kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Формирование читательской деятельности в рамках анализа произведения "Котёнок" (притча)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан в рамках программы "Школа России". Внеклассное чтение. Тип урока - открытие новых знаний.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Формирование читательской деятельности в рамках анализа произведения "Котёнок" (притча)»

Цели:

  • обучающая – совершенствование навыков филологического анализа прозаического произведения, особое внимание уделяя жанровому своеобразию произведения.

  • развивающая – развитие способности эстетического восприятия и оценки художественной литературы и воплощенных в ней явлений жизни; совершенствование речевых навыков и умений;

  • воспитательная – выявление нравственно-этической проблемы, поднятой в рассказе, и моделирование ее решения; формирование гуманистического мировоззрения.

Ход урока

Слайд 1



Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!».

«Доброе утро солнцу и птицам!

Доброе утро улыбчивым лицам!».

И каждый становится добрым, доверчивым,

Доброе утро длится до вечера.



Рада приветствовать вас на уроке литературного чтения. Давайте улыбнёмся друг другу, поздороваемся с нашими гостями и начнём урок с хорошим настроением. Пусть этот урок принесёт нам радость общения и наполнит наши души прекрасными чувствами!

Для того, чтобы определить тему нашего урока, я предлагаю посмотреть видеоролик. Внимание на экран.

Слайд 2 (Видеоролик Притча о доброте)

- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

-Ответы детей (О доброте, о милосердии)

Слайд 3



- Из каких корней состоит слово милосердие?

Ответы детей(мил, серд)

-Что обозначает слово милосердие?

Ответы детей (Милое сердце. Человек с милым сердцем)



- Совершенно верно, мы будем говорить о доброте, о таком душевном качестве человека, которое выражается в нежном, заботливом отношении к другим людям, животным стремлении сделать что-то хорошее, помочь им. Доброта делает нашу жизнь светлее и радостнее. Она способна изменить человека, его отношение к окружающему миру.

Сегодня на уроке нам потребуется словарь литературных терминов. Пусть дежурным по словарю будет (назначается дежурный по словарю). В случае затруднения мы будем обращаться к нему.



У вас на столах лежат карточки.

У ребят 1 р. и 3р. с видами жанров и карточки с их признаками, совместите вид жанра с его признаками

У ребят 2р. И 4 р. на столах карточки с видами жанра и названиями произведения. Вам необходимо определить какое произведение относится к тому или иному виду жанра.

На это задание вам отводится 3-4 минуты. Вы работаете в паре, постарайтесь сотрудничать друг с другом.

Проверка работ. По слайду

Слайд4





С какими видами жанра вы работали? Отвечают все 4 ряда

Ответы детей

Басня

Назовите признаки басни. Обратимся к дежурному по словарю. Прочитай определение жанра басни. Проверьте, если у кого-то есть ошибки, исправьте. 2 и 4 ряды, назовите примеры басни

Рассказ

Назовите признаки рассказа. Обратимся к дежурному по словарю. Прочитай определение жанра рассказа. Проверьте, если у кого-то есть ошибки, исправьте.2 и 4 ряды, назовите примеры рассказа

Сказка

Назовите признаки сказки. Обратимся к дежурному по словарю. Прочитай определение жанра сказки. Проверьте, если у кого-то есть ошибки, исправьте.2 и 4 ряды, назовите примеры рассказа





Стихотворение

Назовите признаки стихотворения. Обратимся к дежурному по словарю. Прочитай определение жанра стихотворения. Проверьте, если у кого-то есть ошибки, исправьте.2 и 4 ряды, назовите примеры стихотворения

Былина

Назовите признаки былины. Обратимся к дежурному по словарю. Прочитай определение жанра былины. Проверьте, если у кого-то есть ошибки, исправьте.2 и 4 ряды, назовите примеры былины

Малые жанры фольклора

Назовите признаки фольклора. Обратимся к дежурному по словарю. Прочитай определение жанра фольклора. Проверьте, если у кого-то есть ошибки, исправьте.2 и 4 ряды, назовите примеры фольклора

- У нас остался один овал пустым. Что бы это значило?

Ответы детей (Мы сегодня должны познакомиться с новым видом жанра)

И сегодня я вам хочу предложить небольшое произведение иного вида жанра «Котёнок». В конце нашего урока мы попытаемся его определить.

Слайд 5

Предварительный анализ произведения «Котёнок».

Посмотрите внимательно на заголовок.

-Как вы думаете, кто будет главным героем этого произведения?

Ответы детей (котёнок)

Предположите, что мы можем о нём узнать из произведения.

У нас на столах лежит текст. Переверните его. (Сопроводить показом) Запишите простым карандашом главного героя.

- А теперь прочитайте 1 часть произведения «Котёнок»



Доска выключается

Дети читают первую часть произведения самостоятельно. Затем читаю вслух поочередно.



Анализ 1 части произведения.

- Какое объявление висело на магазине? Ребята, отвечайте полным ответом.

Ответы детей (На магазине висело объявление «Продаются котята»)

-Кто первым вошёл в магазин?

Ответы детей (Первым в магазин вошёл в мальчик)

- Почему мальчик так тяжело вздохнул и почему он был грустным?

Ответы детей (У мальчика не хватало денег на приобретение котёнка)

- Сколько стоили котята?

Ответы детей (Котята стоили от 300 до 500 руб)

- А сколько денег было у мальчика?

Ответы детей (У мальчика было 20 руб)

- Он сразу ушёл?

Ответы детей (Нет, он попросил продавца показать котят)

- Как вы поняли какой котёнок привлёк его внимание?

Ответы детей



Физминутка для глаз



Немножечко отдохнём. Встаньте, не поворачивая головы сосчитайте котят, а теперь сосчитайте ещё раз, поворачивая голову.



Продолжим чтение. Дети читают вторую часть произведения самостоятельно. Затем читаем вслух поочередно.

Анализ 2 части произведения.

- Почему мальчик очень разволновался?

Ответы детей (Ему стало жалко котёнка)

- Как вы поняли слово неполноценный?

Ответы детей (Не такой как все)

- А почему же мальчик захотел купить именно этого котёнка

Доска включается



Физминутка : Слайд 5



Продолжим чтение. Дети читают третью часть произведения самостоятельно. Затем читаю вслух поочередно.

- Что поразило продавца?

Ответы детей (Продавца поразило то, что у мальчика была искривлена нога.)

-Так почему же мальчик выбрал именно этого котёнка?

- Найдите строчку в тексте, которая является ответом на мой вопрос.

- Я тоже никогда не смогу бегать и прыгать. И этому котёнку нужен кто-то, кто бы понимал его…

- Как вы думаете, что при этом почувствовал продавец?

Ответы детей



- А как вы догадались? Найдите это в тексте

Мужчина за прилавком стал кусать губы. Слёзы переполнили его глаза.



- А среди нас мы можем увидеть не совсем обычных людей?

Ответы детей (Да, можем)

Слайд 6

- Как же мы должны относится к ним?

Ответы детей (Мы должны к ним относится так же как к обычным людям.)



- Да, действительно все мы разные. У каждого из нас разный цвет волос, цвет глаз, цвет кожи. У нас разное физическое состояние. Мы должны научиться уважать других, быть внимательными друг к другу



- А теперь я ещё раз хочу задать вам вопрос. Ребята, так кто же является главным героем этого произведения?

Ответы детей (Главным героем произведения является мальчик)

Переверните книжки. Запишите ручкой главного героя.



- Так о чем же это произведение?

Ответы детей (О доброте, о милосердии, сочувствии)

Так к какому же виду жанра относится это произведение?

Притча

А что такое притча? Обратимся за определением к дежурному по словарю.



Слайд 7

Ребята, а это что за произведение?

Цветик-семицветик

Слайд 8

Слайд 9

Это произведение перекликается с нашей притчей?

Помните в этой сказке каждый лепесток выполняет желание

На что истратила Женя последний лепесток?



Ответы детей (Женя истратила последний лепесток на то, чтобы мальчик Витя был здоров.)

Чтобы помочь другим – не нужно богатырской силы, не нужно волшебной палочки. Нужно только желание


Творческое задание.


У вас на столах лежат лепестки. И я хочу, чтобы вы сейчас взяли и написали на нём желание, которое могло бы помочь всем детям


Слайд 10.

Кто напишет, может принести лепесток с желанием ко мне и прикрепит его к нашему цветику-семицветику. Мы с вашей учительницей заранее и решили, что вы с ней вместе отвезёте этот цветок в школу- интернат № 4, где живут и учатся дети, нуждающиеся в нашем понимании, душевном тепле и заботе.



-На этом наш урок закончен. Подведём итог.

-Поднимите руки те, кому было интересно на уроке.

-Что особенно понравилось?

- Поднимите руки те, кто испытал затруднения на уроке.

- При выполнении какого задания вы испытывали затруднения?

-Что нового вы узнали?


- Какие оценки вы бы себе поставили? Поднимите руки, кто поставил бы себе оценку «5», «4». Я полостью с вами согласна. Откройте дневники и поставьте себе эти оценки.

Домашнее задание по желанию: сделайте иллюстрацию к притче «Котёнок», изобразив при этом характер героя.

Мне было комфортно и очень приятно с вами работать. Спасибо вам! Все свободны.



















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Трусова Елена Владимировна

Дата: 18.06.2018

Номер свидетельства: 473569


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства