kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Г. К. Паустовский «Заячьи лапы». Понятие о литературном пейзаже.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема:  К.Г. Паустовский « Заячьи лапы»

Понятие о литературном пейзаже.

Цель урока: знакомство с жизнью, творчеством и произведением К. Г. Паустовского

«Заячьи лапы», формировать навыки полноценного чтения, развивать речь, память,  умение анализировать прочитанное, характеризовать героев, их поступки, делать соответствующие выводы, давать оценку.

  Прививать любовь к родному краю, к людям, учить быть великодушными.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Г. К. Паустовский «Заячьи лапы». Понятие о литературном пейзаже.»




г.Актобе











ПЛАН-КОНСПЕКТ

ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 4 «А» КЛАССЕ



Тема: Г. К. Паустовский «Заячьи лапы».



Понятие о литературном пейзаже.











Учитель:Г. Ж. Катенова







2016 год

Тема: К.Г. Паустовский « Заячьи лапы»

Понятие о литературном пейзаже.

Цель урока: знакомство с жизнью, творчеством и произведением К. Г. Паустовского

«Заячьи лапы», формировать навыки полноценного чтения, развивать речь, память, умение анализировать прочитанное, характеризовать героев, их поступки , делать соответствующие выводы , давать оценку.

Прививать любовь к родному краю, к людям, учить быть великодушными.

Тип урока: нестандартный, частично-поисковый. Форма: работа в группах.

Оборудование: портрет писателя, выставка иллюстраций к произведениям, выставка детских книг, карточки с заданиями к произведению: «Заячьи лапы».

Ход урока

1.Работа над новым.


2.Сообщение темы урока:

Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с жизнью , творчеством и произведением великого русского писателя-пейзажиста К.Г.Паустовского.

Настоящий писатель, по словам Паустовского, должен на собственном опыте испробовать разные профессии, побывать в разных местах и, только после этого, он сможет создать достойные произведения. Именно это помогло писателю узнать и полюбить красоту обыкновенных людей и впоследствии стало одной из сильных сторон его творчества.

Читая произведения Паустовского, ты открываешь для себя не только новых героев ,но и узнаешь себя. Кажется, что писатель приводит тебя в город умных, интересных и чистых людей и показывает, что ты - один из них, ты такой же чистый и светлый.

Видимо, в этом заключается главная задача его литературного творчества - дать понять человеку, что он прекрасен, открыть добрые стороны души ,а значит- сделать людей добрее и лучше

3.Работа по группам:

1-я гр.Рассказывает биографию.(плакат с портретом, высказываниями и отрывками из произведений писателя.)

2-я гр. Говорит о творчестве писателя

3-я гр.Обзорная «экскурсия» по его произведениям.(выставка книг, иллюстраций по отдельным произведениям.)

Работа по учебнику:

Прочитайте на странице 50 краткую биографию Паустовского и каждая группа делает свой вывод словами из текста.

1-я гр. Любил путешествовать, хотел все видеть и все знать.

2-я гр.Рассказывал всегда от своего имени.

3-я гр. С другом Рувимом любили рыбалку

4-я гр. Паустовский любил природу и хотел передать эту любовь потомкам.

Сегодня мы познакомимся с произведением «Заячьи лапы» (Иллюстрация)

Первичное чтение (сопровождается показом серии картин по произведению), целевой вопрос : Почему рассказ назван именно так?

Обмен впечатлениями: какие эпизоды произвели на тебя сильное впечатление?

Словарная работа:

Ветеринар- врач, лечащий животных.

Оголец- озорной мальчишка.

Сени,сенцы- помещение между жилой комнатой и крыльцом.

Онучи- портянки, обмотки под сапоги.

Каждая группа получает свой вопрос по рассказу:

1-ой гр. Почему дед Ларион и Ваня принимали такое участие в судьбе зайца?

2-ой гр. Почему дед и внук отказались отдать зайца московскому профессору?

3-ей гр. Назовите действующих лиц. Объясните название.

4-я гр.Вспомните, есть ли в рассказе описание природы? Зачем Паустовский уделяет внимание пейзажу?

Дайте определение: что такое пейзаж в литературном произведении?(говорят дети)

Читают определение по учебнику.

На сколько частей можно разделить весь рассказ?

1-я ч .У ветеринара.

2-я ч. Возвращение Вани с зайцем домой.

3-я ч. У аптекаря.

4-я ч.У доктора.

5-я ч. В гостях у деда.

6-я ч.Рассказ деда.

Чтение по частям:

-Какими вы себе представляете деда? Опишите его внешность, характер. -1-я гр.

-Расскажите о встрече с ветеринаром. Дайте ему характеристику.-2-я гр.

-Что вы скажете об аптекаре? -3-я гр.

-Расскажите о бабке Анисье. Обратите внимание на простоту языка бабушки.

Каждая группа готовит интервью для журналиста:

1-я гр. Я с дедом живу давно и часто бывает так, что с нами живут то какая-нибудь птица, то ежик, то лосенок, оставшийся без матери, поэтому заяц , живущий с нами сейчас- это не новость Обычно все звери после излечения убегают, а этот нет! Побегает днем , побегает и снова к нам. Так и живет у нас.

2-я гр. Животные, они как дети малые . Им тоже хочется ласки и внимания. Много я на своем веку повидал. Так хочется, чтобы люди были с ними добрее. Вообще, человек должен уяснить для себя, что он есть дитя природы. Будет беречь ее, она обязательно ответит ему тем же.

3-ягр. Я, милок, пришла к ветеринару со своей козой. Она у меня ,сердешная, что-то захворала, кормилица моя. А тут этот малец со своим зайцем… Ветеринар-то у нас человек сложный, его понять трудно Когда поможет, когда обругает. Но без него никак нельзя.

4-я гр. Я всю жизнь лечил детей, а тут весьма странный пациент! Но старик так просил помочь

его спасителю, что я не смел ему отказать . И представляете, вылечил! Действительно, как дед говорил: «Что ребенок, что заяц – все одно!» Такое не забудешь никогда.

Учитель: О каком крае идет речь?

Урженское озеро находится в Рязанской области. (показ на карте)

Особое место в творчестве Паустовского занимает Мещерский край, где писатель подолгу жил один или с друзьями. О любимой им Мещере он писал: «Самое большое, простое и бесхитростное я нашел в лесном Мещерском краю.(показ на карте) Счастье близости к своей земле, сосредоточенности и внутренней свободы, любимых дум и напряженного труда».)

После всего, сказанного выше, можно прийти к пониманию счастья, по Паустовскому. Человек не может быть счастлив сам по себе. Ему необходимо ощущение ценностей, внешних по отношению к нему: любви к родине, красоты окружающей природы, доброты людей- в общем , надо чувствовать свое единство с миром, в который ты пришел ,чтобы сделать его лучше и красивее, чем он был до твоего появления.

Д.З. Найдите в книгах К. Паустовского другие рассказы о Ване Малявине.

Прочитайте, расскажи друзьям. Чему они тебя научили?

Итог урока.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Г. К. Паустовский «Заячьи лапы». Понятие о литературном пейзаже.

Автор: Катенова Галина Жарылкаповна

Дата: 30.10.2016

Номер свидетельства: 353313


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства