kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ФГОС, МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ПО ТЕМЕ «ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уроки поэзии -всегда праздники в начальной школе.Развитие творческих способностей является важной задачей в обучении.Пейзажная лирика понятна детям, легко читается и запоминается.Поэтические тетради собраны из стихов различной тематики. Многие имеют историческую ценность.Поэтические уроки эффективны и для совершенствования техники чтения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ФГОС, МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ПО ТЕМЕ «ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ»»

Поэтические уроки – всегда праздник. Повышается роль школы в воспитании активных, инициативных, творчески мыслящих граждан нашей страны. Развитие творческих возможностей учащихся возможно на всех этапах обучения, но особое значение имеет формирование творческого мышления в младшем школьном возрасте. Проблема развития творческой деятельности у учащихся одна из актуальных. Основное формирование познавательных интересов младших школьников происходит под руководством учителя на уроках в школе. Творческая деятельность формируется в любой деятельности, но прежде всего в учении. Исследования С.Л. Выготского показывают, что творчество, воображение и интеллект взаимосвязаны. Уроки литературного чтения дают учащимся возможность проявлять творчество, развивают воображение. Особенно благодатной почвой в решении этих задач являются уроки, на которых звучит поэтическое слово.

ФГОС, Методическая разработка урока литературного чтения по теме «Поэтическая тетрадь» «МОУ СОШ №1» города Валуйки Учитель Дмитриева Л. Е.

Тип урока: решение частных задач

Педагогические задачи: создать условия для обучения выразительному чтению лирических произведений, анализу, выделению главной мысли стихотворения; способствовать развитию умения выражать свои чувства по отношению к прочитанному, привитию любви к поэзии; содействовать воспитанию любви и бережного отношения к природе, окружающему нас миру

Планируемые результаты

Предметные:

научатся выражать личное отношение к прослушанному (прочитанному), аргументировать свою позицию с привлечением текста произведения; осмыслять специфику лирического стихотворения, понимать

особенности стихотворения: расположение строк, рифму

Метапредметные:

познавательные: замечают в литературных текстах сравнения и эпитеты, анализируют их назначение в тексте, используют авторские сравнения и эпитеты в своих творческих работах;

регулятивные: формулируют учебную задачу урока, принимают её, сохраняют на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с поставленной задачей; осознают смысл и назначение позитивных установок на успешную работу;

коммуникативные: формулируют цель работы группы, принимают и сохраняют на протяжении всей работы в группе, соотносят с планом работы, выбирают для себя подходящие роли и функции

Личностные:

самостоятельно выполняют задания учителя; проявляют интерес к чтению различных книг и самому процессу чтения

Осуществляют волевую саморегуляцию.

Образовательные ресурсы: портрет И. А. Бунина, презентация , карточки.

Организация урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

I. Организация начала урока

Приветствие учителя:

Звенит звонок. Я очень рада Я знаю, каждый в классе гений,

Войти в приветливый наш класс. Но без труда талант не впрок.

И для меня уже награда Урок – показ ума, умнений,

Вниманье ваших умных глаз. Мы вместе проведем урок

–Надеюсь, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом.

II. Проверка домашнего задания


-Над какой темой работаем? Под портретом на доске запись: «Когда слушаешь Бальмонта – всегда слушаешь весну. Никто не опутывает души таким светлым туманом, как Бальмонт. Никто не развеивает этого тумана таким свежим ветром, как Бальмонт. Никто до сих пор не равен ему в его “певучей силе”» (А. Блок).

– Начнем урок с проверки домашнего задания. Стихотворение какого поэта мы читали на предыдущем уроке? («Золотое слово» К. Д. Бальмонта).– Прочитайте его выразительно.

– Кто-то из вас выучил это стихотворение наизусть? (В это время группа детей работают по карточкам «ОПРЕДЕЛИ АВТОРА СТИХОТВОРЕНИЯ» (методом исключения), где есть неизвестные стихи и авторы).

(см. приложение 1).

Вывод: Символ поэзии К. Бальмонта – солнце. Солнце и золото у поэта – синонимы.

Проверка работы по карточкам.- Прочитайте отрывки из тех стихотворений, которые не изучали. Это и будет главной целью урока. Послушайте ещё одно стихотворение этого же поэта.


III. Мотивация. Подготовка к восприятию нового материала. Введение в тему урока.

Постановка задач урока.

Читает стихотворение : Серое небо надо мной,

И лес раскрытый, обнажённый.

Внизу, вдоль просеки лесной,

Чернеет грязь в листве лимонной.

– Это красивое стихотворение написал замечательный поэт, с творчеством которого мы сегодня познакомимся. На доске – портрет Бунина . Учащиеся формулируют задачи, исходя из того, что мы изучаем тему «Поэтическая тетрадь»

-Познакомиться с биографией и творчеством И. Бунина.

-Будем работать над содержанием его стихов.

-Научимся понимать их и читать выразительно.

-Найдём стихотворения И. Бунина в «Хрестоматии» и поделимся впечатлениями от их чтения.

IV. Актуализация и пробное учебное действие.

1. Работа над стихотворением «Детство».

1) Первичное

Знакомство со стихотворением.

2) Словарная
работа.

Знакомство с биографией и творчеством И. Бунина.

Начнём работу с исследования содержания стихотворения «Детство»

Послушайте внимательно запись стихотворения «Детство», представьте картины описания и настроение автора, ответьте на вопрос: Почему стихотворение названо так?

– Прочитайте стихотворение ещё раз так, как вы его поняли.

– Какие непонятные слова вы встретили? Объяснить значение слов бор, зной, палаты, аромат.

– В каких случаях слово «палаты» употребляют в речи?

Вспомните, как А. С. Пушкин употребил это слово в «Сказке о рыбаке и рыбке».

(царские палаты)

– Так что же такое палаты?– Царские палаты, нарядные, красивые. Найдите в тексте и прочитайте.

А у Бунина, какие палаты?

3) Беседа с элементами выборочного чтения.

– Стихотворение называется «Детство».

– Прочитайте, какие моменты детства навсегда остались в памяти Бунина?

– Автор вспоминает, как он гулял там, как легко ему было дышать даже в жару.

– В какое время дня бродил поэт по лесу?

– Что увидел поэт в один из таких солнечных дней?

– Прочитайте строки, в которых автор описывает кору.

– Что почувствовал мальчик, «прильнув к сосне корявой»? – Кора сосен теплая, морщинистая, как лицо старого человека, которое лучится добротой и светом мудрости. Сосны напоминают мальчику великанов из сказки, рядом с которыми герой сам себе кажется очень маленьким. – То есть не случайно например употребление глагола “прильнул к сосне”? Какое чувство передает именно это, не случайно выбранное автором слово. (Чувство любви, доброты, нежности). (Напишем заранее эти слова: любовь, нежность, доброта). – Какое настроение передает нам автор? (светлое, радостное) (Запишем заранее эти слова: свет, радость).

– А вы знаете, что сосна может достигать в высоту 40 метров, а живет она до 400 лет.

– А человек может столько прожить?

– Вспомните, сколько лет автору в этом стихотворении? Найдите эти строчки в тексте.

– Представьте, что мы в том же лесу, на том же месте. Можем ли мы увидеть эту сосну?

Какие же свет, цвет, запах присутствуют в стихотворении И. Бунина.

2. Выразительное чтение стихотворения

Выделим ещё раз выразительные средства, которые использует автор для придания стихотворению красоты, которые называются средства художественной изобразительности. На доске карточки с определениями: «Эпитеты – это …». Давайте найдём в стихотворении эпитеты.

«Сравнение - это …»

– Где в своем стихотворении Бунин использует сравнение? “Песок – как шёлк…” – Как вам кажется, почему как шёлк? Ведь шёлк это ткань, разве можно песок сравнивать с тканью? Какое ощущение передаёт нам поэт этим сравнением?(Нежности, мягкости). Ребята, давайте перечитаем строчку “бродить по этим солнечным палатам” В нашем представлении слово палата ассоциируется с больницей. Что с чем сравнивается? Как называется такое скрытое сравнение? (Метафора)

- Природа для Бунина – живое существо. Еще мальчиком он умел замечать прекрасное вокруг себя. Он восхищается, наслаждается красотой соснового бора. А ведь этот мальчик ваш ровесник. А в таком юном возрасте познание мира начинается с восхищения красотой.

3. Ф. п.

Дети по лесу гуляли, за природой наблюдали:

Белка скачет, зайчик спит, лиса по лесу бежит.

Сосны к солнышку тянулись. Солнце соснам улыбнулось.

4.Итоги исследования стихотворения. Закрепление с комментированием во внешней речи.

1) Ребята, какие цвета вы увидели в стихотворении? Может быть, какие-то слова подскажут вам цвет? Кора - красна (выставляется карточка с буквой К) Смолистый аромат (смола) – оранжевый -(карточка с буквой О)
Солнечные палаты – жёлтый -(карточка с буквой Ж)
Бор – зелёный - (карточка с буквой З)
День – голубой -(карточка с буквой Г)
Песок – светлый шёлк -(карточка с буквой С)
- Фантастическая палитра! -(карточка с буквой Ф)
Расшифруйте буквы на карточках (каждый охотник желает знать, где сидит фазан). А это – РАДУГА. Вы внимательные читатели. Вывод: вот какое у И. А. Бунина оказывается цветное, яркое и блестящее стихотворение! 2) Какие ароматы (запахи) окутывали автора в бору? 3) Каким светом пронизано стихотворение и воспоминания автора, пронесённые через годы? 4) Настроение автора? (Ему весело, радостно, хочется бродить в бору, по песку, прижаться к сосне, он радуется)

V. Продолжение работы над темой.

1. Чтение и анализ стихотворения «Полевые цветы».

Выявление места и причин затруднения.

– Прочитайте название следующего стихотворения.

– Какие полевые и луговые цветы вы знаете? Читает стихотворения. – Перечитайте подчеркнутые строки.

– Расскажите, какими Бунин изображает дорогие заморские цветы. – Перечитайте подчеркнутые строки.

– Расскажите, какими Бунин изображает дорогие заморские цветы.

– Какое слово вам здесь непонятно? Благовонная – душистая, ароматная.– А что видят цветы полевые? Найдите эти строки в тексте.– Какие вы больше любите цветы и почему?

– Как вы думаете, почему автора привлекают скромные полевые цветы?

– Как вы считаете, с какой целью автор написал это стихотворение?

• Чтобы сообщить о том, что есть цветы, которые выращивают в теплицах.

• Передать красоту тепличных цветов.

• Сравнить полевые и тепличные цветы и показать прелесть полевых цветов.

• Выразить взаимное сопереживание. • Вызвать любовь к Родине.

2. Чтение и анализ стихотворения «Густой

зеленый ельник
у дороги…».

– Сегодня мы познакомимся со стихотворением «Густой зеленый ельник у дороги…». Станем исследователями, постараемся открыть для себя что-то новое, неизведанное.

Самостоятельно прочитайте третье стихотворение И. Бунина «Густой зеленый ельник у дороги…».

– Придумайте название этому стихотворению (записывает названия на доске).

– Как вы думаете, почему автор сам не дал названия этому стихотворению?

– Прочитайте первые две строки. Что автор рисует в этих строках?

– Прочитайте описание оленя. Что можете сказать?

– Есть мнение, что в этом лирическом герое уживаются два человека: поэт и охотник. Как лирический герой ведет себя в первой строфе? Кто в нем преобладает: поэт или охотник? Какие чувства испытывает лирический герой по отношению к оленю? – А где в нем просыпается инстинкт охотника? Прочитайте эти строки.

– Что лирический герой читает по следам оленя?

– Где и почему происходит перелом настроения? Укажите точно строчку.

– А потом вдруг появилась охотничья собака. Автор показал нам, как красиво олень убежал:

– Прочитайте последнюю строфу. О чем автор говорит? Какое настроение у лирического героя?

– А сейчас еще раз перечитайте последнюю строфу. Подумайте, с каким словом
в последней строфе можно соединить все определения, использованные Буниным
в стихотворении для описания животного? – Что такое красота?

– Какую главную мысль хотел донести до нас Иван Бунин?

– Прочитайте стихотворение выразительно, стараясь передать всё то, что хотел донести до нас автор.

– Поделитесь своими мыслями о стихотворении с товарищами. Какое настроение автора вы почувствовали: ликующее, восторженное, шутливое, печальное, веселое, праздничное, радостное, спокойное, мечтательное, грустное? Почему? – А какие чувства возникли в вашем сердце?

– Перед нашими глазами возникла яркая картина, хотя поэт не описывает ее подробно.

– Какие картины возникают в вашем воображении после прочтения стихотворения?

– При помощи каких слов автор передаёт красоту родной природы, восторг?

Вывод: употребление Буниным эпитетов, сравнений, метафор делает его стихи более яркими, точными, красочными, выразительными.

3. Тест с самопроверкой по эталону.

Работа по тестовым карточкам в группах (см. приложение 2). Обвести верные ответы. Выписать буквы ответов, получаем слова «радость, радуга, счастье».


VI. Итог урока


Чтение стихотворения И. Бунина «Вечер». О счастье мы всегда лишь вспоминаем.

А счастье всюду. Может быть, оно

Вот этот сад осенний за сараем

И чистый воздух, льющийся в окно.

В бездонном небе легким белым краем

Встает, сияет облако. Давно

Слежу за ним... Мы мало видим, знаем,

А счастье только знающим дано.

VII. Рефлексия

Высказывают впечатления, оценивают свою работу. – Что произвело на вас наибольшее впечатление?

– Что раньше вы не знали, а сегодня узнали?

– Какие знания показались наиболее интересными?

– Какое стихотворение вам больше понравилось?

VIII. Информация о дом. задании

1. Выучить стихотворение «Детство» наизусть.

2. Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся стихотворению

Приложение 1. Определить автора

Пушисты ли сосен вершины, 

Красив ли узор на дубах?

Н. А. Некрасов

Есть на полях моей Родины скромные

Сёстры и братья заморских цветов.

И. А. Бунин

Только уселась команда косая,

Весь островочек пропал под водой.

Н. А. Некрасов

Там, где не достала, – лютик золотой,

Жёлтый одуванчик, – будет и седой.

К. Д. Бальмонт

В стремительности радостно-звериной,
Он красоту от смерти уносил.

И. А. Бунин

Веют они красотою стыдливою,

Сердцу и взору родные они…

И. А. Бунин

Славная осень! Морозные ночи,

Ясные тихие дни…

Н. А. Некрасов

Родилась на воле, залила луга,

Затопила поле, стерла берега…

К. Д. Бальмонт

В них шел олень могучий, тонконогий,

К спине откинув тяжкие рога…

И. А. Бунин

Приложение 2. Тесты.

  1. В стихотворении «Славная осень!..» Некрасов сравнивает листья:

р) ковром;

в) паласом.

2. Автором какого из стихотворений является И. А. Бунин?

а) «Полевые цветы»;

в) «Золотое слово».

3. Кто автор этих строк?

Пушисты ли сосен вершины,

Красив ли узор на дубах?

а) К. Д. Бальмонт;

д) Н. А. Некрасов;

4. В каком стихотворении И. А. Бунина говорится о «солнечных полянах»?

а) «Полевые цветы»;

о) «Детство»;

5. В каких строках И. А. Бунина говорится о полевых цветах?

с) «Сердцу и взору родные они…»;

в) «Их взрастили в теплицах заботливо».


6. В стихотворении «Славная осень!..» Некрасов сравнивает лёд

б) ковром;

т) сахаром

7. В каком стихотворении И. А. Бунина. говорится «Повсюду блеск..»

а) «Полевые цветы»;

ь) «Детство».

(Радость)


1.В стихотворении «Славная осень!..» Некрасов сравнивает листья:

с) ковром;

в) одеялом

2. Автором какого из стихотворений является И. А. Бунин?

ч) «Полевые цветы»;

в) «Золотое слово».

3. Кто автор этих строк?

Пушисты ли сосен вершины,

Красив ли узор на дубах?

б) К. Д. Бальмонт;

а) Н. А. Некрасов;

4. В каком стихотворении И. А. Бунина говорится о «солнечных полянах»?

а) «Полевые цветы»;

с) «Детство»;

5. В каких строках И. А. Бунина говорится о полевых цветах?

т) «Сердцу и взору родные они…»;

в) «Их взрастили в теплицах заботливо».


6. В стихотворении «Славная осень!..» Некрасов сравнивает лёд

б) ковром;

ь) сахаром

7. В каком стихотворении И. А. Бунина. говорится «Повсюду блеск..»

а) «Полевые цветы»;

е) «Детство»;

(Счастье)



Используемая литература и экранно – звуковые пособия:



1. Климанова Л. Ф., Бойкина М. В. Литературное чтение. Рабочие программы 1 - 4 класс. М.: Просвещение, 2011.

2.Климанова Л. Ф, В. Г. Горецкий. Поурочные разработки по литературному чтению. 3 класс «Вако», 2014,-432 с. Isbn: 978-5-408-01332-6

3. Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по литературному чтению.

раздел «Школа России» www.school-russia.ru 4.Электронное пособие (компакт-диск) «Рабочие программы. Технологические карты уроков» к учебнику «Литературное чтение» 3класс Издательство «Учитель» , 2013 Isbn: 978-5-91651-160-4 5.Электронное аудиприложение МРЗ к учебнику Климанова Л. Ф, В. Г. Горецкий «Литературное чтение» 3класс М.: Просвещение, 2014 Isbn: 978-5-09-033422-8




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Дмитриева Любовь Егоровна

Дата: 14.12.2015

Номер свидетельства: 265923


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства