kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Фрагмент урока по ознакомлению с понятием гротеска в 7 классе (по творчеству М.Е. Салтыкова- Щедрина)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Фрагмент урока по ознакомлению с понятием гротеска в 7 классе

(по творчеству М.Е. Салтыкова- Щедрина)

I. Актуализация знаний

1. Учитель говорит ученикам о том, что им известно такое средство художественной выразительности, как гипербола, и просит напомнить её функцию. Здесь можно вспомнить об употреблении гиперболы в произведениях устного народного творчества. Ученики выделяют гиперболу и объясняют функции использования в тексте (повторение за 3–5-й классы).

2. Практическая работа: в указанном учителем отрывке из сказки Салтыкова-Щедрина  ученики находят примеры использования гиперболы. Примеры записываются в тетрадь в одну колонку.

II. Формирование понятия о гротеске

1. Во вторую колонку учитель вместе с учениками записывает примеры гротеска, не комментируя записи. Пример записи:

Гипербола

Гротеск

1.Набрал сейчас мужичина конопли, размочил в воде, поколотил, помял - и к вечеру верёвка была готова.

1. Мужичина до того изловчился, что стал даже в пригоршне суп варить.

2. Встал мужчина: видит, что генералы строгие. Хотел было дать от них стрекоча, но они так и закоченели, вцепившись в него.

2. Генерал, который был учителем каллиграфии, откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил.

3.Пришёл генерал к ручью, видит: рыба там, словно в садке на Фонтанке, так и кишит, и кишит. "Вот кабы этакой-то рыбки да на Подьяческую" - подумал генерал и даже в лице изменился от аппетита.

3. Генералы были уверены, что «булки в том  самом виде родятся, как их утром к кофею подают»

Ученики сами сравнивают примеры гиперболы и гротеска и определяют их сходства и отличия.

2. Запись и осмысление опорного конспекта.

Задание. Ученики самостоятельно ищут в тексте примеры использования гиперболы и гротеска, обосновывают и дополняют записи в таблице. Затем они знакомятся с определением понятия.

Гротеск — тип художественной образности, основанной на фантастике, смехе, гиперболе, причудливом сочетании и контрасте фантастического и реального, прекрасного и безобразного, трагического и комического, правдоподобия и карикатуры.

Роль гротеска: средство сатирического изображения явления, характеров; помогает раскрыть противоречия в реальном мире; создает особый гротескный мир — мир отклонения от нормы, неестественный, абсурдный.

III. Применение полученных знаний в новых ситуациях, выполнение творческих заданий

1. Введение в текст гиперболы и гротеска: учитель раздаёт карточки с напечатанным отрывком из сказки, где пропущены гипербола и гротеск. Нужно ввести в текст гиперболические или гротескные детали, создающие картину в стиле Салтыкова-Щедрина  Примечание для учителя: можно использовать любой текст; в этом случае задание остаётся прежним, но задача — передать стиль автора — приобретает иную степень сложности.

2. Сочинение-миниатюра (возможно в качестве домашнего задания) «Случай из жизни» с введением гиперболы и гротеска. Цель: создать через детали, ситуацию особый (гротескный) авторский мир.

3. Найдите в сказке эпизод, соответствующий иллюстрациям М.Черемных и Н.Муратова. Сопоставьте графическое и словесное изображения:

а) в чём проявляется близость гротесково-комического мироощущения художников и писателя?

б) какими художественными приёмами и средствами художник и писатель создают гротескный мир?

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Фрагмент урока по ознакомлению с понятием гротеска в 7 классе (по творчеству М.Е. Салтыкова- Щедрина) »

Фрагмент урока по ознакомлению с понятием гротеска в 7 классе

(по творчеству М.Е. Салтыкова- Щедрина)

I. Актуализация знаний

1. Учитель говорит ученикам о том, что им известно такое средство художественной выразительности, как гипербола, и просит напомнить её функцию. Здесь можно вспомнить об употреблении гиперболы в произведениях устного народного творчества. Ученики выделяют гиперболу и объясняют функции использования в тексте (повторение за 3–5-й классы).

2. Практическая работа: в указанном учителем отрывке из сказки Салтыкова-Щедрина ученики находят примеры использования гиперболы. Примеры записываются в тетрадь в одну колонку.

II. Формирование понятия о гротеске

1. Во вторую колонку учитель вместе с учениками записывает примеры гротеска, не комментируя записи. Пример записи:

Гипербола

Гротеск

1.Набрал сейчас мужичина конопли, размочил в воде, поколотил, помял - и к вечеру верёвка была готова.

1. Мужичина до того изловчился, что стал даже в пригоршне суп варить.

2. Встал мужчина: видит, что генералы строгие. Хотел было дать от них стрекоча, но они так и закоченели, вцепившись в него.

2. Генерал, который был учителем каллиграфии, откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил.

3.Пришёл генерал к ручью, видит: рыба там, словно в садке на Фонтанке, так и кишит, и кишит. "Вот кабы этакой-то рыбки да на Подьяческую" - подумал генерал и даже в лице изменился от аппетита.

3. Генералы были уверены, что «булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают»

Ученики сами сравнивают примеры гиперболы и гротеска и определяют их сходства и отличия.

2. Запись и осмысление опорного конспекта.

Задание. Ученики самостоятельно ищут в тексте примеры использования гиперболы и гротеска, обосновывают и дополняют записи в таблице. Затем они знакомятся с определением понятия.

Гротеск — тип художественной образности, основанной на фантастике, смехе, гиперболе, причудливом сочетании и контрасте фантастического и реального, прекрасного и безобразного, трагического и комического, правдоподобия и карикатуры.

Роль гротеска: средство сатирического изображения явления, характеров; помогает раскрыть противоречия в реальном мире; создает особый гротескный мир — мир отклонения от нормы, неестественный, абсурдный.

III. Применение полученных знаний в новых ситуациях, выполнение творческих заданий

1. Введение в текст гиперболы и гротеска: учитель раздаёт карточки с напечатанным отрывком из сказки , где пропущены гипербола и гротеск. Нужно ввести в текст гиперболические или гротескные детали, создающие картину в стиле Салтыкова-Щедрина Примечание для учителя: можно использовать любой текст; в этом случае задание остаётся прежним, но задача — передать стиль автора — приобретает иную степень сложности.

2. Сочинение-миниатюра (возможно в качестве домашнего задания) «Случай из жизни» с введением гиперболы и гротеска. Цель: создать через детали, ситуацию особый (гротескный) авторский мир.

3. Найдите в сказке эпизод, соответствующий иллюстрациям М.Черемных и Н.Муратова. Сопоставьте графическое и словесное изображения:

а) в чём проявляется близость гротесково-комического мироощущения художников и писателя?

б) какими художественными приёмами и средствами художник и писатель создают гротескный мир?




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Автор: Бибина Екатерина Валерьевна

Дата: 22.04.2015

Номер свидетельства: 204604


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства