайся ни с кем.
Слов: «пожалуйста», «спасибо»
Никому не говори.
Отвернись и на вопросы
Ни на чьи не отвечай.
И тогда никто не скажет
Про тебя, что ты болтун.
3 Бейте палками лягушек.
Это очень интересно.
Отрывайте крылья мухам,
Пусть побегают пешком.
Тренируйтесь ежедневно,
И наступит день счастливый —
Вас в какое‑нибудь царство
Примут главным палачом.
4 Если всей семьей купаться
Вы отправились к реке,
Не мешайте папе с мамой
Загорать на берегу.
Не устраивайте крика,
Дайте взрослым отдохнуть.
Ни к кому не приставая,
Постарайтесь утонуть.
Оценка
- В каком жанре написаны советы? (в стихах)
- Как называют человека, который пишет стихи? (Поэт).
- Чего автор хотел добиться? (Обычно дети не любят слушать советы. А эти очень интересные. Читаешь их и понимаешь, как нельзя поступать.)
Физминутка
Игра «Наоборот»
1.Сядь .
2.Обижай собаку
3.Сердись на м аму
4.Дерись с другом.
5.Стой смирно
Знакомятся с планом действия.
Читают вредный совет с «экрана» телевизора, объясняют выбор пословицы и помещают «кадр» в ленту на доске.
5 этап. Работа с текстом сказки «Он попался».
Цель: Формировать умение высказывать своё предположение. Учиться осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Развивать навык осознанного выразительного чтения.
- Вам знакомы эти персонажи?
(слайд 11)
Они все родились на страницах книг Остера и давно живут на экране.
- Если Остер пишет сценарии к фильмам, мультфильмам, значит- какая у него профессия? (Сценарист)
-С 2008 вместе с певицей Натальей Ионовой (Глюкозой) ведёт программу «Детские шалости» на телеканале СТС. (слайд 12)
- А что больше всего любят в детстве слушать дети? (Сказки).
Над одной из них мы поработаем. («Он попался».) (слайд 13)
-Давайте прочитаем её.
-О чём эта сказка?
-Кто больше понравился в сказке?
-Какая белка?
- Что помогло спасти бобра?
- Как белка объяснила случай похищения бобра?
-Почемубобёр тоже подключился к спасению зайки?
-Почему звери решили не брать мышонка? Правильно ли они поступили?
-Что чувствовали звери, когда подошли к берлоге?(выборочное чтение эпизода)
- Что скажете о мышонке?
-Какое настроение было у медведя?
-Почему заяц смеялся?
1 группа- выбрать словесные выражения, которые учат героев правильно действовать(выделить маркером)
2 группа- инсценирует эпизод встречи белки и барсука с бобром.
3 группа-Прочитать подчёркнутую часть по ролям.
4 группа-собрать пазлы- финал сказки и объяснить: почему медведь упал 2 раза?
-Что вы скажете о сказке?
- Если Остер писал ещё сказки, сказки, значит, он – писатель.
Рассматривают слайд с героями мультфильмов.
6 этап.
Просмотр эпизода из сказки «Он попался»
-Ребята, я предлагаю посмотреть фрагмент м-ф.
-Для чего была придумана эта сказка?
Просмотр мультфильма.
7 этап.
Итог урока
Цель:осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной (а в случае, если ошибок не было, самостоятельной} деятельности.
- Итак, сделаем вывод, кто такой Г.Остер.
О С Т Е Р
- Какие произведения он писал?
-Зачем он это делал?
-Чего хотел добиться?
- Ответили ли мы на вопросы, которые ставили в начале урока?
Делают вывод
О – отец
С – сатирик, сценарист
Т – талант, творец
Е – единомышленник
Р – рассказчик
Обычно дети не любят слушать советы. А эти очень интересные. Читаешь и понимаешь, как не нужно делать.
8 этап. Рефлексия деятельности.
-Кто был на нашем уроке сценаристом?
-А артистами и режиссёрами?
- Давайте посмотрим на результат нашего труда.
Из деревьев «посадим» аллею славы.
- А теперь я вручаю вам «Сарматских львов» в знак благодарности за вашу работу.
Выносят листы самооценки и крепят их к доске.
Приложение1
Он попался
Примчалась как-то белка к норе барсука и как закричит:
- Он попался!
- Кто? – испугался барсук.
-Заяц. Медведь его в берлогу повёл. Я сама видела. Будем выручать! Пошли, - позвала белка барсука.
- Сейчас… - пробормотал барсук и нырнул в свою нору. И тут же появился перед белкой весь забинтованный, с градусником под мышкой.
- Не могу я выручать, - сказал барсук, - заболел я.
- Хм, - засомневался бобёр, - а может, он сам виноват? Может, он первый начал?
- Что начал? – удивилась белка.
- Ну, что-нибудь начал… - пробормотал бобёр, которому очень не хотелось ссориться с медведе
м. И тут вдруг из воды выскочила огромная рыба и потащила бобра в воду.
- Помогите, спасите!... – закричал бобёр, цепляясь за берег.
Рыба, которая попалась бобру на удочку, была такая большая и страшная, что ей ничего не стоило проглотить не только крючок с наживкой, но и самого бобра целиком.
Белка кинулась на помощь бобру. Барсук тоже кинулся. И они вдвоём спасли бобра от рыбы.
- Видали? Эта рыба чуть меня не поймала… - сказал спасённый бобёр.
- А мы думали, ты первый начал её ловить, - усмехнулась белка. – Ну что, пойдёшь с нами зайца выручать?
- Пойду, - сказал бобёр.
И они пошли втроём.
- Эй, - остановил друзей маленький мышонок, - вы куда? И я с вами.
- Мы на медведя идём, - сказал барсук.
- Зайца выручать, - добавил бобёр.
- А тебе с нами нельзя. Ты ещё маленький, - отмахнулась от мышонка белка.
- Кто маленький? Я маленький?! – возмутился мышонок. Но белка, бобёр и барсук его не слышали. Они уже ушли.
- Ну и ладно! – крикнул мышонок. – Я сам зайца выручу. Один. Без вас.
Когда белка, барсук и бобёр пришли к медвежьей берлоге, уже настал вечер. Стемнело. Подул ветер. Вокруг берлоги стояли огромные сосны и шевелили своими ветвями, словно тяжёлыми лапами.
Друзья подкрались к светящемуся окошку и увидели за занавеской медведя, который крепко держал что-то ушастое.
- Это он зайца держит, - в ужасе прошептал бобёр. – Сейчас есть начнёт!..
И друзья кинулись в окошко.
- Отпусти, отпусти зайца! – кричали они.
Медведь и заяц очень удивились. Они как раз собирались вместе поужинать.
- О, ребята! – обрадовался медведь. – Как хорошо, что вы пришли, а мы тут чай затеяли.
- С мёдом, - сказал заяц.
Тут в печке вдруг загремело, загрохотало, и оттуда выскочил мышонок. Он зажмурился, замахал палочкой и закричал изо всех своих мышиных сил:
- Не тронь зайца! Не подходи! Не подходи!
Потом он открыл глаза, увидел, что все смеются, и спросил:
- Вы чего, а?
Потом, когда всё выяснилось, друзья сели к столу и стали пить чай. С мёдом. Они пили чай и рассказывали зайцу, как они ходили его выручать. Заяц от смеха чуть не упал со стула. А медведь всё-таки упал. Два раза.