Фрагмент урока по произведению В.Г.Короленко "В дурном обществе" (топографический анализ)
Фрагмент урока по произведению В.Г.Короленко "В дурном обществе" (топографический анализ)
Урок литературы по произведению В.Г.Короленко «В дурном обществе» может строиться по следующему принципу: учащиеся в ходе анализа должны разобраться, какое же общество в действительности названо дурным, а с этим справиться поможет топографический анализ местечка Княжье-Вено, что учащимся наглядно представит «дурное» местоположение Княж-городка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Фрагмент урока по произведению В.Г.Короленко "В дурном обществе" (топографический анализ) »
Топографическая схема Княж-городка
Фрагмент урока по произведению В.Г.Короленко «В дурном обществе»
Урок литературы по произведению В.Г.Короленко «В дурном обществе» может строиться по следующему принципу: учащиеся в ходе анализа должны разобраться, какое же общество в действительности названо дурным, а с этим справиться поможет топографический анализ местечка Княжье-Вено, что учащимся наглядно представит «дурное» местоположение Княж-городка.
Тюрьма: символ несвободы, заточения. Так и Вася заточен духовно (нет выражения, выхода чувств), хотя физически свободен (бродяжничество). Отсюда прослеживается антитезность двух мотивов: свободы (общество пан Тыбурция, Вася) и несвободы (заточенные в замке-символ заточенности души). Образ тюрьмы накладывается и на сравнение Васи с разбойником, хотя это указывает и на единство двух начал в его образе.
Болота: как символ затхлости, застойности. Отсюда - невозможность выбраться. Серость и сырость. Мотив сырости и через образ «серого камня», через описание условий семейства пана Тыбурция. Сырость ведет к заплесневению, отсюда – смерть… То есть сырость изначально является символом смерти. Этот символ характерен не только для внешнего описания, но и для внутренней характеристики некоторых героев-духовное заплесневение, ведущее к нравственной смерти. Таким образом, весь Княж-городок-«дурное общество», многие обитатели которого на грани духовной смерти. И есть небольшая группа людей во главе с пан Тыбурцием, которые уходят от этой смерти (их символическое исчезновение в конце повести) в поисках жизни. Слепые дома приравниваются к слепым душам живущих в них людей.
Могилы кладбища: символ смерти, но смерти уже совершившейся. Эта смерть-своеобразный парадоксальный способ обретения свободы, освобождения. Поэтому кладбище-на возвышенности, оно приближает к Богу, дарит свободу.
Часовня: символ Бога, правда символ этот полуразрушенный… Словно и Бог покинул этот край.
Гора, возвышенность: важный образ-символ, так как он противопоставлен всему Княж-городку. Он олицетворяет собой свободу в противовес тюрьме на востоке. Именно здесь раскрываются лучшие качества Васи, это место будто возвышает Васю в прямом смысле слова над всем городком.
Вопросы, помогающие раскрыть идею произведения:
Где происходит действие повести?
Каковы увлечения главного героя? Почему он начал бродяжничать?
Как складывались его взаимоотношения с отцом, с няней?
Чего он хотел бы от отца, но не мог получить?
Какие чувства испытывал герой?
С кем он себя сравнивал? А Соню? Няню?
Какую правду о человеческом сердце произносит пан Тыбурций?
Сопоставьте отношение к Васе в так называемом «дурном обществе» и в семье.
Какие качества Васи раскрываются во время нахождения его в «дурном» обществе?
Как ведет себя Вася во время разговора с отцом? Как это его характеризует?
Какое общество является дурным? И почему так названа повесть?