kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Фантастика и реальность в произведении Е.Велтистова «Приключения Электроника»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русской литературы в 7-ом классе.

Тема: «Фантастика  и реальность в произведении Е.Велтистова «Приключения  Электроника».

         Цели: 1. Способствовать знакомству учащихся с  писателем- фантастом  Е.Велтистовым  и       отрывками  из его повести «Приключения Электроника»;

                 2. Способствовать развитию ассоциативного мышления и творческого воображения учащихся; навыков самостоятельной мыслительной деятельности:  умение  выделять главное, анализировать, сравнивать, обосновывать свою точку зрения, обобщать и  делать выводы;

содействовать развитию навыков коллективной и групповой работы;

               3. Развивать интерес учащихся к творчеству Е.Велтистова, к литературе;

                   прививать  уважения к   человеческой личности, к достижениям человека.

     Оборудование: портрет писателя, иллюстрации по теме, слова Е.Велтистова.

Слова В.Приходько: «Повесть «Приключения Электроника» заряжает интересом к человеческой личности,  к науке, к достижениям человека».

  Слова Уолта  Диснея: «Если вы можете это вообразить, вы можете это и сделать.»

Эпиграф.                                                                                                                  

 «Фантастика - это … выдумка,  взгляд в будущее.»

                                                                                                                                                             Е.Велтистов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Фантастика и реальность в произведении Е.Велтистова «Приключения Электроника» »


Урок русской литературы в 7-ом классе.


Тема: «Фантастика и реальность в произведении Е.Велтистова «Приключения Электроника».

Цели: 1. Способствовать знакомству учащихся с писателем- фантастом Е.Велтистовым и отрывками из его повести «Приключения Электроника»;

2. Способствовать развитию ассоциативного мышления и творческого воображения учащихся; навыков самостоятельной мыслительной деятельности: умение выделять главное, анализировать, сравнивать, обосновывать свою точку зрения, обобщать и делать выводы;

содействовать развитию навыков коллективной и групповой работы;

3. Развивать интерес учащихся к творчеству Е.Велтистова, к литературе;

прививать уважения к человеческой личности, к достижениям человека.

Оборудование: портрет писателя, иллюстрации по теме, слова Е.Велтистова.

Слова В.Приходько: «Повесть «Приключения Электроника» заряжает интересом к человеческой личности, к науке, к достижениям человека».

Слова Уолта Диснея: «Если вы можете это вообразить, вы можете это и сделать.»

Эпиграф.

«Фантастика - это … выдумка, взгляд в будущее.»

Е.Велтистов.

I.Мотивационно-целевой этап 3

-Ребята, как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить? (О русском писателе Е.Велтистове.)

-Что интересного вы узнали о Е.Велтистове?

Выразите свои впечатления. (Спасибо)

- А теперь обратите внимание на эпиграф нашего урока, автором которого является сам Е.Велтистов.

- Прочитайте эпиграф к уроку «Фантастика - это … выдумка, взгляд в будущее» Е.Велтистов

-Какие ассоциации возникают у вас при слове ФАНТАСТИКА?

( выдумка, воображение, мечта, нечто надуманное, неправдоподобное, несбыточное, будущее, неизвестное, космос, роботы, другие планеты, зелёные человечки, НЛО, инопланетяне)

-Согласны ли вы с Е.Велтистовым, что фантастика - это … выдумка, взгляд в будущее? (да­) - Следовательно, верно утверждение Е.Велтистова, что «Фантастика - это … выдумка, взгляд в будущее.»?

(-верно, потому что человек фантазирует о невозможном.

- неверно, потому что фантастика - это мечта, а мечты часто сбываются.)

-Пусть это будет проблемой, которую нам предстоит решить, познакомившись с повестью писателя.

- Определите тему сегодняшнего урока:

Фантастика и реальность в повести Е.Велтистова «Приключения Электроника»

- А почему вы так думаете?

(- Велтистов в реальную нашу жизнь вносит фантастику)

- Определите цель нашего урока:

Выяснить: Почему Е. Велтистов написал повесть «Приключение Электроника»?

Чему нас учит повесть Е.Велтистова?

II. Операционно – деятельностный этап.

А. Приступим к работе над текстом.

Работа ведётся по группам: 1гр….2гр….3г….

Задание у всех групп одинаковое, но каждая группа работает сам-но.

Во время анализа текста другими группами остальные не только слушают, но и успевают заполнять таблицу.

1-ый этап работы.

– Назовите главных героев повести. В чём их сходство и различие?

Оформить ответ, учащимся поможет таблица, которая будет выглядеть примерно так.


Фантастика

Электроник

Общее


Реальность

Сыроежкин

«Я могу привести 25 доказательств.» Мел в руке Электроника быстро забегал по доске. Электроник рассказывает о том, как доказывали знаменитую теорему древние греки, индийцы, китайцы, арабы. Вырастают квадраты из треугольников, делятся квадраты на треугольники. Читает стихи: Пребудет вечно истина, как скоро

Её познает слабый человек!

И ныне теорема Пифагора

«Верна» как и в его далёкий век.

курносый нос

вихор на макушке

длинные ресницы

капризничает






Никогда не проявлял особой активности


Нет души

Не мечтает

Не переживает

Не совершает ошибок

Не способен любить или ненавидеть

Вечный ребёнок

Не развивается

Может лишь то, что в него заложили

Не знает, что такое дружба

Одиночество


Желание стать человеком








Чувствует

Совершает ошибки

Переживает

Любит

Ненавидит

Восхищается

Испытывает страх,

чувство стыда

Выбирает себе друзей похожих на себя


ВЫВОД: В чём их сходство? (1-ая группа)

В чём их различие?(2-ая группа)

Что вызвала перемена в Сыроежкине у окружающих? (3-я группа)

- Таратар был удивлён.

-Класс удивлённо замер.

-Даже на последней парте, где сидят любители всевозможных развлечений,

перестали играть в «морской бой».

-Ну, ты герой!

-Молодчина!

-Разложил Пифагора, как маленького!

-Теперь пусть девятиклассники не задаются.

- И чемпион по бегу!

- У нас свой Пифагор! Ура Сыроежкину!

(Такая перемена вызвала у окружающих восхищение.)


-Что вызвало происходящее в Электронике? ( ничего, он ведь робот)


Как вы думаете, какова была бы реакция на такое событие в нашем классе?

(Примерный ответ: Мы бы очень удивились. Наверное, мы сначала стали бы восхищаться Сыроежкиным, а потом, может, насторожились бы. Мы бы подумали, что Сыроежкин придумал какой-нибудь трюк с наушниками.)

-А почему?

-Потому что такая перемена в человеке за один день невозможна. Это может

быть только фантастикой.

- Возможно ли Сыроежкину перенять качества Электроника? Знать ответы на все вопросы) (ДА. Только он должен учиться, а не лениться.)

-А возможно ли Электронику воспринимать окружающий мир так, как Сыроежкин? (НЕТ. Он запрограммирован. Об этом можно только фантазировать.)

ВЫВОД:

-А что такое ФАНТАСТИКА?

-ВЫДУМКА, потому что оно несбыточно в реальной жизни. -ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ, потому что фантазируют, мечтая о будущем.( а если бы случись такое, то человек мог бы………..

-А почему Е.Велтистов написал свою повесть?

(- Он хотел обратить наше внимание на Сыроежкина, который похож на большинство наших учеников. Это большой лентяй, который на уроке отсиживает время, не хочет рассуждать, не желает напрягаться, не делает домашнее задание. А потом ему на уроке становиться скучно и он начинает мешать другим. Из-за него и другие дети отстают в учёбе. У нас в классе такое часто случается.

-Я думаю, если бы Сыроежкин не проводил время даром, он мог бы знать всё, что знает Электроник и даже больше. Человек ведь может мыслить, чувствовать, размышлять, делать выводы из собственного опыта жизни)

-А как вы думаете, почему Велтистов сделал Сыроежкина и Электроника похожими как две капли воды друг на друга? У них даже родинки были на одном месте, волосы кучерявые?

(- Велтистов показывает рядом с Сыроежкиным Электроника, будто хочет сказать нам, что Электроник не сильно отличается от Сыроежкина, от нас. Вся проблема в том, что мы не только не хотим стать лучше, но заранее уверены, что у нас ничего не получится.)


Б. 2-ой этап. -Обратите внимание на слова В.Приходько: «Повесть «Приключения Электроника» заряжает интересом к человеческой личности, к науке, к достижениям человека».

Как вы объясните их?

(-Электроник- фантастическое научное достижение, мечта человека о создании совершенного робота ради будущего всего человечества)

-Каждый ли человек может создать Электроника? (Тот, кто умеет выдумывать и фантазировать) -Умеете ли вы фантазировать? (ДА)

-Что необходимо, по-вашему, чтобы уметь фантазировать?( уметь выдумывать неправдоподобное, невозможное, воображать, представлять) -ДА! Фантастику создаёт воображение человека, а воображение человека без-гра-нич-на.

Задание:

Воспользуйтесь своим воображением и создайте своего Электроника.


Наш Электроник 7

2-ой этап







Каким он должен быть? Каковы его возможности? Что он умеет делать?


1гр.






2гр.





3гр



ЭЛЕКТРОНИК

ВОПРОСЫ НАИЗНАНКУ: (примерные вопросы Электронику)

Почему у ящиков есть стол? Почему у хвоста есть рыба?

Почему у усов есть кошка? Почему у тени есть сосна?

Почему облака не пишут писем? Почему у бороды есть лицо?


ЭЛЕКТРОНИК

Умеет читать мысли на расстоянии




ЭЛЕКТРОНИК (Знает все языки)

1.Устройство: -Похож внешне на………………… -Запрограммирован:

-знает программу 7-го класса; - питание: батарейки «дюрасел»;

-корпус: выписали из института пластической хирургии; -части тела: выписали из Германии;

-волосы: парик из натуральных волос; -глаза: выписали из московской клиники Фёдорова.

ВЫВОД: -В чём преимущество вашего Электроника от всех вас? (он имеет много качеств, которых мы не можем иметь?)

- Почему вы создали его таким? (Потому что с таким Электроником интересно: он много знает, никогда не обижается, не устаёт, не ест, не живёт для себя, не эгоист, он даже не знает, что это такое, не испытывает боль, не болеет, он работает 24 часа в сутки и при этом не требует зарплаты)


В. Переходим к 3-ему этапу урока.

Пофантазируйте, что произойдёт на каком-либо уроке в нашем классе, если придёт ваш Электроник? 15

1 группа



2 группа



3 группа


ВЫВОД:

- Могли ли вы воспитать в себе все эти качества, о которых вы мечтаете? (ДА.)

- Что для этого необходимо? (ЗНАНИЯ)

-Почему? (-Потому что ЗНАНИЯ помогут нам создать своего Электроника, не только стремиться к лучшему, но и добиваться его.)

- Сыроежкину не надо знать всё то, что запрограммировано в Электронике, а то, что необходимо в пределах возможностей ученика.

-Каким предстал перед вами Сыроежкин? (-Сыроежкин - обычный средний ученик школы: лентяй, уроки не учит, большую часть времени тратит зря. Таких учеников у нас много.)

-А, как вы думаете, с чем это связано?

(-Наверное, они не умеют мечтать и не верят в свои силы.)

R: - «Если вы можете это вообразить, вы можете это и сделать.» сказал известный вам американский король мультипликаций Уолт Дисней

- Когда-то эта доска была для нас фантастикой, а сейчас это реальная действительность и она служит на благо учеников школы.


Г. Самостоятельная творческая работа.

-А сейчас я предлагаю самостоятельную творческую работу.

Напишите ЭССЕ: Обязательно ли быть Электроником, чтобы проявить необычайные способности? (уч-ся пишут сам-но.) (смотри таблицу.)

Зачитаем 2-3 работы.

1) Обычный средний ученик школы очень похож на Сыроежкина. Он в основном не готовится к урокам. А ученик, который стремится к большему, учится, увлекается интересным, знает много, мечтает о многом, фантазирует. Может, то, о чём он мечтает сейчас, станет когда-нибудь реальностью.


2)-Мы просто хотим быть более известными. Всё что мы делаем, делаем только для себя, ради себя. Мы стремимся вперёд, чтобы достичь многого. Только мы не знаем, как это сделать. Поэтому мечтаем и фантазируем. Мы думаем в основном не о будущем, а о настоящем. А фантазируем мы часто не из желания стать умными, а из чувства эгоизма, чтобы иметь превосходство над другими.

Правда, сегодня наше мнение изменилось. (10 мин.)

ВЫВОД: - Итак, почему Е. Велтистов написал повесть «Приключение Электроника»? (-Для того, чтобы обратить наше внимание на реальное, то есть на нашу жизнь, сравнивая её с фантастикой.

- Для того, чтобы мы поняли, что Фантастику создаёт воображение человека, а воображение человека безгранична.

- Для того, чтобы мы верили, так же как и великий фантазёр Уолт Дисней, что если мы можем воображать, то мы можем и создавать.

-Для того, чтобы мы поняли, что можем чувствовать, любить, ненавидеть, чего не может ни одна самая лучшая машина.

-Он обращает наше внимание на то, что человек может достичь то, о чём мечтает. А если он обладает знаниями, может даже создать Электроника.)

- Вы в этом меня сегодня убедили.

Обратите внимание на слова

В.Приходько: «Повесть «Приключения Электроника» заряжает интересом к человеческой личности, к науке, к достижениям человека».

И это, несомненно, верно!

R: -Е.Велтистов непростой писатель, он пишет о сложном просто, потому что он разгадал мысли сотен мальчишек и девчонок, мечтающих стать лучше, знать больше, и хоть кого-то удивить.

- Что же такое ФАНТАСТИКА? -Это конечно выдумка человека, который стремится к совершенству, в будущее.

R: Это и есть решение проблемы, которая стояла перед нами на протяжении урока.

Спасибо. Молодцы.

ІІІ. Эмоционально - оценочный этап.

С чьим творчеством мы сегодня познакомились? (Е.Велтистова) 1

-Мы сегодня мы познакомились с творчеством замечательного писателя – фантаста, который разгадал мысли сотен мальчишек и девчонок, мечтающих стать лучше, знать больше, удивлять открытиями человечество.

- … и потому что их, т.е. вас, волновали и волнуют тысячи вопросов. Один из них: Как вести себя в этом огромном и сложном мире? А ответ на этот вопрос даёт нам БАСНЯ. Об этом пойдёт речь на следующем уроке, поэтому дома прочитать стр. 106 статью «БАСНЯ».

Домашнее задание:

1гр. составить 5-стишие: Электроник (Я) стр. 106 «Басня»

2гр. составить 5-стишие: Велтистов (Я) подготовить

3гр. составить 5-стишие: Сыроежкин (Я) сообщение об И.Крылове

- Оценивание (собрать оценочные карты.)

Комментирование оценок (1 мин.)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Фантастика и реальность в произведении Е.Велтистова «Приключения Электроника»

Автор: Жексенов Азамат Арсыланович

Дата: 24.02.2015

Номер свидетельства: 177952


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства